ЦАРЕВНА МАРЬЯ
Одноактная пьеса
Действующие лица:
ЦАРЕВНА, 18 лет, седьмая дочь царя Гороха.
МИХАЛЫЧ, 48 лет, столяр-самоучка. На левой руке не хватает двух пальцев.
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА, 76 лет, пенсионерка. Плохо слышит.
МАДАМ ЭЛЕОНОРА, 52 года, гадалка. Носит с собой колоду карт с пятью тузами.
КАРЛИК ФЕОФАН, 123 см, неопределённого возраста и занятий.
САН САНЫЧ, 40 лет, актёр провинциального и погорелого театров.
ДУСЯ, 16 лет, цветочница. Весёлая дурнушка.
На авансцене скамейка у дерева. Звучит песня из к/ф «Вам и не снилось». Сан Саныч сидит на скамейке, смотрит вверх на дерево, насвистывает, подражая птице. Входит Дуся, подпевая песне, в руках корзинка с цветами. Музыка затихает.
САН САНЫЧ: Вот и ещё одна певунья идёт. Здравствуй, красавица! Продай цветочек.
ДУСЯ: Вы всё смеётесь, Сан Саныч. Какая я красавица? Вон все подружки уже с парнями гуляют, а на меня никто не смотрит.
САН САНЫЧ: Это время ещё твоё не пришло. А встретишь свою судьбу – и не важно: красивая, не красивая – краше всех на свете будешь для любимого.
ДУСЯ: Такое бывает только в сказках.
САН САНЫЧ: А жизнь бывает даже лучше, чем сказка. Вот я тебе историю одну расскажу. Хочешь?
ДУСЯ: Расскажите! А я вам за это цветочек подарю.
САН САНЫЧ: Ну, если только за цветочек… (Улыбается)
Мимо проходит современно одетая молодая красивая женщина.
САН САНЫЧ (ей, привстав): Доброго здоровья, Марья Георгиевна. Далеко ли собрались?
ЦАРЕВНА: В магазин, Сан Саныч. У Мишеньки сегодня день рождения. За подарком.
Уходит. Сан Саныч смотрит ей вслед.
САН САНЫЧ: Ну, Дуся, слушай, что бывает на самом деле. А потом скажешь, сказка это или нет. Однажды в наш городок приехала молодая девушка. Красивая, статная, гордая. К дяде. Звали её Маша Горохова. Да ты её дядю знаешь, он у нас в театре столяром работает. Михалычем зовут. Подружились они. Стал он племяннице ближе отца родного. Брат-то его Георгий преуспел в жизни, жил как барин. Друзья его даже в шутку называли Царь Горох. А Михалыч – простой работяга, но душа-человек.
Свет перемещается в центр сцены. Лавочка остаётся в тени. На сцене мастерская за кулисами театра. Михалыч ремонтирует декорации. Входит Марья.
МИХАЛЫЧ: Пришла, красавица? А что грустная? Не иначе женихи одолели…
ЦАРЕВНА: Какие женихи, дядя! Никто мне не нужен.
МИХАЛЫЧ: Так-таки никто?
ЦАРЕВНА: Мне дома отец с ними надоел. И ты туда же!..
МИХАЛЫЧ: А что не так-то? Замуж – дело хорошее: семья, детки – тебе забота, деду радость…
ЦАРЕВНА: Так он на меня давит. Заладил, вот выдам тебя замуж, свадьбу сыграем – и можно расслабится. Уже шестерых сестёр замуж выдал, я одна осталась. Знакомит с разными, а им ничего кроме денег наших не нужно. Никому не верю!
МИХАЛЫЧ: И что, никто не мил, никого не полюбила?
ЦАРЕВНА: Никого! Не любила и любить не собираюсь!
МИХАЛЫЧ: Ой, девка, не зарекайся… Любовь, она такая… Придёт – не спросит. И никуда от неё не денешься, втрескаешься по уши, как время придёт… Тут к гадалке не ходи…
Входит Элеонора.
МАДАМ ЭЛЕОНОРА: Это кто тут меня вспоминал? Здравствуй, Михалыч. Здравствуй, красавица. Откуда такая? (разглядывая её) Царевна!
Чья будешь? Как звать-то тебя?
ЦАРЕВНА: Марья.
МИХАЛЫЧ: Племянница моя. Отец её к нам прислал на перевоспитание. Строптивая, говорит. Ну, настоящая царевна! Замуж не хочет. А ему срочно свадьбу подавай – с рук девку сбыть. Последняя из семи в доме осталась. Только с ней проблема – никого не хочет и, говорит, ни за кого замуж не пойдёт.
МАДАМ ЭЛЕОНОРА: А это мы сейчас посмотрим. Хоть я уже и не гадаю, но ради такого случая раскину карты на бубновую даму да посмотрю, что было, что будет, чем дело кончится, чем сердце успокоится. Посмотрим, девушка?
Элеонора садится к столу, тасует карты, что-то шепчет.
ЦАРЕВНА: Посмотрим. Мне даже интересно, что карты наврут.
МИХАЛЫЧ: Это ты зря… Карты правду говорят. Вот Элеонора нагадала мне болезнь, неприятность, сказала, чтобы осторожней был на работе. Я не поверил. И видишь, двух пальцев на руке нет. Циркуляркой, как бритвой срезало…
МАДАМ ЭЛЕОНОРА: Тихо вы! Не мешайте. Ну-ка, Марья, посиди на колоде. Ни с кем сегодня не целовалась? (Раскладывает карты на столе)
Михалыч тихо напевает «Цыганка, гадала, за ручку брала»…
МАДАМ ЭЛЕОНОРА: Цыц, говорю. Умолкни! Ну что тебе сказать, девушка? Ждёт тебя неожиданная встреча при близкой дороге, да любовь по гроб жизни. Ну-ка, ещё раз разложу… Нет, всё так и есть. Вот видишь, все четыре туза выпали. Ну-ка вытяни ещё одну карту…
Марья вытягивает из колоды карту.
МАДАМ ЭЛЕОНОРА: Ну, точно! Так и будет. Ещё один туз – это знак судьбы. Редко такое выходит, а у тебя вышло!
ЦАРЕВНА: (Улыбается) А скоро?
МАДАМ ЭЛЕОНОРА: Сейчас посмотрим. Дай-ка руку. (рассматривает её ладошку) Да вот прямо сейчас. Будто на пороге уже твоя судьба…
ЦАРЕВНА: (Смеётся) Да ладно!.. Так уж и на пороге!.. Спасибо. Ну, я пошла, дядя. До вечера! Что тебе на ужин приготовить?
МИХАЛЫЧ: Да что хочешь, Маша. Не возись, пельмени сваришь – и ладно.
Марья на пороге сталкивается с Феофаном.
ЦАРЕВНА: Ой, простите!.. Дядя, тут к тебе мальчик какой-то…
ФЕОФАН: Я не мальчик!
МИХАЛЫЧ: Познакомься, Маша. Это Феофан – сын Элеоноры.
ЦАРЕВНА: (смутившись) Очень приятно…
ФЕОФАН: И мне… Вы уже уходите? Хотите, я вас провожу?
ЦАРЕВНА: Ну, проводите…
Выходят вместе.
МИХАЛЫЧ: И что это было на пороге? Ты что, его ждала? Вы договорились? Ты это подстроила?
МАДАМ ЭЛЕОНОРА: Нет. Я даже не знала, где он сейчас?..( Смотрит с недоумением на Михалыча, на карты) Душа у меня, Михалыч, за него болит. Смотрю на него и думаю, всё бы отдала, чтобы он был здоров и счастлив. Видимо, Бог наказал меня за гадание – грех это…
МИХАЛЫЧ: Или эта ведьма его прокляла, Варвара Варваровна. Вот ведь злобная старуха. Мальчонка случайно мячом её окно разбил. Вот с тех пор и остановился в росте. Точно, её проклятие…
МАДАМ ЭЛЕОНОРА: Ой, не береди ты душу!.. Что обидно, другие то дураки-дураками живут и уже устроены, семьи имеют. А мой – талантище: золотой медалист, умница, в компьютерах так разбирается, что нам и не снилось… И вот такая судьба…
МИХАЛЫЧ: Ладно, не грусти. Даст Бог, всё наладится…
СЦЕНА ВТОРАЯ
Лавочка у подъезда многоквартирного дома. На лавочке сидит Варвара Варваровна. Недалеко на качели качается Марья, Феофан её слегка раскачивает. Они беседуют.
ФЕОФАН: Вот в этом дворе прошло моё детство. Видишь бабулю. Я когда-то у неё разбил мячом окно. Вот она сердилась, кричала!.. А я – драпать. До сих пор совесть мучает.
ЦАРЕВНА: Совесть – так странно. Я теперь редко слышу это слово. Сейчас в моде «успех», «бизнес», «партнёр». Это слово вообще из какого-то другого времени, тебе не кажется, Феофан?
ФЕОФАН: Ты можешь называть меня Федей. Когда я перестал расти, меня стали дразнить мальчишки Феофаном. Я сначала сердился, реагировал, а потом решил, если им так хочется, пусть буду Феофаном. И получилось интересно: когда я принял это имя, оно перестало меня раздражать. И ребята отстали. Феофан так Феофан... У тебя есть компьютер?
ЦАРЕВНА: У дяди нет. И айфон дома забыла.
ФЕОФАН: А приходи ко мне. Я там одну программу разработал – выход в потусторонний мир. Жутко интересно. Там всё: как вычислить привидения, полтергейст, паранормальные зоны, гиблые места… Если получится, заглянем за горизонт.
ЦАРЕВНА: Мне уже интересно. Приду. Ты где живёшь?
ФЕОФАН: В соседнем дворе. Вон, видишь крышу дома? Это – мой. А квартира 8. Люблю эту цифру – знак бесконечности.
ЦАРЕВНА: А у меня день рождения 8 августа.
ФЕОФАН: И у меня восьмого. Только сентября. Твой уже прошёл. Приходи на мой. Я буду ждать.
МАРЬЯ: Приду. А кто будет?
ФЕОФАН: Мама и мои друзья из театра. Я там иногда работаю. Мне дают особые роли. Говорят, у меня хорошо получается.
ЦАРЕВНА: Слушай, у меня эта бабушка из головы не идёт. Давай к ней подойдём.
Подходят к Варваре Варваровне.
ФЕОФАН: Здравствуйте, бабушка! Вы меня не помните?
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА: А? Что? Я не слышу…
ФЕОФАН:(громко) Я говорю, вы меня не помните?. Я у вас когда-то окно разбил. Простите меня! Я тогда случайно… Помните, вы ещё тогда так кричали на меня!..
ВАРВАРА ВАРВАРОВНА: Какое окно? Не помню… Ну, разбил и разбил… Ступай с богом… Когда это было…
ЦАРЕВНА: Федя, пойдём. Мне пора ужин готовить. Скоро дядя придёт.
ФЕОФАН: Пошли. Я провожу. (Уходят)
Сцена гаснет. Тихо звучит музыка, что вначале. На авансцене опять на лавочке Сан Саныч и Дуся.
САН САНЫЧ: Вот так они познакомились и… расстались – Маша вернулась к отцу, а Федя остался здесь.
ДУСЯ: И это вся история? Почему у неё такой конец?
САН САНЫЧ: А это не конец. (Встаёт и показывает рукой в конец зала) Посмотри, видишь кто из магазина выходит? Марья Георгиевна. А рядом с ней, видишь, невысокий мужчина с сумкой, садятся в машину. Это те самые Маша и Федя. И у них уже сынишка – Мишенька. Маша-то, когда вернулась домой, сразу отцу сказала, что выходит замуж. Отец обрадовался, а, когда узнал про Федю, рассердился: «Ни за что! Только через мой труп!» Но у Марьи-то характер – в отца. Царевна! Упёрлась. Никто больше не нужен. Только он! Ну, отец и смирился. Ничего не поделаешь – любовь… Положили Федю в лучшую клинику – благо, деньги есть – подправили здоровье: кости на место поставили, позвоночник вытянули, выровняли – даже повыше ростом стал. Поженились. Вот и живут себе теперь в любви да согласии. Скоро у Мишеньки сестрёнка появится, заметила? Царь Горох взял Федю к себе на фирму ведущим специалистом. Маша ещё больше от любви расцвела. И Федя счастлив…А ты говоришь – красивая-не красивая.. Красота-то она не только снаружи… У любви свои законы… Вот и у тебя: время придёт и всё сойдётся – обстоятельства, случай, место. А ещё, конечно – судьба… Так-то, девонька...
Звучит музыка из к/ф, что была вначале.
КОНЕЦ