Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Англосаксонский месяц Giuli и праздник Рождества Христова
Статьи
Автор: Вырь
Праздник Рождества в западном христианском мире отмечают 25 декабря, то есть через несколько дней после момента астрономического зимнего солнцестояния (21/22 декабря) и когда день уже начинает понемногу прибавляться. Считается, что эта традиция была установлена в 4 веке нашей эры, и она пришла на смену языческим празднованиям солнечного культа Sol Invictus (Непобедимое Солнце), который был введён императором Аврелианом в 274 году.

Падение Римской империи совпало с общим возвышением христианства на европейском континенте, и уже оно в свою очередь, после римлян, завоевало британские острова, где также начало поглощать местные обряды и языческие культы.

Приведу краткую хронологию некоторых событий в Британии из труда Беды Достопочтенного "Церковная история народа англов":

Цитата
В году 409–м Рим был сокрушён готами, после чего римское правление в Британии прекратилось.

В году 430–м папа Целестин послал Палладия первым епископом к скоттам, верующим во Христа.

В году 449–м Маркиан и Валентиниан семь лет совместно управляли империей. В то время англы явились в Британию по приглашению бриттов.

В году 565–м священник Колумба прибыл из Скоттии в Британию для просвещения пиктов и основал монастырь на острове Ии.

В году 596–м папа Григорий послал Августина с несколькими монахами в Британию проповедовать народу англов Слово Божие.

В году 597–м упомянутые учителя прибыли в Британию, приблизительно через 150 лет после прихода в Британию англов.

В году 604–м восточные саксы при короле Саберте приняли христианскую веру от предстоятеля Меллита.

В году 626–м дочь короля Эдвина Энфледа была крещена вместе с двенадцатью другими накануне Троицына дня.

В году 627–м на Пасху был крещён король Эдвин вместе со своим народом.

В году 653–м срединные англы с их государем Пэдой были посвящены в таинства веры.

В году 655–м погиб Пенда, и мерсийцы стали христианами.

В году 664–м случилось затмение. Умер кентский король Эрконберт, и епископ Колман с прочими скоттами вернулся к своим. Появилась чума. Хад и Вилфрид были посвящены в епископы нортумбрийцев.

В году 673–м скончался Эгберт, король Кента. В Херутфорде в присутствии короля Эгфрида и под председательством Теодора состоялся собор, принявший десять канонов.

В году 680–м на Хэтфельтском поле под председательством архиепископа Теодора состоялся собор по поводу католической веры, на котором присутствовал аббат Иоанн из Рима.

В году 704–м Эдильред, правивший мерсийцами 31 год, сделался монахом и оставил королевство Кенреду.

В году 709–м король Мерсии Кенред после пяти лет правления отправился в Рим.

В году 716–м был убит король Нортумбрии Осред и умер король Мерсии Келред. Эгберт, человек Божий, привёл монахов Ии к католической Пасхе и исправил их церковную тонзуру.


В другом своём сочинении, "De Temporum Ratione" (The Reckoning of Time), Беда упоминает древнеанглийский календарь:

Цитата
In olden time the English people ... calculated their months according to the course of the Moon. Hence, after the manner of the Greeks and the Romans, [the months] take their name from the Moon, for the Moon is called mona and the month monath.
The first month, which the Latins call January, is Giuli; February is called Solmonath; March Hrethmonath; April, Eosturmonath; May, Thrimilchi; June, Litha; July, also Litha; August, Weodmonath; September, Halegmonath; October, Winterfilleth; November, Blodmonath; December, Giuli, the same name by which January is called. They began the year on the 8th kalends of January [25 December], when we celebrate the birth of the Lord. That very night, which we hold so sacred, they used to call by the heathen word Modranecht, that is, ‘‘mother’s night’’, because (we suspect) of the ceremonies they enacted all that night.


Перевод:

"В старину народ англов ... рассчитал свои месяцы в соответствии с движением Луны. В подражание грекам и римлянам, [их месяцы] взяли своё имя от Луны, ибо Луна зовётся mona и месяц — monath.
Первый месяц, который латиняне называют Январь, это Giuli; Февраль называется Solmonath; Март — Hrethmonath; Апрель — Eosturmonat; Май — *Thrimilchi; Июнь — Litha; Июль также Litha; Август — Weodmonath; Сентябрь — Halegmonath; Октябрь — Winterfilleth; Ноябрь — Blodmonath; Декабрь — Giuli, то же имя, которым называют Январь.

Oни [язычники] начинали год за 8 дней до январских календ [25 декабря], когда мы празднуем рождение Господа. Ту самую ночь, которую мы чтим как святую, они называли языческим словом Модранехт, то есть, «Ночь матери», потому что, как мы предполагаем, они проводили свои обряды в течение всей ночи [не смыкая глаз]."

*Thrimilchi — май, начало ежедневного троекратного доения рогатого скота (тепло, достаточно свежей травы).

Ещё немного сведений от Беды, по Шэрону Тёрнеру.

Цитата
Он [Беда] упоминает [богиню] Рхеду (Rheda), которой они приносили жертву в марте, получившем от обрядов в её честь название Рхед-монат (Rhed-monath), и Эостре (Eostre)1, празднества в честь которой справлялись в апреле, получившем в связи с этим название Эостре-монат (Eostre-monath). Имя этой богини дошло до сегодняшних дней в названии великой пасхальной церемонии: таким образом, память об одном из идолов наших предков будет сохраняться до тех пор, пока существует наш язык и здравствует.

Об обрядах англосаксов у нас практически нет никаких подробных сведений. В месяце феврале они подносили оладьи своим богам, и по этому обстоятельству месяц был назван Сол монат. Сентябрь из-за языческих торжеств выпадающих на этот период назывался Халиг монат, священный месяц. Ноябрь известен как месяц жертвоприношений, Блот монат2, ибо они подносили своим богам скот, который забивали в это время. Поскольку у англосаксов существовало обыкновение употреблять в зимний период засоленное или вяленое мясо, возможно ноябрь или Блот монат, являлся порой, когда заготавливались и освящались продовольственные запасы на зиму.

Их знаменитый праздник Йоль (Geol, Jule или Yule), который справлялся в те же дни, что и наше Рождество, представлял собой сочетание религии и попойки. Декабрь называли erra Geola, или перед Йолем. Январь – eftera Geola, или после Йоля. Поскольку Рождественский день одним из саксонских названий именовался Geola или Geohol deg, вполне вероятно, что именно он являлся днем начала этого празднества. Этот день они считали первым в своем году. Беда выводит его начало от солнцеворота, когда с его наступлением начинала увеличиваться продолжительность дня. С учётом того, что его ещё называли «ночь матери», а солнцу саксы поклонялись как женщине, я прихожу к мысли, что этот праздник был посвящён солнцу.


1 Easter - Пасха, 2 blood - кровь (соврем. англ.)

Монах Беда не рас­кры­ва­ет по­дроб­но­сти древ­не­ан­глий­ских но­во­год­них празд­неств, по­это­му мы здесь можем вы­ска­зать лишь пред­по­ло­же­ние о их воз­мож­ной сути. Начнём от хри­сти­ан — они от­ме­ча­ли 25 де­каб­ря рож­де­ние Сына Бо­жье­го, Иисуса Христа, и это со­бы­тие также можно по­ни­мать как ма­те­рин­ский апо­фе­оз: Дева рож­да­ет для своего народа юного Бога... Языч­ни­ки по­сту­па­ли ана­ло­гич­но, празд­нуя ве­ли­кую Ночь Матери, Мо­д­ра­нехт. Здесь необ­хо­ди­мо за­ме­тить, что солнце у древ­них саксов было жен­ско­го рода, и они ему "по­кло­ня­лись как жен­щине" (см. цитату Ш. Тёр­не­ра).

Ве­че­ром [21 де­каб­ря] солнце ухо­ди­ло за го­ри­зонт, и на­чи­на­лась самая длин­ная ночь в году... а вдруг солнце ушло на­все­гда, и про­шед­ший ко­рот­кий день был самым по­след­ним в жизни?.. сле­до­ва­ло воз­дать щедрые дары Матери-Солнцу, чтобы она вы­рва­лась из своего зим­не­го плена... и после дол­го­го ожи­да­ния, с бо­га­ты­ми жерт­ва­ми и воз­ли­я­ни­я­ми, на­ко­нец вос­хо­ди­ло "об­нов­лён­ное" све­ти­ло, с на­деж­дой на скорое на­ступ­ле­ние спа­си­тель­ной весны.

А свя­щен­ни­ки-друиды могли и при­гро­зить лю­диш­кам: се­год­ня Хэп­пи­нью­и­ра вам желаем... но смот­ри­те, негодники... в сле­ду­ю­щий раз может не про­ка­тить, за­мёрз­не­те как птички или плевок, на лету в морозный день...

Online Etymology Dictionary:

Цитата
yule (n.)

Old English geol, geola "Christmas Day, Christmastide," from Old Norse jol (plural), a heathen feast, later taken over by Christianity, of unknown origin.

The Old English (Anglian) cognate giuli was the Anglo-Saxons' name for a two-month midwinter season corresponding to Roman December and January, a time of important feasts but not itself a festival. After conversion to Christianity it narrowed to mean "the 12-day feast of the Nativity" (which began Dec. 25), but was replaced by Christmas by 11c., except in the northeast (areas of Danish settlement), where it remained the usual word.


Перевод этимологии:

yule (n.)

"Древнеанглийский geol, geola «Рождество Христово», от древнескандинавского jol (множ. число), языческий праздник, принятый христианством, неизвестного происхождения.

Древнеанглийский (англианский) когнат giuli был англосаксонским наименованием для двухмесячного сезона середины зимы, соответствующего римскому декабрю и январю, время праздников, но не сам праздник. После обращения в христианство значение сузилось до «12-дневный праздник Рождества» (который начинался 25 декабря), но термин yule был заменён на Christmas в 11 веке, за исключением северо-востока (районы датского поселения), где он остаётся обычным словом."

Скан из Archaeologia, Or, Miscellaneous Tracts, Relating to Antiquity, Том 44, 1873



Compare the Anglo-Saxon name of the month — Giuli (Bede, De Temp. Rat.) or Giuli estera, after
Yule, i.e., the great Anglo-Saxon feast which began the year, answering to the feast of Christmas. After
the conversion of the Saxons to Christianity, the feast was retained, but the name of the month changed
from Giuli to Heligh-monat, or Holy Month (Verstegan, op. cit. 68), though the word Yule has survived
to this day, like Easter.

Перевод примечания:

"Сравните англосаксонское название месяца — Giuli (Беда Достопочтенный, De Temporum Ratione) или Giuli estera, и Yule — великий англосаксонский праздник, которым начинался год, и соответствовавший Рождеству. После обращения саксов в христианство, праздник остался, но название месяца изменилось от Giuli до Heligh-monat(h) или Holy Month (Verstegan, op. cit., 68), хотя слово Yule сохранилось по сей день, как и Easter (Пасха)."

В Англии христианская традиция со временем вытеснила из народной памяти праздник Yule, но он, как сказано выше, сохранился у скандинавов в виде местного названия Рождества. Пример норвежского рождественского дискурса:

Цитата
en jul - Рождество, святки
Julaften/ julekvelden – Сочельник
en/ei julenatt - ночь под рождество, рождественская ночь
Første juledag/ en juledag – первый день Рождества (25 декабря)
Andre juledag – 26 декабря
Tredje juledag – 27 декабря
en juletid - святки
en julemåned - декабрь
gå i julehold — справлять рождество
et julekort - Рождественская открытка
en julenisse - святочный гном
et julegilde - рождественское гулянье (празднество)
en Julenisse – норвежский Санта-Клаус


Норвежский календарь, декабрь 1636 год: Рождество 25 декабря — Juledag.



Новая редакция 24.07.20
Замеченные ошибки будут с благодарностью исправлены автором.
Опубликовано: 24/07/20, 19:23 | Последнее редактирование: Вырь 24/07/20, 20:36 | Просмотров: 80
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [943]
Миниатюры [735]
Обзоры [1251]
Статьи [335]
Эссе [156]
Критика [87]
Сказки [157]
Байки [45]
Сатира [47]
Фельетоны [12]
Юмористическая проза [268]
Мемуары [60]
Документальная проза [58]
Эпистолы [9]
Новеллы [49]
Подражания [10]
Афоризмы [28]
Фантастика [121]
Мистика [18]
Ужасы [4]
Эротическая проза [3]
Галиматья [256]
Повести [254]
Романы [44]
Пьесы [21]
Прозаические переводы [2]
Конкурсы [19]
Литературные игры [28]
Тренинги [2]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1531]
Тесты [12]
Диспуты и опросы [80]
Анонсы и новости [104]
Объявления [70]
Литературные манифесты [238]
Проза без рубрики [376]
Проза пользователей [120]