Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Речевой механизм стиха и выразительность поэтической речи
Ptitzelov

Фрагменты книги Елены Невзглядовой
............................................................................................Е.В. Невзглядова
Невзглядова, Елена Всеволодовна — русская поэтесса и филолог, критик, литературовед, эссеист.

Речевой механизм стиха и выразительность поэтической речи
#теория_стиха #поэзия #литературоведение

«...В исторической семантике русских размеров, — говорит М. Л. Гаспаров, — по-видимому, можно различить три стадии: в 18 и начале 19 вв. размеры ассоциируются прежде всего с жанрами, мы говорим: «семантическая окраска элегии, послания, песни»; в середине и второй половине 19 в. — прежде всего с темами, мы говорим: «семантическая окраска: смерть, пейзаж, быт»; в 20 в. — прежде всего с интонациями, мы говорим: «семантическая окраска патетическая», или «смутно-романтическая», хотя понимаем, что для точного определения этих интонаций остается еще многого желать». (Гаспаров).
С нашей точки зрения, семантика всегда принадлежит интонации и связана с метром опосредованно.
Смысловые оттенки, передаваемые ритмической монотонней, — это и есть «семантическая окраска» и шире — «семантический ореол» метра.
Метр — упорядоченность. Конечно, метр влияет на интонацию; не могла не влиять на нее и жанровая принадлежность; в эпоху, когда жанры распадались, менее общие содержательные моменты сказывались на интонации (мотив разлуки, например, требует печали в голосе).
Что касается интонаций «патетическая» и «смутно-романтическая», то они обусловливались как раз жанрами — одой и элегией. Интонации усложнялись. И патетика, и элегичность бывают различными, возможно и их объединение (вспомним, например, лирическую патетичность лермонтовского «За все, за все тебя благодарю я...», — характерную для этого поэта).

Интонации в стихах постоянно усложняются. Позволю себе сказать, что это и есть путь развития поэзии. Но желать точного их определения невозможно и не нужно, потому что в отсутствии этой определенности, в их смысловом синкретизме, на наш взгляд, состоит их специфическая художественная роль.

Е.В. Невзглядова
ИНТОНАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СТИХА
Фрагмент книги

Е.В. Невзглядова
ИНТОНАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СТИХА

Просмотров: 545 | Добавлено: 29/08/20 в 21:16