СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построчный анализ стихотворного текста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю построчный анализ стихотворения А.Блока "Май жестокий..."

Этот анализ выполнен мной сразу же после прочтения стихотворного текста.

Долгое время меня не только как учителя, но и как читателя интересовала лирика, особенно Серебрянного века. Может кому-то этот анализ пригодиться в работе со старшими классами или студентам- филологам, возможно просто "думающим" читателям.

Просмотр содержимого документа
«Построчный анализ стихотворного текста»

Построчный анализ стихотворения А.Блока «Май жестокий…»

Стихотворение погружает читателя с первых же строк в мир весенних грез, пробуждение природы и пробуждение чувств. Но в первой же строке антитеза «май жестокий» настраивает читателя на нечто непредвиденное, внезапное. Смелое сочетание этих двух слов говорит о том, что для лирического героя май, который несет весну, радость душевный подъем оборачивается чем-то тяжелым. Май, а шире весна и пробуждение всего в мире страшат лирического героя. Этому времени года свойственно смятение души, когда стремишься к чему-либо, ждешь чего-то, но боишься окунуться в стихию страсти и предчувствуешь, что она может обернуться гибелью.

Во второй строке:

Вечный стук в ворота: выходи!

Эпитет к слову стук необычен. «Вечный стук», т.е. тот, который продолжается бесконечно, он вне времени и вне пространства.

Любовь будоражит душу и влюбленный человек приходит вновь и вновь для того, чтобы встретится со своей возлюбленной. Это одновременно и вечное ожидание, нетерпение, постоянно сопутствующее сильной страсти, которая возможна, будет гибельна.

Так в четвертом стихе:

Неизвестность, гибель впереди…

Но третий стих:

Голубая дымка за плечами

Говорит нам о том, что любовь овеяна чем-то светлым, романтичным. Словосочетание «голубая дымка» создает образ легкости, непринужденности. В пятом стихе напряжение нарастает с помощью изображения Женщины – существа прекрасного, но склонного на всякие безумства ради любви. Это выражено с помощью эпитета «с безумными очами». Очи – старославянское слово, также несет эмоциональную окраску и в контексте стихотворения играет особую роль, участвует в создании таинственного и случайного образа Женщины.

Глаза всегда выражают то, что происходит в душе, это «зеркало души», Женщина – не конкретное лицо, а Она – вечная женщина, склонная на безумства во имя любви, во имя сжигающей страсти, когда стираются границы общепринятого. Здесь влюбленность ассоциируется с безумием.

Шестой стих:

С вечно смятой розой на груди!

«Вечно смятая роза» сильный эпитет выступает в контексте стихотворения символом страсти, которая неизбежно несет гибель и разрушение покоя, царившегося в душе прежде, до наступления «жестокого мая».

Седьмой и восьмой стих:

Пробудись! Пронзи меня мечами,

От страстей моих освободи!

Это призыв, это сильное желание той губительной страсти, на которую способен мужчина ради женщины. Просьба освободить от страстей вырастает до повеления, до приказа.

Что подчеркнуто повелительной формой глагола «освободи» и восклицательным знаком. «Освободить», т.е. выпустить на волю, дать возможность почувствовать себя в мире страсти, освободиться от всего, что в данный момент гнетет, заставляет быть в напряжении. Таким образом, эмоциональный тон, напряжение стихотворения нарастает постепенно от стиха к стиху, и находят свое выражение – взрыв в конце первой строфы, приказом освободить от страстей. Это желание свободы становится необходимостью для того, чтобы погрузиться в мир «грез и тайных желаний» целиком, без остатка! И заставляет это сделать Женщина, Она – существо, несущее любовь, страсть и одновременно опасность гибели в них.

Вся вторая строфа, состоящая из восьми стихов противопоставлена первой строфе. Вторая строфа антитеза первой. Если напряжение усиливается в первой строфе, то с первых же строк второй строфы читатель погружается в тихий, спокойный мир природы.

Лирический герой утверждает:


Хорошо в лугу широким кругом

В хороводе пламенном пройти,

Пить вино, смеяться с милым другом

И венки узорные плести…

Утверждение счастья быть с любимым человеком, чувствовать его присутствие рядом с собой:

Страстью, грустью, счастьем изойти.

Поэт ставит в один ряд слова далекие по семантическому смыслу, но близкие по своей природе. Страсть порождает грусть, тоску, ожидание чего – то обреченного, гибельного, но страсть это еще и счастье, которым можно «изойти», т.е. отдаться страсти всей душой, до конца – в этом счастье – утверждает лирический герой. Последних два стиха являются антитезой для всего сказанного выше.

Но достойней за тяжелым плугом

В свежих росах поутру идти!

Плуг является символом работы.

Работа – это тоже счастье, это желание слиться с природой:

В свежих росах поутру идти.

Восклицательный знак подчеркивает эмоциональность, экспрессивность не только последних двух строк, но и всего стихотворения. Это порождает у читателя чувство сказанного на одном дыхании, в один миг выплеснутого всего того, что тревожит душу в «жестоком мае».

Но потом утверждается, что все чувства, которые способен испытать человек: счастье, радость, чувство свободы – все они рождены одним – любовью, сильной, всеобъемлющей, всеохватывающей любовью, которая способна принести гибель, безумие, но она же способна дать счастье, хотя бы на короткий миг. Конечно, «достойней идти за плугом», но предаться страсти – это тоже достойно человека, т.к. «только влюбленный имеет право на звание человека».

Итак, все стихотворение проникнуто некой тайной, загадкой. Это показано с помощью нагнетания напряжения с постоянным нарастанием, которое находит свою разрядку в финале стихотворения. Стихотворению в целом свойственна мелодичность, напевность, и в тоже время живость, яркость и движение благодаря пиррихию. Пятистопный хорей с женской клаузулой создает напряженность строки. Цезура в середине каждого стиха позволяет подчеркнуть значимое в смысловом отношении слово, которое несет эмоциональную нагрузку:

Май жестокий // с белыми ночами…

Таким образом, в стихотворении все подчинено авторской идее – торжества любви, страсти, в которую хочется «окунуться с головой», в пору, когда весна «берет все в свои руки», заставляет забыться и обрести счастье в слиянии с природой и с любовью, которую несет Женщина – существо самой природы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!