Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Караван
Поэзия без рубрики
Автор: Mishunya
Горячие пески холмистою равниной
Тянулись далеко под призрачный туман,
Хоть воздух раскалён, но в путь нелёгкий длинный,
В зыбучесть миражей уходит караван.

Навьюченный добром один среди барханов
В далёкую страну, где небосвод высок,
Покачиваясь в такт, размеренно, печально
Усталый караван петляет на восток.

Века тому назад здесь римляне ходили.
И Лот, и Авраам* скорбели... Бедуин
Водил свой караван по древним тропам пыльным
Среди камней, песков, безводья и руин.

И ныне бубенцов звон слышен отдалённый
Над жаркою страной губительных песков,
А вместе с ним в тиши равнины полусонной
Звучит знакомый всем извечный жизни зов.

Примечание:
стихи мои написаны на одноимённую
джазовую композицию Дюка Эллингтона.

*Авраам и Лот - праотцы евреев.
Опубликовано: 25/11/16, 11:45 | Последнее редактирование: Mishunya 21/08/20, 17:56 | Просмотров: 657 | Комментариев: 35
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Этот вариант опуса "Караван" не был опубликован ещё нигде.
Mishunya  (30/04/20 10:10)    


Михаил, если Вы хотите получить абсолютно честный, без всяких экивоков и расшаркиваний взгляд на ваше сочинение, подайте его для критики на игру "Экстремальный критический конкурс", где по условиям игры не действуют правила сайта, порой вынуждающие критиков быть менее откровенными и прямыми, чем хотелось бы.
Там необходим вступительный взнос в 300 баллов. Ежели Вы рискнёте пойти в игру и выслушать абсолютно искреннее мнение со стороны на Ваше сочинение, я Вам могу одолжить их с условием, что Вы, когда у Вас будет возможность, мне их вернёте.
Но в этом конкурсе Вам наверняка придётся выслушать и мнение о Вас, как об авторе, который хочет разбора, но не слушает никого. (Правила-то не действуют.)
Murrgarita  (14/04/20 07:39)    


Мурр, автору написали два абсолютно серьёзных комментария ' Марго и Сергей Колес. Ты реакцию видела? И предлагаешь отправить на экстремальный??? Шутница, однако:))))
Ветровоск  (14/04/20 08:19)    


Он хочет честный отзыв. Вот на игре я бы ему такой честный-честный отзыв написала, и о нём, и о его сочинении. Здесь нельзя, а там можно. Получите и распишитесь.
Думаю, что и не только я, потому что я первым делом порекомендовала бы всем критикам почитать его ответы уважаемым Сергею, Марго и тебе.
А потом я бы посмотрела, чем дело закончится.

PS Ах, я же забыла предупредить, что там ему отвечать не придётся, там он, как и все авторы, будет в бане сидеть.:))))

PPS А как тебе мой отзыв про стих Лены?
Murrgarita  (14/04/20 08:35)    


Молодец, пышы истчо:)))
Ветровоск  (14/04/20 09:00)    


Сама не ленись:)))))
Murrgarita  (14/04/20 09:07)    


Уважаемая, Murrgarita, признателен за помощь, только мне она не нужна. В стихотворчество и рифмовки игровые я не играю и не играл НИКОГДА. Если у Вас есть желание что- либо сказать, говорите, приму с благодарностью. С уважением, Михаил.
Mishunya  (23/04/20 10:37)    


Я звала Вас на игру, где можно прямо сказать автору, что думаешь о нём и его, с позволения сказать, творчестве - такая игра, все ограничения сайта отменяются.
Я и хотела Вам сказать всё, что думаю.
Но Вы не решились туда пойти. А выворачиваться, тратить время и силы на то, чтобы и правила сайта не нарушить , и сказать Вам, что я думаю - а мне есть, что сказать - я не буду.
Недосуг.
Murrgarita  (23/04/20 10:50)    


Мурр, ты серьёзно не можешь написать здесь честное мнение о произведении?))

А мне показалось, что в этот раз на экстремальном все было слишком беззубо и цивилизованно)) вот раньше да - очень жестко стебались, каждую строку извращали)))

smile
Koterina  (23/04/20 11:40)    


А смысл?
Катя, я хочу написать не только о произведении, но и об авторе, иначе это опять не будет иметь смысла, как и все предыдущие комментарии.
Но здесь я об авторе написать не могу.
А вот приди он на Экстремальный - вот там бы я себе позволила сказать всё, что думаю, так, чтобы дошло.
Murrgarita  (23/04/20 11:45)    


А тебе настолько интересен автор?)
Вот о тексте да, можно было бы поговорить...
Koterina  (23/04/20 11:48)    


А что о нём говорить - посмотри все комментарии - о нём уже кто только и что только не говорили, а что отвечал автор?.
Зачем попусту воздух сотрясать?
Murrgarita  (23/04/20 12:05)    


Уважаемая,Murrgarita, если есть что сказать по произведению, говорите. Об авторе говорят после его смерти, если он того заслужил или появится такая необходимость. Думаю, мне такое не грозит.
Mishunya  (23/04/20 13:05)    


Почитала... Мурр, как будто мало мы видели таких авторов, считающих, что выверенная техника в произведении убивает душу и поэзию)))
Koterina  (23/04/20 14:00)    


Вот и надоело...
А лучше, Катя, пойдём, попробуем доказать Гладких, что не нужно плеваться в академизм, не определив, хотя бы, его сущность?
Там, где мы с Эризн разговор затеяли...
Murrgarita  (23/04/20 15:32)    


Неее, что-то у меня передоз литературных дискуссий))
сорри)
Koterina  (23/04/20 15:37)    


Уважаемая, Murrgarita, посмотрите этот вариант опуса и скажите свои замечания. С признательностью за труд, Михаил.
Mishunya  (12/05/20 18:54)    


Стихотворение погружает читателя в холмистую равнину горячих песков с первой строки. Молочно-синяя даль ошарашивает не по-детские после утверждения, что ночь близка: это сразу заставляет читателя предположить, что горячие пески образовались на месте города, известного своими белыми ночами. Смелое сочетание сказуемых "бредёт" и "петляет" в одном предложении заставляет прочувствовать, как караван, под вьюками трудясь (забрался под вьюки и там что-то полезное делает), одновременно пытается двигаться.
Следующая строфа напоминает нам, что раньше, вместо каравана, тут бродили римляне. И не только. Но они все скорбели, а не петляли. Единственное, чем напоминает их караван - он тоже отсчитывает дни.
Однако автор не даёт читателю утонуть в губительных песках - жизнеутверждающий извечный (это то же самое, что "вечный", но гораздо пафоснее и ритм не ломает) зов помогает вспомнить знаменитый советский сериал о простых людях и поверить, что трудящийся под вьюками караван дойдёт до светлого будущего.
Ветровоск  (13/04/20 14:38)    


Спасибо! Успехов!
Mishunya  (13/04/20 17:58)    


Здравствуйте, Mishunya!

Как член Клуба конструктивной критики добавлю пару слов к исчерпывающей, на мой взгляд, рецензии Сергея Кодеса (прошу прощения, если в чем-то его повторю).

Прежде всего скажу, что "Караван" Дюка Эллингтона - моя любимая джазовая композиция. )) Особенно после просмотра фильма "Одержимость" (2014 год). Вот эпизод из него, с "Караваном": https://www.youtube.com/watch?v=HLEamlWLZ0Y . Так что хотя бы в этом, мне кажется, мы с Вами на одной волне. ))

Однако, читая Ваше стихотворение, я споткнулась на рифме "бедуин - дни" и совсем уж не поняла, почему в первом катрене в четных строках рифмы нет вовсе - ведь "близка - караван" за рифму никак не посчитаешь. )

В строке Века тому назад тут римляне бродили я бы не стала употреблять разговорное "тут" (тем более что оно легко заменяется на "здесь"), потому что никакого разговорного стиля у Вас не предполагается, и это даже подчеркнуто пафосным глаголом "скорбел" в следующей строке.

По этой же причине надо бы заменить разговорное, опять же, наречие "нынче" на "ныне" - держим стиль!

По поводу выражения "петляет на восток". Проще всего понять его некорректность, представив это в прошедшем времени. То есть "караван упетлял на восток". Ничего, кроме смеха, такая фраза не вызовет, согласитесь. Так что глагол "петлять" в исходном ну никак не может быть использован.

Вот тут запятая не на месте:

бредёт среди барханов, туда где небосвод= бредёт среди барханов туда, где небосвод

Ну вот, как-то так. ))

Успехов Вам! ))
Марго  (12/04/20 07:28)    


Здравствуйте, Марго! Путь караванов по пустыне прямым не бывает. В прошедшем времени глагол "петлять" не употребляется. "Петлять" - двигаться извилисто, со многими изгибами: взвод, караван, дорога, река, ... петляет меж(среди, между) барханов.
Туда где; потому что - зависит от смыслового значения уточнения в тексте.
"Тут" я применил во избежание неблагозвучия "Д ЗД".
Спасибо за пожелание и участие в обсуждении опуса. С уважением, Михаил.
Mishunya  (12/04/20 22:13)    


>> В прошедшем времени глагол "петлять" не употребляется.

С этим Вы промахнулись, уважаемый, - хотя бы потому что есть глагол петлял (докажите мне, что это не прошедшее время). Так что не стоит делать такие глобальные заключения. Другое дело, что это не Ваш случай: я Вам говорила именно о том, что караван ушёл/упетлял - вот о чем; как завершение описываемого Вами действия. Так что "петляет на восток" в любом случае Вы выбрали напрасно.

>> Туда где; потому что - зависит от смыслового значения уточнения в тексте.

Нисколько не зависит - это я Вам как профессиональный корректор говорю. Такого составного подчинительного союза "туда где" не существует. А это был бы единственный вариант, при котором Ваша постановка запятой в сложноподчиненном предложении могла бы быть оправдана.

>> "Тут" я применил во избежание неблагозвучия "Д ЗД".

И напоролись на смешение стилей, которое неплохо выглядит только в юмористических стихах. Но это, конечно, Вам выбирать: всерьез воспринимать Ваше стихотворение или с усмешечкой (типа и тут он заскорбел).

Однако возникает вопрос. Если Вы отвергли абсолютно все мои замечания (или пропустили их мимо ушей, как "рифму" близка - караван) и, насколько я помню, так же отвергли почти все замечания Сергея Кодеса, зачем Вам вообще понадобился критический разбор этого стихотворения, о котором Вы сами просили - http://litset.ru/publ/32-1-0-38721#ent462780 ?

Во всяком случае, лично я на подобные Ваши просьбы больше никогда не отзовусь - мне свое время впустую тратить ни к чему.
Марго  (13/04/20 07:46)    


"Надеюсь на откровенный взгляд со стороны на мой опус
Караван". Критическая статья - это совсем не построчный разбор!
Mishunya  (13/04/20 11:12)    


Так Вы сперва разберитесь со всеми неправильностями, на которые Вам указали, а уж потом у Вас будут основания ожидать "критической статьи", как мне кажется
Murrgarita  (13/04/20 11:48)    


Mishunya, можете назвать мои замечания "откровенным взглядом со стороны на Ваш опус" - я не возражаю. От этого ничего в них не изменится. Заодно посмотрите, что означает прил. "построчный", - для сведения и руководства, тсз.
Марго  (13/04/20 12:41)    


https://multiurok.ru/files....ta.html
Построчный анализ стихотворения А.Блока «Май жестокий…»

Стихотворение погружает читателя с первых же строк в мир весенних грез, пробуждение природы и пробуждение чувств. Но в первой же строке антитеза «май жестокий» настраивает читателя на нечто непредвиденное, внезапное. Смелое сочетание этих двух слов говорит о том, что для лирического героя май, который несет весну, радость душевный подъем оборачивается чем-то тяжелым. Май, а шире весна и пробуждение всего в мире страшат лирического героя. Этому времени года свойственно смятение души, когда стремишься к чему-либо, ждешь чего-то, но боишься окунуться в стихию страсти и предчувствуешь, что она может обернуться гибелью.

Во второй строке:

Вечный стук в ворота: выходи!

Эпитет к слову стук необычен. «Вечный стук», т.е. тот, который продолжается бесконечно, он вне времени и вне пространства.

Любовь будоражит душу и влюбленный человек приходит вновь и вновь для того, чтобы встретится со своей возлюбленной. Это одновременно и вечное ожидание, нетерпение, постоянно сопутствующее сильной страсти, которая возможна, будет гибельна.

Так в четвертом стихе:

Неизвестность, гибель впереди…

Но третий стих:

Голубая дымка за плечами

Говорит нам о том, что любовь овеяна чем-то светлым, романтичным. Словосочетание «голубая дымка» создает образ легкости, непринужденности. В пятом стихе напряжение нарастает с помощью изображения Женщины – существа прекрасного, но склонного на всякие безумства ради любви. Это выражено с помощью эпитета «с безумными очами». Очи – старославянское слово, также несет эмоциональную окраску и в контексте стихотворения играет особую роль, участвует в создании таинственного и случайного образа ...

Успехов
Mishunya  (13/04/20 14:01)    


Рада, что Вы теперь будете знать, что такое построчный анализ стихотворения.

Однако я его выполнять не собиралась, Вы его тоже не заказывали. Тогда кому был нужен этот баян?

Вопрос риторический. Удаляюсь.
Марго  (13/04/20 15:36)    


Я понял, Марго, что значит конструктивная критика на этом сайте. Спасибо! Успехов!
Mishunya  (13/04/20 18:05)    


Построчный разбор и построчный АНАЛИЗ вещи разные. Согласитесь. "УПЕТЛЯЛ" в моём опусе нет и не было. "Петлял" - я тоже не применял. Петляет - я писал выше.
С уважением! Михаил. cool
Mishunya  (23/04/20 13:24)    


Здравствуйте, дорогой Михаил!

Вы отнесли данное стихотворение к поэзии без рубрики. Подходит, конечно, но стихотворение достаточно близко к пейзажной поэзии. Ведь пейзажная поэзия, как мне представляется, это не столько описание цветочков-травинок-солнышка, сколько погружение в настроение этого пейзажа, этой среды. И Вам, по-моему, это вполне удалось.
Мне кажется, у Вас получилось хорошее стихотворение, над которым можно ещё поработать.
Поделюсь с Вами своим взглядом на несколько моментов, ни в коем случае не пытаясь его навязать. Написал свои соображения ниже – под спойлером.



Всего Вам доброго, успехов, вдохновения и множества новых хороших стихов!
Сергей_Кодес  (10/04/20 07:46)    


Спасибо, Сергей, за труд. Такой логический разбор картины, написанной словами, дело трудоёмкое и не всегда оправдан с точки зрения критики худ. произведения. Картина пишется мазками, штрихами и прочими приёмами ремесла созидания Образов. Если выполнить правку по Вашим замечаниям, то от картины ничего живого не останется. Да, я согласен с Вашими уточнениями, однако язык поэзии кардинально отличается от языка научного, профессионального, разговорного и пр., тем, что картины пишутся Образами без уточнений и объяснений Образов. Хорошие стихи не терпят лишних слов, зачастую пустых или пояснительных. От уточнений стихотворение теряет цельность, динамичность, привлекательность и самое главное то, что мы ценим в сти-ниях - ПОЭЗИЮ! С признательностью и благодарностью за труд, Михаил. cool
Mishunya  (10/04/20 12:28)    


Дорогой Михаил,
Спасибо за разъяснения, как Вы понимаете язык поэзии. Естественно, каждый человек понимает его по своему. И имеет на это полное право!

Что мне хотелось бы заметить в связи с Вашим ответом:

1. Действительно, «картины» ( в смысле – художественные произведения) пишутся образами без уточнений и разъяснений оных в тексте. Но образы эти работают, если они точны, выверены и уж конечно, грамотно написаны, соответствуют нормам русского языка, не вызывают чувства недоумения у читателя. Вот пример образности в стихах, приведенный в Поэтическом словаре Квятковского:
Зима. Огромная просторная зима.
Деревьев громкий треск звучит, как канонада.
Глубокий мрак ночей выводит терема
Сверкающих снегов над выступами сада.
В одежде кристаллической своей
Стоят деревья. Темные вороны,
Сшибая снег с опущенных ветвей,
Шарахаются, немощны и сонны.
В оттенках грифеля клубится ворох туч,
И звезды, пробиваясь посредине,
Свой синеватый движущийся луч
Едва влачат по ледяной пустыне...

(Н. Заболоцкий)
Словосочетания:
- « В дали молочно-синей в зыбучесть миражей уходит караван»,
- «Под вьюками, трудясь, бредёт среди барханов»,
- «караван петляет на восток»,
- «И Лот*, и раб скорбел, и нищий бедуин, упорно уходя в туман молочно-синий, как нынче караван, отсчитывая дни»

я никак не могу отнести к удачным образам, работающим на художественное восприятие стихотворения.

2. Трудно не согласиться с Вашим утверждением: «Хорошие стихи не терпят лишних слов, зачастую пустых или пояснительных.» Попробуйте, пожалуйста внимательно прочитать Ваше стихотворение именно с этой точки зрения. Мне представляется, что, как минимум, «трудясь», «скорбел», «упорно», «отсчитывая дни» являются именно такими лишними словами, вставленными либо для сохранения размера, либо для рифмы.

3. Что касается невозможности выполнить правку по моим замечаниям и того, что тогда от картины ничего живого не останется...
Во-первых, я ведь не настаиваю ни на каких правках! Я только делюсь своим взглядом.
Во-вторых, не утверждаю, но не исключаю возможности, что Вы, как многие авторы, подсознательно считаете, что Ваше стихотворение написано уже самым оптимальным образом. Но тогда вопрос – стоит ли в таком случае, если вы уверены, что всё написано хорошо, обращаться за отзывом со словами «Надеюсь на откровенный взгляд со стороны на мой опус»?
А правки (на которых, опять же, я совершенно не настаиваю) всегда возможны. Приведу пример – не образец, как надо писать стихи, совершенно нет, просто возможный вариант с некоторыми исправлениями:

Пуста и горяча холмистая равнина,
в ней видно далеко, хоть ночь уже близка,
дрожанье миражей... Путь бесконечно длинный
проходит караван в зыбучести песка.

Навьючен тяжело, бредёт среди барханов.
Густеет небосвод, таинственно-высок.
Покачиваясь в такт, упорно, неустанно
усталый караван шагает на восток.

Века тому назад тут римляне ходили.
И Авраам, и Лот, и смуглый бедуин.
По древним их следам, по вековечной пыли
Проходит караван, витой, как рубаи.

Под звоны бубенцов шагает непреклонно,
Нисколько не боясь губительных песков,
И кажется, в тиши равнины полусонной
звучит знакомый всем извечный жизни зов.
Сергей_Кодес  (10/04/20 19:51)    


Здравствуйте, Сергей! Я долго не мог найти тот вариант опуса "Караван", который отклонил в своё время для публикации. Я понимаю Ваше стремление помочь автору спасти его "нетленку", но писать свой вариант опуса не считаю правильным, даже тогда, когда авторский вариант Вам понравился в целом. Вот почему я сказал, что умрёт Поэзия в результате неосторожной правки.
Построчный анализ сти-ния и построчный разбор сти-ния - вещи разные, т.е. не одно и то же.

Вот один из вариантов, который удалось мне найти в своих тетрадках:

Горячие пески холмистою равниной
тянулись далеко под призрачный туман,
хоть воздух раскалён, но в путь нелёгкий длинный,
в зыбучесть миражей уходит караван.

Навьюченный добром один среди барханов
в далёкую страну, где небосвод высок,
покачиваясь в такт, размеренно, печально
усталый караван петляет на восток.

Века тому назад здесь римляне ходили.
И Лот*, и раб скорбел, и бедный бедуин
водили караван и дни свои сгубили
среди камней, песков, безводья и руин.

И ныне бубенцов звон слышен отдалённый
над жаркою страной губительных песков,
а вслед за ним в тиши равнины полусонной
звучит знакомый всем извечный жизни зов.
==
Всё было бы хорошо, но в этом варианте не хватает динамики и картина получается статичной. Это мой взгляд со стороны. Я очень часто правлю свои опусы, поэтому не всегда могу выбрать лучший вариант. Спасибо Вам, Сергей, за труд и помощь. Успехов! С уважением, Михаил.
Mishunya  (25/04/20 17:33)    


Мне больше нравится вот этот, неопубликоаанный.
Ветровоск  (25/04/20 18:31)    


Спасибо. Надо подумать. Возможно Вы правы. Время покажет. Успехов!
Mishunya  (25/04/20 22:38)    

Рубрики
Лирика [8722]
Философская поэзия [3998]
Любовная поэзия [4046]
Психологическая поэзия [1765]
Городская поэзия [1398]
Пейзажная поэзия [1998]
Мистическая поэзия [1066]
Гражданская поэзия [1375]
Историческая поэзия [215]
Мифологическая поэзия [199]
Медитативная поэзия [249]
Религиозная поэзия [190]
Альбомная поэзия [117]
Твердые формы (запад) [313]
Твердые формы (восток) [92]
Экспериментальная поэзия [331]
Юмористические стихи [1960]
Иронические стихи [2027]
Сатирические стихи [146]
Пародии [1137]
Травести [54]
Подражания и экспромты [494]
Стихи для детей [869]
Белые стихи [72]
Вольные стихи [113]
Верлибры [133]
Стихотворения в прозе [29]
Одностишия и двустишия [118]
Частушки и гарики [39]
Басни [77]
Сказки в стихах [26]
Эпиграммы [24]
Эпитафии [36]
Авторские песни [352]
Переделки песен [56]
Стихи на иностранных языках [57]
Поэтические переводы [288]
Циклы стихов [270]
Поэмы [47]
Декламации [143]
Сборники стихов [103]
Белиберда [103]
Поэзия без рубрики [7023]
Стихи пользователей [2133]
Декламации пользователей [15]