Речевой механизм стиха и выразительность поэтической речи |
Ptitzelov |
Фрагменты книги Елены Невзглядовой ............................................................................................Е.В. Невзглядова Невзглядова, Елена Всеволодовна — русская поэтесса и филолог, критик, литературовед, эссеист. Речевой механизм стиха и выразительность поэтической речи #теория_стиха #поэзия #литературоведение «...В исторической семантике русских размеров, — говорит М. Л. Гаспаров, — по-видимому, можно различить три стадии: в 18 и начале 19 вв. размеры ассоциируются прежде всего с жанрами, мы говорим: «семантическая окраска элегии, послания, песни»; в середине и второй половине 19 в. — прежде всего с темами, мы говорим: «семантическая окраска: смерть, пейзаж, быт»; в 20 в. — прежде всего с интонациями, мы говорим: «семантическая окраска патетическая», или «смутно-романтическая», хотя понимаем, что для точного определения этих интонаций остается еще многого желать». (Гаспаров). С нашей точки зрения, семантика всегда принадлежит интонации и связана с метром опосредованно. Смысловые оттенки, передаваемые ритмической монотонней, — это и есть «семантическая окраска» и шире — «семантический ореол» метра. Метр — упорядоченность. Конечно, метр влияет на интонацию; не могла не влиять на нее и жанровая принадлежность; в эпоху, когда жанры распадались, менее общие содержательные моменты сказывались на интонации (мотив разлуки, например, требует печали в голосе). Что касается интонаций «патетическая» и «смутно-романтическая», то они обусловливались как раз жанрами — одой и элегией. Интонации усложнялись. И патетика, и элегичность бывают различными, возможно и их объединение (вспомним, например, лирическую патетичность лермонтовского «За все, за все тебя благодарю я...», — характерную для этого поэта). Интонации в стихах постоянно усложняются. Позволю себе сказать, что это и есть путь развития поэзии. Но желать точного их определения невозможно и не нужно, потому что в отсутствии этой определенности, в их смысловом синкретизме, на наш взгляд, состоит их специфическая художественная роль. Е.В. Невзглядова ИНТОНАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СТИХА Фрагмент книги Е.В. Невзглядова ИНТОНАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СТИХА |
Просмотров: 559 | Добавлено: 29/08/20 в 21:16 |