Поговорим о поэзии Алексей Лис

Фонд Всм
Здравствуйте, ребята:)

Давно хотел поговорить с вами на тему – «Какие ошибки может сделать автор в своём стихотворении?»
И не то что бы я – этакий «маститый критик» или тем паче «профессиональный поэт», но… Своё мнение я высказать могу. А дальше уже только Вы решаете – принимать его во внимание или усмехнуться и закрыть данную страницу. Я ни на чём не настаиваю. Это Ваше право.

Хотелось бы верить, что данная статья сможет трансформироваться из монолога в обсуждение, что ко мне присоединятся и поделятся своими мыслями, опытом, сомнениями другие авторы сайта Стихи.ру, вне зависимости от их участия или неучастия в Конкурсах Фонда, что кому-нибудь (особенно начинающим поэтам) информация из данной статьи (и далее из комментариев) будет полезной. Единственное, о чём я хотел бы Вас попросить, это сохранять в комментариях максимально доброжелательный и уважительный тон друг к другу. Поверьте, у меня просто нет времени с кем-то спорить или «воевать». Я высказываю своё личное мнение и ничего более.

Немного о себе: меня зовут Алексей Лис. Пишу стихи давно, с самого моего далёкого детства. Что-то более-менее хорошее (по моему мнению) начало получаться уже далеко не в юном возрасте, это было примерно в 2000 году. «Профессиональным поэтом», а равно как и «профессиональным критиком», я себя не считаю… и вообще не люблю эти словосочетания. Вхожу в состав Второго Жюри Фонда «Великий Странник – Молодым» и, кроме этого, являюсь Сопредседателем Попечительского Совета Фонда. Поэтому, «журя» очередные Конкурсы Фонда, часто читаю Ваши стихи, анализирую их, размышляю. Часто думаю о том, как помочь начинающим авторам в понимании того, что они делают (написать Вам всем рецензии, как Вы понимаете, просто физически невозможно). Итогом этих раздумий, в какой-то степени, и является эта статья.

Итак, достаточно вступлений, вернёмся к нашему вопросу:
Какие ошибки может сделать автор в своём стихотворении?

1. Довольно часто – орфографические (ошибки в написании слов) и пунктуационные ошибки (ошибки в расстановке знаков препинания). Да, как это ни банально звучит, но… Русский язык в достаточной мере знают не все авторы, а между тем это есть фундамент для нашего творчества. Именно так. В некоторых стихотворениях встречаются даже хорошие, интересные мысли, но… к сожалению, перечеркнутые грубыми ошибками, незнанием автором русского языка.
Я не призываю Вас брать в руки учебники, поймите меня правильно. Но я предлагаю Вам проверять свои тексты всеми доступными Вам методами (например, немного скучноватой, но всё-таки достаточно действенной, проверкой орфографии в программе Word или же показывать друзьям, хорошо знающим язык или просто больше читать классической литературы и развиваться при этом почти неосознанно). Кроме этого, я предлагаю тем, кто читает чьи-то стихи и видит ошибки в них, не стесняться и говорить о них. Поймите, существует даже такой термин - «авторская слепота», т.е. автор находится «в потоке», он уже не «видит» своё стихотворение достаточно чётко, он может что-то «пропустить» в нём. Я не думаю, что высказывание об ошибке (в корректной форме) может как-то обидеть нормального автора (я бы на его месте только «спасибо» за это сказал). А между тем частенько встречаю на стихире произведения с ошибками и множеством полученных рецензий… но ни в одной из рецензий не упоминается об ошибках, которые между тем видны «невооруженным взгдядом»… Задумываешься, а действительно ли они, эти рецензенты, читают(читали) это стихотворение???.. Не знаю…

2. Очень часто – опечатки. Похоже на предыдущее, но попроще… Просто автор спешил или не вчитывался, рецензенты спешили или не вчитывались, жизнь куда-то спешила или не вчитывалась… в итоге «слнце» или «забьть» так и остаются неизвестными словами неизвестного русского языка… М-да…Когда читаешь много стихотворений (например, при чтении пакета с Конкурсными стихами), то вот такие ошибки-опечатки очень сильно портят восприятие читающего. Мозг сразу стопорится и говорит «это что ещё за слово такое? а-а-а… это слово «забыть»… так, что-то я потерял здесь нить, что ж, начинаем читать с начала…» и т.д. Иногда даже возникает легкое раздражение на «ленивого автора, который даже на ошибки не проверил, а туда же – на Конкурс!..». Поэтому… дело, конечно, Ваше. Но я бы, на Вашем месте, проверял:)

3. Часто у начинающих авторов – ошибка слуха. Она выражается в том, что если автор читает СОБСТВЕННОЕ произведение вслух, оно у него ЗВУЧИТ ИДЕАЛЬНО… А начинает это же стихотворение читать кто-нибудь другой и… сбиваемся, спотыкаемся, путаемся в словах и окончаниях, какие-то строки кажутся нам слишком удлиненными, какие-то с «непонятно-откуда-взявшимся» ударением, например, на первый слог в слове «причале» и т.д.…Вопрос: Почему? Ответ: Потому что автор, НЕ ЗНАЯ ничего О РИТМИКЕ, знает КАК ОН ЧИТАЕТ это произведение, т.е. у него там сложился свой собственный алгоритм – здесь мы делаем паузу, здесь немножко быстрее читаем, чем в предыдущих строках, здесь протяжнее так выдыхаем… «Кры-са-та»!.. Вот только, Уважаемый Автор, Вашего алгоритма чтения никто не знает, все читают… да просто - как оно читается… без каких-либо дополнительных прибамбасов, топ-прихлопываний и т.п. НО все читают по законам РИТМИКИ… которые заложены в самом строении русского языка в целом и поэзии на нём в частности. Подробнее про ритмику Вы можете почитать на этой странице:

http://www.stihi.ru/author.html?velstran3

или в самом низу странички Фонда эта же страница в ссылке «ШКОЛА ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»
Кроме того, Вы можете найти учебники об этом практическе везде.
Здесь мы упираемся в «другую сторону этого вопроса». Кто-то считает, что данных знаний поэту не нужно, что «он же должен писать из души». Я не спорю и даже подтверждаю – «да, из души, как же иначе?». Но… Всегда есть одно но: кто-то имеет слух, ему и не нужно знать о каких-то ямбах и хореях, он пишет ПРАВИЛЬНО и без знаний, он пишет по этим самым ямбам и хореям, даже не зная о них!… А с другими – далеко не так. Другие начинают «издеваться» над своими стихами, читая их вслух так, как я описал выше… а в итоге вместо читательского признания получают «читательские проблемы». И таким авторам просто НЕОБХОДИМО знать. Да, первое время это выглядит странно, думаешь «какая ж это поэзия? это математика какая-то!..» А вот скажите-ка мне, Вы когда, например, начинаете учиться кататься на лыжах, Вы сразу получаете удовольствие от крутого спуска с ветерком или вначале как-то где-то учитесь двигаться, правильно ставить ноги и т.д.? Так и в поэзии, научитесь «ставить лыжи», а потом, через некоторое время, у Вас появится и слух, и Вам уже не нужно будет считать слоги в строках или разбирать ударения в словах. Вы уже научитесь «кататься» непроизвольно. А до этого времени (если Вы, конечно, не относитесь к первым, к тем, кто ИЗНАЧАЛЬНО пишет ПРАВИЛЬНО) стоит поучиться. Это не страшно, но полезно.

4. Нередко – рифмы в стиле «лапоть»-«копоть». Начинающие авторы, бывает, убеждены, что если слова заканчиваются на «одно и то же», то это и есть рифма. А это далеко не так. Для рифмы должно быть созвучие слов. В приведенном примере созвучия нет. Оно было бы, если бы было, например, «лапоть»-«капать». Прочитайте эти два слова подряд. Послушайте себя. Одно слово как будто эхо другого. Вот это и есть рифма. А «лапоть»-«копоть», «истина»-«рутина», «нипочём»-«незачем» - это не есть рифмы. Прочитать о том, какие бывают рифмы, что такое так называемые «глагольные рифмы» и почему это плохо и т.п. Вы опять-таки можете во многих учебниках. Я же пока не буду писать об этом подробнее.

5. Для начинающих очень часто – «длинноты». Читаешь стихотворение. Начало хорошее. Есть мысль, идея. Дальше второе четверостишие – тоже неплохо. Третье – нормально. Четвертое, пятое, шестое – думаешь «ну размазал кашу по тарелке!..» Скажу Вам из своего личного опыта, ОЧЕНЬ ТРУДНО написать стихотворение длиннее, чем три четверостишия, так, чтобы это было классно во всём – от начала и до конца. Можете представить, что поэзия – это некоторая энергия. И вот если эта энергия «размазывается» на много-много строк, четверостиший, слов, то… это пшик… ничего не остаётся… стихотворение подобно одинокой лампочке в очень большом помещении – что она осветит?.. Тускло.
Очень нелегко, но, как мне кажется, необходимо научиться писать коротко и чётко, я бы сказал даже «концентрированно». Два-три четверостишия – это предел, за который может выйти не каждый, потому что не каждый обладает достаточно большим количеством «энергии». Подумайте об этом. Почитайте свои произведения и подумайте - Ваш ли это случай?

6. Иногда бывает – неоправданное использование жаргона. Когда читаешь что-то вроде «Она меня кинула, а я был таким хорошим…» то становится немного противно. «Кинула» - это жаргон. По моему мнению, поэзия теряется и бежит, как черт от ладана, от таких стихов. Я не сомневаюсь, что русский язык – богатый и могучий… но мне вспоминается только одно «Бумага всё стерпит, вот с людьми, однако – похуже…»

7. Самое главное – отсутствие индивидуальности. Это означает, что многие стихи похожи друг на друга как близнецы. Думаешь «ага, такое я читал два часа назад, или на прошлой неделе, или у многих до тебя, или в томиках Пушкина…». Мне НЕ ИНТЕРЕСНО, понимаете? И дело не в том, что «о любви не мало песен сложено», а в том, что автор не научился выражать себя, СВОЮ индивидуальность. Дело в том, что автор пишет шаблонами навроде «В моём сердце – ты одна…». К сожалению, здесь мне нечего даже подсказать. Невозможно научить выражать свою душу, этому можно только научиться самому. Один умный человек сказал «Написал одно стихотворение, прочти сто». К сожалению, как мне думается, наше общество сейчас ориентировано на то, что не пишет только ленивый… Пишут ОЧЕНЬ многие, а вот читает гораздо меньшее количество. И кроме того, как читают?.. Правильно - на ходу, на бегу, особо не вчитываясь и не вдумываясь, оставляя рецензии типа «Очень понравилось. Дата. Подпись.», потому что надо ведь спешить, надо успеть, надо… А кому это надо?.. Вот если Вы получаете изо дня в день рецензии «Классный стиш! Ну ты это… заходи в гости… Дата. Подпись.», Вам не становится грустно и как-то не по себе?.. Вы не думаете «А что он понял? Что почувствовал? Чем моё стихотворение в нём отразилось?» и т.п. ? Повторю то, что я уже говорил когда-то: «К рецензии надо относиться также серьёзно, как и к написанию стихотворения. Рецензия - это Ваш ПОДАРОК другому человеку». И именно так, читая, думая, сопереживая, можно научиться и самому выражать свои чувства, свою душу. И не спешить. Ни в коем случае. Поскольку иначе это не имеет смысла. Я сам могу на свои стихотворения написать двадцать «Мне понравилось.», мне это абсолютно ничего не стоит и… абсолютно ничего мне не даёт. Это НЕ имеет смысла, понимаете? - ни подобные рецензии «Понравилось», ни отношения с другими авторами в стиле «…я тебя «прочитал», а теперь ты меня читай…». Это уже не творческое общение, а переливание из пустого в порожнее.
Конечно, бывает и так, что у автора просто нет возможности долго быть в интернете и, соответственно, возможности писать «развернутые» рецензии. Не спорю, бывает и так. Можно развиваться через творческое общение и в реале. Всегда найдутся единомышленники, если хорошенько поискать.

Конечно, в одной статье трудно охватить все аспекты проблемы. Поэтому на этом мы, наверное, остановимся. А продолжение - за Вами. Что Вы думаете по этому поводу? Поделитесь (если пожелаете) своими знаниями, сомнениями, размышлениями по этому поводу.

Радости всем вам:)

Сопредседатель Попечительского Совета Фонда ВСМ, член Жюри Фонда
Алексей Лис