Как сделать персонажа объемным, как избежать морализаторства в прозе |
Алекс |
Как создать объёмного героя? От чего зависит «объёмность» героя? Что делает его живым, неповторимым и заставляет читателей сопереживать? Что такое глубина и как её проработать? Для начала определимся с тем, чем глубина НЕ является. Глубина – это НЕ: • характеристика; • особенности; • причудливые и эксцентричные черты; • не доминирующая черта характера. Так что же такое глубина? Яркий характер отличается не одной, а множеством особенностей и черт, многие из которых могут противоречить друг другу. Именно из этого противоречия черт характера рождается глубина. Выдвигаем тезис: Глубина – это противоречие. Это самое простое, но самое важное из всего, что нужно запомнить, когда мы говорим про объём. Противоречие может быть: • внутри сильного характера (внутренний конфликт, который рождается из двух противоречивых черт; например, у Макбета это конфликт честолюбия и чувства вины); • между характеризацией и истинным характером (храбрый толстяк, добрый огр, обаятельный вор); • между характером и поведением (Например, давайте вспомним “Властелина колец” Толкиена. Арагорн король по призванию – он происходит из рода правителей, и престол принадлежит ему по праву. Но он отвергает своё предназначение и надевает маску следопыта и бродяжника). Противоречия должны быть согласованными, логичными и последовательными. Если вы позиционируете героя, как положительного персонажа, любой его плохой поступок должен быть обоснован, понятен и принят\прощён читателями. Самый яркий пример многомерного персонажа – Гамлет. Вот неполный список его противоречий: • религиозный – богохульник; • любящий и нежный – бессердечный и садист; • отважный – трусливый; • спокойный и осторожный – импульсивный и неосмотрительный; • безжалостный – сострадательный; • гордый – жалеет себя; • остроумный – печальный; • усталый – энергичный; • рассудительный – растерянный; • здравомыслящий – безумный; • простодушный – искушённый. Главный герой вовсе не обязан обладать таким огромным количеством противоречий. Но их должно быть по меньшей мере 3-4. У второстепенных персонажей – 2-3 противоречия. У проходных – не более одного. Главный герой должен обладать самым большим количеством противоречий из всех присутствующих в вашем произведении героев. Даже больше, чем у антагониста (либо одинаково). Если у злодея будет больше противоречий, чем у героя, он автоматически заместит его. Зачем нужны противоречия? Читателям очень интересно наблюдать за неоднозначными, противоречивыми персонажами. Они вызывают интерес и приковывают внимание. Чем интереснее противоречия, тем более интригующий герой у вас получится. Примеры противоречий у персонажей: 1. «Властелин колец» Толкиен. Фродо. Маленький хоббит – храбрый и самоотверженный. 2. «Во все тяжкие». Уолт. Сострадательный – жестокий. 3. «Дживс, вы – гений!» Вудхаус. Дживс. Слуга – умный и джентельмен. 4. «Франкенштейн» Шелли. Франкенштейн. Страшный монстр – с чутким сердцем и жаждой любви и понимания. 5. «Зелёная миля» Кинг. Джон Коффи. Огромный раб-негр – добрый и сострадательный. Вывод: Глубина персонажей зависит от того, насколько сильны и оправданы противоречия в характере. Мастерство создания противоречий не только делает ваш персонаж интереснее и многограннее, но и напрямую будет влиять на сюжетную составляющую произведения. Как показать характер героя через выбор? Зачастую характер путают с характеризацией. Поэтому сразу разграничим два понятия. Характеризация – это описание персонажа, качества его личности; то, как он видит себя; всё, к чему привязан; это: раса, пол, вера, воспитание, уровень интеллекта, жестикуляция и манера речи, образование, род занятий, ценности, установки и так далее. Если убрать всё вышеперечисленное, то останется истинная, подлинная личность персонажа – характер. Характеризация – это обёртка, а характер – начинка. Характеризация – это маска, а характер – то, что скрыто под маской. Пример: “Макс был человеком храбрым, бесстрашным и преданным” Что это? Характеризация. Мы дали описание качеств персонажа. Получается, что характеризация, это своего рода защита внутреннего «я» от внешнего мира и других людей. Зачастую в характеризации персонаж сам для себя создаёт ложные мечты и идеалы, и тогда вовсе может потерять себя. Но, чтобы получить желаемое, достигнуть цели, получить то, что герой действительно хочет, ему придётся пройти этап, когда нужно будет снять маску, откинуть характеризацию (опровергнуть её), преодолеть препятствия и понять, кем персонаж является на самом деле – какой у него характер. Как проявляется характер? Истинный характер проявляется в выборе, который персонаж делает под давлением обстоятельств. Чем сильнее давление, тем ярче проявляется характер. Персонаж может показывать себя щедрым (характеризация), а в критической ситуации, под давлением обстоятельств, проявить эгоизм, жадность и алчность (характер). Шаблонный пример: “Макса взяли в плен и пригрозили пытками. Перед ним разложили устрашающие ржавые инструменты: – Я всё расскажу, только не мучайте, – захныкал Максим”. Что это? Характер. Персонаж сделал выбор. Теперь читатель знает, что на самом деле Максим не такой уж бесстрашный храбрец, как мы заявляли выше. Теперь оголена истинная сущность персонажа. Поставьте героя перед вынужденным выбором, заставьте принять решение – его выбор покажет истинный характер. Очень важно, чтобы обстоятельства действительно были принудительные и безвыходные. Если нет риска, и на героя ничего не давит психологически или физически, его выбор не будет иметь никакой роли, и не покажет характер. Персонаж даёт нищему денег. Если герой богат – выбор несущественный, он не показывает характер. Если нищий – другое дело. Например, «Шагреневая кожа» Бальзака. Герой заходит в казино, все сразу видят, что он шальной игрок, который если проиграет, то ему только утопиться. Он ставит единственную оставшуюся монету и проигрывает. Затем он идёт вдоль Сены и думает о том, чтобы утопиться. Засовывает руки в карманы и вдруг понимает, что у него осталась ещё пара мелких монет. И в этот момент к нему подбегает нищий мальчик и просит подать милостыню. Герой видит и старика-нищего, с которым гуляет мальчик. Что делает герой? Он отдаёт последние монеты им и уходит прочь от реки. Герой показал характер. Итак, характер персонажа раскрывается только на основе выбора, который он делает под давлением обстоятельств. Из-за нищеты Раскольников убивает человека. «Преступление и наказание» Достоевский Китнисс вызывается на бойню, чтобы спасти младшую сестру. «Голодные игры» Сьюзен Коллинз Несмотря на угрозу жизни, Макмёрфи продолжает сопротивляться медсестре. «Над гнездом кукушки» Кен Кизи Как избежать морализаторства в прозе Для начала разберёмся, что же такое морализаторство в литературе? В случае с начинающими авторами ситуация проста – герои начинают высказывать мысли писателя вслух, сидеть в барах или у камина, рассуждая о смысле жизни, или поднимать вопросы о борьбе добра и зла посреди поля боя. Начинающий прозаик ещё не способен передавать идею с помощью последовательности событий – нарратива истории. То же самое бывает и с опытными писателями. Происходит по схожей причине – недостаточное умение влиять на читателя с помощью действий, выборов и сцен. Чтобы понять, каким образом влиять на читателя, не прибегая к морализаторству, давайте рассмотрим понятие “эстетическая эмоция”. О нём великолепно рассказал Роберт Макки: “Аристотель подходил к вопросу об истории и ее смысле следующим образом: почему, спрашивал он, когда мы видим мертвое тело на улице, у нас одна реакция, а когда читаем о смерти у Гомера или видим ее в театре, другая? Потому что в жизни мысль и чувства возникают раздельно. Разум и эмоции принадлежат к разным сферам человеческой натуры, и, редко согласуясь между собой, они, как правило, находятся в противоречии. В жизни при виде безжизненного тела у вас происходит резкий выброс адреналина: «О Боже, он мертв!» Возможно, вы в страхе бежите. Затем по прошествии времени, немного успокоившись, начинаете размышлять о кончине незнакомого вам человека, о том, что тоже смертны, и о своем существовании под тенью смерти. Эти раздумья могут изменить восприятие мира, и в следующий раз, когда вы столкнетесь со смертью, реакция будет другой, наверное, более сочувственной. Или, если перевернуть модель, в юности вы крайне серьезно, но не очень реалистично относились к любви, сформировав идеалистическое представление, которое приводит к бурному, но причиняющему сильную душевную боль роману. Это может ожесточить ваше сердце, превратить в циника, который в последующие годы будет считать мучительным то, что молодому человеку кажется сладостным. Интеллектуальная жизнь подготавливает к эмоциональным переживаниям, в дальнейшем подталкивающим к свежим ощущениям, которые, в свою очередь, становятся залогом новых встреч и открытий. Эти две сферы подвержены взаимному влиянию, причем поочередному. Ведь в реальной жизни одновременная вспышка мысли и чувства случается очень редко, и когда нечто подобное происходит, вы думаете, что на вас снизошло божественное озарение. Однако если жизнь разделяет идею и чувство, то искусство их объединяет. История — это инструмент, позволяющий, при желании, вызывать подобные прозрения, иными словами, речь идет о таком явлении, как эстетическая эмоция”. Задача любого прозаика – объединить идею (смысл) и чувство (эмоцию). Если мы занимаемся морализаторством, то обращаемся только к интеллекту, никак не затрагивая чувства читателя. Если давим эмоциональными сценами без какой-либо идеи – то обращаемся только к чувствам. Когда идея объединяется с эмоциональным зарядом, то она становится более сильной глубокой и запоминающейся. Вспоминая Макки, мы можем забыть, что когда-то увидели на улице мертвого человека, но смерть Гамлета будет тревожить вас всегда. Хорошая история – это всегда связь иррационального и рационального. Смысла и чувства. Ума и сердца. Любую идею, которую мы хотим выразить через историю, надо подтверждать. Средства всегда заключены в структуре произведения. Давайте рассмотрим такой пример: Алексей сделал глоток вина и продолжил: – Ревность – чувство сильно и невероятно сложное, – он кивнул в сторону Марии. – Но я простил бы её за измену. Ведь не всегда нужно иметь чувства, чтобы оказаться в постели с незнакомцем. Достаточно симпатии, взгляда, электрического заряда, который покалывает на кончиках пальцев. Это желание. Желание не достойно быть чувством такого высокого ранга, как любовь. Поэтому я и прощу ей всё. Скорее всего, вы даже не дочитали эту цитату до конца. Это рассуждение неинтересное и скучное. Нам нужно выстроить последовательность событий, которая докажет мысль героя. Например, мы подобрали бы для истории такие сцены: 1. Алексей знакомится с Машей. 2. Между ними возникают взаимные чувства. 3. Измена Маши. 4. Алексей узнаёт об измене. 5. Алексей прощает Машу. Достаточно банальная история, не правда ли? Точно так же, как и сама идея. Она слишком шаблонна. Но как история произведёт большее впечатление? Если мы прочитаем пустое и скучное морализаторство? Или если путём показа чёткой последовательности событий нам докажут эту мысль? Конечно, многое зависит от мастерства автора. Но в первом случае у писателя нет совсем никаких шансов. В классической литературе это было уместным. Сейчас другое время, другая эпоха, а значит – другие правила. Вывод: История – это демонстрация идеи. История преображает идею в действие, подтверждая её. Событийная структура – это средство, с помощью которого вы сначала передаёте идею, а потом подтверждаете. Без разъяснений. Без пояснений. Без морализаторства. Великие рассказчики не объясняют. Они выполняют самую сложную работу – инсценируют. Как сказал Гёте: “Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие — самая трудная вещь на свете”. |
Просмотров: 1490 | Добавлено: 15/09/16 в 09:14 |