Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Об интонационной природе поэзии: Индивидуализация ритма в стихах и поэтический слух
Ptitzelov

Фрагменты книги Елены Невзглядовой
............................................................................................Е.В. Невзглядова
Невзглядова, Елена Всеволодовна — русская поэтесса и филолог, критик, литературовед, эссеист.

Индивидуализация ритма в стихах и поэтический слух

Способ произнесения является самой существенной и единственной
особенностью, которой отличается стихотворная речь от прозаической. Он обусловлен не традицией чтения, а внутренней организацией стихотворной речи и обозначен ее особой записью – короткими отрезками. В стихах эмоция выражается не описательно, как в
прозе, а непосредственно. Так устроена стихотворная речь. В этом ее сокровенный смысл, ее «тайна».

Привычка с детства к стихам часто оставляет незамеченным самое главное – интонируемый смысл, тот смысл, ради которого пишутся стихи. Душа ребенка еще не готова его воспринять, она реагирует лишь на ритм, и случается так, что человек удовлетворяется этим привычным способом восприятия на всю жизнь.

Вообще говоря, поэтический слух – врожденное свойство,
встречающееся не так часто и требующее воспитания, к этому искусству нужно иметь природное расположение, да и современная
поэзия так далеко ушла в развитии от хрестоматийных образцов, что уловить «необщее выраженье» ее новых представителей не так-то просто.
Но ритм (в отличие от интонации) – формальная категория, и если не внести, скажем, в есенинские числа (четырнадцать, сто двадцать шесть, четырнадцать и т.д.) печальную интонацию, оставить числам лишь ритм, голос поэта не будет слышен.

И последнее. Заметим, что в цифровых стихах столь четко выраженная
ритмическая монотония не способна передавать оттенки – только простейшую эмоцию: печаль или радость. Есенинская печаль гораздо более проста, чем, скажем блоковская, высокая и тревожная, или задумчиво-глубокая тютчевская, или – тем более – тоска Анненского, «недоумелая», как он сам сказал, дрожащая «как лошадь в мыле». Но именно эти оттенки и создают то, что мы называем голосом поэта, по которому его можно узнать в двух-трех строках.
Даже в числах!

Фрагменты книги
Е.В. Невзглядова
ИНТОНАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СТИХА

Просмотров: 65 | Добавлено: 25/08/20 в 12:01