Сновидения. В реальности, литературе и кино.
|
|
Shmaksya | Дата: Вт, 26/08/14, 10:52 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
| Всем доброго времени суток. А давайте-ка поговорим о сновидениях в литературе. О них писали со времён Гильгамеша. И всё-таки хочу добавить свою каплю в это море книг о сновидениях. Конечно, я не собираюсь буквально описывать всё, что приснилось, но можно же вплести реальный сон или его фрагмент в рассказ, дополнив вымышленными эпизодами, работающими на идею. И хотелось бы знать, за какие "литературные буйки" не заплывать. Вы спросите, наверно, почему именно сны? Начнём с того, что все свои истории, даже те, которые не записывала, я сочиняла перед сном (в школьные годы меня отправляли спать около 10 вечера, но засыпала я не ранее 12 вот и придумала такое развлечение). И мне частенько снилось продолжение, да и сейчас бывает снится, только теперь я сочиняю сидя за компьютером, и иногда когда иду пешком. Только сюжеты рваные выходят, и много времени тратится на латание дыр между эпизодами. И всё равно места стыка видны. Это похоже на шитьё из лоскутков. Лоскутное одеяло тоже может быть по-своему красивым, но никому не придёт в голову его за цельнокроеное выдавать. А в мире сновидений рваная последовательность событий - вещь естественная. Да и потом мой повседневный опыт не настолько интересен, чтобы положить его в основу какого-то приключенческого сюжета. А приключенческие сновидения бывают регулярно, да и читатели, наверняка, имеют такой опыт. А коль скоро большинство проводит треть своей жизни во сне, то тема сновидений может быть интересна широкому кругу читателей. Ведь сновидения - это язык подсознания, а именно в нём (ИМХО) сидят корни психологических проблем. И если люди будут внимательней относиться к своим сновидениям, то, возможно смогут окончательно решить эти проблемы наяву. Хотя на сновидения влияют дневные события, но события эти во сне трансформируется, иногда до неузнаваемости, во сне случается немало странного, но это странное никак не объясняется, точнее то, что всё происходящее сон - само по себе объясняет все странности. Вот, например, герой летит. В фэнтези тому придумают какое-то магическое объяснение, в НФ - техническое, а в сновидении ничего объяснять и не надо. Во сне летали многие, если не все. Вот такой парадокс сновидений: только в них фантастическое является частью нашего с вами реального мира. Кроме того, сновидения символичны, а я давно уже интересуюсь тем, как реализуются символы в книгах. Недавно ещё увлеклась психоанализом, в частности Юнгом с его архетипами. Конечно, я только начинаю погружаться в тему. В связи с этим возник целый ряд вопросов: Что почитать на тему сновидений (как художественного, так и научного)? Когда лучше всего сообщать читателям, что всё описанное является сном (в начале, середине или конце текста)? А может быть, вообще достаточно упомянуть слово сон в названии или подзаголовке? Если ГГ видят исключительно осознанные сны, должны они удивляться происходящему? Надо ли расшифровывать символы в рассказе-сновидении? Или достаточно расшифровать для примера один, дальше читатель и сам разберётся? И вообще нужны ли в тесте какие-то объяснения или пускай читатель сам догадывается? Короче говоря, пишите всё, что думаете касательно сновидений в литературе. Кто захочет, может рассказать особенно запомнившейся сон из жизни.
|
|
|
|
Berg | Дата: Вт, 26/08/14, 15:28 | Сообщение # 2 |
Группа: Авторы
Сообщений: 129
Статус: Офлайн
| Мне частенько снятся прикольные вещи. Собственно, большинство работ - итог обработанных сновидений. Надо ли говорить? Не знаю. Имхо - вовсе незачем.
|
|
|
|
Shmaksya | Дата: Вт, 26/08/14, 21:07 | Сообщение # 3 |
Группа: Удаленные
| Цитата Berg ( ) Мне частенько снятся прикольные вещи. Ой, а можно поподробнее? Хотя бы парочку примеров. Цитата Berg ( ) большинство работ - итог обработанных сновидений И здесь примеры бы не помешали. Цитата Berg ( ) Надо ли говорить? А почему нет? Ведь ум - хорошо, а два - лучше. Соотнося свой личный опыт с опытом других, легче увидеть свои заблуждения или, наоборот, убедиться своей правоте.
|
|
|
|
Berg | Дата: Вт, 26/08/14, 22:31 | Сообщение # 4 |
Группа: Авторы
Сообщений: 129
Статус: Офлайн
| Примеры? http://litset.ru/publ/13-1-0-10880 Воть. Сие мне приснилось как некая абсурдная каша, которую я потом попилил до смешного. Сон тоже был смешной. Недавно приснилось что я, Лис, Ксенон, Арма (по Дриму могли знать) и еще несколько левых товарисчей осенью отмечали день рождения Пушкина. Я знаю, что он родился летом, но отмечали осенью. Было прикольно. Но я не записал пока. Некогда.
Моя первая ваковская (ныне уже НЕваковская - журнал лишили статуса) статья об особенностях поэтики Высоцкого мне приснилась. Даже тема диплома в свое время пришла именно во сне, хотя это был абсурд. Но получилось, и получилось неплохо. Почему не стоит говорить? Не знаю, читатели не всегда нормально реагируют на какие-то личностные вещи в произведениях. То есть, здесь, на Сети, где Фо и ко руководят процессом, то все пучком. А вот в других местах это может быть поводом для обильного испражнения самости. Были случаи. Как-то так.
|
|
|
|
Shmaksya | Дата: Ср, 27/08/14, 13:43 | Сообщение # 5 |
Группа: Удаленные
| Цитата Berg ( ) Сие мне приснилось как некая абсурдная каша, которую я потом попилил до смешного. Сон тоже был смешной. Забавно получилось, особенно в юридическом изложении. Цитата Berg ( ) читатели не всегда нормально реагируют на какие-то личностные вещи в произведениях. Так ведь речь не о том, чтобы записывать буква в букву всё что сниться. Скорее о том, чтобы заимствовать у жизни форму сновидений и наполнить её вымышленным содержанием как тестом. Меня привлекает именно рваная последовательность событий, внезапность перемещений и ничем не мотивируемые странности. И ещё - символы с архетипами.
|
|
|
|
Berg | Дата: Ср, 27/08/14, 14:55 | Сообщение # 6 |
Группа: Авторы
Сообщений: 129
Статус: Офлайн
| Вообще речь была о том, стоит ли говорить читателю, что произведение - сон Когда лучше всего сообщать читателям, что всё описанное является сном (с)
|
|
|
|
Shmaksya | Дата: Ср, 27/08/14, 16:26 | Сообщение # 7 |
Группа: Удаленные
| Цитата Berg ( ) речь была о том, стоит ли говорить читателю, что произведение - сон Мысль понятна. Но вопрос был Цитата Shmaksya ( ) Когда лучше всего сообщать мне думается что если не сообщать то читатель потребует объяснений пресловутых странностей, а то, что произведение - сон одним махом все странности объясняет. В конце концов, почти каждый из нас летал во сне и задумывался почему и как он это делает. Есть и ещё один момент: каким бы невероятным происходящее не было, спящий часто не удивляется этому (и то некоторые читатели интересуются: А почему ГГ не удивилась? А почему она не испугалась? и т. д. и т. п. и приходится напоминать, что это сон, тогда вопросы отпадают). Да и потом: если герой, скажем, порежет палец наяву ему, конечно, будет больно. А в сновидении можно очень серьёзно пораниться, и при этом никакого дискомфорта не почувствовать. Знакомый мне рассказывал, как во сне отрезанная рука скакала на пальцах по комнате, а он как ни в чём ни бывало гонялся за ней, как за играющим щенком. Или мне, к примеру, котенок говорящий снился, и никого из участников сновидения его лингвистические таланты не удивляли.
Сообщение отредактировал Shmaksya - Ср, 27/08/14, 16:35 |
|
|
|
Berg | Дата: Чт, 28/08/14, 10:04 | Сообщение # 8 |
Группа: Авторы
Сообщений: 129
Статус: Офлайн
| не думается что если не сообщать то читатель потребует объяснений пресловутых странностей,(с) Честно говоря, после Фолкнера и Воннегута... Какие там объяснения - постмодерн, сплошной постмодерн. Самое интересное в снах (для меня) это коммуникатирующее начало. Подсознание оперирует образами и символами, причем вовсе не хаотически, если разобраться. Логическая цепь сознательного анализа основана на соответствии реалистической картине мира. Линейная или нелинейная логика - не суть. А логика подсознания - бесчисленный выбор допущений и вариаций. Т.е. если даже двоичный код дает Н-вариаций, то подсознание, потенциально, обладает большим количеством различных схем, чем объем вселенной. Я имею ввиду известный числовой предел Т.е. фактически комутирующая база подсознания безгранична. Сознательно мы можем мыслить только теми понятийными элементами, о котороых имеем представление, причем неважно подлинное или мифологическое. Количество таких комбинаций априори конечно. Подсознание этого порога не имеет. Отсюда пресловутое предвиденье. Когда из элементов не имеющих видимой связи выстраивается оправданная цепочка, удовлетворяющая даже критериям сознательного. Собственно, все "вещие сны" оказываются на стыке бодрствования и сна, когда оба процесса взаимодействуют (сознание и подсознание). Таким образом, получается, что именно во сне человек раскрывает максимум своих творческих способностей. Именново сне коммуникатируются в область восприятия до толе неосознанные образы, идеи, решения. Т.е. фактически идет процесс внутренней коммуникации. А теперь самое интересное. Внутренняя коммуникация осуществляется по тем же законам, что и межличностная или ближе к машинной? С одной стороны она проходит с использованием элементов естественного языка, но эти элементы коммуникаторы или часть передаваемой информации, т.е. материал, а не средство? Вообщем, есть над чем сломать голову.
Сообщение отредактировал Berg - Чт, 28/08/14, 10:04 |
|
|
|
Shmaksya | Дата: Чт, 28/08/14, 13:28 | Сообщение # 9 |
Группа: Удаленные
| Цитата Berg ( ) после Фолкнера и Воннегута... А что они снах писали? Цитата Berg ( ) Подсознание оперирует образами и символами, причем вовсе не хаотически, если разобраться. Логическая цепь сознательного анализа основана на соответствии реалистической картине мира. Линейная или нелинейная логика - не суть. А логика подсознания - бесчисленный выбор допущений и вариаций. Т.е. если даже двоичный код дает Н-вариаций, то подсознание, потенциально, обладает большим количеством различных схем, чем объем вселенной. Я имею ввиду известный числовой предел Т.е. фактически комутирующая база подсознания безгранична. Сознательно мы можем мыслить только теми понятийными элементами, о которых имеем представление, причем неважно подлинное или мифологическое. Подсознание конечно оперирует. Но разве сознательно творчество не символично и не образно? Это ИМХО во многом подсознательный процесс. А вдохновение и вовсе надсознательный. Поэтому когда мы что-то сочиняем (и неважно, стихи или прозу) мы, сами того не осознавая, обращаемся к подсознанию и черпаем оттуда информацию. Я как-то написала стихотворение а год спустя решила его проанализировать на символы, и обнаружила что не зная значения этих символов я чисто интуитивно угадала эти самые значения. (подробнее см. http://litset.ru/publ/66-1-0-12175). Отсюда вывод, что подсознание активно вмешивается в творческий процесс. А сознание уже пытается описываемое адаптировать под нормальную логику. Но у подсознания-то логика своя! И в сновидении она более ярко проявляется.
Сообщение отредактировал Shmaksya - Чт, 28/08/14, 13:29 |
|
|
|
Berg | Дата: Чт, 28/08/14, 14:34 | Сообщение # 10 |
Группа: Авторы
Сообщений: 129
Статус: Офлайн
| Они о снах не писали Но странностей в их работах... Было весьма. В частности у Фолкнера. Начиная с особенностей авторского изложения, сплошные странности. О шеф. убег
|
|
|
|