пятница, 6 мая 2011 г.

Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха

Несмотря на то, что верлибр имеет давнюю историю, а его популярность в России неуклонно растет, в литературоведческих кругах до сих пор нет однозначного определения – что же такое верлибр, каковы его основополагающие свойства, особенности и обстоятельства формирования. На данный момент существует масса определений верлибра, причем зачастую эти определения противоречат друг другу. Так, еще в середине прошлого века многие советские литературоведы ставили под сомнение поэтическую ценность свободного стиха, а уже в 80-х годах 20 века многие исследователи утверждали, что верлибр – наиболее перспективный жанр, который еще находится на стадии формирования. На данный момент верлибр в России продолжает оставаться малоизученной областью, а научное определение русского свободного стиха нуждается в разработке.

Верлибр в России изучали такие известные литературоведы, исследователи и поэты, как Ю.Тынянов, В. Баевский,  Ю.Лотман, А. Квятковский, А. Жовтис и Ю. Орлицкий. Их
монографии  внесли весомый вклад в изучение феномена русского свободного стиха. Однако каждый из этих ученых давал свое собственное определение верлибра и предлагал свои принципы классификации. Стоит отметить, что в России верлибр привлек внимание исследователей еще в 20-х годах прошлого века. 

При этом российские ученые анализировали в основном свободный стих западных авторов, поскольку русский верлибр в тот момент находился на стадии формирования, в то время как западный свободный стих представлял собой сложившийся жанр. Именно поэтому В. Брюсов, определявший верлибр, как систему стихосложения лишенную закономерностей, выделял два вида свободного стиха – «немецкого строя» и «французского строя». Более конструктивными были определения других исследователей. Например, В. Жмуринский выдвинул идею «изосинтаксизма» верлибра. Согласно этой теории, которая легла в основу многих более поздних определений свободного стиха, в верлибре немалую роль играет графика.

Во второй половине двадцатого века появились другие теории организации верлибра. Так, А. Квятковский отмечал такую особенность свободного стиха, как разностройность речевых рядов, но при этом не считал обязательным для верлибра однородную синтаксическую организацию. По мнению ученого, основными конструктивными элементами верлибра, как и классического стиха, являются ритмические показатели, то есть рифма, метр и изотония, поскольку они в некоторой степени обязательно присутствуют в любом свободном стихе. При этом Квятковский относил к верлибру любые стихотворения, написанные в нетрадиционной форме, включая, например  древнерусские былины, и ударные стихи Маяковского.

Именно на теорию Квятковского опирались другие исследователи феномена верлибра в России. Так, С. Баевский расширил и дополнил определение Квятковского, выделив такие основополагающие признаки верлибра, как большой размер произведения, большая смысловая нагрузка, логизацию лиричных стихотворений и схожесть с образцами древней поэзии, в частности с эпосом. Можно отметить, что на данный момент определение Баевского безнадежно устарело, поскольку все выделенные им признаки верлибра не являются обязательными для современного свободного стиха. Более того, современный русский верлибр – минималистичен, сжат и далеко не всегда похож на эпос. Пожалуй, единственным признаком верлибра по Баевскому, актуальным на сегодняшний момент остается большая смысловая насыщенность свободного стиха.


Несколько иначе трактовал феномен верлибра другой известный ученый – А. Жовтис. Он предлагал считать свободным стихом стихотворения, имеющие ритмообразующие признаки, но лишенные сквозных мер повтора. При этом Жовтис выделял три вида верлибров: «правильный», в котором есть смена мер повтора, но в котором ни одна из этих мер не является основной, «неправильный» верлибр, где какая либо из повторяющихся мер доминирует, а также «прозовик» - верлибр, где главным признаком стиха является деление на строки. При этом, в отличие от предыдущих исследователей верлибры, Жовтис выделял свободный стих, как отдельную единицу стихосложения.

Литературная теория Жовтиса легла в основу исследований О.Овчаренко, который считал верлибр квалитативной системой стихосложения, отличающуюся свободной сменой мер повтора. При этом ученый считал, что свободный стих может иметь, как фонетические, так метрические, синтаксические или другие повторы. Главным же отличием верлибра от классических форм стихосложения Овчаренко полагал непредсказуемость его ритма. При этом Овчаренко выделял два вида верлибра, которые он называл непосредственно верлибром и свободником. 

Верлибр по Овчаренко – это стихотворная форма, отличающаяся непредсказуемым ритмом, в то время как свободник – форма с непостоянными, постоянно чередующимися размерами. Также Овчаренко допускала в верлибре наличие постоянных рифм, что является безусловной ошибкой, поскольку рифмованное стихотворение не может быть непредсказуемым и непосредственным, а именно эти особенности являются главными достоинствами верлибра.
 
Наиболее точным определением верлибра на данный момент можно считать теорию Ю. Орлицкого. Согласно Орлицкому верлибр это самостоятельная система стихосложения, возникшая на основе версификационной культуры. Верлибр лишен всех вторичных признаков стихообразования, в том числе ритма, рифмы, изотонии, строфики и пр. 

При этом, по мнению Орлицкого, верлибр появился в России лишь в начале 20 века в результате поэтических экспериментов  со стихотворными формами. К первым русским верлибрам Орлицкий относит свободные стихи Блока, Маяковского и других поэтов серебряного века. Что касается поэтических экспериментов русских поэтов 18-19 века, которые принято также относить к верлибрам, то их, по мнению Орлицкого следует считать «предверлибрами».

Также Орлицкий разделял верлибр по признаку наличия метра – на «чистый» и «метрический» свободный стих, а также по жанровому признаку – на западный и восточный (советский) верлибр. 
Западный верлибр отличается эпичностью, большим стиховым объемом, наличием каталогизмов, индуктивностью. Восточный же свободный стих стремится к минимализму и передает единичное моментально переживание или мысль. Также восточный верлибр отличается нечетностью строфической композиции, особой лаконичностью и особом, нестандартном взгляде на мир. Орлицкий отмечает, что в этом восточный верлибр схож с такими японскими стихотворными формами, как хайку и танка.  

Большинство существующих сегодня работ, посвященных верлибру, неполны, не полностью освещают феномен русского свободного стиха, да и к тому же порой противоречат друг другу. Однако большинство исследователей не сомневаются в принадлежности верлибра к поэзии и выделяют такие его качества, как простота, философичность, нетрадиционность. В целом же, феномен русского свободного стиха нуждается в более подробном изучении и освещении.


Возможно, Вам также будет интересно:

5 мифов о верлибре

Формула верлибра

История верлибра: Свободный стих в русской литературе

Вначале был верлибр

Как написать верлибр: несколько советов

Верлибры: Что это такое?

Верлибр и религия: православный взгляд на поэзию

Карен Джангиров: классика русского верлибра

Верлибр серебряного века: свободный стих в творчестве русских поэтов начала 20 века

Даннил Хармс:Азбука абсурда

Творчество обэриутов: верлибр русского модернизма

Этот свободный-свободный стих

Донбасс - земля великих украинских поэтов

Комментариев нет:

Отправить комментарий