Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
К теории стихосложения и стихоумножения
Экспериментальная поэзия
Автор: Семен_Губницкий
К теории стихосложения и стихоумножения
(жуткий прорыв в области твердых поэтических форм)

____________ Посвящается ниспровержению поэтических догм
____________ и расширению поэтических горизонтов.

____________ Человечество всегда привлекали новинки и рекорды,
____________ и поэзия не должна лежать на обочине мировых интересов.
____________ (Семен Г., «Аллюзион»)

____________ О, сколько нам открытий чудных
____________ Готовят просвещенья дух
____________ И опыт...
____________ (Александр П., «О...»)

____________ О сколько нам тире и точек
____________ поэтов новых надлежит постичь,
____________ отринув догмы ветхих строчек,
____________ ущербный опыт предков, бред и дичь?!
____________ (Семен Г., «О-о-о, сколько нас, поэтов чудных»)

Для начала процитируем раннего Семена Г.:
«Классик советовал «поверить алгеброй гармонию». Направление верное. Но «поверить» не только школьной алгеброй a + b, но и высшей алгеброй матриц. А если потребуется, то следует, не стесняясь, применять аппараты интегрального и вариационного исчислений. Не должна быть забыта и геометрия — например, для исследования фигурных стихов и прочих изгибов поэтической мысли».
Напомним, что еще в 2011 году этот Семен Г. обогатил теорию стихосложения, измыслив статью «Поэтические нормы, метрики и рекорды». Там он самобытно ввел понятия «поэтическая норма» и «поэтическая метрика». Тогда автор статьи и сам до конца не понял, что сотворил. (Конечно, не общую теорию поэтического поля, но и не сито из заячьего хвоста.) На днях на Семена Г. опять что-то нашло (снизошло), и он кое-что в той статье переосмыслил, кое-где подправил и... расширил множество твердых форм стиха. Сейчас он радостно и весело оповещает литературный мир о своих находках. Сосредоточьтесь!
Понятие «метризованный стих» в поэзии используется давно. Однако формальное определение его явно хромает, причем на обе стопы. В математике же давно-давно строго введены понятия «норма» и «метрика».
Введем (по-пионерски и по-новаторски) общий вид поэтической нормы: L—W—S—N, где L — количество букв в слове, W — слов в строке, S — строк в строфе, N — строф в стихе, причем указанные иностранные буковки могут принимать любые значения из множества натуральных чисел (для подзабывших: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10...).
Для простоты (чтобы все могли въехать) будем полагать, что поэтическая метрика — это числовая конкретизация поэтической нормы.
Как известно каждому школьнику, твердая форма — это «парадигматическая константа, охватывающая произведение в целом, иными словами — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя».
Обычно теоретики поэзии разводят исследовательские турусики на колесиках вдоль и поперек S (всякие там терцины, секстины, октавы и проч.). А Семен Г. обратил свой пытливый взор (ум) на L и W. И вот что обнаружил: обычно в стихах L и W не константы! И очень жаль. Точнее — очень хорошо, поскольку дало ему возможность «застолбить» новые твердые формы!!
Итак, если в каком-либо стихотворении L и W — константы, то это стихотворение надлежит относить к твердой форме, которую Семен Г. назвал «губниль». (Догадываетесь, в честь кого?) Если при этом L = W = S, то твердую форму тот же теоретик назвал «губнель».
А еще он же придумал, что если в каждой строке стихотворения каждое слово начинается с одной и той же буквы и, кроме того, первые буквы каждой строки не повторяются, то такое стихотворение следует считать и называть «изысканным». (А если не согласны, то попробуйте-ка сочинить изысканную губнель с метрикой 4-4-4-4...)
В заключение теоретической части подчеркнем, что даже поверхностное проникновение в глубокий смысл изысканных губнелей с метрикой 4-4-4-4 требует от читателя обширного словарного запаса и нешуточного интеллектуального усилия. А еще недюжинного чувства юмора...

Теперь от сухой теории («мой друг») переходим к вечно зеленеющей поэтической практике (поскольку «таков диалектический путь познания» поэтической истины). Представим литературному миру модельные (стало быть, не подлежащие критике!) примеры.

Пример 1. Кратчайшее остроэмоциональное стихотворение, в котором L = W = S = N = 1.

О!!!

Пример 2. Эротическое стихотворение «Ах, ох» (губнель с метрикой 2-2-2-2).

Да, ты!
Ну!! Эх...

Уж он —
«Не то».

Пример 3. Простое лирическое стихотворение «Вот так сон!» (губнель с метрикой 3-3-3-3).

Лев пас коз,
Кот пил сок,
Кит нёс воз.

Бык мыл бок,
Сер был фон,
Сом пел рок.

Бес жёг Дон.
Сад без роз.
Вот так сон!

Пример 4. Капельку усложненный акростих «Бес жил год» (изысканная губнель с метрикой 3-3-3-3), в котором современно беседуют три человека.

— Бес был бел.
— Ели ели еду?
— Сын сам сел!

— Жил жох жук.
— Ищу или иду?
— Лох, лёг лук!

— Год, где гул.
— Обе оси ОДУ?
— Дом дыр дул!

[Как известно каждому школьнику, ОДУ — обыкновенное дифференциальное уравнение. — Прим. Коши.]

Пример 5, требующий от читателя нешуточного интеллектуального усилия. Это акростих-«энаптих» (термин — мой!) «РИТМ БУКВ ДЖАЗ ЭПОХ» (самая первая на всем белом свете изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4).

Руки раба — рана реки.
Ирод икры ищет игру:
Тело тащи, тают тюки.
Мало! МолИ, муза, муру.

Бурю бужу. Боли беда:
Умер укол — убыл умнО.
Кара коня. Кожу куда?
Выше! Вода — веры вино.

Деве дари дачи дубы.
Живо жуёт жилу жюри.
Алеф арго — арфа арбы.
Зэки! Зеро — зона зари.

Эпос эпох? Этот этюд.
Пара пути — путы пяты.
Опус орёт: одой обут.
Хило! Хотя... Хора хиты.

Пример 6. Ни от кого ничего не требующий акростих-диптих «МУКИ СЛОВ ЭТЮД ФРАЗ» (самая вторая (на том же свете) изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4).

Мифы миря, море молю: ______ Муки милы — музу маню.
Угол, убей урки угон. _________ Узел удач, утро умой.
Клею кору, кожу колю, _______ Кома кино — кара Камю.
Иглы игры ищут ипон. _______ Ирод избы инок иной.

Соло: «Сижу, суки суды!». ___ Сыты сыны, сила — союз.
Лето — лови лиру лозы. _____ Лани, леса... Любо? Лады!
Опер (отец) ором орды: ______ Охра озер, орты обуз.
«Вече, вали вора возы!». _____ Вижу вино — вето воды.

Эзра, Эзоп — эпос элит. _____ Эрго: этюд этот — этил.
Тупо тащу Трои тела. _______ Тему тяну, тают тома.
Юзом Юрга юрко юлит. _____ Юнга юнец юмор ютил.
Душу дают: дети, дела. ______ Деве дарю дюны, дома.

Фалы фаты, фаги филе. ______ Фары фолы, фура — фиат.
Режу рога: рана — реву. _____ Руки раба — реки руды.
Ассы арбы, атом — алле. ____ Амок арго, арфы агат.
Зноя заря, зиму зову. ________ Зона змеи — зала зады.

Где диптих, там и... триптих! И будьте уверены: все слова (словеса) в этом уникальном акростихе новые. В том смысле, что не повторяют слова энаптиха и диптиха.

Пример 7. БЛЕФ ПОЭМ — КРАХ ДУШИ (третья изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4).

Боже, бери беса баян. ______ Биту беру — бабе бега. ___ Базу быка били бичи.
Лама, люби лоно лиан. _____ Люди, лечу! Лысы луга. __ Лужа, луди лавы лучи.
Ерик: ерши. Ежик, енот. ____ Едем, едок! Если едва. ___ Евро елей. Елям — егоз.
Фрау, фоли. Фуги фоно. __ Фаны ФИДЕ, фаер ФИФА. _ Футы Фано. Фазы Фуко.

Пива пора. Пира поэт. _____ Пища пера. Пуля, пищи. __ Пена поэм. Пота пеня.
Обух осел. Орку обет. _____ Олух опух. Овна ощип. ___ Окна опор. Омут огня.
Этны этаж. Эрга этап. _____ Экса эмир. Этик Эдип. ____ Эрос Эдем. Эпик Эней.
Мера мала. Мужу — мута. __ Мачо мочи. Муху мети. _ Моды миры. Мощи моей.

Копи косы. Кофе кули. ___ Кеды кюре. Коды козы. ____ Кепи кота. Кущи кошу.
Розу ращу. Рока рули. _____ Ребе руин, ради росы. ____ Рощи руна. Роли рожу.
Амен, акын. Амба, Атос. __ Арка атак. Алый арык. ____ Акры афер. Агры ажур.
Хата хоря. Халы ХаОс. ___ Хину хуля, хаем хоры. ____ Харя, хами. Хуже хожу.

Даму дави. Дыры Дали. ___ Дали души. Диво Дега. ____ Дозу делю. Дыма дуга.
Ужас угас. Укры ушли. ____ Угря укус. Улья урга. ____ Усик усох. Утки угар.
Шило швеи. Шаек шуга. _ Шока шары. Шаха шато. _ Шоры ШИЗО. Шире шаги.
Ивам — ирис. Иней Икар. _ Идиш имен. Идол итог. __ Ижиц изюм. Иски ИГИЛ.

Пример 8. Народно-алфавитный акростих «ЁКЛМН? ОПРСТ!» (изысканная губнель с метрикой 5-5-5-2).

«Ёлкий ё*арь!» — ёкнул ёмкий ёрник?
Карту краем курса катит коник?
Летом лорды ловко лепят латку?
Метры мудро мёдом метят матку?
Навык наций новью нежит ночка?

Отрок, охнув, осень обнял оптом!
Проба плоти парня пенит пОтом!
Робот раков ровно режет ролью!
Сабля стиля смуту сыпет солью!
Танец твари тянет тотем... Точка!!

В заключение, абсолютно серьезно (и с умным видом) согласимся, что «форма, введенная одним поэтом, [...] становится твердой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами».
Господа поэты и товарищи специалисты, пожалуйста, не затягивайте становление новых твердых форм (губнилей и губнелей)! Имейте совесть их принять и желание изучать...

P. S.
В творческих планах Семена Г. кабалистические акростихи «Наука умеет много гитик» (губнель с метрикой 5-5-5-4) и «Смелые дрозды вблизи кусков марабу» (губнель с метрикой 6-6-6-5).

* * *

Обычный рутинный литературный процесс, как известно, ограничивается тем, что автор нечто сочинил, а читатель это же прочитал. И все дела. А веселый литературный процесс, в котором авторством заведует Семен Г., идет вширь читательских масс, а оттуда нередко возвращается автору в виде разных читательских рефлексий. А потом они (текст и автор), в соответствии с законами диалектики, развиваются по спирали, и это приводит к появлению на (к выходу в) свет черт-те чего. В этом случае к появлению обещанных... «смелых дроздов».

Равиль В. (17.09.2014):
«Многоуважаемый Семён, я восхищён Вашими изысканиями в теории и практике стихосложения. Если честно, то лично я воспринимаю эту статью, как знаменитые «Записки Йона Тихого» Станислава Лема, где за псевдопростотой и ёрничеством скрыт гигантский философский смысл. Для дураков — зеркало поверхности, для умных — океан глубины».

Семен Г. (18.09.2014):
«Глубокоуважаемый Равиль В.!
Спасибо за отклик.
Великий Бо... рхес, как я люблю непревзойденного Станислава Л. со всеми его великими выдумками и такого же Йона Т. со всеми его охотами на курдлей. А их совместные сепульки по сей день волнуют мои гормоны.
А еще я «за» «Зеркало» Арсения Т. и «океан» Л. — Т. Потому как они умные и глубокие».

Ольга Н. (17.09.2014):
«Уважаемый Семен Г.! Даже не знаю, как дожить до кабалистических акростихов!!! Опасаюсь, что после «губниль 6-6-6» (возможно ли сие склонять...) «традиционное» рифмоплетство отомрет позорно!!! Наконец-то алгебра как следует наступила на гармонию! Или села?
Поклонник Вашего таланта, Ольга (намаскар)».

Семен Г. (18.09.2014):
«Глубокоуважаемая Ольга Н.!
1. Алгебра ПОДсела на гармонию.
2. Мы с Вами обязаны дожить... Сначала до понедельника, а потом и до остальных дней недели. А 31.12 в 23.59 вместе (одновременно) откупорить шампанского бутылку и перечесть «губнелЮ 6-6-6». (После чего будем ее склонять!)
3. Записывайтесь в общество любителей «губнилей» и «губнелей» и порадуйте «первооткрывателя» своей собственной кабалистической «губнелью 5-5-5-4» под названием «Макар ножом режет нитки». Я чувствую, что у Вас получится...»

Прошло пресловутое время, и после тяжких, но праведных ТРУДОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ Семен Г., будучи ответственным (не материально, а вообще), выполнил добровольно взваленное на себя обязательство. И появилось черт-те что... Итак, глубокоуважаемая Ольга Н., мы с Вами дожили (дожились). До кабалистического акростиха-губнели!

Смелые дрозды вблизи кусков марабу
(кабалистический акростих)
[изваянный в твердой поэтической форме]
{губнель с метрикой 6-6-6-5}

______________ Посвящается Ольге Н.,
______________ которая не знала, как дожить
______________ до кабалистических акростихов,
______________ но дожила.

Старые стылые садики сетуют савану силами.
Марево месяца мучает миссию мифами милыми.
Едкими елкими екнуло ежатся ересям евнухи.
Лодыри лущили логово лирики ладили лемехи.
Ыхбыбы ыхвывы ыхгыгы ыхдыды ыхжижи ымкими.
Едущих егерей ерники е*нули елками емкими.

Дивные докеры дачные домики делают дозами.
Родина Репина рушила рощицу реками розами.
Осенью охнуло облако одурью огниво отнято.
Зарево завязи зелени заживо залито золото.
Детище думало давние дочери дарены дырами.
Ыхзызы ыхкыкы ыхлылы ыхмымы ыхныны ыдрами.

Водкою ведают веники варево важное водами.
Белыми барами бешено бацают битами бодами.
Лозами лазают логики левыми лапают лигами.
Играми избами икрами истины ищущих иглами.
Заячьи заводи замеси запаха заняты зимами.
Издали искоса идолом издано ижицей избами.

Кубика кармою колоты киркою кованы курами.
Угнаны улицей узники ухнули ушлыми урками.
Суками сиплые соколы сыпали Сороса соками.
Камера кожицы канула кофтою кинула косами.
Облики опусов обняты оргией ордами опытов.
Визами выдано вилами валяно влагою выпито.

Малыми мерами метили модули месиво манкою.
Ангелы армией аистов ахнули автору Анькою.
Разные роботы радиус ранили рифами раками.
Азимут адреса алкала Африка арфами арками.
Базисы барина Бахуса бегают бурыми бурями.
Умники умысла убраны ухарем умерли угрями.
Опубликовано: 22/10/19, 16:14 | Свидетельство о публикации № 1856-22/10/19-53872 | Просмотров: 43
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Лирика [8126]
Философская поэзия [3772]
Любовная поэзия [3885]
Психологическая поэзия [1643]
Городская поэзия [1283]
Пейзажная поэзия [1886]
Мистическая поэзия [928]
Гражданская поэзия [1264]
Историческая поэзия [191]
Мифологическая поэзия [171]
Медитативная поэзия [215]
Религиозная поэзия [175]
Альбомная поэзия [86]
Твердые формы (запад) [274]
Твердые формы (восток) [85]
Экспериментальная поэзия [323]
Юмористические стихи [1790]
Иронические стихи [1843]
Сатирические стихи [146]
Пародии [1065]
Травести [49]
Подражания и экспромты [367]
Стихи для детей [846]
Белые стихи [60]
Вольные стихи [110]
Верлибры [103]
Стихотворения в прозе [30]
Одностишия и двустишия [106]
Частушки и гарики [37]
Басни [48]
Эпиграммы [22]
Эпитафии [32]
Авторские песни [365]
Переделки песен [54]
Стихи на иностранных языках [51]
Поэтические переводы [240]
Циклы стихов [264]
Поэмы [46]
Декламации [101]
Сборники стихов [97]
Белиберда [41]
Поэзия без рубрики [6354]
Стихи пользователей [3248]
Декламации пользователей [3]