Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Влияние империи Октавиана Августа на первоначальное формирование христианского мифа
Статьи
Автор: Вырь
Христианство возникло на той земле, которая уже давно была пропитана эллинским культурным влиянием и совсем недавно завоёвана римскими легионами. Греко-​римская цивилизация стала повивальной бабкой будущей всемирной религии.

В 63-м году до нашей эры Иерусалим был захвачен римским полководцем Помпеем Великим. Так поступить его вынудила гражданская война в Иудее между двумя несговорчивыми братьями, боровшимися за царский трон. Еврейское государство потеряло свою независимость и пока что превратилось в протекторат Рима. Иосиф Флавий в седьмой главе "Иудейской войны" пишет:

Цитата
Ничто, однако, так глубоко не сокрушало народ в тогдашнем его несчастье, как то, что незримая до тех пор Святая Святых была открыта чужеземцами. Помпей, в сопровождении своей свиты, вошел в то помещение храма, куда доступ был дозволен одному лишь первосвященнику, и осмотрел все его содержимое: подсвечник с лампадами, стол, жертвенные чаши и кадильную посуду — все из чистого золота, — массу сложенного фимиама и храмовый клад, состоявший из 2000 талантов. Однако он не коснулся ни тех, ни других драгоценных вещей! Более того, на следующий же день после штурма он дозволил очистить храм и возобновить обычное жертвоприношение.


Интересное совпадение: в том же 63-м году до н. э. 37-​летний Гай Юлий Цезарь стал Великим понтификом Рима, и у него родился внучатый племянник, Гай Октавий Фурин, будущий первый император Октавиан Август...

Оккупация Иудеи римскими легионами преобразилась в новозаветном тексте в знаменитую фразу человека, одержимого бесами: легион имя мне, потому что нас много (Мк, 5:9). То есть легионеры Рима, несущие имперскую службу,  были приравнены евреями к бесплотным бесам, ищущим себе тёплого телесного приюта. А что происходило в Иудее дальше?

Цитата
Для Хасмонейского царства осада и захват Иерусалима были настоящей катастрофой. Помпей восстановил Гиркана II в качестве Первосвященника, однако отобрал у него царский титул, хотя позже, в 47-ом году, Рим признал его в качества этнарха. Иудея осталась автономна, но её жители стали обязаны платить дань и оказались в подчинении у римской администрации в Сирии.

Царство было расчленено: иудеи были вынуждены уступить земли у моря, тем самым оставаясь без выхода к Средиземноморью, а также части Идумеи и Самарии. Несколько городов эллинов, находившихся на бывшей территории Иудеи, получили автономию и сформировали Декаполис.

(Вики).


Итак, евреев заставили платить Риму дань: "кесарю кесарево..." Евангелие от Матфея (Мф. 22:15-22):

Цитата
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-​либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.


Денарий Тиберия, с надписью  TI CAESAR DIVI AVG F AVGVSTVS — "Ти[берий] Цезарь, Бож[ественного] Авг[уста] С[ын], Август". Подобный денарий, вполне возможно, принесли фарисеи Иисусу:



Табличка на кресте, орудии казни Иисуса Христа, была оформлена в  римском лаконично-​аббревиатурном стиле — INRI, что означает — "Иисус Назарянин, Царь Иудейский".

Денарий самого Октавиана с фигуркой богини Виктории-​Победы на реверсе:



В греческом варианте богиню зовут Ника или Нике (др.-греч. Νίκη),  и надпись NIKA появляется в иконографии Христа, что означает его победу над смертью. Октавиан же, в честь своих знаменитых военных побед при Акции и Александрии, основал два города с одинаковым греческим названием  — Никополь.



Небольшое языковое отступление.
Русский глагол -никнуть (проникнуть, возникать):
Цитата
Сближают с лит. ninkù, nikaũ, nìkti «браться с жаром», įnìkti į̃ dárbą «окунуться с головой в работу», apnìkti «напасть», др.-прусск. neikaut «ходить, бродить», лтш. niktiês «навязываться, одолевать просьбами», nikns «яростный, злой», др. ступень вокализма: лтш. nàiks «злой, яростный, гневный, быстрый», далее греч. νεῖκος ср. р. «ссора, спор», νεικέω, аор. ἐνείκε(σ)σα «ссориться, набрасываться», νί̄κη «победа», νῑκάω «побеждаю»
(Фасмер)

"Ну, и что ты тут возникаешь?!"

Первым императором Рима в современном смысле традиционно считается Октавиан, приёмный сын Юлия Цезаря, который носил этот титул как выдающийся полководец. Диктатор  Римской республики и Великий понтифик, учредитель новой календарной системы (сохраняется нынешней РПЦ в качестве традиции, хотя сильно не соответствует астрономической картине), был убит заговорщиками в 44 г. до н. э., а позже обожествлён сенатом. Октавиан, как законный наследник Цезаря, вошёл вместе с Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом в состав властного триумвирата. За этим последовала серия гражданских войн в продолжение почти полутора десятилетий.

После того как Октавиан в 30 г. до н. э. разгромил в Египте войска Антония, он вернулся в Рим и отпраздновал тройной триумф. Объявив себя верховным  собственником египетской земли, Октавиан  наладил поставки дешевого хлеба в Италию. Досыта накормить народ хлебом — дорогого стоит! Невольно вспоминается стих из Евангелия: «... да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2: 14–15).
Египет — древняя и житница, и здравница, и кузница!

Далее было непрерывное правление Октавиана в Риме до 14 года новой эры: он пользовался полномочиями консула, принцепса (первого в сенате), трибуна, Великого понтифика... Именно на эпоху Октавиана Августа приходится, согласно Новому Завету, рождение Иисуса Христа.

Цитата
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».(Лк. 2:1–7).


Пьетро да Кортона. Тибуртинская сивилла показывает Августу пришествие Христа



Иисус среди жителей Назарета считался сыном плотника Иосифа, чью родословную евангелисты возводили к царю Давиду, но своим истинным отцом полагал Господа Бога. Октавиан же, имея собственного отца,  был ради преемственности власти усыновлён "божественным Цезарем", о чём говорит его титул: Imperator Caesar Divi (Iuli) filius Augustus — Император, Цезарь, Бога (Юлия) сын, Август.

Эпитет Augustus имеет значение — священный, великий, возвышенный. Все христианские государи Европы и члены их семей позднее именовались августейшими особами, в честь первого римского императора.

Что же касается интереснейших поездок древних героев  в Египет, то с тамошними фараонами не общались только ленивые и нелюбопытные... Деятельные и любознательные обязательно находили эту возможность, тем более в наше время:



В книге доктора исторических наук И. С. Свенцицкой — «От общины к церкви»  — говорится:

Цитата
Начинают распространяться легенды о божественном происхождении самого Октавиана. Так, говорили, что его мать Атия еще до его рождения пришла для богослужения в храм Аполлона и осталась там ночевать в своих носилках, и там к ней внезапно скользнул змей. Это был Аполлон; девять месяцев спустя Атия родила будущего императора, — он, таким образом, оказывался сыном Аполлона.

Обожествление Августа началось в восточных провинциях, где были сильны традиции религиозного почитания царей. В первые годы после победы при Акции преисполненные надежд на прекращение насилий и грабежей жители этих провинций посвящали Августу восторженные надписи и ставили святилища (первые святилища Августу были воздвигнуты, разумеется с его разрешения, в 27 г. до н. э. в двух городах Малой Азии). В надписи из города Приены, относящейся к 9 г. до н. э., Август прямо назван богом; день его рождения был, по словам надписи, началом «благовестий» (в греческом тексте — хочу обратить на это внимание — употреблено слово «евангелие», которым впоследствии христиане будут обозначать свою «благую весть» о новом вероучении).


В процессе культурной подачи новой идеологии важную роль играет изобразительный ряд — картинки, призванные создать положительное впечатление на готовых уверовать людей.

Современный образ Христа — доброго пастыря:



Август в образе Юпитера Капитолийского. 45-50 гг. Августеум. Геркуланум. Нац. археол. музей Неаполя. Недовольный строгий взгляд вседержителя, обращённый на какого-​нибудь волка в овечьей шкуре:



Цитата
17 сентября 14 года н. э., через месяц после смерти, сенат признал Октавиана богом и учредил государственный культ в его честь. Это решение опиралось прежде всего на заявление римского сенатора, будто он видел, как душа Августа возносится на небо, и на прочие благоприятные знамения.

(Вики)


Вознесение Октавиана на небеса, камея 23 г. н. э.:



Если умерший император-​язычник мог вознестись на небо к богам, то с точки зрения учеников и почитателей Иисуса Христа, их Учитель сделал то же самое после смерти на кресте — вернулся к небесному Отцу! Между кончинами двух наших героев прошло всего 15-20 лет...

И снова два пастыря с накидками:





Христианство как новая религия зародилось в римской провинции Иудее, спустя пару десятилетий после смерти первого императора Октавиана Августа. Апостол Пётр был признан первым епископом Рима, а римский гражданин, апостол Павел, стал главным пропагандистом новой веры, которая очень быстро оторвалась от своих чисто еврейских корней и приобрела всеобщий характер — благодаря влиянию имперских реалий. "Христианство для язычников" и необязательность обрезания привлекли в христианские общины массу неофитов из всех слоёв римского населения.

Поэтому гораздо справедливее говорить не о христианизации Римской империи, а о романизации иудеохристианства, когда в нём возобладал этнически нейтральный всемирный дискурс западного толка. В результате Римско-​католическая церковь (Ecclesia Catholica Romana) является по факту самой крупной христианской церковью в мире (более 1 млрд последователей). Причинно-следственная связь возникновения и широкого распространения христианства с цивилизационным феноменом древней Римской империи — несомненна.

Редакция 19.09.20
Опубликовано: 19/09/20, 13:57 | Последнее редактирование: Вырь 24/09/20, 16:25 | Просмотров: 54
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рубрики
Рассказы [978]
Миниатюры [863]
Обзоры [1300]
Статьи [359]
Эссе [170]
Критика [88]
Сказки [172]
Байки [46]
Сатира [48]
Фельетоны [13]
Юмористическая проза [276]
Мемуары [60]
Документальная проза [60]
Эпистолы [10]
Новеллы [56]
Подражания [10]
Афоризмы [28]
Фантастика [132]
Мистика [19]
Ужасы [5]
Эротическая проза [3]
Галиматья [258]
Повести [255]
Романы [44]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [2]
Конкурсы [20]
Литературные игры [32]
Тренинги [2]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1597]
Тесты [10]
Диспуты и опросы [82]
Анонсы и новости [104]
Объявления [76]
Литературные манифесты [242]
Проза без рубрики [405]
Проза пользователей [125]