Вместо предисловия... Автор нижеприведённого текста – моя бабушка, Ногтева (в девичестве Чуракова) Анна Никитична, 15.09.1924–12.01.2016. О том, как она вместе с матерью и сёстрами Марией и Анастасией была угнана фашистами в плен, бабушка рассказывала мне не раз, но я не знала, что существуют и записи о тех событиях. Лишь после бабушкиной смерти я, разбирая её бумаги, наткнулась на несколько тетрадных листов с рукописным текстом. Считаю необходимым опубликовать его – ради памяти о бабушкиной судьбе и в надежде на то, что подобные ужасы никогда не повторятся. Я взяла на себя смелость немного подредактировать орфографию, пунктуацию и пару-тройку синтаксически проблематичных мест. В остальном текст оставлен без изменений: аутентичность важнее стилистического совершенства. Пожалуйста, не надо рецензий-«лайков»: рассказ опубликован не для этого. Спасибо за понимание.
Угнаны в марте 1942 г. под конвоем из деревни Карпово Юхновского района до войны Смоленской обл., после – Калужской. Гнали до деревни Барсуки, там всех посадили в открытые машины и привезли в г. Рославль в концлагерь для военнопленных и мирных людей. Военнопленные были раненые наши солдаты, которые, можно сказать, догнивали, находясь за колючей проволокой, по которым ползали вши. И нас загнали к ним, продержали там дней семь-восемь, потом подогнали машины и снова погрузили нас всех в машины и повезли кого куда.
Нас привезли в г. Бобруйск. Там мы заболели тифом, очень много умерло людей. Жили мы там в пустом доме, нас было там очень много людей. Кормили нас какими-то помоями. Потом стали нас возить на работу под конвоем на реку Березину разгружать баржи с картошкой под присмотром полицая и немца.
Затем нас увезли под конвоем на торфзавод в г. Осиповичи, заставляли работать. Там нас совсем не кормили. Чем могли, помогали местные жители. Мы очень истощали – до такой степени, что не могли даже работать. Тогда одна женщина решилась попросить немца (наверное, начальника) отвезти нас обратно в Бобруйск, там оставалось много наших людей. Мы решили: пусть нас расстреляют по дороге, чтобы с голоду не мучиться. Но нас всё же привезли в Бобруйск, где нас не могли даже узнать: мы были очень истощены. Нам все помогали чем могли, потом поселили нас в дом, где жила семья Адамовичей, они нам тоже помогали. Жили мы в пер. Мармеладный. Потом нас стали обратно под конвоем возить разгружать баржи.
Когда стали бомбить каждую ночь город, тогда немцы всех повыгоняли и загнали нас на аэродром за колючую проволоку – молодых в одну сторону, стариков по другую. Здесь мы пробыли, наверно, сутки, затем они нас выгнали, погнали по шоссе по направлению к лесу. По сторонам шли немцы с автоматами. Из леса стали стрелять по бокам, немцы испугались, бросили нас и убежали. И мы разбежались кто куда.
Мы прибежали со своими знакомыми, у них был окоп у дома, и мы сидели в этом окопе, нас там было много людей. Потом начались бои. Пули летели, снаряды. Бомбёжки. Это продолжалось, наверно, дней десять или больше. Мы не вылезали и не знали, что там творится. И вдруг к нам в окоп прыгнули два немца – один пожилой, другой молоденький. Пожилой наставил на нас автомат, хотел расстрелять, а молоденький нас загородил и отвёл автомат, что-то ему стал говорить, а тот на него очень сердился и опять хотел выстрелить, а он опять отвёл автомат. Тогда тот заругался на него и вылез из окопа, и второй ушёл. Где-то через часа два к нам кто-то прыгнул в окоп. Мы очень испугались, что это немец вернулся, – а это был наш солдат. Так нас освободили. По городу шли и ехали наши войска Советской Армии в 1944 году, нас освободили в июне.
Отец до войны работал в г. Кольчугино, войну пережил там. После освобождения мы вернулись в деревню – а её уже и не было, он прислал нам вызов через родственницу в Москве, и мы переехали к нему в Кольчугино в октябре 1944 г.
Случайно натолкнулась на твои мемуары и тоже решила оставить пару слов.
Моя бабушка (Репина Таисия Васильевна родилась в Новгородской области, деревня Углы в 1929-м) тоже мне много про войну рассказывала.
В самом начале войны на фронт ушел ее отец Василий Александрович, пропал без вести практически сразу. Я искала его путь через бумаги военкоматов, нашла последнюю запись, что под Ленинградом отправлен в роту сапёров и всё. По именам искала других бойцов, покинувших распред.пункт в тот же день... или без вести там же или погибли в ближайшие дни. Там такое месиво было в это время.
В деревню пришли немцы.
Бабушкин старший брат ушел в соседние леса с другими мальчишками. Мама бабушки передавала им еду, ее расстреляли «за помощь партизанам».
Ее имя сейчас на братской могиле в райцентре.
Бабуля осталась одна со своей бабушкой. Жили в оккупации три года, кажется. Сначала была корова, прятали ее и обменивали молоко у немцев на еду. Немцы занимали половину их дома. Потом корову забрали. Особенно меня поражал рассказ про молодых деревенских девушек постарше. Ходили на танцы с немцами. Три года... Жизнь не стоит на месте. Бабуля говорила, что злыми немцы были только, когда пришли и когда уходили, а так... ко всему привыкаешь.
После оккупации заболела тифом, ее бабушка тиф не перенесла. Осталась одна. Брат после войны уехал в Новгород, женился, звал к себе. Бабуля завербовалась в Финляндию, работала у какого-то конезаводчика, потом вернулась, брат уговорил и завербовалась лес валить на границу Псковской и Новгородской области. Встретила деда, уехали в Молдавию рубить виноградники, моя мама там на вокзале ходить начала, потом уехали в Казахстан.
У деда тоже история: семья репрессированных, детдом, беспризорщина.
С папиной стороны дед воевал (дед Дмитрий), ранен был, домой вернулся, тетка папина (баба Ксюша, родом с Бобруйска) прачкой при госпитале на войне была, влюбилась в разведчика (дед Ваня), всю войну прошли и жили хорошо, легендарная история любви нашей семьи.
Сравниваешь их жизни и свою и все проблемы кажутся такими мелкими.
Да, меня тоже частенько мысль, что все наши невзгоды - ерунда по сравнению с тем, что пережили они. Не хочу, чтобы мои слова звучали пафосно, но это героические люди.
И люди проявляют себя по разному в трудных обстоятельствах. Из одного и того же поколения проявляются и герои и мародёры. А то, что успела оставить в записках бабушка Анны - это лишь малые крохи реальных ужасов и тех, и этих времён. Многое забывается, а то, что не забылось, не всегда можно выразить словами. И не всегда - можно. Но не дай бог ни тебе, ни кому другому...
Не могу простить себе одной вещи... Была у меня задумка - обстоятельно расспросить бабушку о войне, записать "интервью" в аудиоформате, а потом сделать либо документальный рассказ о тех событиях, либо стихи. Но, как это часто бывает, думалось, что времени впереди ещё о-го-го, что успею поговорить с бабушкой чуть позже. Не успела...
В нашей родне бабушка была последней из тех, кто пережил войну. С её уходом ушло и всё то, о чём я не успела расспросить. Да и то, о чём успела, тускнеет и забывается, если не записано.
Бабушка рассказывала, их дом был самым богатым в деревне. Когда пришли фашисты, в нём остановилось командование. Жителям деревни приходилось нелегко: враги забрали себе всё, что могли съесть, и перерезали весь скот. Бабушкиной семье немного повезло: их корову оставили в живых, чтоб под рукой было молоко. Но всё равно приходилось голодать. Иногда фашистам приходили посылки из Германии, и тогда на столе стояли вкусные конфеты. Прабабушка умоляла бабушку и её сестёр ни в коем случае не трогать их - боялась, что за это расстреляют всю семью. Изредка немцы делились сладким. Но всё равно брать его было страшно.
Фашисты, по рассказам бабушки, тоже были очень разными. Австрияков в их краях боялись больше, чем немцев, - первые чаще зверствовали. Однажды пропали две жительницы деревни - мать и дочь. Их долго искали, но не нашли. Лишь весной, когда стаял снег, обнаружили их, застреленных.
Бабушка всегда очень тепло отзывалась о белорусах. Когда её семью угнали на запад, белорусы иногда подкармливали их картошкой - вкусной, жёлтой, рассыпчатой. Неизвестно, удалось ли бы выжить без этой помощи. Кроме того, один немец (повар или что-то в этом роде), видя, что их семья сильно голодает, позволял прабабушке брать картофельные очистки, остающиеся после приготовления пищи для фашистов-надсмотрщиков. Это тоже очень сильно помогло остаться в живых.
Чтобы расспрашивали соседей, знакомых, и те, у кого ещё они живы, - тоже оглянулись к своим старикам. Те, которые ещё могут успеть что-то услышать и записать с первых уст. И ведь многое раньше было скрыто. Сейчас видео и аудио снять без проблем, не то, что раньше. Тогда в редакции от руки написанные мемуары не принимали, а напечатать на машинке не каждый имел возможности.
Но, может, здесь уже и есть что-то подобное, а я не в курсе, простите тогда.
Нечто похожее было здесь. Но это был не постоянно действующий проект, а одноразовый, к 70-летию Победы.
Я передам Вашу идею на обсуждение редсоветовцам, спасибо!
Спасибо, Анна.
Грустно, что повторения всё же происходят.
Это дань памяти маленьким героям большой войны....
Низкий поклон Вашей бабушке за эти страницы нашей истории....
Низкий поклон - Вам и Вашей бабушке.
Вот что надо читать детям. Знать и помнить - человеческий долг.
До сих пор не могу себе простить, что, задумав обстоятельное "интервью" для последующего написания подробного рассказа о бабушкиных воспоминаниях, я слишком долго откладывала запланированое на потом. А потом было уже поздно...
Вашим ушедшим родственникам, пережившим войну, тоже светлая память!