Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
ДНК поэзии. Поводы к разговору.
Эссе
Автор: Neta
Приветствую вас.
И сразу прошу прощения за скучное вступление. Без него, пожалуй, будет непонятно, с какой стати меня занесло в такие дебри.

Тема очередного топика на форуме "Неизвестного Гения" для писателей и поэтов "Что предпочтительнее: писать по правилам или писать так, как считаешь нужным?" наводит на мысли… (Источник <http://www.neizvestniy-geniy.ru/forum.html?idTheme=7602>)
Сумбурная формулировка темы отражает некоторый бардак в голове у топикстартера по поднятому вопросу. Аксиому "кто ясно мыслит - тот ясно излагает" никто не отменял. Само противопоставление "по правилам" и "как считаешь нужным" - логически несостоятельно, так как можно считать нужным писать по правилам. Из этого можно сделать вывод, что преамбула топика должна звучать так: "что предпочтительнее: писать по правилам или без правил?".

И вот вопросы: первый - какие правила имеются ввиду? И второй - что есть эти самые "правила" по сути?

Некоторые авторы сетуют на то, что основная проблема - правописание, а в остальном они пишут, "как считают нужным". Весьма спорно.
С правилами русского языка мне лично всё понятно. Язык, прежде всего, средство коммуникации, средство обмена информацией. Чтобы Вас поняли, должны быть некие понятия, общие для всех (ну, или для подавляющего большинства носителей языка), а так же, общие правила соединения отдельных понятий в более сложные конструкции, выражающие Ваши мысли и чувства. Разве не так? Решение проблемы очевидно - нам всем Гугл в помощь. Ну, или собратья по перу, если достанет ума выслушать нелестное мнение о "своём всём". Однако ж, возникают снова и снова конструкции типа: "Кто по-утрам разбудит поцелуем,нальет порное молоко" (орфография автора сохранена). Но это к слову.

А вот со стихосложением - всё намного сложнее…
Хочу сразу предупредить, это рассуждения дилетанта. Я не обладаю специальными знаниями, я не являюсь Поэтом с большой буквы, я - простой читатель, и лишь иногда графоманю, но скромно, без сбора лайков и гипертрофированного самолюбования. Посему, это не более, чем частный взгляд на моменты, кажущиеся мне важными.
Для меня один из признаков стихотворной речи - ритмическая организация. И начинается она не с рифмы и типа рифмовки, а, пожалуй, с размера, с метрики стиха. Вы замечали, что есть стихи, которые скорее поются, чем читаются? Вас захватывает и несёт в стих, качая на волнах этих самых, выверенных веками, ямбов, хореев, дактилей, амфибрахиев и анапестов, создающих гармонию ритма и слов, создающих не только смыслы, но и образы. Это начало, когда читатель ещё не видит схемы рифмовки, связывающей отдельные строки в строфы и строфы - в стихотворение. Когда же круг пройден, возникает удивительное чувство узнавания незнакомого и совершенной новизны давно пройденного.

Кто-то...

...Был закат вполне картинным: гладь озёрная тягуче
разливала цвет медвяный, имитируя токай -
золотой, густой, дурманный... А по озеру беззвучно
кто-то плыл в одеждах длинных и закат веслом толкал.

Кто-то тихий и прекрасный глянул так прозрачноглазо,
как никто из встречных прочих не умеет посмотреть.
Он спросил безмолвно: "Хочешь, будет всё тебе и сразу -
терем светлый, смысл ясный и оркестров звонких медь?"

Как? Всё-всё и - моментально? Без усилий, без волнений,
без возможности изведать упоительный восторг
от заслуженной победы, сумасшедших откровений?..
Нет. И челн уплыл печально в синий сумрак, на восток.

Может, было заблужденьем так ответить незнакомцу?
Может, стоило подробней обсудить такой расклад?
Да зачем?.. Пьянит дорога, а не терем в три оконца.
Пусть останется виденьем: лодка... озеро... закат...

Автор: liliyast, Лилия Слатвицкая
Источник <http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/29650.html>
На мой вкус - замечательно. И дело не только в таком точном описании заката над озером. Просто ощущаешь всё это - золотые оттенки неба и воды, плеск вёсел, опускающихся в отражение зари. Это ритм стиха. Это он качает лодку для вас - он, пеон3*. Плавная волна, озерная, длинная.
Я не думаю, что автор сознательно выбирал размер для своего произведения. Но как точно получилось.
Это, конечно, не основное, но то, что помогает точным образам, использованным автором ("...гладь озёрная тягуче //разливала цвет медвяный, имитируя токай -//золотой, густой, дурманный...", "...тихий и прекрасный глянул так прозрачноглазо") создать очень гармоничное произведение.

Ещё один стих, который просто поразил меня удивительным равновесием формы и содержания, создающим такой накал эмоций, что не откликнуться на него невозможно.
Я опустила авторскую преамбулу, пусть автор меня простит, тут и без преамбулы всё понятно. Не обсуждаю я и ошибку автора, так как для меня она не важна. Хотя допускаю, что это не совсем ошибка, а штрих атмосферы места событий.

Папе напоследок

Папа, ты улетаешь, меня оставив.
Вышел в осенний вечер, не взяв пальто.
Вещи переживают своих хозяев.
Память переживает и то, и то.

Видишь, листом осыпанная аллея –
Это, хоть и последний, но светлый путь.
Видишь, не дотянули до юбилея -
Вместе потом отметим, когда-нибудь.

С неба слетели ангелы, невесомы.
Горло набухло, будто от оэрви.
Чую: твои веселые хромосомы
Что-то лопочут нежно в моей крови.

Кстати, а наша Церковь осталась Белой.
Белой, как обыватели ни грешат.
То, что ни ты, ни я не успели сделать,
Внуки и наши правнуки дорешат.

Верю, они послужат своей Отчизне.
Знаю, не убоятся и в пир, и в бой.
Может, и на вопросы о смысле жизни
Нашей они ответят за нас с тобой.

В доме тебя по-прежнему ищет котик,
С чашки, тобой оставленной, воду пьет.
Ангел, а может беленький самолетик
В небе над Белой Церковью кольца вьет…

Автор: vyborg, Ременюк Валерий Адольфович
Источник <http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/4835.html>

Я не берусь точно определить размер. Похоже на пятисложник, но, право слово, мне всё равно, как он называется. Такая метрика создает, наравне с образами, атмосферу сокровенного. Только так можно думать о вечном - отрешась от окружающей суеты - о жизни и о неизбежном уходе, о близком человеке, которому, может быть, не успел сказать что-то важное или просто "доброе утро, папа" очередной раз.
Нет восклицаков, нет всяких "красивых" слов. Простой язык. Ясные и чистые образы, такие обыденные, но приобретающие сакральное значение в ритме стиха, похожем на шаги и на мерный ход напольных часов. Шаги времени...

А вот другой стих, в котором "нарушение" размера делает отдельные части более выразительными, придаёт им особенный смысл и интонацию. Слово "нарушение" взято мной в кавычки потому, что это не нарушение, а метрическая пауза, которая не разрушает гармонию стиха, а подчеркивает смысловую паузу, разницу между "здесь и сейчас" и памятью.

Которых нет

...а я всё чаще вспоминаю
всех тех, кого со мною нет,
с кем шла по берегу след- в- след
и в воду камешки бросала;
кричало небо у причала
по отплывавшим кораблям,
и горизонта синий шрам
делил единое на части -
на "до" и "после",
"здесь" и "там",
а мне, бегущей по волнам,
приснилось счастье:
все те, кого со мною нет,
но чьи следы в песках прибрежных
прибой неистовый не смыл,
плывут в каноэ золотом,
и так светло, как- будто днём,
а по- над морем - синий свет...
мне машут те,
которых нет...

Автор: tasha1963, Наталья Колмогорова
Источник <http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/28172.html>
Очень напоминает пронзительную печаль Гриновской "Бегущей по волнам". Печаль о несбывшемся, может быть. Или мечта об ушедшем. Это такие гриновские интонации: "...с кем шла по берегу след- в- след и в воду камешки бросала", "и так светло, как- будто днём, а по- над морем - синий свет...". Очень нежно и... окончательно.

И ещё один стих. О том же, примерно, что и предыдущий. О наших потерях. Неизбежных, так как это - оборотная сторона жизни. Другой размер, другие образы, но… Так же "задевает".

глядя на цветы

Твой сон не нов!" "И человек не нов."
"Зачем ты говоришь о человеке?"
"А человек есть выходец из снов."
И. Бродский

Вот так стоишь... не протянув руки,
не смея прикоснуться к тонкой коже,
боясь поранить нежность... Осторожно,
лишь долгим взглядом гладишь лепестки
бутонов, приоткрывшихся едва
на голос твой, узнав его как будто.
Негромкое, сиреневое утро
вливается в тебя, смешав слова.
И... возвращает первобытность снов.
Ещё чуть-чуть - наполнишься желаньем
поверить в жизнь… почувствовать любовь…
Качает в колыбели подсознанья
волна... Ещё одна...
Она - твоя!
Там - море...
Море все вмещает краски.
Дышать взахлёб, ослепнув от огня,
наполнившего суть твою прекрасным.
Неправда, что кончается всегда
одним и тем же (химия распада,
как химия любовной страсти) - ядом.

Сон - истина. Мы - выходцы из сна.
И в сон уйдём.
И вечно
будем
рядом…

Автор: inaya, Васильева Инна
Источник <http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/48194.html>

Большинство русскоязычных поэтов пишут в силлабо-тонической системе стихосложения, где есть и метр и рифма. Но ведь есть и белый стих, и вольный стих. Бывает даже стихотворение в прозе...))). Вот только я уверена - чтобы писать такими стилями, надо в совершенстве уметь пользоваться и рифмой и метрикой. И уж тем более, необходимо соблюдать правила языка, на котором пишешь. Ведь метрика стиха может быть организована и на иных принципах. Но вот парадокс: иногда правила, языковые или стихотворные, нарушены, а то, что написано - поэзия…

Иногда такое "неудобно" читать, но когда "ухватишь" необычный ритм - понимаешь, что иначе и нельзя было. Потому что о ТАКОМ написано. Потому что с такими образами "гладко" не прокатит. Но это потом. А когда читаешь, чувствуешь натянутый гитарной струной нерв. А потом, прочитав, понимаешь, насколько автор прав.

Памяти Бориса Стругацкого

Не спасает осени маринад,
Затопивший брошенные леса.
Отпадают оси координат,
Выпадают спицы из колеса.

Но беда не там и не в том урок,
Что леса лишились своих одежд.
А когда уходит от нас пророк,
То с собой уносит тепло надежд.

И поверх болезней и мелких смет
Улетает он, не шатнув дверей.
И тогда кончается белый свет
И вокруг становится все серей.

Сапоги по плитам гремят, гремят,
И пока в достатке и нефть, и хлеб,
Но уже не сыщешь следов Румат
И спасенья нету от донов Рэб.

И ломают головы на Руси,
Где найти теряющуюся нить?
То ли ждать прогрессора с небеси?
То ль куда подалее отвалить?

Может, хоть какая-нибудь звезда
Учредит над Родиной патронат?
Вот ведь получается что, когда
Отпадают оси координат...

Автор: vyborg, Ременюк Валерий Адольфович
Источник <http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/4835.html>

Такие вот разные стихи… И все пять для меня бесспорно поэзия. Конечно, эту поэзию создают не правила правописания и не правила стихописания, так сказать, а нечто гораздо более для меня загадочное и непостижимое - умение авторов находить такие слова и создавать такие образы, что мысли и чувства, заложенные в стих, становятся моими. Но без правил это было бы невозможно.

Но вернёмся к нашим баранам. Всем очевидно, что если нет способностей, то говорить о поэтическом творчестве не приходится. Правда, почему-то большинство графоманов уверены в своей гениальности, но оставим за скобками и их и прочих любителей бравушек. Господа, монетка-то одна. На аверсе - талант, а что на реверсе?
Правила, правила... На самом деле, мне это название не нравится. Мы не о правилах говорим, а о законах. Вот ПДД - это правила. А то, по каким принципам организована речь, и то, по каким принципам строится поэзия - это законы.
Правила организации речи (языка) - это законы обмена информацией, а правила стихосложения - это законы, позволяющие донести до респондента не только мысли, но и эмоции, то есть уложить в один объём гораздо больше информации. Мало того, совершенно непонятным и непостижимым для меня образом поэзия меняет окружающий мир. Он становится шире, глубже и выше. И это отнюдь не геометрические длина, ширина, и высота. Мир становится многомерным и очень отчётливым. Я понимаю, что меняюсь я, а не мир, но… и мир - тоже меняется. Чуть-чуть. Почти неуловимо...

Тысячи лет человечество развивалось, осваивало новые отрасли знания, совершенствовало технологии и общественное устройство. Но кроме этого, в той или иной степени люди совершенствовали и себя. Свой мозг, свои чувства, ну, если хотите, свою душу. Я не буду вдаваться в подробности. Уровень информированности не позволяет. Но в общих чертах: когда-то, ну ооочень давно проточеловек создал осмысленную речь . Сначала утилитарную, облегчающую выживание группы, общины, потом ту, которая позволяла передавать знания и способствовала выживанию вида, и т.д. Совершенствовался человек - совершенствовался язык. Совершенствуется он и сейчас. Не в тех ревизиях правил, которые проводит правительство под безграмотных чиновников, неспособных постичь не только красоту родной речи, но и просто освоить грамотную речь, а именно в опытах людей творческих, создающих образную речь (я имею ввиду не только литераторов, но и любого человека, испытывающего потребность выражать свои мысли наиболее полно и понятно).
Историки будут утверждать, что поэзия возникла из храмовых песен и религиозных обрядов. Я не историк, поэтому я думаю иначе. Была первая колыбельная, утешающая и успокаивающая, несущая любовь. Что есть прекраснее матери, качающей на руках дитя?
Никогда не задумывались, почему замираешь, увидев, услышав, унюхав (извините, но не знаю другого слова) что-то? Замираешь в полном, щенячьем восторге. ПОЧЕМУ? Что отзывается в нас, и, главное НА ЧТО? Ответов не будет. Нет у меня их - аргументированных и достоверных. Есть предположение, основанное на собственных чувствах и отрывочных знаниях. Причина - гармония.
Что отзывается в нас на гармонию извне? Может быть, то, что изначально мы основаны на одном из самых гармоничных творений Вселенной - на молекуле ДНК? Или мы являемся творением высшей сущности, основа и принцип существования которой - гармония? Не знаю, да и не суть. Главное, что гармония - это альтернатива энтропии.

Поэзия может затрагивать любые темы. Для меня лично главное - чтобы она очищала душу от напластований равнодушия, выдёргивала из бесконечного бытового круга, будоражила мысль, подталкивала к осознанию своего места в мире и мира в себе.

Родина

Просёлочным путем люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень...
М.Ю.Лермонтов. Родина.

Лелеет ветер тихую печаль
на листьях засыпающих деревьев,
и на лицо стареющей деревни
ложится одиночества печать.

Темнеет.
Одинокая звезда
пульсирует на рёбрышке заката.
Уходят в даль по насыпи горбатой
и молятся о ком-то поезда.

Туда, туда -
куда мы все ушли...
Не здесь, не здесь -
выстукивает поезд...
Ты слышишь ли мою простую повесть,
звезда моей утерянной земли?

В вагоне окна грязны - не задень.
Умчится поезд -
кто его догонит?
Я уезжаю.
На моей ладони
дрожат огни забытых деревень.

Автор: SOlga, Ольга Степанова
Источник <http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/51569.html>

Вот и главный и единственный Закон Поэзии. Обязательное и достаточное условие, позволяющее отнести некий стихотворный артефакт к поэтическому творчеству. Гармония, которую человек впитывал по крупицам на всем протяжении своего развития и, в конце концов, реализовал и отдал обратно в Мир в своем творчестве. И сейчас реализует и отдаёт, развивает и совершенствует. И в будущем. Если это будущее будет…

Сущее

Бог мне дал эту жизнь и дорог хоровод,
и ещё горизонт, да истёртый порог.
Уберёг поначалу от зряшных невзгод,
а потом… ничего больше не дал мне Бог.

И был прав Всемогущий: зачем суета,
если тот - для кого - ничего не решил,
если только просил: «Дайте!» с пеной у рта,
а устав от мольбы, по привычке грешил…

…не хулите богов за фанфарную медь,
мы ведь сами навесили этот оклад.
Может, просто понять, а понявши, суметь –
там, глядишь, что-то выйдет, а Бог будет рад…

Автор: burlesk, Янин Антон
Источник <http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/18591.html>

Не приводите мне контрпримеры. Не указывайте на весьма неприглядные стороны человека и человечества, которые очень далеки от гармонии. Не о том здесь речь. Главное, чтобы гармония была внутри вас. Тогда, быть может, что-то удастся поменять и снаружи…
Если есть это чувство гармонии - то отличишь, в большинстве случаев, поделку графомана от настоящей поэзии. Если нет этого чувства - будешь строгать десятками в день кривые вирши и упиваться лайками от таких же "друзей", аплодирующих "свежей" рифме "кровь-любовь".
Вот вам и монетка. Аверс - талант, реверс - знание правил, неважно, осознанное или инстинктивное (подсознательное), но правил, тысячелетиями впитывавших и отражавших основу всего нашего мира - гармонию.
Для меня ответ на тему топика прост, как… цветок ромашки, как сосновая шишка, как спящий кот : надо писать по правилам, но так, как считаешь нужным и надо писать, как считаешь нужным, но по правилам.

На самом деле, в этом тексте больше вопросов, чем ответов. Воспринимайте его, как приглашение к разговору. Буду рада, если поделитесь мыслями.
Опубликовано: 12/10/15, 16:50 | Просмотров: 991 | Комментариев: 6
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

вот графоманьяки чё-т не отзываются и пишут не меньше 
)))) И не надейтесь обуздать чей-то литературный зуд этим эссе))) Это невозможно в принципе)
Мы вот с Вами душу отвели - уже хорошо)
Может быть, ещё кто-то на огонёк заглянет)
Удачи!)
Юлия_Мигита  (13/10/15 10:44)    


Спасибо. Буду надеяться. smile
Neta  (13/10/15 21:10)    


Нета, прочла с большим интересом. Душевно Вы написали, есть что-то "цепляющее" в статье, - вот, не смогла не откликнуться)
И с выводом согласна: гармония должна быть. И чутьё на неё.

надо писать по правилам, но так, как считаешь нужным и надо писать, как считаешь нужным, но по правилам.
Вот это классно))) Хорошему танцору не мешают ни ноги, ни навыки, приобретённые в балетной школе. Он чувствует гармонию движений, и никогда не посчитает излишними теоретические познания, которые это ощущение гармонии в нём и выработали (в немалой степени). Человеку просто не должно хотеться идти поперёк разумных правил, как не хочется нормальному водителю ехать по встречке. Если автор пишет абракадабру и утверждает, что он таким образом ломает стереотипы, - я не верю. Он просто не умеет писать как надо. И оправдывает свою литературную неуклюжесть.
Оригинальность не в том, чтобы прийти в театр в свитере шиворот-навыворот, не в том, чтобы плюнуть на пол в кафе. И не в том, чтобы исковеркать русский язык, называя это новым словом в искусстве))

ПС
"Папе напоследок" – cтопный логаэд, в нём все строки имеют одну схему:
/--/-/--/-/
Ну, есть отклонения от канона, и немалые (множество полуударений, первая стопа в первой строке имеет стяжение), но не суть важно сейчас.
В целом – гармонично по форме и глубоко по содержанию, согласна с Вами.
И спасибо за статью)
Юлия_Мигита  (12/10/15 22:01)    


Юлия, рада Вашему отзыву.
Статья это или не статья - не знаю. Пишу слишком эмоционально, так как всеобщий дилетантизм во всех областях людской деятельности и возведение его в норму - это путь к катастрофе, и, честно говоря, уже напрягает. Очень хочется вернуться во времена, когда важно было быть, а не казаться. Но, увы и ах, невозможно...:(

Пробовала объяснять, почему плохо. Не помогает. И наивно надеяться, что графоманьяка "проймёт". biggrin . Это (эссе, пожалуй) - попытка объяснить, почему хорошо, и, судя по Вашему отзыву, более-менее получилась (в смысле, членораздельности моих писаний). Но Вы - человек, серьёзно занимающийся творчеством, а вот графоманьяки чё-т не отзываются и пишут не меньше biggrin
Neta  (13/10/15 09:17)    


Ага, посмотрел, чем "дышит" автор:)
Мнениями с постоянными оглядками и оговорками на свой непрофессионализм. Без них было бы лучше(тоже мнение).
Хотел бы еще о стише Лилии Слатвицкой пару слов, раз уж она взята, как образец гармоничного стиша:
"разливала цвет медвяный, имитируя токай -
золотой, густой"(с) - токай- это не ликер и не имеет указанной густоты. Но не только это. " Цвет медвяный". Эпитет "медвяный" обычно используют для обозначения запаха или вкуса. Можно было бы предположить здесь оксюморон, еслибы не одно обстоятельство: мед различен по своей окраске(от янтарно-желтого до темно-коричневого), поэтому у читателя не создается картинка с цветом, которую пытается создать автор, а оксюморон теряет смысл. Гармония превращается в манную кашу:) манная каша стиекает по частному мнению:)
АндерА  (10/08/17 15:42)    


Для АндерА.

Учите матчасть. Есть такое понятие "густое вино", то есть, обычно очень сладкое итальянское десертное вино. По мне токай подходит под это определение. Он имеет медовые ноты и золотистый цвет.
Под медовым цветом обычно имеют ввиду теплые светлые желтые и желото-коричневые тона. Это общеизвестно и большинство читателей это понимает.
Так что, гармония превращается в манную кашу исключительно в Вашем мнении.
Neta  (10/08/17 17:05)    

Рубрики
Рассказы [989]
Миниатюры [888]
Обзоры [1318]
Статьи [375]
Эссе [174]
Критика [88]
Сказки [177]
Байки [47]
Сатира [45]
Фельетоны [13]
Юмористическая проза [276]
Мемуары [63]
Документальная проза [66]
Эпистолы [18]
Новеллы [70]
Подражания [10]
Афоризмы [28]
Фантастика [131]
Мистика [16]
Ужасы [5]
Эротическая проза [3]
Галиматья [257]
Повести [255]
Романы [44]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [2]
Конкурсы [26]
Литературные игры [33]
Тренинги [2]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1634]
Тесты [10]
Диспуты и опросы [84]
Анонсы и новости [106]
Объявления [78]
Литературные манифесты [244]
Проза без рубрики [407]
Проза пользователей [119]