Личное мнение - как писать пародии

Эдмар
Для начала определимся – что такое литературная пародия. Если кратко, одной фразой, то это насмешка над произведением. Не над автором, его создавшим, а именно над произведением. Конечно, в пародии можно упоминать имя автора первоисточника, как его создателя, но смеяться над его личностными характеристиками в пародии, никоим образом нельзя. Насмешка над личностью – это дорожка в сторону эпиграмм, пасквилей и так далее.
Хорошо о сути пародии сказал Владимир Иванович Даль: ПАРОДИЯ - забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку; пародировать что, представлять, изображать в смешном, превратном виде; перелицевать, вывернуть наизнанку; представить важное смешным (Словарь Владимира Ивановича Даля).

Давайте отвлечёмся и представим - какие образы возникают у вас при слове «пародия»? Я, например, представляю Хазанова, Галкина и ещё некоторых других сценических артистов. Что они делают в своих пародиях? Подражают голосу пародируемого персонажа, точнее характерным изъянам его голоса, потому что чистый голос, к примеру, дикторский - пародировать бессмысленно. Также они пародируют жесты, движения, способ формирования фраз, походку, точнее те особенности в перечисленных характеристиках, которые отличаются от таких же характеристик, других, обычных, ничем не примечательных людей. То есть, опять же на сцену привносятся пресловутые изъяны личности пародируемого персонажа. Мы со своей стороны, давно уже привыкли к этим недостаткам некоторых известных личностей, например к манере произношения Анатолия Папанова и уже не считаем их изъяном, а скорее даже достоинством и с удовольствием слушаем его голос в радио- и телеэфире. Тем не менее, пародист выявляет сходство со своим персонажем именно на обыгрывании его изъянов, это так.
Точно также все происходит и в литературной пародии и, в частности – в стихотворной пародии, о которой и пойдёт речь в этой статейке.

Итак, стихотворная пародия. Согласимся сразу – стихотворная пародия – это низкий поэтический жанр. Не будем кривляться, говоря, что создать хорошую пародию - это такой же тяжкий труд как, например, написать хороший лирический стих, нет, конечно. Пародия пишется не с нуля, у нее уже есть «образец», нужно его только проанализировать и затем хорошенько «отчехвостить», труда в этом случае гораздо меньше, тем более большинство пародий пишется в стиле бурлеск, то есть серьёзное содержание выражается   несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, грубо говоря – несколько хамоватым, язвительным, просторечным способом. В этом случае, ни к чему пафосная отточенность фраз, больший успех имеют обыденные, привычные народу выражения, вплоть до закамуфлированных эвфемизмов, «вырисованных» опосредственно через намёки.

Как писать стихотворную пародию? Например, безусловный классик этого жанра – Александр Иванов, чаще всего выбирал из первоисточника одну-две неудачные фразы и «изгалялся» над ними по полной программе. Скорее всего, этому способствовали его частые выступления со сцены перед большими аудиториями. Задумайтесь сами – люди пришли в концертный зал отдохнуть, повеселиться, а им будут читать целиком стих-первоисточник. Кроме того, большая часть присутствующих в зале к стихам имеет косвенное отношение, ну заучивали в школе наизусть и всё, там надоело хуже грыжи, и тут ещё начинают опять стихами пичкать. Поэтому Александр Иванов читал только одну смешную фразу первоисточника и, хорошо пользуясь интонацией, «выдавал» свою отточенную пародию. Несомненно, ему нужно ставить памятник за популяризацию стихотворной пародии, но есть ещё и другая сторона – он повел этот литературный жанр по одной тропке и оказал ему в этом небольшую «медвежью услугу», сосредотачивая суть стихотворной пародии на выдергивании одной нелепой фразы из контекста всего стиха, искусственно «забывая» о пародировании произведения целиком. А ведь пародия эта насмешка над произведением, а не над отдельной, неизвестно откуда выдернутой строчкой.

Кто-то спросит - а как быть с пародиями на стихи, у которых нет изъянов? Как это нет, у каждого стиха есть изъяны... впрочем, изъянов действительно может и не быть или быть, но очень мало. Нет изъянов - тогда их нужно создать! В этом случае, выделяем в стихе-первоисточнике самые яркие, образные, запоминающиеся фразы и слова и переиначиваем, искажаем, гиперболизируем их до смешного, улыбательного или иронического состояния. Конечно, с чисто моральной точки зрения, такая пародия, по отношению к автору первоисточника, будет менее оправдана, но если очень хочется, то...


Итак, опять)) – перед нами стих первоисточник, то есть источник для пародийного «фонтана».

1. Первая фаза работы – это анализ. Выяснение размера, ритма стиха, поиск неудачных фраз, плохих сочетаний слов, смысловых ошибок, изъянов построения сюжета, а также ярких моментов стиха, не обязательно ошибочных, но тех, упоминая которые в пародии, можно добиться крепкой узнаваемой «сцепки» между пародией и первоисточником.

2. Построение сюжета будущей пародии. На основе выявленных недостатков первоисточника, необходимо придумать обязательно цельный сюжет, потому что бессвязная пародия – это уже не пародия)) Чем больше ляпов первоисточника будет обыграно в этом сюжете, тем выше будет качество пародии. Правда, иногда погоня за этим может испортить пародию, тут надо уметь чувствовать компромисс. Хорошо бы придумать оригинальный сюжет, который бы не скатывался к темам секса, пьянства, мордобоя и всякой похабщины, поскольку это принижает уровень пародии, хотя чаще может вызывать дружный хохот аудитории.

3. Теперь пишем)) Можно выбирать в своей пародии любой размер или ритм, необязательно как в первоисточнике. Но чтобы приблизиться к первоисточнику чаще приходится копировать его размер и ритм, а уж если они - нестандартные, то это условие становится почти обязательным. Очень нелегко создать хорошую пародию, используя другой размер стиха - это высший пилотаж! И далее, независимо от предыдущего упомянутого выбора - стих должен быть качественным в любом случае, без сбоев ритма, с неплохими рифмами, потому что хороший пародист просто обязан быть хорошим поэтом.
Для того, чтобы обыграть исходный стих в сатирическом плане, можно применять как можно больше фантазии в искажении и переиначивании первоначального смысла фраз, например, с помощью троп – метафор, аллегорий, гипербол, иронии, сарказма, каламбуров и т.д., то есть всего того, что увеличивает комический эффект.
В процессе написания, нужно стараться не потерять главное, на мой взгляд – это узнаваемость в пародии первоисточника (вспоминайте Хазанова и Галкина!). В любой пародии должен быть виден первоисточник. Это достигается использованием фразеологических оборотов первоисточника, наиболее ярких моментов исходного стиха (необязательно дефектных, главное ярких), его некоторых сюжетных линий, даже его рифм.

4. Написали? Теперь финальная фаза, тоже как и вначале – анализ. Проверяем в своём стихе, чтобы не попасть в лужу –  грамматические ошибки, включая синтаксис, смысловые ошибки, не задели ли обидным словом случайно какую-нибудь из личностных характеристик автора стиха, размер, ритм и т.д. Смотрим критически, очень строго, анализируем – пародия должна вызывать смех, улыбку или стойкое чувство иронии (кстати, я, иронию в пародии, приравниваю по уровню качества – к улыбке, то есть - второе место после смеха). Юмор, улыбка или ирония должны быть нацелены на первоисточник (смех без первоисточниковой причины - это признак непародийности, это просто смех, сам по себе смех))). Если этих трёх компонентов - смеха, улыбки или иронии, обладающих первоисточниковой нацеленностью - нет, то перерабатываем пародию заново или выбрасываем в мусорную корзину))

Вот такое моё личное мнение – как писать пародии. Прошу сильно не обращать внимания на синтаксические ошибки в моём тексте, поскольку пишу торопливо и люблю делать ошибки, а исправлять не сильно хочется))