Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
К теории и практике экспериментальной поэзии
Экспериментальная поэзия
Автор: Семен_Губницкий
К теории и практике экспериментальной поэзии:
новые виды экспериментальных стихов
(жуткий теоретико-практический прорыв)

Посвящается ниспровержению поэтических догм
и расширению поэтических горизонтов.

Дыр бул щыл.
(А. Крученых)

Как-то раз широко известный поэт-новатор Давид Бурлюк пошутил: «Поэзия — истрепанная девка». А малоизвестный словатор Семен Г. почти всерьез дополнит: «А так, иной раз, хочется свеженькую».

Ох, как надоели ямб-хорея размеры,
анапест и дактиль-птеро ящерной эры.
То ли дело заумный экспериментальный стих.
Кто не любит всей фиброй его? Разве что псих!
Иль гад и позорнейший волк (на фене — эстет).
Фифти-фифти. Инь-янь-шерше-ля-фам-тет-а–тет...

Как известно, спрос соблазняет предложение, а предложение провоцирует спрос. Ну и вот вам, авторы-экспериментаторы и читатели-мученики, могучая кучка новых (не истрепанных!) видов экспериментального стиха, перечисленных в справедливом алфавитном порядке:
«вопросник», «гномик», «губнель», «губниль», «двучитальник», «константник», «обрезник», «покрытник», «разрезник», «рекордник», «слогогаммник», «случайник», «табличник», «трихайкуник», «числовик».

Прежде чем перейти к своим (ну не к чужим же!) примерным текстам, напомню глубокоуважаемым читателям: еще несколько лет назад, воспользовавшись советом музыканта Сальери (писателю Пушкину), математик-программист Семен Г. ввел в поэтическое обращение две новых вида экспериментальной поэзии («экспоэзии»).

И опыт странный: смыслы «умертив»,
умом стихи «разъял, как труп». Исчислил
я «алгеброй гармонию» строфы
(sic! к. т. н., «в науке искушенный»).
Поддавшись страсти творческих забав,
не выходящих за пределы шутки,
отважно ввел губнили и губнель,
о чем, не медля, доложился миру.

Для тех, кому лень искать в Интернете мою теоретическую выдумку «К теории стихосложения и стихоумножения», повторю здесь главное.

«Введем (по-пионерски и по-новаторски) общий вид поэтической нормы: L—W—S—N, где L — количество букв в слове, W — слов в строке, S — строк в строфе, N — строф в стихе, причем указанные иностранные буковки могут принимать любые значения из множества натуральных чисел (для подзабывших: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, ...).
Для простоты (чтобы все могли въехать) будем полагать, что поэтическая метрика — это числовая конкретизация поэтической нормы.
Как известно каждому школьнику, посещающему литкружок, твердая форма — это «парадигматическая константа, охватывающая произведение в целом, иными словами — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя».
Обычно теоретики поэзии разводят исследовательские турусики на колесиках вдоль и поперек S (всякие там терцины, секстины, октавы и проч.). А Семен Г. обратил свой пытливый взор (ум) на L и W. И вот что обнаружил: обычно в стихах L и W не константы! И очень жаль. Точнее — очень хорошо, поскольку дало ему возможность «застолбить» новые твердые формы!!
Итак, если в каком-либо стихотворении L и W — константы, то это стихотворение надлежит относить к твердой форме, которую Семен Г. назвал «губниль». (Догадываетесь, в честь кого?) Если при этом L = W = S, то твердую форму указанный теоретик назвал «губнель».
А еще он же придумал, что если в каждой строке стихотворения каждое слово начинается с одной и той же буквы и, кроме того, первые буквы каждой строки не повторяются, то такое стихотворение следует считать и называть «изысканным». (А если не согласны, то попробуйте-ка сочинить изысканную губнель с метрикой 4-4-4-4...)
В заключение теоретической части подчеркнем, что даже поверхностное проникновение в глубокий смысл изысканных губнелей с метрикой 4-4-4-4 требует от читателя обширного словарного запаса и нешуточного интеллектуального усилия. А еще недюжинного чувства юмора...»

Пожалуй, все существенное предварено, и можно с легким сердцем перейти от сухой теории («мой друг») к вечно зеленеющей практике (поскольку «таков диалектический путь познания» поэтической истины).

Вопросник — стихотворение, каждая строка которого заканчивается вопросительным знаком. Обязательное условие — осмысленность вопросов.

Пример 1: «Аллюзивные вопросы без ответов».

Падет король стремительным домкратом?
Как Оппенгеймер «делит» мирный атом?
Чем заболел не самый честный дядя?
Что пил разбойник Шиллер, на ночь глядя?

Пристойно чрез дупло общаться с Машей?
Зачем намазан столик белой кашей?
Как спится на горошине принцессе?
Что плел в уме, летя в пыли, повеса?

Какой, Мороз и Солнце, день чудесный?
Зачем гагар тревожит буревестник?
Как рассадить в квартете музыкантов?
Итог игры Чентович — Консультанты?

Несчастна ль каждая семья Толстого?
Куда сбежал профессор Тарантога?
«И ты, Брут?» — Цезаря вопрос законен?
Зачем стоит Джульетта на балконе?

Тяжел ли серый гусь на красных лапках?
Уклюж ли белый слон в посудных лавках?
Зачем шалун морозит средний пальчик?
Кто первый усомнился: был ли мальчик?

«В чем сила, брат?» — в каком спросили фильме?
Морским узлом не свяжут веник в фирме?
Так сколько ж нам открытий нужно чудных?
В каком году запущен первый спутник?

Пронзит меня стрела чеченца злого?
Кто лучший предсказатель: Ванга, Глоба?
Ужели зацветет урюк под грохот?
Влекла Варвару к инженеру похоть?

Когда же муха сядет на варенье?
Какое у собранья будет мненье?
Кто приближался к месту назначенья?
Кто вместо трюфлей (с сыром!) съел печенье?

Была ли цепь на дубе золотою?
Кто приглашен пожить в ковчеге Ноя?
Как разрешить проблему Буридана?
Кто правит царством славного Салтана?

Кто крутит гайку, портя этим рельсы?
За что евреи уважают пейсы?
Зачем Иосиф «обнял эти плечи»?
Доколе слушать Катилины речи?

Гномик — ну очень маленькое стихотворение. Не более одной строки (не считая заголовка).

Пример 2: «Одиннадцать гномиков».
Примечание. Коллекция гномиков с метрикой *-2-1-1. Эта метрика — праматерь рекордно коротких стихотворений. (Для тех, кому туго даются абстракции, поясню: два слова в одной-единственной строке одной-единственной строфы, а количество букв в слове не регламентировано.) Подчеркну особую (интригующую) роль названия стихотворения.

Экспонат 1. Гномик на вечно актуальную тему взаимоотношений между писателями и читателями.
«Мнение читателя»
Блог — плох.

Экспонат 2. Гномик в жанре религиозно-атеистической лирики.
«Хула не нова»
Бог — убог.

Экспонат 3. Гномик в жанре той же лирики с историческим окрасом.
«Убеждение атеиста»
Миф — жив!

Экспонат 4. Рекордно короткий гномик в жанре юридической комедии дель арте.
«Приговор отравителю»
Яд? Ад!!

Экспонат 5. Рекордно короткий гномик в жанре научно-популярной лирики.
«Панегирик ученому»
Ом — ум!

Экспонат 6. Гномик-диптих в русле нового сладостного стиля Данте.
«Неожиданный вопрос» ____ «Неожиданный ответ»
Ад — рад? _________________ Ад — сад!

Экспонат 7. Еще один рекордно короткий гномик-диптих для семейного чтения.
«Брачный договор» _______ «Брачный приговор»
Аз уз. ____________________ Ад уз.

Экспонат 8. Гномик-триптих на тему «Кто-то и сейчас живее всех живых».
«Вечный Жид» ______ «Буддисты не отстают» ____ «Зеленые не отстают»
Жид — жив. _________ Шивы — живы. ____________ Ивы — живы.

Экспонат 9. Гномик в жанре медицинской трагедии.
«Эпикриз»
Тиф — вшив.

Экспонат 10. Цикл «Среднее образование» из двух гномиков.
«Первое школьное правило» _____ «Драма и триумф Герасима Тургенева»
«Жи» — «ши»... _________________ Му-у... «Муму»!

Экспонат 11. Гномик-иксптих «На...».
«На охоте» ___ «На СТО» ___ «На нервах» ___ «На дне» _____ «На хер»
Рысь? Брысь! __ Брось ось. ____ Дом? Бром! ____ Пью — бью. __ Херес! Ересь!!

Губнель — формальное определение см. выше.

Пример 3: «Муки слов, этюд фраз».
Примечание. Изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4. Акростих-диптих.

Мифы миря, море молю: ______ Муки милы — музу маню.
Угол, убей урки угон. _________ Узел удач, утро умой.
Клею кору, кожу колю, _______ Кома кино — кара Камю.
Иглы игры ищут ипон. _______ Ирод избы инок иной.

Соло: «Сижу, суки суды!». ___ Сыты сыны, сила — союз.
Лето — лови лиру лозы. _____ Лани, леса... Любо? Лады!
Опер (отец) ором орды: ______ Охра озер, орты обуз.
«Вече, вали вора возы!». _____ Вижу вино — вето воды.

Эзра, Эзоп — эпос элит. _____ Эрго: этюд этот — этил.
Тупо тащу Трои тела. _______ Тему тяну, тают тома.
Юзом Юрга юрко юлит. _____ Юнга юнец юмор ютил.
Душу дают: дети, дела. ______ Деве дарю дюны, дома.

Фалы фаты, фаги филе. ______ Фары фолы, фура — фиат.
Режу рога: рана — реву. _____ Руки раба — реки руды.
Ассы арбы, атом — алле. ____ Амок арго, арфы агат.
Зноя заря, зиму зову. ________ Зона змеи — зала зады.

Пример 4: «Смелые дрозды вблизи кусков марабу».
Примечание. Губнель с метрикой 6-6-6-5. «Кабалистический» акростих.

Старые стылые садики сетуют савану силами.
Марево месяца мучает миссию мифами милыми.
Едкими елкими екнуло ежатся ересям евнухи.
Лодыри лущили логово лирики ладили лемехи.
Ыхбыбы ыхвывы ыхгыгы ыхдыды ыхжижи ымкими.
Едущих егерей ерники е*нули елками емкими.

Дивные докеры дачные домики делают дозами.
Родина Репина рушила рощицу реками розами.
Осенью охнуло облако одурью огниво отнято.
Зарево завязи зелени заживо залито золото.
Детище думало давние дочери дарены дырами.
Ыхзызы ыхкыкы ыхлылы ыхмымы ыхныны ыдрами.

Водкою ведают веники варево важное водами.
Белыми барами бешено бацают битами бодами.
Лозами лазают логики левыми лапают лигами.
Играми избами икрами истины ищущих иглами.
Заячьи заводи замеси запаха заняты зимами.
Издали искоса идолом издано ижицей избами.

Кубика кармою колоты киркою кованы курами.
Угнаны улицей узники ухнули ушлыми урками.
Суками сиплые соколы сыпали Сороса соками.
Камера кожицы канула кофтою кинула косами.
Облики опусов обняты оргией ордами опытов.
Визами выдано вилами валяно влагою выпито.

Малыми мерами метили модули месиво манкою.
Ангелы армией аистов ахнули автору Анькою.
Разные роботы радиус ранили рифами раками.
Азимут адреса алкала Африка арфами арками.
Базисы барина Бахуса бегают бурыми бурями.
Умники умысла убраны ухарем умерли угрями.

Губниль — формальное определение см. выше.

После двух потрясающих воображение губнелей немножко отдохнем, опустив пример простоватой губнили.

Двучитальник — стихотворение, которое можно читать в двух направлениях: сверху вниз или слева направо.

Пример 5: «Единство и борьба противоположностей».

Зеленеющий лист, Голодающий глист
Бронзотелый загар. И пивной перегар.
Ча-ча-ча, шейк и твист, Бронхолегочный свист,
Легкокрылый Икар. Золотарь, кочегар.

Теннисист, шахматист — Фалангист, Чан-кай-шист —
Нежных лет мальчуган. Нож, кастет и наган.
Распасы, мизер, вист, Тошной жизни статист,
Франсуаза Саган. Сталинград и Афган.

На груди вуза ромб, Оторвавшийся тромб,
Поцелуй милых уст. Рядом ложе «Прокруст».
Диссертанта апломб, Визг снарядов и бомб,
Борщ наварист и густ. Позвоночника хруст.

Дельтаплановый стерх, Неотмоленный грех,
Яхтопарусный бриз. Астенический криз.
Направление вверх, Зуб сломал об орех,
По Европе круиз. Сын не мой — вот сюрприз!

Сладострастие тел, Перепутанность дел,
Доминирует смех. На плечах рыбий мех.
Шел по жизни и пел, Ничего не успел,
На фронтах всех — успех. Кроме глупых потех.

Константник — стихотворение, в котором постоянны: количество слов в строках и последовательность количеств букв в словах каждой строки.

Пример 6: «Две оды именам существительным».
Примечание. Диптих. В каждой строке унаптихов, составляющих диптих, шесть слов. Последовательность количеств букв в словах каждой строки — 3, 1, 3, 3, 1, 3.

О-ода ____________________________ И-ода

Пар... О воз! Пар... О ход! ___________ Бар и тон? Пол и гон!
Вод... О нос! Хор... О вод! ___________Сил и кон? Руб и кон!
Лес... О воз! Дым... О ход! ___________Вар и коз? Мер и нос!
Сен... О кос! Кон... О вод! ___________ Абр и кос? Эск и мос!

Акр... О бат! Вод... О пад! ___________ Пар и тет? Рар и тет!
Адв... О кат! Лим... О над! ___________Ком и тет? Каб и нет!
Авт... О мат! Сам... О сад! ___________ Люм и нал? Сан и тар!
Алл... О пат! Шок... О лад! __________ Ном и нал? Сем и нар!

Сам... О гон! Мед... О вик! __________ Адм и рал? Хул и ган!
Пор... О лон! Пол... О вик! __________ Кап и тал? Кап и тан!
Дом... О фон! Жир... О вик! _________ Кор и дор? Пом и дор!
Фер... О мон! Мах... О вик! __________ Вал и дол? Сол и дол!

Нед... О род! Вод... О мер! __________ Кор и фей? Дир и жёр!
Ген... О код! Сил... О мер! __________ Фар и сей? Пан и кёр!
Вод... О род! Шаг... О мер! __________ Вар и ант? Фол и ант!
Пов... О рот! Угл... О мер! __________ Мар и над? Раф и над!

Обрезник — стихотворение, доминантой которого является последовательное отделение букв от какого-либо слова.

Пример 7: «Кулинарное».
Примечание. Автор аморально обрезает корнеплод с обоих концов.

Наметил роман я о супе из БРЮКВ,
Но мне не хватило нескольких букв.
Придумал рассказ о костюме без БРЮК,
Но вновь не удался мой буквенный трюк.
А принтер, не медля, сломался на «БРЮ»,
Лишь строчку стишка написал к октябрю.
Тогда я в Японию съездил за «РЮ»,
Но вдруг осознал, что «негласно» творю.
Осталась от брюквы лишь буковка «Ю»...
Из этой я гласной похлебку сварю.

Покрытник — стихотворение, в котором присутствуют ВСЕ слова какого-либо знаменитого стихотворения.

Пример 8: «Колоду слов легко тасуя...».
Примечание. «Покрыто» знаменитое пятистишие гения поэзии. И из других стихов того же автора кое-что прихвачено. (Не ленивый их легко отыщет.)

Намедни Опыт, сын ошибок,
а также Гений ортодоксов,
мне заказали гимн улыбок
в веселом жанре парадоксов.

Свой юмор (дар богов!) хваленый,
и стиль — старинный зиц-приятель,
и бога стих вечнозеленый,
собрал я в мозг изобретатель...

О сколько мне словечек трудных,
подскажут дети Мнемозины!?
Находки всех поэтов чудных
уложит Г. «На дне». Корзины

с призами моря: бок лангуста.
Готовит ужин старый город
названьем типа Златоуста.
(Уралом простирался голод.)

Купцов крикливых караваны
плелись печальною пустыней,
чтоб лечь двустишьем на диваны
со сладкой непорочной дыней.

Канал открытий ищет друга.
Тяжелый случай: нерв расшатан
и вырван квадратурой круга.
Объявит конкурса глашатай

победу рифмы высшей пробы:
«Лесов таинственные тени
подстать прогнозам Павла Глобы —
наводят ужас на плетени».

Нам шепчут духи просвещенья
в порядке критики жестокой:
«Исправьте сценку «Ослепленья»
Канетти Э. четвертым оком».

Разрезник — стихотворение, доминантой которого является разделение некоторых слов на части.

Пример 9: «Жуткое преступление, справедливое наказание и не совсем успешное лечение».

Когда-то обрезал я. Буквы у слов. Но
послан. Лечиться. В психушку. Условно...
Леченье успешно. Проникло в меня. Ем
Землю. Пью Море. Спокоен. Вменяем...
Вчера заменили. Падеж мой. На род. У
власти прошу я: «Свободу народу!»
Но Ельцин сказал мне: «Борис, ты не прав!» Да,
болен. Читаю. Газету. Не «Правда»...
Сегодня разрезал. Эд-га-ра По. Спешно.
Выписан. Кажется. Слишком поспешно...

Рекордник — стихотворение, нацеленное на установление какого-либо рекорда.

Пример 10: «Восьмистопочные откровения».
Примечание. Весьма откровенный восьмистопный анапест, сочиненный после восьми стопок.

Социальных сетей откровенья не знают пределов безумства телесных страстей.
Наполнение смыслом Контрольной Строки плодородит пространство пустынных текстур.
Притяжение спутницы бледной ложится нагрузкою тяжкой на комплекс уставших костей.
Поколение юных поэтов стремится свалить корпорацию ветхозаветных структур.

Рассуждения длинные эти кому-то, возможно, покажутся бредом больного ума.
Тот, кто думает так, без улыбки шагая по ниточке жизни, забыл естество.
Проницательным скальпелем выделит шутки и медленно съест, как икру, их гурман.
Результаты опроса провинций вселяют надежду: таких едоков большинство.

И поэтому здесь, напугав глухарей-недотеп, соловьем заливаюсь взахлеб.
Под гитару Электры, мамаши трех гарпий, сплетаю катрены в Крылова квартет.
Здесь, читатель, уместно сошлюсь на статью в Википедии с кратким названием «Стēб».
Прогнозирую отклик: «Новатор, мудрец, но чрезмерно прогнул под себя паритет».

Только что осознал: расшалился, как дети в подъезде, и грустно к финалу бреду.
Как говаривал Сомерсет Моэм, пора числовой подвести под РЕКОРДОМ итог.
ВОСЬМИСТОПНЫЙ АНАПЕСТ, четыре забавных строфы — смог рыбешку поймать я в пруду.
Несказанно устав от трудов, спать ложусь на животик, не чувствуя ручек и ног.

Пример 11: «Омонимный рассказ об одном известном человеке».
Примечание. Рекордно длинная цепочка из пятнадцати каламбуров.

Человек в Европе жил,
промышлял продажей... жил.
Он был немец (дед был ром),
но любил кубинский... ром.
Совладелец двух багров,
нос — с прожилками — багров.
У него была пила,
а жена его... пила.
Муж хвалил ее косу
и точил свою... косу.
Признавал: «Траву кошу,
но немножечко... кошу».
Поломав однажды бур,
от досады стал он... бур.
Посетив (случайно) МУР,
пошутил, как кошка: «Мур».
Изучив структуру спор,
мухоморы ел на... спор.
Спал — спокойно, бос и гол,
раз (во сне) забил он... гол.
Свято верил в карму, рок,
слушал блюзы, джаз и... рок.
Слезы лил из дряхлых век—
мол, сбежал двадцатый... век.
В бане чистил шлаки пор
и живой он до сих... пор.
Утром ножкой делал мах,
тот гимнаст — философ... Мах.
Дал я маху — то был Кант!
Стих украсил яркий... кант.

Слогогаммник — стихотворение, в каждой строке которого повторяется некоторая последовательность слогов. Обязательное условие: ни одно слово в стихотворении не повторяется.

Пример 12: «Упражняюсь...».
Примечание. ...нул ...кой ...ист.

Шаркнул ножкой конформист.
Шваркнул палкой пацифист.
Хлопнул крышкой пианист.
Грянул книжкой беллетрист.

Кликнул кнопкой программист.
Прыгнул пешкой шахматист.
Прыснул водкой оптимист.
Юркнул рыбкой адвентист.

Ухнул тяпкой активист.
Пискнул мышкой полемист.
Брызнул слюнкой КаГеБист.
Дернул щечкой Феоктист.

Щелкнул пачкой финансист.
Хрустнул спинкой массажист.
Пахнул травкой урбанист.
Шлепнул плеткой мазохист.

Мокнул тучкой символист.
Крякнул уткой журналист.
Тронул ручкой онанист.
Ляпнул кучкой пародист.

Случайник — стихотворение, строфы которого надлежит читать в произвольном порядке.

Пример 13: «Подарочный набор для рок-певца».
Примечание. Куплет про Билла посвящается Монике.

Под шум цитат _____ Гитарный бред — ___ Азарт влечет — ____ Чу... снег хрустит.
Сплетем куплет. ____ Тяжелый рок. ______ Подбросить кость. __ «Ты кто таков?»
Набор котлет ______ Судья, дай срок _____ Решай же, гость, ____ «Я враг оков,
Накормит штат. ____ Прожить без бед. ___ Зеро или чет? _______ Лукреций Тит».

Сардельки слов ____ Струна, атас. _______ А дар богов — ______ Где яств был стол,
Топлю в вине. _____ Поет грузин: ________ Пушистый мяч — ___ Там нынче гроб.
С приставкой «не» _ «Ты помнишь, Зин, __ Играет матч _______ Стилист утроб
Порочность снов. __ Десятый класс?» ____ На приз долгов. _____ Испачкал пол.

Злосчастный секс __ Чернильных парт ___ Стар патефон — ____ Шедевры ню
Опять сгубил... ____ Фальшивый груз — __ На рынке бум ______ Живут в телах.
Эх, Клинтон Билл! __ Как пятый туз _____ Тревожных дум. ____ Порок в полах
Политик «экс». ____ В колоде карт. _____ Испорчен он. _______ Искореню.

Тлетворный джаз ___ Итак, семь треф. ____ Чиню часы, ________ Кто твой кумир?
Порочит звук ______ «Пожалуй, вист». ___ Стал Хронос тих. ___ Что значит жить?
И капель стук _____ Забавный твист _____ Плутон же лих — ___ Как волком выть?
В дырявый таз. ____ Не скроет блеф. _____ Сломал весы. ______ Где в мире мир?

Табличник — стихотворение, оформленное в таблицу. Обязательное условие — прописанные наименования столбцов.

Пример 14: «Отцы и дети».
Примечание. Минитаблица (2, 2) с элементами восклицательной поэзии (!) и макроэкономики ($). В содержательном смысле — трагедия.

================================
= Отцы = = Дети =
================================
= XIX = = XXI =
================================
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! $$$$$$$$$$$$$$$$$
! ! $ $
! РАХМЕТОВ ! $ ахметов $
! ! $ $
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! $$$$$$$$$$$$$$$$$
! ! $ $
! БАЗАРОВ ! $ азаров $
! ! $ $
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! $$$$$$$$$$$$$$$$$

Пример 15: «Боги и люди».

======================================================
Боги Предлоги Люди Знаки Пристрастия
======================================================
Арес для Светы — мощь советской ракеты
Бахус для Абрама — по субботам ни грамма
Вуду для Милы — засунуть в куклу иглы
Гелиос для Оли — в цвету желтофиоли
Гелиос для Коли — жаркий полдень в поле
Гипнос для Ивана — сон в тисках дивана
Дике для Романа — правосудье без обмана
Кронос для Иришки — швейцарские часишки
Марс для Глеба — марсианское мирное небо
Нике для Жени — футбольное сраженье
Теллус для Сени — росточек весенний
Тюхе для Юры — три крупные купюры
Фобос для Варвары — страховка на товары
Шива для Тани — индийские ткани
Шива для Гоги — индийские йоги
Эрот для Матвея — пышногрудая юная фея
Янус для Лики — двуликие улики
Яхве для Мони — тлен древних церемоний
======================================================

Трихайкуник — агрегат из трех хайку. Строго 51 слог.

Пример 16: «По-японски о Книгах и Чтении».
Примечание. В двух горсточках. Обратите внимание на магию чисел-слогов: 5-7-5-5-7-5-5-7-5.

Горсточка первая. О Книгах

Романы горят.
Комиксы круче Джойса...
Книги, мне жаль вас.

Книги тоскуют —
пришла мода на блоги.
Слова для славы...

Всем встать! Суд идет...
Книгам — высшую меру...
Уважения!

Горсточка вторая. О Чтении

Открыл бутылку.
И перечел «Женитьбу...».
Все так же грустно.

Закрыл соленье.
И перечел «Улисса».
Нет изменений.

Вкусил портвейна.
И первый акт «Женитьбы».
«Метаморфозы»! *)

--------------------
*) Полуоптимистический бытовой вариант:
Вкусил котлету
и женитьбу! Первый акт!!
Метаморфозы...

Числовик — стихотворение, которое облегчает запоминание какой-либо последовательности чисел.

Пример 17: «Пи-стихия».
Примечание. Нацелено на знаменитое число пи. В двух рекордных попытках.

Попытка 1. Как...

Как я хочу в лучах резвиться...
Да, солнце манит нас порой
Весеннею, восточною синицей.
Влетевший дух на дар съестной.
(3,141592653589793238)

Попытка 2. Кто...

Кто и Ваню и Петра
Застрелил из топора?
«Крыса, тля, бычок томатный», —
Догадался сапиенс лохматый.
Методично бил по лбу блондина —
Урок каратэ он провел сыну.
(3,14159265358979323846264)

Ох, не всегда удается отнести экспериментальное стихотворение к какому-нибудь одному виду. А иногда крутой автор-экспериментатор (например, Семен Г.) намеренно применяет суперпозицию (говоря простым языком, — наложение) видов. Ведь написать (вот уж гадкое слово; правильно — сочинить, сотворить, создать, породить!!), скажем, «узаконенный» экспериментальный акростих — это, по нынешним литературно-продвинутым временам, упражнение для новичков школьного литературного кружка. А вот сотворить, например, рекордный акротавтограммный ропалон — это занятие, достойное маститого экспериментатора.

Суперпозиционер — стихотворение, в котором реализована суперпозиция экспериментальных видов.

Пример 18: «Словатор Г и (или) Словоторг».
Примечание. Полулингводудосный, но высококультурный акротавтограммный слоговый ропалон-диптих с элементами словоновшества и призраками юмора.

Призрак ропалона бродит по Европе.
(Семен Г., «Призраки»)

Сон семьи смаковал совершенство Содомозатей.
Лес людей лепетал: «Лабиринты Лилитопутей».
Ост огнем обделил обобщенных Обломодетей.

Вождь врагов ветрогон, вентилируй Вийонострофу.
Ас афер аргонавт, аннексируй Алисострану.
Тварь толпы театрал, торпедируй Тартюфостраду.

Од обряд опусти, опровергни Овидистишки.
Рост речей: ропалон расширяет Роденошажки.
Гни глагол, горлопан, гармонируй Гоморрогрешки!

и (или)

Секс самца сочетал святотатства Сатирокозлов.
Ложь любви леденит лучезарных Лолитозазноб.
Ор обид отмени, ослепленный Отеллонабоб.

Волк весной выводил: «Возвеличу Вервольфооскал».
Ом... «Ослаб оккультизм», — отзывался Орфеевокал.
Твердь тупых тормоши толкованьем Тарковскозеркал.

От отца охраняй организма Оргазмопрыжки.
Рог растет, рутинер, развращают Руматабожки?
Глаз гони голубой, гарантируй Гомеросмешки! *)

--------------------
*) Использованные мемы («единицы, значимой для Культуры информации») в порядке появления в «словоторге»: Содом (древний городок с плохой репутацией), Лилит (по паспорту, первая жена Адама), Обломов (добрый лентяй), Вийон (грабитель), Алиса (девочка-путешественница), Тартюф (вор на доверии), Овидий (апологет одной науки и одного лекарства), Роден (француз, вылепивший безголовую, но шагающую фигурку), Гоморра (еще один древний городок с тоже плохой репутацией), Сатир (козел-распутник), Лолита (нимфетка), Отелло (мавр), Вервольф (нацистский оборотень), Орфей (певец уровня Паваротти и поэт уровня Бродского), Тарковский (сын-кинематографист, отец «Зеркала»; не путать с поэтом, отцом кинематографиста), «Оргазмо» (смешная киношка без настоящей эротики, но с участием настоящих порнозвезд), Румата (тот, которому почему-то трудно быть Богом), Гомер (тот, который гомерически смеялся над богами).

Пример 19: «Подарок для младенца Р».
Примечание. Рекордный табличный Р-тавтограммный слоговый ропалон с элементами панторима и словоновшества.

Посвящается годовалому внуку.

==========================================================
Первые _ Первые _ Р-аспекты _ Р-имя ____ Р-расширение словарного запаса
Р-слоги _ Р-слова ___________ юбиляра
1 _______ 2 ______ 3 ________ 4 _________ 5 __________ 6 ____________ 7
==========================================================
Р-р-ра! Раки? Рентгены Радимира: регистрация раздражающего разочарования.
Р-р-ре! Реки? Рефрены Радимира: реформация разлагающего ризоцелования.
Р-р-рë! Рëва? Репризы Радимира: реставрация раздевающего руковозложения.
Р-р-ри! Ритмы? Ремизы Радимира: рекламация развивающего рифмоискушения.
Р-р-ро! Рокер? Респекты Радимира: резолюция реферативного речезадержания.
Р-р-ру! Руки? Рецепты Радимира: революция результативного ранозаживания.
Р-р-ры! Рыба? Резоны Радимира: разрешение рационального розозапустения.
Р-р-рэ! Рэпер? Разгоны Радимира: разрушение регионального рогообретения.
Р-р-рю! Рюмка? Рулады Радимира: размышления растревоженного радостеискания.
Р-р-ря! Ряба? Расклады Радимира: расширения растаможенного разумоспускания.
==============================================================

На этом покончим с примерами-цветочками и под занавес осуществим анонсированный «жуткий теоретический прорыв». Итак, — ягодки.

Маститые специалисты всякие там акростихи, тавтограммы, серпантины, лабиринты, палиндромы, липограммы, оборотни, брахиколоны и прочие диковинки экспериментальной «кунсткамеры» называют «комбинаторной» поэзией. Они остроумно притащили за уши науку комбинаторику, со всеми ее перестановками, сочетаниями, размещениями и Ньютонобиномами. И в этом есть логика: ведь указанная наука изучает еще и отношения частичного порядка на указанных множествах.
(И как тут не вспомнить с благодарностью основополагающий труд немца Лейбница «Рассуждения о комбинаторном искусстве» (1666). Ох, чуть не вырвалось юмористическое дополнение: ...искусстве русскоязычной экспериментальной поэзии.)
«Чуть-чуть слегка капельку» опоздавшему автору этой статьи остается лишь определить (подобно шведу Линнею) два КЛАССА произведений, относящихся к экспоэзии: формалистико-комбинаторный и смысло-причудный.
(Почему так названо? «Смысло» — очевидное противопоставление «формалистике». «Причудный» соотносится с причудливыми содержательными задачами, которые ставит и в меру способностей решает автор. Попутно отмечу, что этот автор, на мой взгляд, отнюдь не экспериментатор, — вникните в определение эксперимента! — а типа конструктор, задумывающий и реализующий в тексте ту или иную лингвистическую конструкцию. А что если революционно переименовать экспериментальную поэзию в конструкционную поэзию? Не точнее ли так будет?)
В каждом из этих классов усматриваются ВИДЫ. Ярким примером нового вида в формалистико-комбинаторном классе является губнель.
Анонсирую три вида из смысло-причудного класса: противоположник, двуслойник, содержательный рекордник.
Четкие определения указанных видов не за синими горами...

Эх, 19 примеров... Число простое, но не круглое. Подчиняясь магии круглых чисел, представляю еще один пример — из смысло-причудного класса.

Пример 20: «Новости кино».
Примечание. Этот содержательный рекордник содержит (с учетом неотъемлемых эпиграфа и комментариев) более 20 мемов.

Кино, вино и домино?
Земля, урга и Мимино!
(Семен Г., «Восемь и семь восьмых»)

На днях пройдет в 7D «Багдадский вор»...
В архиве найден редкий кадр: Феллини
на съемках древнеримской кольцевой...
Андрон свой «Грех» замаливал в долине. 1)

Реминисценций полон Каннский зал.
«Онегин» в тренде. Входим: ложи блещут.
Новинка порно: для ТРОИХ вокзал...
Смешной ужастик «Молоток и клещи». 2)

Во рту Данилы тает абсурдизм —
готов сценарий типа «Брат-4».
Уже заявлен слоган (иль девиз?):
«Давайте искупаемся в чифире!»

А в Харькове опять открыт бассейн! 3)
В натуре, там топили Лēву Дау,
досъемку финансировал Хусейн,
а институт был сослан в Темиртау.

--------------------
1) В кремниевой долине. Вместе с Танго, Кэшем и... Магноли.
2) Сиквел-скрещивание фильма ужасов «КлещИ» и спортивной драмы «Молот». Сценарий еще варится в голове Семена Г., но кульминация уже сварилась: рукопашная схватка российского боксера по прозвищу Молот с мутировавшим в Америке гигантским клещом.
3) Физико-кинематографический институт имени Дау-Хржановского был возведен в г. Харькове на месте разрушенного в 1990-е годы бассейна «Динамо».

* * * * *

P. S. В прокрустово ложе статьи не улеглись еще кое-какие мои, по-старому говоря, экспериментальные комбинаторные стихи. Если глубокоуважаемому читателю было весело читать вышеприведенные измышления, то... Ищите (на просторах Интернета) и обрящете.

Перечень конструкционных формалистико-комбинаторных
юмористических стихов Семена Г.
Аллюзивные вопросы без ответов [вопросник]
Алфавитные стихи для всяких детей [абецедарий-триптих, построчная пародия]
Блеф поэм, крах души [изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4]
Блуд поэм — гнев жюри [изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4]
Боги и люди [табличник]
Весь лимеричный джаз [рекордник, коллекция лимериков]
Взвывали телеса, взмывая в небеса [панторим]
Восьмистопочные откровения [рекордник]
Г-генератор (слов и стихо) и Д-дегенератор (ослов и психо) [ропалон, суперпозизионер]
Две оды именам существительным ]константник-диптих]
Единство и борьба противоположностей [двучитальник-диптих]
Ёклмн? Опрст! [изысканная губнель-абецедарий с метрикой 5-5-5-2]
Жуткое преступление, справедливое наказание и... [разрезник]
Зачем Макар гонял своих телят [губнель с метрикой 5-5-5-5]
Колоду слов легко тасуя... [покрытник]
Кулинарное [обрезник]
Мелочь пузатая [коллекция губнелей с метриками 1-1-1-1, 2-2-2-2, 3-3-3-3]
Муки слов, этюд фраз [изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4]
Одиннадцать гномиков [коллекция гномиков с метрикой *-2-1-1]
Омонимный рассказ об одном известном человеке [рекордник, каламбур]
Отцы и дети [рекордник, табличник]
Первые 50 лет неодиночества [гомеотелевтон]
Пи-стихия [рекордник, числовик]
Подарочный набор для рок-певца [случайник]
Поэт идею яма гнул [изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4]
По-японски о Литературе и Чтении [трихайкуник]
Расширение дара [цитатный ропалоноид]
Ритм букв, джаз эпох [изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4]
Сим, Хам, Ной и проч. [монорим]
Словатор Г и (или) Словоторг [ропалон, суперпозиционер]
Смелые дрозды вблизи кусков марабу [губнель с метрикой 6-6-6-5]
Стон букв — плач рифм [изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4]
Суперэкспериментальное [ропалон, суперпозизионер]
Тело [однословный многорифм-триптих]
Упражняюсь [словогаммник]
Фарт огня чужд зиме [изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4]
Юмор ищет пазл букв [изысканная губнель с метрикой 4-4-4-4]
Я бы мог ради славы земной марсиан покорить ропалоном [ропалон, рекордник]
Опубликовано: 01/04/20, 14:38 | Просмотров: 114 | Комментариев: 5
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Поищу... ) Спасибо. )
Андрей_Яковлев  (02/04/20 15:07)    


Глубокоуважаемый Андрей Я.!
Судя по круглым закрывающим скобочкам, мои первоапрельские экспериментальные шуточки не испортили Вам настроение. Вот и славно — автор достиг своей единственной цели. :))
Семен_Губницкий  (04/04/20 14:39)    


Отнюдь нет. Более того, это настроение было уверенно и необратимо поднято к моему искреннему удовлетворению в том! ))
Спасибо Вам за Ваше достижение! ))
Андрей_Яковлев  (04/04/20 15:33)    


Аллилуйя!!
Глубокоуважаемый Андрей Я., пользуюсь случаем запоздало поблагодарить Вас за прошлогоднюю рекомендацию. :))
Семен_Губницкий  (05/04/20 20:30)    


))
Андрей_Яковлев  (06/04/20 12:08)    

Категории раздела
Лирика [8592]
Философская поэзия [3925]
Любовная поэзия [3983]
Психологическая поэзия [1732]
Городская поэзия [1373]
Пейзажная поэзия [1957]
Мистическая поэзия [1041]
Гражданская поэзия [1350]
Историческая поэзия [211]
Мифологическая поэзия [193]
Медитативная поэзия [242]
Религиозная поэзия [182]
Альбомная поэзия [115]
Твердые формы (запад) [305]
Твердые формы (восток) [91]
Экспериментальная поэзия [325]
Юмористические стихи [1926]
Иронические стихи [1985]
Сатирические стихи [145]
Пародии [1123]
Травести [54]
Подражания и экспромты [468]
Стихи для детей [821]
Белые стихи [66]
Вольные стихи [108]
Верлибры [123]
Стихотворения в прозе [28]
Одностишия и двустишия [118]
Частушки и гарики [39]
Басни [76]
Сказки в стихах [22]
Эпиграммы [24]
Эпитафии [37]
Авторские песни [341]
Переделки песен [56]
Стихи на иностранных языках [56]
Поэтические переводы [284]
Циклы стихов [267]
Поэмы [46]
Декламации [136]
Сборники стихов [102]
Белиберда [85]
Поэзия без рубрики [6866]
Стихи пользователей [2059]
Декламации пользователей [14]