Обзор российских детских литературных премий

Обзор российских детских литературных премий

О существующих детских премиях, о том, для чего нужны литературные премии вообще и детские премии в частности, рассказывает писатель Андрей Жвалевский.

С точки зрения рынка литературные премии, кажется, не слишком нужны. В одном из отраслевых докладов «Книгоиздание в России» были проанализированы факторы, которые влияют на выбор и приобретение книги. Фактор «Книга – обладатель приза или из шорт-листа конкурса» оказался только на 14-м месте по важности. Рейтинг он имел всего 3,4 (для сравнения: «Хорошо знакомый автор» получил рейтинг 7,0).

Вместе с тем премиальная система — это своеобразный табель о рангах, оценочная шкала. Это такой квазиобъективный «градусник», который измеряет литературное качество и задает ориентиры. Поэтому без большого количества разнообразных литературных конкурсов не может быть полноценной литературной жизни. Проще говоря, премии помогают понять, что такое хорошо и что такое плохо в литературе. Но самое важное — премии открывают миру новые имена. Жюри как бы говорит: «Вот этого автора стоит почитать, он выделяется среди себе подобных».

Если «взрослых» премий всегда было достаточно (чуть не написал «достаточно много»), то с детскими еще недавно все было очень плохо. В фундаментальном труде Сергея Чупринина «Русская литература сегодня: Большой путеводитель» (М.: Время, 2007) упомянуто всего пять таких премий: «Заветная мечта», «Алиса», «Алые паруса», имени Грина и имени Маршака, причем только «Заветная мечта» удостоена отдельной статьи. Прошло меньше десяти лет, и сегодня в справочниках можно создавать отдельный раздел «Детские премии». И это при том, что «Заветная мечта» и «Алые паруса», к сожалению, канули в Лету.

Какие из литературных конкурсов детлита сегодня самые важные? Тут можно спорить. А чтобы спор как-то структурировать, предлагаю разделить премии по возрасту.

Для самых маленьких

Совсем детская литература (то, что читают дошкольники и младшие школьники) — это стихи. Причем набор этих стихов меняется очень медленно: Чуковский и Маршак так же актуальны, как 70 лет назад, то же относится к «Дяде Степе» и десятку лучших стихов Барто. Поэтому и «малышовые» литературные конкурсы не слишком резонансны. Все ждут «новую Барто» (нового Чуковского ждать глупо) — и ждать этого можно долго. Хотя в последние годы появилось несколько отличных поэтов для самых маленьких: Анастасия Орлова, Кристина Стрельникова, еще несколько авторов. Но попроси навскидку назвать премии, среди лауреатов которых нужно искать свежих «малышовых» поэтов — вспомнится имени Маршака, Чуковского… Очень своеобразная премия Ренаты Мухи. Собственно, все. Есть еще несколько премий регионального масштаба, интернет-конкурсы и «междусобойчики», но разговор о них давайте вынесем за скобки.

Вручение премии имени Маршака Галине ДядинойВручение премии имени Маршака Галине Дядиной

Лауреатами Маршаковской и Чуковской премий становились Андрей Усачев, Галина Дядина, Марина Бородицкая, Михаил Яснов… Хорошие авторы, что и говорить. Но только разве что Галину Дядину можно отнести к «новой волне» детских поэтов. Премию Ренаты Мухи получали менее известные — Дмитрий Сиротин, Андрей Сметанин, Галина Ильина, Надежда Радченко, Наталья Иванова — но, увы, эту премию никак нельзя назвать широко разрекламированной и представительной.

Для не самых, но маленьких

Отдельно стоит выделить премии, так сказать, «межвозрастные». То есть те, где есть номинации и для малышей, и для детей постарше. Тут сразу вспоминается «Новая детская книга» — проект издательства «Росмэн». Интересна эта премия тем, что создана с коммерческим прицелом. Правда, на недавнем круглом столе, посвященном форматам детской литературы, директор издательства Борис Кузнецов признался, что пока он только вкладывает в поиск новых авторов. С другой стороны, успех первого лауреата «Новой детской книги» — «Часодеев» Натальи Щербы — говорит о рыночном потенциале таких конкурсов. За последние несколько лет «НДК» очень сильно подняла свой рейтинг, хотя ее лауреаты не слишком хорошо известны широкой публике: Александр Ягодкин, Юлия и Константин Снайгала, Евгения Шляпникова, Наталья Поваляева, Елена Явецкая и Игорь Жуков, Александр Андерсон… Даже Анастасия Орлова и Валерий Роньшин, которые уже далеко не новички, — сильно уступают в известности Усачеву или Яснову.

Есть еще Корнейчуковская премия, вручаемая на фестивале «Зеленая волна» в Одессе. Но и ее лауреаты не на слуху: Тамара Нестеренко, Юрий Никитинский, Татьяна Корниенко, Станислав Бондаренко, Николай Возиянов.

Подростковые премии

Вот тут мы подходим к самому интересному. Литература для подростков у нас долгое время вообще никак не оценивалась. Первой попыткой навести премиальный порядок стала «Заветная мечта», которая за четыре года существования открыла много имен: Николай Назаркин, Светлана Лаврова, Фред Адра, Эдуард Веркин, Тамара Михеева, Дина Сабитова, Юлия Кузнецова. Именно тут засияла звезда Екатерины Мурашовой. Не обидели и маститых Бориса Минаева с Валерием Воскобойниковым, а также полумаститых Артура Гиваргизова со Станиславом Востоковым.

К сожалению, жизнь «Заветной мечта» оборвалась по объективно-субъективным причинам. В определенной мере ее наследницей стала премия «Книгуру» — самая заметная сегодня премия подростковой литературы. Дело даже не в том, что этот проект поддерживает Роспечать, а в ее изначальной нацеленности на подростковую аудиторию. Взрослые эксперты выбирают только длинный и короткий список, окончательный выбор победителей происходит только в Интернете и только силами подросткового жюри. Я хорошо знаком и с организаторами, и с экспертами этого конкурса, поэтому могу ручаться: здесь все по-честному. Лауреаты всех четырех сезонов — Ая эН, Эдуард Веркин, Светлана Лаврова, Юлия Кузнецова и др. — действительно нравятся читателям в возрасте от 12 до 17 лет. Приятно, что организаторы не боятся выкладывать тексты финалистов в Интернет на всеобщее одобрение. Вдвойне приятно, что издатели после этого не боятся издавать эти книги. Из шести победителей первых двух сезонов в номинации «Художественная проза» книжками вышли пять. Номинации «Научпоп» повезло меньше, но кто сегодня вообще издает научно-популярную литературу для детей, кроме «ИДМ»? Дополнительный плюс премии — постоянное стремление побольше рассказать о ней не только в Интернете, но и в реальном мире. Эксперты и организаторы чуть ли не непрерывно ездят по городам и весям, встречаются с библиотекарями и читателями, участвуют во всем, в чем можно. Например, на выставке в Гонконге Россия была представлена всего несколькими десятками книг, но для лауреатов «Книгуру» там нашлось место.

Но «Книгуру» не одинока на этом поле. Еще несколько подростковых премий появилось в последние десять лет. Что интересно, каждую из них учреждали, потому что «в стране совсем нет конкурсов для литературы для подростков».

Например, премия имени Сергея Михалкова была создана лично классиком советской детской литературы. Проводится раз в два года, с большим размахом, солидным бюджетом и… минимальным резонансом. Например, поиск в Яндекс.Новостях по словам «премия имени михалкова» дает всего 52 результата. Для сравнения — по слову «Книгуру» вы получите почти пять сотен результатов, хотя «Михалковка» стартовала в 2007 году, а «Книгуру» — в 2010. Дело явно не в недостатке финансирования (я был на банкете премии Михалкова), но в отсутствии желания или умения заниматься пиаром. Список лауреатов «Михалковки» вызывает смешанные чувства. Здесь есть и известные в детлитовском сообществе авторы (Тамара Михеева, Эдуард Веркин, Наталья Волкова, Анна Никольская), и хорошие, но не совсем детские писатели (Ирина Богатырева), и личный друг Никиты Сергеевича Михалкова Александр Адабашьян.

Церемония вручения премии им. С. Михалкова

Еще одна «именная» подростковая премия — имени Владислава Крапивина — богатством бюджета похвастаться не может. В прошлом году ее проведение было под угрозой срыва, хорошо, что в последний момент помог губернатор Свердловской области. Но зато этот литературный конкурс демонстрирует хорошую динамику. Он становится все известнее, а его лауреаты — все более признанными. В сезонах 2006, 2007 и 2008 годов вы вряд ли увидите известные имена. Исключение — Альберт Лиханов и (с некоторыми оговорками) Елена Габова. Но в сезонах 2010-2012 среди победителей все чаще встречаются авторы «с биографией»: Елена Ракитина, Юлия Кузнецова, Екатерина Каретникова, Павел Калмыков, Наталья Евдокимова, Наиль Измайлов, Эдуард Веркин. По-моему, это единственная региональная премия (я не только детские имею в виду), которая настолько известна по всей Росии.

Последней в этом списке можно упомянуть премию имени Александра Грина. Хотя основана она раньше прочих, в 2000-м году, но так и осталась кулуарной. Может быть, дело в том, что ее традиционно вручают писателям не просто известным, а прославленным (Лиханов, Крапивин, Булычев, Железников, Лукьяненко и т.д.). В результате премия Грина совсем не выполняет функции представления миру новых авторов. Но и такие, монументальные, премии в детлите тоже нужны.

Детские «филиалы» «взрослых» премий

В последнее время стало модно добавлять «детские» номинации во «взрослые» премии. Это пока приводит к, скажем так, неожиданным результатам.

Первой на веление времени откликнулась «Ясная поляна», которая в прошлом году объявила номинацию «Детство. Отрочество. Юность». Уже по названию можно было предположить, что организаторы не совсем точно понимают, что такое детская литература и чем она отличается от литературы про детей (потому что труд Льва Николаевича «Детство. Отрочество. Юность» никак не является чтением для юных, и что оно делает в школьной программе, остается только гадать). Результат получился соответствующий — первое место заняла прекрасная, но совершенно не детская книга Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер». Организаторы схватились за «тинейджера» в названии, чтобы оправдать свой выбор, но, увы, этому «тинейджеру» в книге уже минуло 18, и он косит от армии. Правда, во втором сезоне жюри, кажется, учло уроки, и в коротком списке «детской» номинации фигурируют авторы уже «детские»: Эдуард Веркин, Мария Мартиросова и Юрий Нечипоренко.

Андрей Дмитриев, фото с сайта премии «Ясная поляна»

Весной 2013-го примеру «Ясной поляны» решила последовать премия «НОС». Достаточно скоропостижно и очень амбициозно ее учредители заявили «Во «взрослой» литературе за последние два десятилетия сформировалась своя система премий и оценок, чего нельзя сказать о «детских» премиях в этой области. В спецпроекте «Baby-НОС» жюри премии вместе с экспертами и зрителями сделают попытку определить главную детскую книгу последнего десятилетия». 20 февраля это объявили, а уже 23 апреля лучшая книга десятилетия была определена. Вопросы вызвал уже короткий список, в котором вместе с известными писателями (Дина Сабитова, Артур Гиваргизов, Дарья Вильке, Сергей Седов, Екатерина Мурашова) оказались авторы, чьи фамилии представителям литературного сообщества не говорили почти ничего (Светлана Мосова, Ирина Наумова, Наталья Нусинова). Но самое интересное началось после объявления победителя. Разумеется, «Семен Андреевич. Летопись в каракулях» — чудесное произведение, но, во-первых, не предназначенное напрямую детям, во-вторых, «Манюня» (которую тоже номинировали) еще чудеснее. Не знаю, повторят ли этот эксперимент организаторы «НОСа». Если да, то остается пожелать им более компетентного жюри — из предыдущего состава к детской литературе не имел непосредственного отношения, кажется, никто.

Можно было бы рассказать еще об одной «детской» номинации — «Вместе с книгой мы растем» (национальный конкурс «Книга года»), но это соревнование не столько авторов, сколько издателей.

За скобками

Выше мы договорились вынести за скобки премии и конкурсы, которые проводятся в Интернете или похожи на междусобойчики. Упомяну о них конспективно в алфавитном порядке.

«Алиса» — премия за лучшее фантастическое произведение для детей. Вручается на «Росконе» среди прочих «цацек», как фантасты называют свои многочисленные премии. Основана Киром Булычевым, после его смерти вручается его вдовой, Кирой Алексеевной.

«Выбор» — конкурс был объявлен полтора года назад издательством «Самокат», «Новой газетой» и журналом «Переплет», но пока удалось сформировать только длинный список.

«Золотой Дельвиг», проводимый «Литературной газетой», среди прочего, вручается и в номинации «Детская и юношеская литература».

Имени А.Н.Толстого — проводится с 2005 года Союзом писателей России и Товариществом детских и юношеских писателей России.

Книжная Премия Рунета, проводимая магазином «OZON», имеет и детскую номинацию.

«Короткое детское произведение» — конкурс, который проводит книжный проект «Настя и Никита». Он ориентирован в основном на начинающих авторов.

Совет по детской книге России, строго говоря, не премиальная структура, но именно он выдвигает претендентов на международную премию имени Андерсена.

«Read Up» — «книжная» номинация фестиваля «Старт Ап». Победители определяются в результате интернет-голосования.

Кроме того, премию Правительства РФ в области культуры в 2012 году получил детский поэт Яснов Михаил за книгу «Детское время». Весной проскочило сообщение, что Президент России учредил «три премии в области литературы и искусства, лауреатами в которых могут стать авторы произведений для детей и юношества», но подробности до сих пор неизвестны.

Особый разговор — о читательских премиях. Их организуют большей частью библиотекари, но голосуют сами дети. Это «Книга года», вручаемая московской библиотекой имени Гайдара, почетные знаки «Нравится детям Ленинградской области» и «Нравится детям Белгородской области», а также «Книга года: выбирают дети», которая является российским вариантом всемирной премии Сhildren`s Choices. На мой взгляд, такие премии — самые дорогие для писателя.

Если кого забыл, не обессудьте.

Итак

Премий в области детской литературы не так чтобы нет. Но и не слишком много. Можно создать еще несколько десятков литературных конкурсов — и все будет мало.

Главная беда большинства детских премий, как мне кажется, — отсутствие огласки. Во многих случаях нет сайтов, слабая поддержка в соцсетях, неумение привлекать внимание СМИ. Единственное исключение — «Книгуру», но и там не все безоблачно в смысле пиара.

Возможно, поэтому даже внутри литературного сообщества до сих пор есть ощущение, что «детский» премиальный процесс находится в зачаточном состоянии.

Но за последние 6-7 лет ситуация заметно улучшилась и, будем надеяться, продолжит улучшаться дальше.

Андрей Жвалевский, специально для KidReader.ru

Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus