Основы стихосложения - ритм-2

Тимофей Бондаренко
   Это все теоретически.
А теперь о практической стороне дела  и о характерных ошибках
и огрехах в ритмике.

   Pитм первого уровня.
   Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления
подряд идущих согласных - на их произнесение тоже требуется время.
В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других
местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости.
   Но чаще всего встречается такой огрех - столкновение одинаковых или
похожих согласных  (все строки не мной выдуманы).

   "с свинцом в груди... "
   "и за дверьми стоящим мраком..."
   "мы не ложились спать без сказки..."
   "не считающихся с ним, как с Сущим,..."
   "мне б в фортку крикнуть..."
   "нам надо б песню запеть..."

   Читая такие строчки приходится либо проглатывать звуки,
либо выбиваться из естественного ритма стиха.
(иногда при этом невольно получается извращенный
смысл "с винцом в груди" "стоящим раком", "спать без каски", "ссущим").
Еще пример, хотя уже не столь явной, но шероховатости:

   "В черепичные рыжие крыши..."

   "В черепичные" - трудно произносимо. Особенно нежелательно такое
в начале строки. Вместо плавного вкатывания в ритм строки, начинаешь
со спотыкания. (в середине строки инерция ритма произношения как-то
помогает сгладить такие неровности).

   Есть редкие случаи - но к ним надо быть готовым, когда
слогообразующую функцию могут выполнять сонорные согласные "р"
или "л".(например, в чешском языке это не такая редкость).
   Например, слово "оркестр" - при нередуцированном произношении
получается три слога ор - ке - стр
А при редуцированом - два [ор-кестр]
Поэтому в стихе это слово может употребляться и как двусложное
и как трехсложное.

   Часто встречающееся слово "наверное" может читаться и как
"на-вер-но-е" и как "на-вер-но"
То же для слова "проволока" - часто произносимого как "проволка".
Автору в таких случаях лучше использовать, пусть формально
неправильную, но четко указывающую на произношение форму,
чем заставлять читателя догадываться, как надо произносить слово.

   Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ.
Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных
слогов в стихе.
   Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных
и безударных слогов практически невозможно выдержать.
На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование
абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком
жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных
стихах появление пиррихиев - пропусков требуемых ударений
или спондеев - сверхсхемных ударений,  неизбежно.

   Например, ритмическая схема   4 стишия Пушкина запишется
   "Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог,
    Он уважать себя заставил
    И лучше выдумать не мог."

-/-/-/-/-   (если "мой" произносить без ударения)
-/-/---/
---/-/-/-   (если "он" произносить без ударения)
-/-/---/
   Здесь мы видим, что в строках 2,3,4 пропущено по одному, положенному
по схеме, ударению. Это - пиррихии.
   В двусложных размерах - ямбе и хорее, встречаются в основном пиррихии.
В трехсложных размерах - спондеи ("лишние" ударения).
   Обратите внимание на примечания в скобках. Целый ряд слов в русском
языке может произноситься как с ударением так и без ударения.
   Это односложные слова - местоимения, предлоги, союзы...
Что очень выручает поэтов. Каких-либо определенных правил здесь нет.
Главное - следить, чтобы это звучало естественно.
Языковое чутье, ритмический слух - нельзя заменить  никакими правилами.
   Поэтому для стихотворца важно обратить внимание на развитие этих навыков.

   Вернемся к процитированному 4-стишию.
   Обратим внимание, на то что во 2 и 4 стопе пропуски ударений отсуствуют.
И это - не случайность!
   В действительности не все ударения в строке равноценны.
Последнее ударение в строке должно находиться на своем месте ВСЕГДА.
Несоблюдение этого - настолько грубая ошибка, что трудно даже вспомнить
пример. Это процарапает самый неискушенный слух.
Но и остальные ударения неравноценны.
   Второе ударение (в данном размере - 4-стопном ямбе)
хотя и не в такой степени, но тоже более важно, чем  первое или третье.
И это подтверждается анализом других 4-стиший - Пушкин редко пропускает
второе ударение, и никогда - последнее.
Так например строка с отсуствующим вторым ударением
"Так думал молодой повеса" (-/---/-/-)
на слух отчетливо воспринимается, как выбивающаяся ритмически,
так и тянет прочитать ее с неправильным ударением "мОлодой"
Сравните ритмическое звучание этой строки с аналогичной строчкой
с пиррихием на 3 стопе (-/-/---/-)
"Так думал глупенький повеса"
- здесь на слух такого сильного ощущения выбивания из ритма не возникает.
Следующее по важности - первое ударение. И чаще всего  пропускается
третье.
   Таким образом, в 4-х стопном ямбе  по важности ударения распределяются
так: четвертое - второе - первое - третье.

   В трехсложных размерах пропуски схемных ударений (пиррихии)
встречаются редко. И звучат как явный огрех.
   Но зато практически неизбежны лишние ударения - спондеи
При этом очень характерная ошибка, допускаемая очень многими,
и не только новичками - непонимание того, что спондеи неравноценны.
В одной позиции они звучат приемлемо, а в другой - создают ощущение
нарушения ритма, вплоть до того, что невольно "исправляются" путем
переноса ударения с положеного ему места на другое.
   Взять например, первые две строчки стихотворения:
   "Когда дождь отстучал свои гаммы
    В черепичные рыжие крыши..."
   
   Идеальная ритмическая схема была бы:
--/--/--/-
--/--/--/-
реальная схема:
-//--/-//-
--/--/--/-
   Но в таком виде ее даже просто прочитать трудно.
В первой строке неизбежно получается:
   "кОгда дОждь отстучАл свОи гАммы..."
/-/--//-/-
При чтении вслух невольно переносится ударение
в словах "кОгда" и "свОи".
   Таким образом, лишние ударения в оригинале
стоят на неудачных позициях.
Это вполне соответсвует общему правилу, которое следует
запомнить любому стихотворцу:

-------------------------------------------
   В трехсложных размерах --/ лишнее ударение во второй позиции   -//
гораздо сильнее нарушает ритм, чем лишнее ударение в первой  /-/
-------------------------------------------

   Я специально подчеркиваю это т.к. в своих путешествиях
по сайту стихиру сталкиваюсь с непонимаем этого правила
буквально на каждом шагу. И даже авторы, считающие себя
вполнее грамотными, ухитряются этого не замечать, и что
еще хуже, отметать такие замечания.
   Что может быть объяснено разве что дурной привычкой
читать стихи глазами, а не вслух (хотя бы про себя)...
   Нарушение этого правила настолько сильно противоречит ритмике,
что при прочтении невольно ударение переносится на более
правильную позицию.
   Например, если вместо первой строки взять:

   "ВЕшний дОждь отстучАл мОре рИтмов...
   "КрУпный дОждь простучАл парадИдлы...

   То здесь уже ритмическая шероховатость гораздо меньше заметна.
В разбираемом примере дело усугубляется еще тем, что это -
первая строчка в стихотворении, которая должна давать ритмическую
настройку стиха. И наличие двух ритмических ошибок никак
не способствует этому.
   В сложившейся стихотворной практике такие огрехи считаются
в принципе допустимыми.
   Но лично я считаю, что с ними следует бороться, и привычность
таких огрехов не должна оправдывать их обилия.
   Тем более, что в большинстве случаев появление
таких ошибок объясняется только небрежностью автора.
И опять-таки, не во всех позициях такие огрехи выпирают
одинаково.Так, в данном случае, прислушаемся к звучанию строк:

   "Когда дождь простучал парадидлы..."
   "вешний дождь своим шумом наполнил..."
   "Летний дождь простучал свои ритмы..."

   Наиболее шероховато звучит первый вариант
наиболее гладко - третий.
   Это обусловлено тем, что в начале строки отсуствует еще
ритмическая инерция, и невольно тянет прочитать с правильным
ударением "когдА", а при таком прочтении возникает ритмический сбой.
В остальных двух случаях ритмическая инерция уже заранее
подготавливает к переносу ударения.
   Кроме того, здесь важно еще, какие слова несут сверсхемные ударения
Сравните:

   "вешний дождь своим шумом наполнил..."
   "вешний дождь дворы шумом наполнил..."

   Перенос ударения в слове "дворы" звучит гораздо  корявее.

   Итак, появление пиррихиев в двусложных размерах и спондеев
в трехсложных практически неизбежно.
   Это однако не означает, что автор вправе вообще не обращать
на них внимание, и любое их появление считать безобидным.
Не во всех позициях cверсхемные ударения (или их пропуски)
звучат одинаково. Искусство стихотворца заключается в
том, чтобы избегать их появления в первую очередь там,
где они звучат наиболее коряво.
   И в любом случае избегать скопления их в одной строфе и строке.
Вот плохой пример такого рода - скопление ритмических огрехов:

   "ТканерЯженыЕ птицелюди
    Безмятежно клюют мОю печень,
    Погружая в неё свОи клювы,
    Пригибая к земле мОи плечи."
   
Приходится читать по ритмике с означеными ударениями.


   ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.

   И еще о внутренней ритмике строк -
об очень частой - и яро оправдываемой авторами, ошибке.
О знаках препинания внутри строки.

   В самих знаках препинания ничего собственно крамольного нет.
Плохо когда они корежат ритмическую структуру строки.
Вот характерный пример:

    "........."
   "В сумраке комнаты. Завтра - на службу"

   Если читать это с остановкой в том месте, где стоит точка,
то нарушается ритм строки. Если же читать согласно ритму,
то исчезает точка, и получается
что службa будет проходить в сумраке комнаты.
   Здесь общим правилом стихотворца должно быть следующее:
все знаки препинания внутри строки должны быть "немыми" -
т.е. "нечитаемыми", не требующими дополнительных пауз
для правильного прочтения.
   То есть, легко угадываемыми исходя из текста.
   Это в прозе смысл текста
   "казнить нельзя помиловать..."
можно уточнить знаками перпинания:
   "казнить, - нельзя помиловать..."
   "казнить нельзя, - помиловать..."
   А в стихе неизбежно получится либо сбоящий ритм,
либо смысловая каша.

   Еще несколько примеров:

   "А что судьба? Среди столетий,..."
   (а что судьба среди столетий ?...)
   "Свет погасим. У свечи..."
   (свет погасим у свечи...)
   "Обрывок бечевы. Становится темнее..."
   (Обрывок бечевы становится темнее...)
   "С которой стерли запись. Позабыв..."
   (с которой стерли запись, позабыв...)
   "не повернуть. От Иордана..."
   (не повернуть от Иордана...)
   "Шалтай-Болтай я. Без утайки..."
   (Шалтай-болтая без утайки)


   ЦЕЗУРА

   Еще один элемент внутристрочного ритма
- это ЦЕЗУРА.
   То есть пауза внутри строки. Но не любая пауза
/например, обусловленная необходимостью "прочтения" точки или запятой/.
   Неоднократно приходилось сталкиваться, с тем, что авторы в порядке
самооправдания называют "цезурой"  просто ритмическую грязь.
   Цезура как ритмический элемент возникает только в
стихотворениях с длинными строками.
   Каждая строка тем самым как бы разбиваются на две подстроки.
Возникновение цезуры обязано законам устной речи.
Ни один нормальный человек не говорит длинными непрерывными
периодами, а разбивает свою речь на удобопроизносимые куски.
   Когда строки стихотворения слишком длинны для того,
чтобы каждую можно было произносить как единый поток
без остановки, они делятся цезурой на две части.
   Как любой ритмический элемент, цезура должна подчиняться
законам ритмики. То есть, находиться в строках на одном и
том же месте. Цезура, которая попадает то на 8-й, то на 10-й,
то на 9-й слог - это уже не ритмический, а аритмический элемент.
   Попросту ритмическая грязь.
   Цезура, попадающая на середину слова - тоже грязь.
   Даже попадая на раздел между словами, цезура может создавать
ощущение ритмической грязи - если членение строки на две части
оказывается неестественным.
   Например   (обозначив цезуру значком \/ ):
   
   "Только сердце как ни странно \/ в чудо все же верит..."
   "Иногда лишь приходя на \/ этот милый берег..."

   В первой из этих строк цезура стоит в нормальной позиции,
а во второй строке - очень неудачно.
   Так что, если в том же двустишии паузы поставить более логично,

   "Только сердце как ни странно \/ в чудо все же верит..."
   "Иногда лишь приходя \/  на этот милый берег..."

то создается ощущение ритмической шероховатости.

   Мне неоднократно приходилось встречать стихи, в которых
происхождение шероховатости ритма на поверхностный взгляд
кажется непонятным, но, при внимательном рассмотрении,
оказывается обусловлено несоблюдением правил цезуры.

   И наконец еще одно нарушение внутристрочного ритма
- лишние или пропущенные стопы.

   Например:
   "От боли жизни отрешиться,
   но чтоб при этом сердца не лишиться..."

-/-/---/-
-/-/-/---/-
(лишняя стопа во второй строке)

   Эффект этого нарушения особенно резко проявляется в коротких строчках.
А в длинных строках гораздо менее - вплоть до того, что на слух
вообще почти неощутим.
И потому в длинных строках встречается гораздо чаще.

   Заканчивая разговор о внутристрочном ритме, следует сказать
что упомянутые двух и трехсложные ритмы
(хорей, ямб; дактиль, амфибрахий, анапест)
являются наиболее распространенными, и легкими для освоения
но конечно же не исчерпывают всего.
   Помимо простых возможны строки со сложными ритмами
например:

   "Выхожу один я на дорогу..." --/-/---/-

   Все сказаное также относится и к ним.
Только следует учесть, что  в таких стихах ритм выдерживать труднее,
они более чувствительны к ритмическим огрехам.
   Чем сложнее и напряженнее ритм, тем точнее он должен быть выдержан,
иначе он будет ощущаться как спотыкач, ритмическая грязь, а не
оригинальный ритм.
   Так например, пеон ---/---/-
при наличии большого количества сверхсхемных ударений
начинает восприниматься как грязный ямб.
А ямб с большим количеством пиррихиев - как грязный пеон.
   При написании строк с напряженным ритмом следует по возможности
употреблять слова с бесспорным и труднопереносимым ударением,
а также использовать иные средства (грамматические, смысловые,звуковые),
подчеркивающие выбраную нестандартную ритмику.

   Иногда задача может оказаться очень трудно исполнимой.
Так, например, почти невозможно заставить звучать ритмический рисунок
/-/--/--/-
именно так.
   Вследствие очень сильного тяготения к анапесту
--/--/--/-
   Первое ударение так и тянет воспринять как спондей,
и считать за побочное. Особенно, если хотя бы в одной-двух строчках
первый слог остается безударным.
   Практически неизбежно вместо своеобразного ритма получается
грязный анапест.
   Я встречал на стихире подобные произведения, впрочем и сами
авторы не могли сказать ничего вразумительного на тему,
какой же ритм они пытались провести.