Основы стихосложения - строфа

Тимофей Бондаренко
Наконец, остался  еще один ритмический элемент - СТРОФА.
Строфа состоит из нескольких строк, образующих
ритмическую единицу.
Строфа содержит определенное число строк
с определенной схемой рифмовки.

Наиболее часто встречается строфа из 4 строк:

"Буря мглою небо кроет,
"Вихри снежные крутя.
"То как зверь она завоет,
"То заплачет как дитя.

Схема рифмовки такой строфы записывается АВАВ
и называется перекрестной рифмой.
ААВВ - смежная рифма
АВВА - опоясывающая
Обратим внимание на то, что со сменой рифмы меняется также
вид окончания строки - в 1 и 3 строки оканчиваются на безударный
2,4 - на ударный слог.
Это называется альтернансом.
Очевидно, что такое чередование усиливает ритмическое начало в строфе.
Рифмующие строки также ритмически подобны.
По расположению ударения рифмы различаются "мужские" -
с ударением на последнем слоге, "женские" - с ударением на
предпоследнем слоге , "дактилические" - с ударением на третьем
от конца слоге. Далее - рифмы гипердактилические (практически
встречаются очень редко).
Строго, следует говорить  не о рифмах, а об окончаниях строк.
но практически  сложилась такая терминология.
Таким образом, как правило чередование рифм подкрепляется
вариациями ритма.  Стихи без альтернанса - в которых чередование
рифм не сопровождается вариацией в окончаниях строк,
встречаются редко и часто производят не очень хорошее впечатление.
Например, сравните по ритмическому звучанию
процитированое 4-стишие с таким же без альтернанса:

"буря мглою небо кроет
"вихри снежные кружа-то
"то как зверь она завоет
"то заплачет как дитя-то...

Легко видеть, что здесь смазывается ритмическая выразительность
и уменьшается чувство ритмической закончености строфы.
Такое построение было бы уместно в более сложной строфе,
например АВАВСС  с альтернансом ЖЖЖЖММ:

"буря мглою небо кроет
"вихри снежные кружа-то
"то как зверь она завоет
"то заплачет как дитя-то
"И такой снеговорот
"Закрутил наверно чорт...

Такая строфа выглядит ритмически законченой.
Заметим, что использование альтернанса  может быть разным
даже при одинаковой схеме рифмовки.
Например то же с альтернансом ЖМЖМММ:

"буря мглою небо кроет
"вихри снежные крутя
"то как зверь она завоет
"то заплачет как дитя
"И такой снеговорот
"Закрутил наверно чорт...

Возможны также альтернансы МЖМЖММ ЖМЖМЖЖ МЖМЖЖЖ  ММММЖЖ,
ну и конечно ЖЖЖЖЖЖ МММММ (хотя два последних будут похуже
звучать).
Таким образом, использование различного альтернанса сильно обогащает
строфику.
В трехсложных размерах, где возможны три вида окончаний
МЖД (/ , /- , /-- ), в 6 строчной строфе при одной и той же
схеме рифмовки возможны 27 различных видов альтернанса
а в 4-строчной - 9 видов.

Таким образом, в построении строфы важную роль играет не только
чередование рифм, но и чередование окончаний строк.
Так 4-строчная строфа со смежной рифмой ААВВ в отсуствие альтернанса
просто распадется на два двустишия, а в длинном стихе получится
эффект бубнения и строфика перестает ощущаться вообще.
Иногда это может быть специально использовано
(см.напр. http://www.stihi.ru/2001/07/29-52)

Обычно альтернанс соблюдается инстинктивно, но все же иногда
стихи написаные без альтернанса встречаются.
И часто производят не очень хорошее впечатление.

Кроме чередования рифм и типов окончаний, строфы  также
могут различаться количеством стоп в строке : например

"Буря воет
"Вихри снежные крутя
"Зверем стонет
"Или плачет как дитя...

При таком построении ритм будет выразительным
даже  при отсуствии альтернанса.
Наконец, возможно построение строфы и с использованием
даже разного метра строк. Например:

"Буря воет
"Вихри снежные крутятся
"Зверем стонет,
"Криком детского ужаса

с ритмической схемой:
/-/-
/-/--/--
/-/-
/-/--/--
Строфические построения могут быть довольно контрастными:
"Взгляни -
"Удивись, как хорош этот вечер
"Огни
"Разбросала по сумеркам вечность...

Таким образом, видим, что даже при одной и той же схеме рифмовки
возможно огромное многообразие в построении строфы - за счет
варьирования альтернанса, длины и даже метрики строк.

Можно только сожалеть, что строфика вообще не в чести в наше время.
Авторы не считают нужным  разбираться даже в том, что делают сами.
Огромное многообразие строфической организации стихов практически
не используется. Более того, даже примитивная строфика для некоторых
авторов оказывается технически трудноисполнимой, и они
начинают маскировать это типографскими выдрюками.
А ведь какие возможности - твори, выдумывай, пробуй - упускаются!

Конечно же, как и другие ритмические элементы,
использование строфы должно подчиняться законам ритмики.
Должен существовать грамматический и смысловой параллелизм
со звуковым (то же что говорилось и о строках).
Смысловые и тем более грамматические переносы из строфы
в строфу  - грубо нарушают ритмическую гармонию стиха.
Напротив, совпадение членения содержания стиха с разбивкой
на строфы услиливает его выразительность, доходчивость
до слушателя. Типографское разбиение на строфы, соответствующее
ритмике стиха, облегчает восприятие при чтении.

Прежде всего о распространенном явлении -
строфы вообще не выделяются в тексте.
Для печатаемых на бумаге стихов, это еще может быть
объяснено стремлением к экономии бумаги.
Особенно в изданиях за счет автора.
А для электронных версий - это можно объяснить только
авторским пренебрежением. А иногда, видимо - и желанием
замаскировать огрехи в стихе.
Нередко таким способом маскируют наличие переносов
из строфы в строфу.
Отсуствие разбиения на строфы утяжеляет восприятие стиха
при чтении, как в плане формы, так и содержания.
Затрудняется восприятие схемы рифмовки, особенно при использовании
сложных строф, или при смене схемы рифмовки внутри стиха,
иногда при использовании похожих рифм в соседних строфах.

Другой, куда больший грех - это вообще произвольное разбиение
стиха на "строфы".

Например, стих автора Svetka  "Давай поиграем в любовь..."
в авторской разбивке на "строфы"

"Роняя в ночь рояля звуки
"Из приоткрытого окна,
"Касались клавиш чьи-то руки...

"Рояля каждая струна
"Послушно вторила, звенела...
"И замирала...

"Чья душа
"Вибраций эхо чутким телом
"Ловила, музыкой дыша?...

А разбивка согласно собственному ритму стиха будет

"Роняя в ночь рояля звуки
"Из приоткрытого окна,
"Касались клавиш чьи-то руки...
"Рояля каждая струна

"Послушно вторила, звенела...
"И замирала... Чья душа
"Вибраций эхо чутким телом
"Ловила, музыкой дыша?...

Легко видеть, что авторская разбивка произведена по содержанию.
Но она очевидно идет поперек ритма самого стиха.
Если пытаться читать как разбил автор (что довольно затруднительно),
делая изрядные паузы между строфами, то получается ритмическая
мура. Если же читать согласно ритмике самого стиха  - то тогда
зачем все эти типографские выверты - попытка обмануть самого себя?
Или читателей, привыкших читать стихи только глазами, как прозу,
не пробуя на звук?
При прочтении согласно собственной ритмике  - выпирает
корявый перенос из строфы в строфу .
Отсуствие ритмического параллелизма в звуке и смысле.
(и заодно более явными становятся другие огрехи)
Резюмируя, можно сказать, что автор просто не справился
со строфикой и решил сделать это типографскими средствами.

Вот еще пример:

"Под взглядами пытливыми старух..."
Юлия Вольт
------------
"Под взглядами пытливыми старух,
"Облаянная бдительной болонкой,
"Вошла в подъезд, и стойкий русский дух
"Поплыл навстречу - кто-то самогонку
"Готовил к свадьбе или просто так:
"Без повода, без смысла, без просвета.

"В квартире обитала пустота,
"Шурша магнитофонною кассетой,
"С которой стерли запись. Позабыв
"Ключ в скважине и шубу на пол сбросив,
"Подумала зачем-то, что с откоса
"Скатиться веселей, чем под обрыв,

"Что непременно к слову "хорошо"
"Язвительные просятся кавычки.
"Подумала, что думаю еще -
"Без повода, без смысла, по привычке...

Если брать авторскую разбивку на "строфы"
формально - три строфы по 6, 6 и 4 строк
то получается первая строфа АВАВ--
(пробелом обозначаем незарифмованые строки)
вторая --ААВВ
третья АВАВ
Бред какой-то получается
Даже после уточнения, учтя перенос рифмовки
АВВАСД  СДААВВ  АВАВ
Никакой разумной строфикой здесь и не пахнет.
Если же разбить согласно тому как стих написан (а не напечатан)

"Под взглядами пытливыми старух,
"Облаянная бдительной болонкой,
"Вошла в подъезд, и стойкий русский дух
"Поплыл навстречу - кто-то самогонку

"Готовил к свадьбе или просто так:
"Без повода, без смысла, без просвета.
"В квартире обитала пустота,
"Шурша магнитофонною кассетой,

"С которой стерли запись. Позабыв
"Ключ в скважине и шубу на пол сбросив,
"Подумала зачем-то, что с откоса
"Скатиться веселей, чем под обрыв,

"Что непременно к слову "хорошо"
"Язвительные просятся кавычки.
"Подумала, что думаю еще -
"Без повода, без смысла, по привычке

то строфическая структура проясняется
АВАВ АВАВ АВВА АВАВ - нелогичной здесь выглядит только
ничем не оправданая смена схемы рифмовки в 3 строфе
и возврат в 4-ой.
Но вместе с прояснением строфической структуры, вылезают
и начинают резать глаза два корявых переноса из строфы в строфу.
И исчезает элемент типографски сконструированой симметрии -
повтор  "Без повода, без смысла, ....."  в концах
первой и последней "строф".

И здесь то же самое - работа над стихом
подменяется типографскими выдрюками.
Вместо устранения недоработок их просто пытаются замазать,
пусть даже путем создания чукчанской строфики.
(другие недостатки этих стихов я здесь не разбираю,
т.к. речь идет только о строфике).

Встречаются изредка попытки даже не типографского а декларативного
"творчества", когда автор называет свой опус "рондо" или "сонетом",
даже и не пытаясь выдержать требуемую форму.

СТРОФА ДОЛЖНА СОЗДАВАТЬСЯ СТИХОТВОРНЫМИ, А НЕ ТИПОГРАФСКИМИ МЕТОДАМИ.
ТИПОГРАФСКИЕ ПРИЕМЫ ДОЛЖНЫ ТОЛЬКО ОТРАЖАТЬ, ПОДЧЕРКИВАТЬ СТРУКТУРУ СТИХА,
А НЕ ЗАМЕНЯТЬ ЕЕ. И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ПОПЫТОК
МАСКИРОВКИ АВТОРСКИХ ОГРЕХОВ.


Существует ряд устоявшихся "твердых"  форм построения строфы и даже
произведения в целом, когда весь стих рассматривается как одна
"большая строфа" .
Общепринятого термина нет поэтому я предложил бы название
"большая строфа" для сложных строф типа онегинской, сонета.
(Кстати, нетрудно заметить родство онегинской
строфы с сонетной формой.)
Так например октава, которой написана одна из поэм Пушкина
имеет схему рифмовки АВАВАВСС.
Я не буду перечислять различные устоявшиеся формы строф
- все это без труда можно найти в поэтических справочниках и словарях.
Обращу только внимание на то, что в действительности, говоря о строфе
следует иметь в виду РИТМИЧЕСКУЮ схему, а не просто схему рифмовки.
Рифма - наиболе яркий и очевидный элемент ритма, поэтому  схему
расположения рифм и взяли за основу классификации строф.
Конечно же эта классификация получается весьма условной,
ибо не учитывает альтернанса, длины и метрики строк.
Выше мы видели, насколько может изменяться звучание строфы
при одной и той же схеме рифмовки. Поэтому СХЕМА РИФМОВКИ
САМА ПО СЕБЕ ЕЩЕ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЗВУЧАНИЯ СТРОФЫ.

Надо сказать, что в наше время интерес к сложной строфике упал.
Что вполне обяснимо.
Дело в том, что сложная форма строфы требует определенного
времени для адаптации читателя, для того чтобы он мог
"въехать" в ритм. Что легче сделать в поэме.
Но очень трудно - в коротком стихе.
А время поэм давно миновало.
С одной стороны, в эпоху информационного взрыва, прямо-таки
водопадов информации, падающих со всех сторон, трудно
надолго приковать внимание читателя .
Если же читать с перерывами - вечерами, как встарь, то в наше время
слишком много информационных потоков вклиниваются между двумя
обращениями к тексту. Очень трудно сохранить непрерывность восприятия.

Второе - после веков развития поэзии так мало осталось нераспаханого
пространства, что автору просто не хватит формальных и содержательных
идей на целую поэму.
Возможен конечно просто монтаж разных стихов, замаскированый под поэму.
Но зачем таким самообманом заниматься?
Меня лично Бог миловал - никогда и не пытался взяться за писание поэм.
И в наше время не рекомендую ни начинающим, ни продолжающим.
Впрочем, продвинутые обычно и сами достаточно хорошо понимают ситуацию.
А вот среди начинающих попытки писать поэмы достаточно распространены.
Мой совет таким - остановитесь! Научитесь сначала хотя бы короткие
стихи писать. Вы и восьми нормальных строк родить не можете,
так какого черта фонтанируете, повторяя одни и те же ошибки.
Здесь количество никак не переходит в качество.
Триста плохих четверостиший никак не лучше, чем два.
Скорее наоборот.
На короткой дистанции еще как-то можно отвлечься от пары огрехов
Но когда они лезут один за другим, то даже то хорошее, что есть
перестаешь воспринимать...
Лучше потратьте в десять раз больше времени на отделку 12 строк,
чем в порыве "вдохновения" лепить 120 корявых строчек.

Так вот, поэмы сейчас не пишут.
А на короткой дистанции читатель просто не успевает "въехать"
в сложную схему рифмовки. Поэтому интерес к хитровыдуманым
схемам невелик.
Чтобы нормально воспринять сонет надо читать кучу сонетов подряд.
Либо заранее иметь сонетную форму "на слуху".
И не только форму.
Бехер, например, настаивал, что в сонете не только строфика,
но и содержание должно быть организовано вполне
определенным образом.
Что тоже должно быть "на слуху".
А без этого такая форма не впечатляет.
Кстати, уже Шекспир почувствовал необходимость
упростить классическую форму рифмовки в сонетах.

В наше время мне представляется оптимальной
для недлинных стихов строфа в 4-6 строк.
Строгое следование, копирование классических форм,
на мой взгляд сейчас неактуально - нет той среды,
где они были на слуху у каждого.
Но с другой стороны, и в коротких строфах,
как мы видели, скрыт огромный потенциал разнообразия.
Нужно только овладеть строфикой.
А слабое владение ею у многих мне видится результатом того,
что овладев кое-как размером и рифмой, человек считает
свое образование законченым.