Некоторые соображения по поводу стихосложения

Владимир Пимкин
Итак, вы решили написать стихотворение, то есть зафиксировать на каком-то носителе (пергаменте, бумаге, на компьютере) несколько (или несколько десятков) слов. Вообще-то ежедневно каждый человек произносит несколько сотен (или даже несколько тысяч) слов, и, собственно нет технических проблем попутно их фиксировать, например, на магнитном носителе. Но вы же задались целью не просто увековечить любой поток своих слов, а некоторую избранную, упорядоченную их часть, подходящую под критерий «стихи». Наиболее употребительной в настоящее время является силлабо-тоническая форма, то есть чередование сильных и слабых слогов в строке фиксированной длины. Вот! Вы уже себя изрядно ограничили в своём словоизвержении. А что же вас заставило применить на себя прокрустовы правила? Видимо, ответ один: хочу себя показать, но он двоится – показать себя другим людям или показать себя самому себе. Второй вариант можно рассматривать как частный случай первого: ведь вы тоже принадлежите к человеческому сообществу, но забывать о том, что вы просто частный случай, не стоит.
Итак, вы решили написать стихотворение, то есть у вас есть что сказать человечеству или, хотя бы, какой-то его части (может даже в этой части вы будете единственным её представителем). Нет вопросов, если вы нашли тему, на которую никто ещё не писал – ваш приоритет! И, скорее всего, найдутся люди, которым она будет интересна. Если вы – счастливый первооткрыватель такой темы, можете считать себя отмеченным богом, даже в случае не очень убедительного раскрытия её. Если ж тема не нова, следует помнить о том, что и до вас уже были, писали сотни, тысячи поэтов, причём десятки из них можно считать гениальными: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Блок, Ахматова, Ахмадуллина… Да и современная конкуренция налицо. Например, на сайте stihi.ru зарегистрировано около 140 тысяч авторов (увы, большую часть из них поэтами считать не могу), опубликовавших там около четырёх миллионов стихов. Но вы-то хотите заявить о себе!? Скорее всего, ваша тема не будет принципиально новой, да это и не требуется и не должно пугать: у каждой темы – тысячи, миллионы внешних сторон, не считая внутреннего устройства. До самого апокалипсиса у каждого из миллионов поэтов будет шанс проявить себя.
Итак, вы решили написать стихотворение. Ваши эмоции повелели вам это сделать, и этот повелитель руководит вашей рукой. Начинается первая фаза творчества: свои эмоции – боль, злость, обида, радость, поклонение, преклонение, удивление … нужно превратить в слова. Ибо слово – единственный инструмент поэта. СЛОВО, ТОЛЬКО СЛОВО И НИЧЕГО, КРОМЕ СЛОВА. Само по себе слово имеет два свойства: смысл (семантика) и звучание (фонетика). Если хотите быть воспринятым читателем, ищите слова незатёртые. В принципе, стих может состоять из одного слова и, если оно вами будет найдено – вы близки к гениальности. Не возбраняется, чтобы стих состоял из многих слов. В таком случае открывается куча новых возможностей: порядок слов! Но расставлять избранные слова нужно блюдя ритм и размер строки, сохранив при этом смысл вашего опуса, по мере вашей способности украшая его фонетически (так называемая звукопись/аллитерации). Надеюсь, про рифмы ещё помните? Бывают стихи и без рифм – белые, верлибры, но чтобы такие тексты считались стихами, нужно быть очень-очень незаурядным (даже ненормальным) человеком, иначе вас сочтут за неумеху, графомана. Современное стихосложение даёт в рифмах изрядную свободу автору: полные, неточные, ассонансные, омонимические, составные… Причина свободы понятна: неинтересны ни писателю, ни читателю набившие оскому «кровь-любовь», «розы-морозы». Многие современные поэты подвергают сомнению незыблемость канона силлабо-тоничности. Самовыражение автора требует большего простора. Расценить это можно двояко
- как поиск новых форм во имя развития поэзии,
- как неспособность (нехватку таланта) выразить свои мысли и чувства в традиционной форме на фоне более талантливых.
Легче ли первый путь, который тоже ветвится на тропинки. Некоторые из троп достойны внимания и могут превратиться в шоссе (в изобразительном искусстве – сюрреализм, например), другие, выросшие из неумения, творческой слабости, но с неумеренным желанием выделиться – отомрут, приведя в никуда (в изо-искустве – абстракционизм, в музыке – рэп, попса). А классика, традиция формы будут жить вечно, талантливые люди найдутся во все века.
Итак, вы решили написать стихотворение. Вы сумели, на ваш взгляд, превратить свои эмоции в слова. А не забыли ли вы, что ваш читатель будет проделывать обратную процедуру: превращать слова ВАШЕГО стихотворения в СВОИ эмоции? Вряд ли эмоции даже гениального поэта смогут «достать» всю читательскую аудиторию. Помня об этом, вы должны более-менее осознанно структурировать своих потенциальных читателей: по полу, возрасту, религии, образованию (общему и профессиональному), воспитанию (как наследству предыдущих поколений), среде и месту обитания и т.д. и т.п. Простите за не всем, может быть, понятную аналогию, но любой стих, любой текст, любое словоизвержение – есть программа, следуя которой индивидуум превращает услышанные, прочитанные слова в свои (простите, наверно, слишком часто употребляю это слово, и не хочу искать замену ему) эмоции. Как проигрыватель, читая пластинку, кассету, диск воспроизводит из какой-то кодировки звук, картинку, так и человек пытается применить чужие закодированные чужие чувства в виде слов к себе. И, если вам удалось вызвать в адресате какую-то эмоцию, какое-то чувство: боль, гнев, сострадание, уныние, радость, слёзы, смех, улыбку, усмешку, похоть, раскаяние... ассоциативные связи с чем-то дорогим, близким, ностальгическим; эстетическое удовлетворение – можете считать себя поэтом.
Итак, вы решили написать стихотворение. Вы уже прочли предыдущий текст, и пред вами должен встать вопрос о форме, в которой вы изложите свои мысли, чувства, ощущения, желания. В какую рубрику вы определите свой стих:
- лирика пейзажная
- лирика интимная
- гражданское
- философское
- сатирическое, юмористическое.
В каком жанре вы себя подадите:
- стих-образ
- сонет
- венок сонетов
- стансы
- баллада
- посвящение/поздравление
- пародия
Но в любой рубрике, в любом жанре ценится композиция стиха. В классике – это: пролог, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог. Вы можете некоторые из этих пунктов опустить, в каждый из них вложить свою трактовку, но в стихе должна быть динамика событий (сюжет), авторской мысли (логика), впрочем, это уже – творчество. Ваш стих, вы же в это верите, будут читать. Считая стих программой, управляющей читательскими впечатлениями, постарайтесь включить в свой стих слова, которые «тормознут», строки, которые заставят задуматься, а весь стих – посмотреть на себя со стороны и включить какой-то триггер, учитываемый при принятии жизненных решений.
Несколько сот (а, может, тысяч) лет пишут стихи. И цивилизация сформулировала некоторые приемы стихосложения, которые с одной стороны позволяют некоторые вольности и возможности авторам, с другой – предполагают более благоприятное читательское восприятие. Это, так называемые, поэтические тропы (не путать с тропами пространства!). Объектом называю предмет или явление.
- гипербола, литота – намеренное преувеличение/преуменьшение сущности, качеств объекта;
- метафора, метонимия – перенесение свойств другого объекта на текущий объект свойств, не присущих текущему;
- оксиморон – сочетание противоречащих слов
- синекдоха – подмена названия объекта не синонимом, а фамилией, своего семейства
- эпитет – образная характеристика объекта;
- эллипс – пропуск явно понимаемого их контекста, но пропущенного слова
Конечно, все поэты сознательно или интуитивно пользуются этими приемами. И вам рекомендую. Как и то: остерегайтесь слов-паразитов – весь, ведь, уж. Сами по себе – они полноправные слова русского языка, коварность этих слов – в их односложности. Стихотворец, пытаясь выстроить ритм строки, в силу нехватки умения, или некритичности к своим сочинениям, употребляет их более одного раза за стих, и он (стих). Он выкидывается из рассмотрения, и оценки ему не будет дадено, даже если по прочим параметрам стих выглядит неплохо. И вот мы подошли к началу моей статьи, где намёком угадывались те, кому она может показаться интересной. Вот именно вам адресую последние строки: зачем вы пишите стихи? Вы сформулировали цель? Предлагаю на выбор, чтобы себя ощутить было проще
- пробудить, извлечь с чердака, зародить общечеловеческие чувства;
- отдать дань внимания, восхищения, презрения конкретному человеку;
- потрафить власть предержащим, отдать дань стихотворной моде.
выбравших последний вариант, поэтами, извините, считать не смогу.
 Гражданская или любовная тематика замусорила поэтическое пространство. На эти темы (как о мёртвых) – либо хорошо, либо ничего. Мне понравилось условие отбора на сайт (платный) – rifma.ru: про любовь стихи не принимаем. У меня всё же взяли несколько стихов о любви, но только те, где слово «любовь» не фигурировало. Слишком много малолеток, считая себя великими, плодят мусор.

А стихотворное изложение этой статьи выглядит так (цитирую себя):

Зря искали (стих читали!)
Красоту и смысл…
«А поэт чтецу – чета ли?», –
Осенила мысль.

В кущах рая, в дебрях ада –
Слова изразец.
А вот, как писать не надо,
Нате образец…

Выбрав из нотаций кучи,
Рядят в креп-жоржет
Образ древний и трескучий,
И уже – сюжет!

Или тему взяв такую –
Критики – тихи!!!
Всласть банальности толкуют,
И уже – стихи?

Если, братец, смысл банален,
Выставляй на кон
То, в чём, вдруг, ты гениален:
Рифму, лексикон.

Есть опоры, опираться,
Строя строчек ритм:
Литеры аллитераций,
Алгорифмы рифм.

Если стих про то ль, про это
Хочется читать,
Значит, есть ещё поэты
Чтущим стих – чета.


Вл. Пимкин, январь 2007 г