Несколько лет назад вышла моя статья насчёт склонения по падежам населённых пунктов и районов с окончанием на «о». С тех пор, хоть шума недовольного немало было, ситуация значительно выправилась: теперь уже не большинство людей, а только те, кто так и не научился склонять, скажем, Кемерово или Ново-Огарёво — исключения из правил, а к остальным претензий нет. Однако со склонением названий организаций, особенно иностранных, и товаров, ими выпускаемых, всё ещё очень скверно. Задорнов, называя американцев тупыми, делал им комплименты. А что, судите сами!.. В советские времена второгодников называли дебилами — не так чтобы прилюдно, во всеуслышание, но точно знаю: называли. И общество с подобными характеристиками вполне согласно было. А тут… «Кока-Кола» (The Coca-Cola Company) работает в нашей стране более 40 лет, «Макдональдс» (McDonald’s) — более 30. И до сих пор, за несколько десятилетий, представители этих компаний в нашей стране так и не научились склонять свои названия, свидетельством тому — телереклама. Замечу, что при написании названий латинскими буквами — всё нормально, но как только изверги начнут по-русски это всё произносить (без родового слова «компания», фирма» и проч.), так, извините, уши вянут. И как к ним, иноземцам, относиться после этого, коли они великий и могучий наш язык не уважают?.. Так что «тупые» для америкашек — это, несомненно, комплимент.
Похоже, что и немцы с пастой «Бленд-а-мед» (Blend-a-med) неисправимы, они же с ароматизатором белья «Ленор» (Lenor), французы с краской для волос или губной помадой «Лореаль» (L’Oreal), китайцы с сервисом продаж «АлиЭкспресс» (AliExpress), опять-таки американцы с забегаловками «Бургер Кинг» (Burger King) — и те, конечно же, кто это всё у нас пиарит.
Давайте-ка просклоняем «Кока-Колу» и «Макдональдс» по падежам (в ед. ч.) — и это, может быть, кому-нибудь пойдёт на пользу.
Именительный (Кто? Что?): «Кока-Кола», «Макдональдс» Родительный (Кого? Чего?): «Кока-Колы», «Макдональдса» Дательный (Кому? Чему?): «Кока-Коле», «Макдональдсу» Винительный (Кого? Что?): «Кока-Колу», «Макдональдс» Творительный (Кем? Чем?): «Кока-Колой», «Макдональдсом» Предложный (О ком? О чём?): «Кока-Коле», «Макдональдсе»
Впрочем, ладно б с ними, иноземцами, особенно кто вверх тормашками живёт (если судить по глобусу): у них из-за притока крови к голове с мозгами, вероятно, непорядок. Я же имею в виду доморощенных грамотеев, пытающихся тем, тупым, завидовать и подражать. Предполагаю, что едва ли не все несостоявшиеся современные второгодники сосредоточились у нас в телерекламном деле. Эх, жаль, не стали дурней в школе оставлять ещё на год-другой, чтоб им, как и завещано, учиться и учиться! У них ведь не склоняются ни интернет-площадки «Вайлдберриз» (Wildberries), «Озон» (Ozon) и «Джум» (Joom), ни «крем», который, ёлки-палки, «Кетонал», ни сеть торговая «Магнит», ни препараты «милдронат», «Гептрал», ни витамины «Компливит», ни многое другое. И как же тут не вспомнить снова Михаила Николаевича: «Ты придурок или из Америки приехал?» Вот интересно, куда смотрят руководители наших телеканалов: они неграмотные сплошь, иль от рекламных денег помутился разум? Ну что ж, открою им секрет: все вышеперечисленные названия СКЛОНЯЮТСЯ на нашей благодатной русской языковой почве! (Ещё раз подчеркну:
при произношении на русском языке, без родового слова впереди.)
В этой же связи кажется странной ситуация на радиостанции «Вести ФМ»: часть ведущих склоняют её название, часть — нет, и это длится годы. На официальном сайте мне попались такие варианты названия: «Вести ФМ» и «Вести FM». Оба варианта склоняемые. Надеюсь, коллективу из весьма достойных и интересных людей всё же удастся разобраться с проблемой.
Кстати, нужно быть аккуратным, давая организациям названия, иначе… «как вы лодку назовёте, так ОНО и поплывёт». А то порой встречаешь «Газпром нефть», «Почта Банк» (два слова в одной и той же форме, без дефиса, точки, двоеточия и т. п. между) и диву дивишься. Ну что может прийти на ум в связи с этакими названиями?.. Пожалуй, лишь другие похожие: «Собака Корова», «Тупые Нерусские»... Но я отвлёкся. Нравятся кому-то приведённые аналогии — и пусть себе.
Стоит отметить, что насчёт склонения мы сами тоже в чём-то виноваты. Не очень-то склоняем, например, названия сайтов, соцсетей «Гугл» (Google), «Твиттер» (Twitter), «Инстаграм» (Instagram), «Фейсбук» (Facebook), «Ютуб» (YouTube), редакторы «Ворд» (Word), «Фотошоп» (Photoshop), звонилки «Вайбер» (Viber) и «Вацап» (WhatsApp)… Понятно, что в образовании у нас — «болванская» система, в почёте «секта ЕГЭовы», но не пристало же во всём на дурь пенять!
Хотелось бы надеяться, что ситуация со временем изменится, мы все поднатореем в русском языке, и новую статью по поводу склонения по падежам чего-нибудь ещё писать мне не придётся.
Андрей ШАШКОВ,
январь 2021 года
P. S. Иных из перечисленных в статье организаций и названий упоминать не стоило бы (ведь это лишняя реклама), но и оставлять без внимания всё то, что их представители делают с русским языком, нельзя, иначе к нам, как к американцам, вполне можно будет отнести комплименты Михаила Николаевича.
Опубликовано: 18/01/21, 21:01 | Последнее редактирование: shashkov 14/02/21, 13:35
| Просмотров: 931 | Комментариев: 1