Основы стихосложения -ритм

Тимофей Бондаренко
   Ритм - это основа основ стихосложения.
   Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы - это ритм.
Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме.
Стихи - это ритмически организованная речь.
   Почему ритм ?
   Эмоциональное воздействие ритма на человеческую психику известно
очень давно. Уже в доисторические времена ритм использовался в различных
общественных и религиозных ритуалах.
   И, по-видимому, уже в эти же времена людьми было замечено особое
эмоциональное воздействие ритмически организованной речи.
Ритм и сам по себе, даже в чистом виде способен производить
определенное воздействие на человека.
   Вспомним детские совершенно бессмысленные стишки
вроде "эни мэни раба, квинтер финтер жаба"

   Поэтому отвлечемся и немного поговорим о ритме самом по себе.
Понятие ритма может относиться не только к временной последовательности,
характеризующейся повторением определенных характеристик процесса
через равные промежутки времени. Ритм может состоять и в пространственной
повторяемости.(например в архитектуре).
Здесь мы будем говорить о временном ритме.
Хотя теоретически возможно стихосложение, основанное и на пространственном
ритме, но практически, например в китайском языке, стихи традиционно
скандировались. Хотя сама китайская письменность "немая" , не фонетическая,
а предназначенная для чтения глазами.
   Итак ритм. Простейший ритм состоит из повторения одного и того же
элемента. Графически это можно изобразить так  - - - - - - - - -....
Однако такой ритм очень быстро "приедается" . Быстро наступает то,
что называется монотонией, или проще говоря, занудство.
   Человек по разному реагирует на это. Либо, если это возможно, отключается
вообще от восприятия (негромкий монотонный ритм). Либо переходит в
стрессовое состояние - развивается раздражение. Наиболее интересен
третий вариант - человек невольно начинает "разнообразить" ритм .
Невольно придавать ритму структуру, которой в оригинале нет.

   Например, ритм из одинаковых по громкости сигналов - - - - - - - -....
непроизвольно начинает восприниматься как структурированный,
скажем, как / - / - / - / - ..... ("/"- более громкий "-" -более тихий).
   Это говорит о том, что для "комфортного" восприятия ритм должен быть
достаточно "богатым".
   "Идеальный" ритм соорудить несложно. Сложнее избавиться от монотонии,
не разрушив при этом однако, самого ритма.
   Это в известной степени может быть достигнуто структурированием ритма.
Так скажем, ритм / - / - / - / - / -... или /--/--/--/--...
уже выглядит менее монотонным. Здесь появляются структурные единицы
второго уровня / - или / - - . Ритм воспринимается состоящим из
этих структурных единиц второго уровня, а каждая единица, в свою очередь
ритмически организована (состоит из единиц одинаковой длительности).

   Отметим, что практически такие единицы второго уровня ограничиваются
двух, трех и реже четырехдольным ритмом.   /-, /--, /---
   Нетрудно догадаться, что в поэзии единицам первого уровня соответствуют
слоги, а единицам второго уровня - стопы. (ограничиваясь пока традиционным
силлабо-тоническим русским стихосложением).
Однако и такой ритм быстро приводит к монотонии.
Поэтому ритм (и в музыке и в поэзии) структурируется дальше.
В поэзии этим более крупным единицам соответствуют  строки.
(в музыке - музыкальные фразы).

/-/-/-/-
/-/-/-/-
.........

   Это уже ритмические единицы третьего уровня.
   Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня
- строфа.(в песенной музыке - куплет). Более крупные ритмические
единицы используются только в поэмах (например, "онегинская строфа" -
структура состоящая из простых строф -  единица 5 уровня).
   Подчеркнем, что структурирование ритма - это не прихоть,
не произвольная "условность", которую можно принять, а можно и
отбросить. Это - следствие вполне объективных законов человеческой
психики.
   Хочется повторения, но хочется и разнообразия.
Голый ритм и ритмической хаос  одинаково неприемлемы.

   Итак, вернувшись  к традиционному русскому стихосложению, можно сказать:

   Ритмическая единица 1-го уровня - слог. В русском языке слоги
произносятся примерно с одинаковой скоростью.
(есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог
не будет ритмической единицей).

   Ритмическая единица 2-го уровня - СТОПА, обусловленная чередованием
ударных и безударных слогов. Например строчка "буря мглою небо кроет"
ритмически запишется /-/-/-/- ("/" - ударный, "-" - безударный слог).
Здесь стопа будет /- из двух слогов, первый ударный.
(в языках, где нет силового ударения, стопа конечно будет
построена по другому принципу)

   Ритмическая единица 3-го уровня - СТРОКА.
И это - НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА.
Имеющая наибольшее самостоятельное значение.
Мне приходилось сталкиваться с мнением, что вообще стихи - это то,
что разбито на строки, безотносительно к остальным ритмическим уровням.

   Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей
речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА.
   Человек говорит не слогами, не словами, а фразами.
(не путать с грамматическим понятием предложения!).
При этом фраза не является чем-то постоянным.
Так "буря мглою небо кроет" можно произнести как одну фразу.
А можно и как две "буря мглою" "небо кроет".
Разбиение на строки особенно важно, потому что без него
не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения.

   Кроме того, разбиение на строки обогащает и внутренюю ритмику стиха.
Если бы не было разбиения на строки, а шел бы сплошной поток,
то стопы "/-"-хорей  "-/"-ямб  были бы практически эквивалентны -
давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.
...-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/....
.../-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-...
Но поскольку строка ограничена началом и концом, то строчки
"где может быть родились вы"  ямб -/-/-/-/
и "буря мглою небо кроет" хорей /-/-/-/-
звучат ритмически по разному.
   В старину, со времен Ломоносова, бытовали различные мнения, например, что ямб лучше подходит для передачи грусти, или торжественности а хорей - для приподнятого настроения, пляски, элегий . Или, что ямб - для передачи мысли, хорей - чувства итп...
Сейчас от таких взглядов отказались, и в общем, признано, что сам по себе размер не определяет настроя стиха.
Различие в окончаниях строк тоже разнообразит ритмическое восприятие,
хотя далеко не так сильно, как различие в начале.
   В трехсложных размерах возможны уже три варианта  начала строки:
"/--" - дактиль
"-/-" - амфибрахий
"--/" - анапест
   Обратите внимание, что в строке не обязательно должно быть целое
число стоп. Так, возможны варианты дактиля:
"/--/--/--"
"/--/--/-"
"/--/--/"
   Ощущение другого ритма при этом не возникает.
Смена в окончаниях строк скорее ощущается как вариация того же ритма.

   Ритмическая единица следующего уровня - это СТРОФА.
Она состоит из нескольких строк, связаных определенными
ритмическими и/или звуковыми соотношениями.
Наиболее обычна строфа из 4 строк
"Буря мглою небо кроет,
"Вихри снежные крутя.
"То как зверь она завоет,
"То заплачет как дитя."
(Пушкин).

   Обратим внимание на чередование рифм и окончаний строк.
Схема рифмовки - АБАБ  - это означает, что первая строка рифмуется
с третьей, а вторая с 4-ой.
Окончания строк  чередуются по такому же закону
"ЖМЖМ" или .../-, .../,.../-,.../
Окончание строки на ударный гласный принято называть "мужским"
Окончание .../- "женским"
Окончание .../-- "дактилическим"
   Такая рифмовка строк (чередующаяся) наиболее распространена
(длина строк при этом не обязательно чередуется, строки могут
иметь и однотипное окочание).
   Вторая по распростреннности - смежная рифмовка  ААББ
"Его пример другим наука,
 Но боже мой какая скука
 С больным сидеть и день и ночь,
 Не отходя ни шагу прочь..."
(Пушкин).
   Схема окончаний ЖЖММ, хотя  такое чередование и не обязательно
- может быть и ЖЖЖЖ или ММММ. Но ясно, что такой параллелизм усиливает
ритмическое начало в стихе.(по ученому это называется альтернансом).
   Третья схема - АББА - опоясывающая рифма.
"Какое низкое коварство -
"Полуживого забавлять,
"Ему подушки поправлять,
"Печально подносить лекарство."
(Пушкин).
(здесь тоже помимо чередования рифм чередуется вид окончаний ЖММЖ)
   Существуют и другие строфы, но наиболее распространены именно эти.
Почему четырехстрочные? Ответ опять таки следует искать в области
психологии восприятия ритма человеком. В музыке тоже наблюдается
такая же закономерность - тяготение к "квадратным" формам.