Анонимная риторика |
Алекс_Фо |
Цитата Эта безымянная дидактическая поэма IV-V вв. ... сохранилась в рукописи VIII в., по ней издана в "Rhetores Latini minores", ed. C.Halm, 1863, с этого издания и сделан перевод. Она представляет собой перечень риторических фигур с определениями и примерами; в заглавиях трехстиший даны греческие их названия, в тексте - латинские. Мессий, я рассудил для тебя описать все фигуры Речи, каждой из них посвятив три равные строчки И приведя для каждой пример из стихов или прозы. 1. "Комма": В речи отрезки слагаются в член, а члены - в период. "Комма" - названье отрезку; пример, в котором три коммы: "Просишь Аркадию? много просишь! отнюдь не получишь". 2. "Колон": Член по-гречески "колон"; из членов мы строим период. Первый член, например: "Кто все твои делит желанья..."; С ним согласован второй: "... лишь тот - надежный товарищ". 3. "Период": Слово "период" значит "охват": в нем два или больше Связано членов подряд, но крайняя мера - четыре; Сверх четырех - это будет уже неохватною речью. 4. "Анакласис": Вот оборот: когда речь в обратном толкуется смысле. Сын говорит: "Отец, я вовсе не жду твоей смерти!" Тот в ответ: "А лучше бы ждал, чем травить меня ядом!" 5. "Антиметабола": Перестановка меняет местами слова и понятья: "Тех не пытай, с кем ты дружен, но с теми дружи, кто испытан". "Силы есть - времени нет; есть время - да сил не хватает". 6. "Аллойосис": Сделав различие, мы подчрекнем несхожее в схожем: "Будит петух одного, а другого - военные трубы; Бранный труд зовет одног, а другого - досужесть". 7. "Антитеза": Сделав контраст - превратим несхожесть в противоположность: "Ты учитель, я - ученик; ты - писец, я - начальник; Ты - актер, я - зритель: свищу - ты сходишь со сцены". 8. "Этиология": Вот приведенье причин тому, о чем говорится: "Хоть неприятно, а выслушай! ибо и горькая правда Лишь поначалу горька, а после бывает полезна". 9. "Антгипофора": Предвосхищение - в том, чтоб сказать, что сказал бы противник: "Полно, смелей! не прячься в тени, покажи себя людям, Пусть твой шаг неуклюж, но двойную стяжаешь ты славу". 10. "Апокрисис": Можно дать и ответ на вопрос, что сам же и задал: "Будет сердиться? смолчи. Обидит? Стерпи, и воздастся. Драться начнет? не давайся. Ты слаб и не сможешь? погибни". 11. "Анафора": Вот единоначатье, когда повторяется слово: "Сам ликовал на пиру, сам счастья желал новобрачной, Сам прославлял и отца и детей, и сам погубил их". 12. "Эпифора": Вот, напротив, повтор на конце - единоконечье: "Силы даны мне судьбой; удача дана мне судьбою, И неудача - судьбой; все в мире вершится судьбою" 13. "Койнотес": Будет кольцо, если мы совместим оба эти приема: "Хочешь уменья достичь - учись; хочешь умственной силой Располагать - учись;хочешь брезговать миром - учися". 14. "Анадиплосис": Там удвоение, гда два раза одно говорится: "Нет, я пойду на него, хоть и мощен перун его длани, Мощен перун его длани, а сила - в жестоком железе". 15. "Брахилогия": Краткость является там, где многое сказано в малом: "Будь прозорлив: всюду надобна мысль; ибо часто случайность Рушит наши расчеты; мы смертны - будь же уступчив!" 16. "Диафора": Если в повторе меняется смысл, перед нами - оттенок: "Всякий муж, если только он муж, возмутится на это". "Женщина, женщина! впрямь, ты лишь женщина: это и горько". 17. "Полисиндетон": Многосоюзие - там, где меж членами вставлены связки: "Тот его вводитв обман, а он и рад, и меня уж Даже тревога берет, что обида грозит чужеземцу". 18. "Диалелименон": При бессоюзии, наоборот, изымаются связки: "Сам познай себя, сам исцели себя, сам себе умным Будь союзником, злых избегай, как змеи ядовитой". 19. "Диэременон": Вот расчлененье - это в разновидное вносит порядок: "Оба - Юпитера были сыны, и отца не срамили: Поллукс - в кулачном бою, а Кастор - в бегу колесничном". 20. "Диэксод": Вот пересмотр - когда мысль обегает предмет по порядку: "Кто сильнее меня, тех нет; кто равен со мною, Тех одолею; а кто слабей, не посмеют тягаться". 21. "Эпиплока": Будет сплетенье, когад конец сплетется с началом: "Так я, подумав, сказал; сказав, убедил; убедивши, Сам с посольством пошел; пошел и добился успеха". 22. "Эпаналепс": При усиленье повтр бывает не прост, а усилен: "Мы тебя знаем: о, да, воистину мы тебя знаем!" "Ты - разумнее всех; ты меж нами подобен Минерве". 23. "Эпитропа": Можно сделать уступку, оставив противнику выбор: "Может быть, он и не знал; а быть может, не мог; а быть может, Не захотел, - будь по-твоему; важно одно: он не сделал!" 24. "Эпифонуменон": Отступ мы делаем так, чтобы мысль ответвлялась от мысли: "О, сильна красота! молодым она - царская доля; Но одарить красотой вольна лишь царица Фортуна" 25. "Эпизевксис": Вот удвоение - дважды подряд повторяется слово: "Фивы, Фивы, соседственный град, столь славный издревле!" "Сын мой, сын мой, опора моя в преклонные годы!" 26. "Эпекфронесис": Нам восклицанье дает немедленный выход для чувства: "Вот, я разбит, и как не сказать: Фортуна, Фортуна! Как жестока привычка твоя возносить, унижая!" 27. "Исоколон": Там равночленость, где равные члены слагают период: "Тот, кто предела не знает алчбе и меры не знает Трате, - щедрым бывает в дарах и хищным в захватах". 28. "Меризм": Распределение - в том, чтобы связывать с частностью частность: "руки крадут, а ноги бегут, а брюхо набито". "В тратах ты беден, в дарах ты богат, в помышлениях царствен". 29. "Метабасис": Мы совершаем возврат, возвращаяся мыслью к предмету: "Слишком долго я вам говорил о вещах посторонних, Но отступленью конец, теперь воротимся к делу". 30. "Метафрасис": Разнообразие - в том, чтоб непрямо предмет назывался: "Он над ливийским народом царил, царил в Инахийском Аргосе, он утвердил свою власть над Эбаловым градом". 31. "Метаклисис": Вот отклоненье - повтор, слегка имзеняющий солво: "Честного отрока честно учи всему, что достойно". "Слава славе к лицу, благому благое во благо". 32. "Оризм": Определение - в том, чтоб раскрыть природу предмета: "Любит тот, кто желает добра тоум, кого любит; Если кто любит кого для себя, тот себя лишь и любит". 33. "Гомеотелевтон": Вот окончаний созвучье: похоже кончаются члены: "Там где нет возмущенья, таятся порой исхищренья - Гнев не вырвется в гласность, но в действиях скрыта опасность". 34."Гомеоптотон": Равнопадежье - когад падеж ан конце одинаков: "Надобен нам не урок, а прок, не слово, а дело, Не обещанье пустое, а вспоможенье прямое". 35. "Полиптотон": Многопадежье - когде слово то же, а формы не те же: "Ты - разумнее всех, тебя о совете мы просим, Все послушны тебе, и с тобой идем мы к победе". 36. "Парономасия": Подобозвучье - слова различны, а звуки похожи: "Малый, но милый", "шум, а не ум", "богатство - не братство" "Всем хороша обитель, да только живет в ней грабитель". 37. "Просаподосис": При подкрепленье короткая мысль развернется почленно: "Мы не такие, как ты: мы - честно с тобой, ты - лукаво; Ты и даешь, и берешь: даешь слово, берешь наши средства". 38. "Парадиастола": Подразличеньем зовем уточнение схожих понятий: "Если бучн слывет храбрецом - пуская расточитель Щедрым слывет, и великий злодей - человеком великим". 39. "Парентеза": Вставка бывает, когда внутрь фразы вставляется фраза: "Как только мы пришли, - а было весеннее время, Праздник Цереры и Флоры, - пошли мы богам помолиться". 40. "Паромология": Вот оговорка - она смягчает значенье уступки: "Подлинно, здесь - Академия, подлинно - скептики в сборе; Все же и здесь под сомненье берется не все, а лишь что-то". 41. "Пролепсис": Предупреждение - в том, чтоб заране отбить возраженья: "Знаю, он будет рыдать и божиться, себе на подмогу Добрых представит друзей; а вы все же расследуйте дело". 42. "Паромойон": Уподобление - в том, чтоб предмет уподобить предмету: "Если простолюдин в свободном живет государстве, Он в нем - истинный царь: все вершит его голос в собранье". 43. "Парресия": Свободоречие - в том, чтоб не сдерживать резкое слово: "Ежели грубо скажу, виноваты вы сами, квириты, - В слишком высокой чести у вас слишком низкие люди". 44. "Протасис": Предположение - то, что ты сам и назвал и отвергнул: "Он украшает трофеями дом? нет, нарядами - девку! Он упражняет в законах себя? нет, в любовных утехах!" 45. "Панта прос панта": Соотнесение: "Грек, африканец, испанец - покорны Риму; иной расплату понес, иной пресеченье Встретил в коварствах, иной признал над собою победу". 46. "Синатройсм": Нагроможденье являет нам перечень многих предметов: "Все побуждает меня: и цель, и время, и место, Голос друзей, и воля народа, и слово пророчеств". 47. "Синойкейосис": Сила сближения в том, чтоб в несхожести выявить сходство: "Мот и скупец друг другу сродни: что имеют, не ценят, И потому-то всего им мало, и оба порочны". 48. "Триколон": Там возникает трехчлен, где три сопоставлены вещи: "Ежели ты не богат деньгами, не крепок здоровьем, Не превосходен душой, - то каким же ты хвалишься счастьем?" 49. "Характеризм": Изображенье дают слова, слагаясь в картину: "С чашей в руке, с венком на лбу, с запрокинутой шеей Он возлежал, мутным взором водя, мокрым ртом улыбаясь". 50. "Эпитимесис": Я исправленье даю, меняя слово на слово: "Долго, больше, чем долго! донынен он ждал, и напрасно". "Эта любовь... о, нет, не любовь, а скорее безумье". 51. "Прогипантесис": Опережение - там, где второе становится первым: "Пусть над тобою ни дождь ни идет, ни сбираются тучи: Рад дождю земледелец, но вовсе не рад ему путник". 52. "Анастрофа": Перестановка в словах бывает и в прозе, и в метрах: "Самой по малой вине", "в необдуманном каясь решенье", "Листьям подобно древесным, по мудрого слову Гомера..." 53. "Гипербатон" ("анаколуф"): А переход - там, где речь на ходу переменит порядок: "В том, что отказано мне людьми, заповедано богом, Зарещено законом и правом, - о том я ни слова..." 54. "Антенантиосис" ("литота"): При отрицанье двойном скромным словом мы многое скажем: "Это немалое дело!" - а значит, великое дело. Так у Гомера Аякс "не последним меж греками" назван. 55. "Зевгма": В связке несколько слов единым связаны словом: "Эбал мечом, Ликон бьет копьем, а Педасим стрелою" - Здесь относитяс "бьет" и к первым словам, и к последним. 56. "Метабола": Для вариации мы ту же мысль повторим по-другому: "С кем ты помог заключить анм союз? кого ты привлек нам В дружбу? какие дела совершил? откуда богатство?" 57. "Гипаллага": Много есть видов замены для слов. "Пышет Африка боем" - Мы говорим, желая сказать "африканцы воюют". Можно менять и число, и падеж, и глагольное время. 58. "Эллипс": Пропуск мы делаем там, где легко восполняется слово. "Вот он в беде - но никто не поможет, никто не подскажет, Все лишь винят", - а "его" и "ему" мы легко пропускаем. 59. "Плеоназм": Даже излишество слов порою на пользу предмету: "Самый приятнейший день был за этим для нас в Синуэссе", "Оный раненый лев..." - и "самый" и "оный" здесь лишни. 60. "Перифраз": И описание тоже - замена прямому названью: Так, "рогатым скотом" мы коров и овец называем И, предлагая "скажи!", говорим: "Скажи нам словесно!" 61. "Просдиасафесис": Вот присовокупленье - добавка уместного слова: "Это никак не ложится мне в ум" - "никак" есть добавка, Можно и без нее, но с нею выходит складнее... |
Просмотров: 1275 | Добавлено: 01/08/14 в 12:45 |