Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Статистика
Онлайн всего: 5
Гостей: 2
Пользователей: 3
Секреты пряденья (Бетховен. 17-я соната. Третья часть)
Философская поэзия
Автор: Миша_Мазель
Прослушать в моём исполнении:




.... С.Т. Рихтеру

Как гладь океана в затишье волниста...
В дыхании клавиш таится дорога.
Не надо смотреть на лицо пианиста.
Не надо пытаться услышать в нем Б-га.

Постичь тайну пальцев? Как душу? Не стоит.
Секреты пряденья сильней пониманья.
Но воли не хватит промолвить: "пустое".
И бег... По волнам? Это вовсе не мания.

Лицо запрокинуто к небу. Простите.
Сквозь музыку вы не услышите хруста.
Нет, он не страдалец. Не демон. Не мститель.
Он звук? Он повсюду, где было бы пусто.

И бег по волнам, что огня полыханье.
Простите: сегодня погашены свечи.
Так легче расслышать, как льется дыханье
сквозь плавную темень на кисть от предплечья.

Не тешьте надеждами скорой разгадки.
Не раньте себя, осознав невозможность.
Ведь в шторм океан ослепительно гладкий.
Прекраснее нет слова… Слова "тревожно".

Но бег по волнам - он всегда возвращенье.
От боли до боли. От счастья до счастья.
И те, кто не понял – достойны прощенья.
И в этом прощенье срастаются части.

Портреты любимых останутся в тайне.
На кончиках пальцев одна только Вера.
Нет слаще подарка, чем Выбор скитаний,
застыв лишь на миг в темноте у барьера.

Не надо смотреть на лицо пианиста:
он, дав нам свободу, собой недоволен.
Прощальный подарок дрожаньем тернистым,
от счастья до счастья, от боли до боли.

8/13/2011

Изображение взято в интернете.
Фото Святослава Теофиловича Рихтера
и репродукция его скульптурного портрета
© Кадры из фильма "Рихтер непокорённый"


"Необязательное вступление к стихотворению."

Это стихотворение я вынашивал 27 лет... Задумал в 1983-м,
когда ещё не знал, что стану писать стихи, а смог написать только в 2011-м..
Но всё по-порядку.

В нашем доме всегда звучала музыка. По выходным - с утра до вечера.
В будни - по вечерам, когда отец приходил с работы. Классическая
музыка. Когда я подрос, я стал сам ставить папины пластинки, приходя
из школы. Классе в десятом (может быть на первом курсе института)
я переслушал все сонаты Бетховена (в исполнении Артура Шнабеля).
Больше всего мне понравилась 17-я соната.

Спустя четыре года я подарил кассету с моими любимыми классическими
произведениями (составленную мною) другу, который не увлекался
серьёзной музыкой. Он послушал и сказал: - "Мишель, я не буду тебе
обещать, что стану, как ты посещать консерваторию, но я обещаю,
что больше никогда не буду смеяться над тобой, как наши сокурсники,
после твоих рассказов о посещении оной" (Это не цитата, а суть беседы).

В тот год я ещё не писал стихи, вернее написал первые три- четыре
стихотворения). Спустя несколько лет, когда поэтическая стезя
уже захватила меня с потрохами я подумал, что не могу не написать об
17-й сонате (об её третьей части). Но любые попытки писать о музыке
Бетховена вызывали у меня ощущение тихого ужаса и содрогания.

Читая биографию Бетховена, истории его несчастных любовий, вернее -
любови были счастливыми - они просто не увенчивались браком, историю
чёрной депрессии, из которой он вырвался с тремя сонатами (16, 17, 18)
исполняемыми с тех пор вместе....

Поняв, что я не осмелюсь писать о Бетховене, я решил попробовать написать
о сонате через образ музыканта. И смотря кино "Рихтер непокорённый"
я обратил внимание на мелькнувшую статуэтку - голову великого музыканта...
Это запрокинутая вверх голова срезонировала с песней Андрея Макаревича
"Пой" и финальными словами фильма - "Я собой недоволен"...

На днях смотря концерт в Лондоне в 1989-м году, концерт накануне операции
шунтирования, который МАЭСТРО провёл в кромешной темноте (только
лампочка освящающая партитуру). Вспомнились его же слова из того же
фильма - слова удивления, зачем люди рассматривают лица и руки исполнителей.

И всё встало на места. Вернее Все стало на места когда я вчера наткнулся на
окончание "странного" псевдобиографического фильма о Бетховене с
Гери Олдменом в главной роли. Актер играл потрясающе, но факты были странны,
близки, но странны. Хотя, кто проверит. Я стал проверять (в Википедии), и
прочитал несколько совершенно разнящихся версий того, кому именно
было адресовано найденное после смерти письмо к "бессмертной возлюбленной".
Версий было много, но все они сходились в одном: Разочарованный в любви,
глохнущий, отчаявшийся композитор жаждал смерти, и смог победить...
И 17-я соната была результатом этой победы жизни над смертью.

А это исполнение было одной из "решающих" точек в моей 27-летней эпопее
"поиска" моего посвящения....

Опубликовано: 09/02/18, 10:53 | Свидетельство о публикации № 1581-09/02/18-41900 | Просмотров: 101 | Комментариев: 8
Загрузка...
Все комментарии:

Я услышала музыку в Вашем стихотворении. Очень музыкально и зримо. Спасибо Вам за поэзию!
Ольга_Альтовская  (26/02/18 19:19)     


Спасибо, Ольга!
Это одно из самых важных для меня моих творений...
Это итак ясно из аннотации.. Мне особенно приятно, что Вы слышите в нём музыку. Я пытался однажды начитать его под звучание игры Святослава Теофиловича Рихтера,
но увы отсутствие профессионального музыкального слуха не даёт мне возможности попадать именно так, как я бы хотел...

С теплом, Миша
Миша_Мазель  (01/03/18 03:06)     


Срезонировало изрядно ) И немедля возжелал посмотреть упоминаемый Вами фильм с Гэри Олдменом.
У-Лисс  (12/02/18 11:19)     


Бессмертная возлюбленная

Это название фильма...
Надо и мне его пересмотреть, не откладывая....

PS: Я тогда прослушал 10-15 вариантов исполнения этой 3-й части.. ВПЕЧАТЛЯЕТ... Даже при отсуствии музыкального слуха.
Миша_Мазель  (12/02/18 11:24)     


Спасибо за название.
Поэт, мне кажется, не может быть напрочь лишён музыкального слуха, а Вы, несомненно, поэт.
У-Лисс  (12/02/18 11:28)     


Слуха не лишен :-) И вкуса - не лишён :-) И многое, очень многое помню и узнаю. Слушаю много классики - но повторить - не могу. Напеть - не могу. Нотной грамоты не знаю.... Сравнить могу только если кусочек и сразу... А хочется большего... Как Тосканини - все партитуры в голове :-) (Последнее шутка)... Хотя.... (У меня есть поэма о Шостаковиче и Тосканини, со временем покажу).

Удрал
Миша_Мазель  (12/02/18 11:38)     


Замечательная предыстория и не менее замечательное стихотворение, очень насыщенное как в содержательном, так и в эмоциональном плане.
Браво, Миша!
С уважением,
У-Лисс  (12/02/18 11:10)     


Дорогой Рома, спасибо!

Для меня это очень ВАЖНОЕ (во всех планах) стихотворение... Мне очень приятно. что оно откликнулось...

С теплом, Миша
Миша_Мазель  (12/02/18 11:16)     

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Лирика [7016]
Философская поэзия [3306]
Любовная поэзия [3547]
Психологическая поэзия [1369]
Городская поэзия [1041]
Пейзажная поэзия [1619]
Мистическая поэзия [777]
Гражданская поэзия [1163]
Историческая поэзия [144]
Мифологическая поэзия [141]
Медитативная поэзия [185]
Религиозная поэзия [155]
Альбомная поэзия [22]
Твердые формы (запад) [215]
Твердые формы (восток) [78]
Экспериментальная поэзия [293]
Юмористические стихи [1535]
Иронические стихи [1595]
Сатирические стихи [141]
Пародии [899]
Травести [41]
Подражания и экспромты [324]
Стихи для детей [736]
Белые стихи [53]
Вольные стихи [103]
Верлибры [93]
Стихотворения в прозе [27]
Одностишия и двустишия [91]
Частушки и гарики [32]
Басни [38]
Эпиграммы [23]
Эпитафии [29]
Авторские песни [289]
Переделки песен [45]
Стихи на иностранных языках [55]
Поэтические переводы [219]
Циклы стихов [243]
Поэмы [53]
Декламации [31]
Сборники стихов [84]
Поэзия без рубрики [4813]
Стихи пользователей [2690]