Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Век и века
Лирика
Автор: Весло
Долог ли, короток ли мой век —
я понять не пыталось.
Сколько бы свет надо мною ни мерк,
солнце всегда возвращалось.

Шум ветра да волн — мой собственный мир,
но в открытом море и в гавани
я внимаю словам, море ведь — не трактир,
тут говорят о главном.

Я понимаю и мысли без слов,
и все, что за словом случайным.
И люблю, когда несколько моряков
беседуют на причале.

Из людских историй — мои года,
мои радости и печали.
Но, наверное, мне не узнать никогда,
что в конце времен, что — в начале.

Вот так и выходит, что прожило я
века и века на свете
и люди — моя большая семья:
мои братья... а может, дети.
Опубликовано: 30/07/20, 12:55 | Последнее редактирование: Весло 30/07/20, 22:22 | Просмотров: 85 | Комментариев: 35
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Пусть будет век долог, пусть будет не прост,
пусть с радостью вам гребётся.
Мы знаем – хоть бури встают во весь рост,
всегда возвратится солнце!

Мне очень понравилось стихотворение!
Сергей_Кодес  (31/07/20 07:07)    


Спасибо, Сергей!

И такое хорошее и красивое пожелание!

happy
Весло  (31/07/20 09:27)    


Что-то с ритмом у меня непонятки: не трёхсложник - ударения пляшут как попало - и это нехорошо, то ли тоника непонятная - не акцентник и не дольник. wacko
Сергей_Жабин  (30/07/20 16:51)    


Здравствуйте, Сергей!

Один из моих хозяев был филологом, и считался среди коллег за чудака. Он любил выйти на лодке в море и читать стихи, сверяя их ритм с порывами ветра, плеском волн и ударами весел. Попробую вспомнить, чему он меня учил.

Итак, поглядим:

Долог ли, * короток ли * мой век [2 коротких и 1 длинный порыв ветра — 4 удара весла]
я * понять * не пыталось. [3 порыва — 3 удара]
Сколько бы * свет * надо мною * ни мерк, [4 порыва — 4 удара]
солнце * всегда * возвращалось. [3 порыва — 3 удара]

Шум ветра * да волн * — мой собственный * мир, [4]
но в открытом * море * и в гавани, [3]
я внимаю * словам, * море ведь — * не трактир, [4]
тут * говорят * о главном. [3]

Я * понимаю * и мысли * без слов, [4]
и все, * что за словом * случайным. [3]
И люблю *, когда несколько * моряков [2 коротких и 1 длинный порыв — 4 удара]
беседуют * на причале. [1 длинный и 1 короткий порыв — 3 удара]

Из людских * историй — * мои * года, [4]
мои радости * и печали. [1 длинный и 1 короткий порыв — 3 удара]
Но, наверное, * мне * не узнать * никогда, [4]
что в конце * времен, * что — в начале. [3]

Вот так * и выходит, * что прожило * я [4]
века * и века * на свете [3]
и люди * — моя * большая * семья: [4]
мои братья... * а может, * дети. [3]

Кажется, у вас, людей, это все же называется тоническим стихосложением.
Весло  (30/07/20 18:33)    


Мммм...как бы это сказать-то поаккуратнее...в общем, у нас, у людей - в отличие от инопланетян - как бы приняты несколько иные оценки техники стихосложения, нежели удары веслом и порывы ветра. В лучшем случае я могу отнести это к акцентнику (тоника делится на три типа стиха) - это если "натянуть" количество ударных слогов в строках в соответствии с вашей разбивкой. Но тогда людь хотел бы узнать, почему в "я*понять*не пытаюсь" местоимение выделено, а в "я внимаю * словам, * море ведь — * не трактир" - читается вместе со словом? Я так понимаю, что "межзвёздные" слова/словосочетания произносятся акцентированно? - но тогда, скажем, строка "Сколько бы * свет * надо мною * ни мерк" читается как марш...ну или как частушка, хотя произведение номинально лирическое.
Ну и с цифирками не складывается у меня, причём, буквально, - 2 коротких и 1 длинный порыв ветра — 4 удара весла;4 порыва — 4 удара; 1 длинный и 1 короткий порыв — 3 удара ? Какая система, логика сложения? И чего с чем?
Сергей_Жабин  (30/07/20 20:03)    


Об арифметике

У весла ритм равномерный, у ветра — нет. Так что в течение долгого порыва ветра весло опускается дважды. Вот и получается: 2 коротких и 1 долгий порыв ветра = 2+2 гребка.

О том, почему деление на метрические единицы осуществляется тем или иным образом

Тоническая система стихосложения отличается тем, что счет в ней идет не на слова или слоги, а на ритмические единицы, которые определяются на слух: бывает, несколько коротких слов объединяются в одну такую единицу, а бывает, что длинное слово как бы разбивается на части. Подсчет тут нельзя алгоритмизировать. Тут все построено на интонационном делении, на совместной игре ударений и полуударений, пауз. Вот как пишется об этом в одном из серьезных учебников (подаю в переводе с другого языка): «Определение размера в тоническом стихе — дело значительно более сложное и трудное, нежели в квантитативном, силлабо-тоническом или силлабическом. Дело в том, что в тонической поэзии некоторые ударения могут исчезать (отдельные слова стают таким образом проклитиками или энклитиками), а в других случаях, наоборот, слово, подчиняясь общему ритму, получает вместе с основным ударением еще и дополнительное».
Это я взяло книжку, раз уж у нас такой серьезный диалог.

Но я весло, я ничем таким не занимаюсь. Гребу и напеваю. Прислушиваюсь к шуму ветра и волн и в такт им что-то рассказываю.

Я люблю живую музыку природы, и, если у меня это получится, она воплотится в моих стихах.

А вы как пишете, Сергей?
Весло  (30/07/20 20:48)    


нормальная тоника, вот только первая строка не задает ритм, не читается отчетливо четырехударной - чтобы правильно расставить ударение в тонике, необходимо установить ритмическую инерцию) будь эта строка в середине, проблем бы не возникло)
Алекс_Фо  (30/07/20 21:36)    


кстати, а что за учебник вы цитируете?)) я еще нигде не встречал подобной теории, хотя сам всегда ею руководствовался, вот в самое яблочко - про сверхсхемные в тонике и про плавающие клитики)
Алекс_Фо  (30/07/20 21:39)    


Спасибо, Алекс, думаю, вы правы.

Учебник — Ігор Качуровський «Нарис компаративної метрики». Вместе с двумя другими его книгами, «Фоніка» и «Строфіка», она составляет трилогию, о которой мой чудак-филолог, учивший меня стихосложению ветра и волн, говорил, что она — одна из лучших современных работ по теории стихосложения, поскольку издана в 60-е — 80-е годы в Мюнхене, вдали от СССР с его идеологическими и цензурными ограничениями, и основана на широком мировом литературоведческом и поэтическом материале. Эти книги можно найти в сети.
Весло  (30/07/20 22:17)    


Если позволите, я спишу себе эту цитату. А то я всё по малограмотности своей мурлычу о фразовых ударениях, а в теории нет такого термина. Меня или не понимают, или свысока поплёвывают на макушку.
Murrgarita  (30/07/20 23:47)    


Конечно, Murrgarita, макушку нужно обязательно защитить. Я радо, если смогу в этом помочь, ведь помогать людям — моё назначение. И автор книжки будет рад, что она пригодилась еще одному хорошему человеку. happy
Весло  (31/07/20 09:25)    


Ну, Алекс уже сказал о первой строке, но я более категоричен, - она не читается как четырёхударная. Судя по чёткой схеме рифмовки - авав - и предъявленной "ударной" разбивке (4-3-4-3) акцентник достаточно структурирован, но у меня никак не читаются трёхударными пара строк:" беседуют на причале" и "мои радости и печали". И вот эти затыки вкупе с первой строкой и породили вопросы/сомнения.
Ну а за ссылку на учебник - спасибо, если найду - почитаю.
Сергей_Жабин  (31/07/20 10:26)    


Что ж, Сергей, я думаю, так бывает: мы читаем это стихотворение по-разному. Может быть, все дело в том, что я привыкло к силлабике и к тонике, поскольку мой поэтический вкус воспитывался не на русскоязычной поэзии. Мне близка романская силлабика, которая часто напоминает не совсем регулярную тонику, близок ее свободный разговорный ритм, и я очень понимаю, к примеру, французов, на чей слух силлабо-тоника годится лишь для детских и плакатных стихов. Я легко ловлю свободные силлабические и тонические ритмы, такие близкие к музыке природы. Если ваш слух привык к более регулярной ритмике, вы можете спотыкаться о то, что мне кажется легко читаемым. А может, дело вовсе не в этом, и вам просто не легло на слух именно это стихотворение, как знать? В любом случае — большое спасибо за ваши комментарии, мне интересно, как разные люди слышат то, что я пишу.
Весло  (31/07/20 21:43)    


Похоже, это от имени моря написано, раз "прожило я" - так, Весло?

Но как тогда понимать вот это:

но в открытом море и в гавани,
я внимаю словам, море ведь — не трактир,
тут говорят о главном.


Само в себе, получается, находится, внимая? И почему в гавани непременно говорят "о главном"? Ладно бы еще в открытом море - ввиду, например, опасности. А в тихой гавани, по-моему, можно говорить о чем угодно. ))

Сколько бы свет надо мною не мерк, солнце всегда возвращалось. = Сколько бы свет надо мною нИ мерк, солнце всегда возвращалось.
Марго  (30/07/20 13:30)    


Ой, спасибо, Марго, — конечно, «ни», уже исправило!

А стихотворение от моего собственного имени, я рассказываю литсетянам потихоньку о себе smile

Конечно, на пристани можно и поболтать ни о чем, но все же, мне кажется, близость моря настраивает на серьезный лад. Моряки ведь знают, что с ним не шутят. И оно им как... храм, что-ли, или стихия, рождающая в душе серьезные и глубокие чувства. В туристических городках я не бывало, все больше в рыбацких посёлках.
Весло  (30/07/20 14:10)    


>> А стихотворение от моего собственного имени,

Но тогда почему "прожилО я" - то есть о себе в среднем роде?
Марго  (30/07/20 15:51)    


Марго, так оно Весло же wink
Эризн  (30/07/20 16:04)    


Все правильно, я — Весло, а «весло» среднего рода. smile
Весло  (30/07/20 17:55)    


В таком случае Вы должны быть неодушевленным предметом - со всеми вытекающими. biggrin
Марго  (30/07/20 18:25)    


Что знают люди о душах предметов? smile
Весло  (30/07/20 18:26)    


А впрочем, вам, поэтам, кое-что доложно быть известно по опыту: тут на литсети пишут стихи Кнопка, Бакен, Цигун, Авоська, Бритвочка... отчего бы и Веслу не писать? wink
Весло  (30/07/20 18:31)    


И тут я вспомнил бессмертного мужика с веслом.
Berg  (30/07/20 22:37)    


>> А впрочем, вам, поэтам, кое-что доложно быть известно по опыту: тут на литсети пишут стихи Кнопка, Бакен, Цигун, Авоська, Бритвочка... отчего бы и Веслу не писать?

Верно, писать может кто угодно, назвавшись чем угодно (хоть Соколиным Пером - по индейской традиции), только мужиком или дамой он себя ощущать не перестает, не трансформируется в нечто среднего рода. wink
Марго  (31/07/20 07:41)    


>> И тут я вспомнил бессмертного мужика с веслом.

Берг, напомните и мне, плз. Баб с веслом помню сколько угодно, даже вот такую когда-то на выставке садового дизайна сфоткала:



- а вот "бессмертного" мужика с веслом не припоминаю. ))
Марго  (31/07/20 07:47)    


Марго, я вижу, что продолжаю вас смущать, а мне бы этого совсем не хотелось, я ведь существо простое и дружественное. Но что, если представить, будто это такая игра? Играть ведь — весело!
Весло  (31/07/20 09:34)    


Пардон за вмешательство,но вот Марго и играет, по предложенным правилам, кстати, что тебе не нравится? wink
Вот и мое "ты" незнакомому Веслу - тоже игра. biggrin
Tortila  (31/07/20 10:04)    


Здравствуйте, Tortila!

Я не против обращения на «ты», ведь и те, кто выходит со мною в море, на «вы» ко мне не обращаются.

Но почему вы подумали, что мне что-то не нравится? Я лишь пытаюсь помочь человеку, которому, как мне показалось, некомфортно от того, что я говорю о себе в среднем роде.
Весло  (31/07/20 10:15)    


Привет, Весло! Предполагается, этим как-то можно нарушить чей-то комфорт? wink
И почему ты не приняло мои правила игры - на "ты"?:(
Tortila  (31/07/20 10:24)    


Думаю, да — чей-то комфорт можно нарушить чем угодно. Люди разные, по-разному воспринимают мир. Тем и интересно с ними общаться и искать общий язык.
Весло  (31/07/20 10:26)    


Ты, как обыкновенный человек-ждёшь хорошего или дурного извне, но если подумать... wink
А я там вопросик добавила. smile
Tortila  (31/07/20 10:43)    


Ах, Tortila, оплошало! Я решило, что на «ты» только ко мне. Спосибо тебе, добрая душа, что соглашаешься со мной играть! smile
Весло  (31/07/20 10:46)    


И тебе спасибо за то же! smile
Tortila  (31/07/20 10:53)    


Нет, Весло, комфорт мой тут ни при чем - Юля права. Просто надо постараться не забыть, что к Вам надо обращаться в среднем роде (ну, если обращаться захочется). biggrin

Так что, дорогое и стремящееся к оригинальности! Удачи Вам на новом для Вас портале! ))
Марго  (31/07/20 12:49)    


Спасибо, Марго!

Что ж, если обратиться все же захочется и вы употребите иное родовое окончание — это ведь не беда?

А что до того, кто стоит за именем... Ведь и вы зарегистрированы не с паспортными данными и фото и, говоря с вами, я тоже не знаю, кто вы на самом деле: женщина, мужчина или, как сейчас случается, некто «не определившийся» :), ребенок, взрослый или старичок, и почему вы не захотели со мной играть или поверить в сказку...

Так и вы не знаете, выпендрежник ли я, сумашедший ли, и правда считающий себя веслом, а может, чудак, решивший поразвеять скуку своих и чужих будней, играющий ребенок или... ожившая сказка.

Так что мы на паритетных условиях, правда?
Весло  (31/07/20 22:06)    


Правда, конечно, уважаемое Весло. wink
Марго  (01/08/20 07:09)    

Категории раздела
Лирика [8599]
Философская поэзия [3931]
Любовная поэзия [3985]
Психологическая поэзия [1733]
Городская поэзия [1373]
Пейзажная поэзия [1959]
Мистическая поэзия [1040]
Гражданская поэзия [1350]
Историческая поэзия [211]
Мифологическая поэзия [193]
Медитативная поэзия [242]
Религиозная поэзия [182]
Альбомная поэзия [115]
Твердые формы (запад) [305]
Твердые формы (восток) [91]
Экспериментальная поэзия [325]
Юмористические стихи [1927]
Иронические стихи [1987]
Сатирические стихи [145]
Пародии [1126]
Травести [54]
Подражания и экспромты [469]
Стихи для детей [822]
Белые стихи [66]
Вольные стихи [108]
Верлибры [123]
Стихотворения в прозе [28]
Одностишия и двустишия [118]
Частушки и гарики [39]
Басни [76]
Сказки в стихах [22]
Эпиграммы [24]
Эпитафии [37]
Авторские песни [342]
Переделки песен [56]
Стихи на иностранных языках [56]
Поэтические переводы [284]
Циклы стихов [267]
Поэмы [46]
Декламации [136]
Сборники стихов [102]
Белиберда [86]
Поэзия без рубрики [6877]
Стихи пользователей [2062]
Декламации пользователей [14]