Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Марк
Проза без рубрики
Автор: Анонимный_Конкурсант
Я часто просыпаюсь от собственного крика. Бьюсь на койке, словно рыба, выброшенная на берег шальной волной, задыхаюсь и жадно ловлю перекошенным ртом прогорклый больничный воздух.

Хрип переходит в стон. Глаза застилает едкая туманная пелена. Мгновение – и солёные ручьи потоками устремляются по щекам, вымывая из глаз липкие тёмные клочья кошмарных видений. На туго перебинтованной груди медленно протаивают бурые пятна.

В такие минуты рядом всегда появляется Марк, сильными ладонями крепко сжимает мои содрогающиеся плечи и что-то говорит, говорит… Никогда потом не могу вспомнить его слова. Я вообще ничего не помню…

***

Тусклый желтоватый свет, белые стены приёмного покоя – моё первое воспоминание. Марка привезли вместе со мной, поселили в одну палату. Говорят, такое здесь случается редко. Статный седоватый врач долго листает мою карту, с лёгким удивлением смотрит на Марка и спрашивает утвердительно: «Ты ведь у нас ненадолго? Побудете ещё вместе?» Высокий худощавый Марк кивает так, словно речь идёт о чём-то само собой разумеющемся.

Он – необычный юноша: изящный, с тонкими, почти женскими, чертами лица, гривой пшеничных волос. Кто он? Как сюда попал? Время от времени пытаюсь разговорить Марка, но каждый раз он или отмалчивается, или уводит разговор в сторону.

Не знаю, сколько мы уже вместе. Время в больнице течёт совершенно иначе, по своим законам, а может, его здесь и вовсе нет. Тусклый свет, блеклые выцветшие краски, бесконечные коридоры с множеством дверей и палаты без окон, особый режим. Мысли мои часто путаются, словно в горячечном бреду, заплетаются в мохнатый клубок. Память возвращается медленно и неохотно, смутными разрозненными обрывками старой чёрно-белой киноплёнки. Никак не могу вспомнить своё имя. И всё кажется, будто зовёт меня кто-то – жалобно, издалека. Дежурный врач хмурится и говорит, что это скоро пройдёт, не успеют и Марка выписать. Что такое часто бывает в моём случае.

Но Марка не выписывают. Похоже, это всё больше беспокоит его.

Оберегает он меня неустанно: приносит из больничной столовой тёплую манку, которую врачи почему-то считают очень полезной, успокаивает и просит набраться терпения. Я плохо ориентируюсь в пространстве, всё плывёт и смазывается. Марк говорит, что ожоги на моём лице начинают потихоньку заживать, и только рана в груди не даёт покоя – ноет и кровоточит, особенно после кошмаров – падения в пустоту небытия, в котором тебя нет…

***

Здесь много тяжёлых больных, особенно – обгоревших и парализованных. Пожалуй, только Марк выглядит сравнительно здоровым; его боль затаилась на дне двух голубых озёр, которыми он видит насквозь отражение моей души.

Пациенты разговаривают друг с другом редко и неохотно, каждый погружён в собственные мысли. Да и какой из меня собеседник? Многие помнят о себе гораздо больше. А у меня есть только голос, зовущий то тише, то громче. Рассказываю о таинственном голосе Марку. Кажется, это его слегка огорчает…

***

Сегодня снова привезли двоих. Точнее, тяжёлого, сильно обгоревшего, сопровождает хмурый кряжистый субъект с недобрыми глазами-буравчиками. Санитары катят каталку по коридору, детина что-то втолковывает врачу. Успеваю подслушать обрывки разговора.

«Зачем ты его привёз?..»

«Положено – вот и привёз… А напарник дело в архив канцелярии сдаёт, по своему ведомству… шансов никаких…»

«…И в чём ещё только душа держится… в хоспис конечно…»

«… Эта братия живучая… да недолго ему уже… восемь пулевых…»

«Да, редкий случай… И чего они так за жизнь цепляются?»

«А за что им ещё цепляться?..»

Я уже знаю, что в больнице есть крематорий, примыкающий к крылу для безнадёжных больных, у которых ни единого шанса на выздоровление. Практично, что и говорить…

За следующим завтраком узнаю от Марка, что давешний пациент скончался и уже отправился в печь.

«Совсем обгоревший он был, как головешка, – мой сосед сокрушённо вздыхает. – Так весь в золу и вышел, ничего не осталось…»

***

Колода времени, проведённого в больнице, медленно и своенравно тасуется в моей многострадальной голове. Начинает казаться, что карты дней выпадают совершенно произвольным образом. Одни вызывают ощущение дежа вю, другие и вовсе противоречат здравому смыслу: вот я рассматриваю в зеркале почти зажившие шрамы, вот снова вижу в нём лицо со следами сильных ожогов, а врач успокаивает, что я вовремя успел, поэтому шансы на выздоровление неплохие. Лишь некоторые вещи остаются неизменными: непреходящие кошмары, уродливая рана на груди, зовущий голос, Марка по-прежнему не выписывают…

В нашу палату подселили новенького – тщедушного, заходящегося в кашле старичка с серым лицом. После каждого приступа на его землистых щеках выступают крупные пунцовые пятна. Представляется старичок Михал Митричем.

«Не берёг я себя никогда! – то и дело сокрушается он. – Хорошо ещё, сюда определили, может, подлечат… Спасибо старухе моей – просила, хлопотала. Эх, виноват я перед ней, дурень старый… Всю жизнь крепко обижал, а она – вишь, как…»

***

Калейдоскоп дней продолжает беспорядочно мельтешить. С большим трудом мне удаётся складывать из него осмысленную цепочку событий.

После тяжёлого приступа Михал Митрича от нас отселяют, поговаривают, что дела его совсем плохи, то ли в реанимацию перевели, то ли и вовсе в хоспис.

Мы с Марком снова остаёмся вдвоём. В который уже раз пытаюсь вывести соседа на серьёзный разговор: «Марк, ты вправду тоже совсем-совсем ничего не помнишь? Опять молчишь…»

«Ну, зачем ты? – в голосе Марка звучит неподдельная горечь. – О себе лучше подумай! Сколько изводиться будешь, рану бередить? Забудь, забудь обо всём, и о голосе, и о кошмарах. Ты учти, меня выпишут скоро; придётся тебе здесь только на себя да на врачей надеяться!»

«А ведь не выпишут тебя, Марк… – пронзает молнией внезапная догадка. – Пока звучит голос – точно не выпишут. И мы ведь с тобой вовсе не в больнице, верно?»

Сосед тяжело вздыхает и отводит глаза: «Пойми, мне нельзя врать! Это место называют по-разному. Но самое близкое определение – госпиталь. Госпиталь для душевнобольных…» – «Да, положение… Слушай, дружище, я конечно не представляю, как и во что мы впутались. Только чувствую: крепко мы с тобой связаны…. А давай… устроим побег? Если и пропадать, всё лучше – на воле».

Марк с удивлением и любопытством смотрит на меня.

«Ты не спеши отвечать! – добавляю торопливо. – Обдумай всё хорошенько, ладно? Но видишь сам, выписаться отсюда, похоже, можно только через крематорий!»

Улыбка Марка растягивается до ушей; впервые вижу его в таком настроении.

***

Выписывают Михал Митрича, в пух и прах разбивая мою крайне сомнительную версию о секретной подземной клинике для сумасшедших инвалидов. Не знаю, что сотворили местные эскулапы с нашим стариканом, который теперь буквально светится здоровьем. На минуту он заглядывает в нашу палату, неловко прощается:

«Ну, хлопцы, не поминайте лихом! – и немного смутившись, добавляет, глядя почему-то в мою сторону. – Парень… ну, просьба к тебе есть… Старуха моя шибко набожная… Где уж мне… Ты, того… сделай доброе дело, ладно? Как выпишут, поставь свечку за здравие. Анной её зовут…» – «Да когда ещё меня выпишут, Михал Митрич!» – «Выпишут, выпишут, не сомневайся! Пришла на тебя сверху бумага, парень, оформляют уже. Сам в кабинете главврача видел!»

Старик ещё больше смущается и почти бегом покидает нашу палату.

«Чудной старикан! – делаю вид, что не замечаю погрустневшее лицо Марка. – Можешь считать меня душевнобольным. Да так оно и есть, пожалуй... Я ухожу сегодня после обхода. В любом случае». – «Ты ничего не понимаешь! Если уйдёшь сейчас, неизвестно, как всё сложится! В каком состоянии ты попадёшь сюда в следующий раз? И попадёшь ли? Если бы не авария…» – «Авария? Вот оно что… Но, пожалуй, я не сильно обгорел…» – «В том-то и дело! Обгореть не успел, а вот накоптил уже изрядно…» – «Почему я почти ничего не помню, Марк?» – «Ты знаешь…» – «Потому… потому что… мне нечего вспоминать, да?»

Отчаянно напрягаю память. В голове проносятся смутные картинки, чьи-то светлые образы, солнечные воспоминания из детства. А ещё голос, который зовёт меня всё сильней. Остальное – пепел…

«Неужели я такой страшный человек, Марк?» – «Обычный… – пожимает плечами. – Непутёвый только и легкомысленный. В добре живёшь, а добра не замечаешь». – «Я… я бы потерял её, да?» – «Хуже. Ты бы её просто сжёг, заставляя выбирать между любовью к тебе и жизнью собственного сына – испепелил бы всё, что у тебя оставалось. И сам сгорел». – «Что… мне делать, Марк?» – «Ты знаешь…» – «Дырка в груди, она…» – «Сильно болит?» – «Сильно…» – «Это хорошо. Значит, не всё потеряно».

«Пусть возвращается… – в палате незаметно появляется седоватый заведующий отделением, ободряюще кладёт руку на плечо Марку. – Всё-таки мы неплохо подлечили его, у парня хорошие шансы на выздоровление».

***

Свет сменяется темнотой, а темнота – светом... Долго прихожу в себя… Открываю глаза…

Тусклая желтоватая лампа под потолком, белые стены. Меня куда-то везут на каталке. Мимо неспешно проплывают больничные койки. Возле одной из них суетится молоденькая медсестра и плачет пожилая женщина в чёрном платке. На койке старик. Спокойное умиротворённое лицо. Михал Митрич…

Из коридора доносится шум, крики: «Куда ты? А ну, постой! Да в палату, в палату его везут, дурёха! А ты что подумала?»

Слышу скрипучий голос пожилой санитарки: «Да пусти ты её! Пятый день девка из-за этого дурака убивается! Ишь ты, вернула его всё-таки… А говорили – не выкарабкается; машина вдребезги была…»

Надо мной склоняется до дрожи знакомое лицо – самое прекрасное на свете, с растёкшейся и размазанной тушью, заплаканными опухшими глазами…

Чувствую на своей груди ласковые и такие родные ладони. Машинально вскрикиваю. Но вместо привычной боли по телу разливается невероятное тепло, которое невозможно описать словами. Знаю совершенно точно, что подобного я никогда не испытывал до и никогда не смогу испытать после – с кем-то другим.

Силюсь сказать что-то самое главное… Но я ещё слишком слаб. Единственное, что удаётся в конце концов прошептать: «Давай… назовём его… Марк…»

Вижу сердцем: по правую сторону больничной каталки стоит он – ангел-хранитель. И смущённо улыбается.



Задание дуэли:
Тема "Сосед".
Срок: до 1 сентября (23:59 мск)
Объём: до 10 тысяч знаков, считая пробелы.
Опубликовано: 20/08/15, 06:41 | Просмотров: 1196 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Пробрало... Спасибо, автор.
Наталья_Бугаре  (03/09/15 16:53)    


Пришлось перечитать, так как детали пробегал, ища сознанием основную канву, а в жизни-то мелочей и не бывает. Прекрасное произведение! Так в 80-х писали, просто подзабылся такой стиль. А вообще, выписано настолько образно, что можно снять кино, как новеллу, и сценария не надо! Редко, в наше время, встречаешь такое трогательное, правдивое повествование.
Александр_Далецкий  (29/08/15 16:08)    


Пожалуй, наведу критику до окончания дуэли (это чисто субъективное мнение дотошного читателя). Общее впечатление хорошее, читать было интересно, идея понравилась.
Теперь более детально: "...словно рыба, выброшенная на берег шальной волной, задыхаюсь и жадно ловлю перекошенным ртом прогорклый больничный воздух." Автор, рыба на берегу так себя и ведёт - задыхается и жадно ловит воздух. Тавтология получается.
"...солёные ручьи потоками устремляются по щекам", Чем не понравилась фраза "слёзы бегут из глаз, смывая..." В результате тавтология - ручей, это сам по себе поток воды.
"В такие минуты рядом всегда появляется Марк". Я бы переделал фразу. Например, "В такие минуты со мной рядом Марк". Хотя это скорее субъективное.
"...поселили в одну палату" Автор, в палату "положили", так принято говорить, что поделать?
"Что такое часто бывает в моём случае" А у героя часто такие случаи? Грамотнее будет: "Такое часто бывает в подобных моему случаях".
"Здесь много тяжёлых больных" Прям вижу эту картину - герой бегает по больнице с весами и взвешивает больных. Было бы смешно... Цитату сами продолжите. Должно быть "тяжело больных".
"только Марк выглядит сравнительно здоровым". Сравнительно с кем? Фраза должна выглядеть примерно так: "только Марк внешне (абсолютно) здоров".
"его боль затаилась на дне двух голубых озёр, которыми он видит насквозь отражение моей души" Избитая метафора, плюс к этому представьте себе человека, которой через два озера видит чью-то душу. Страшная картина.
"Свет сменяется темнотой, а темнота – светом..." Банальная и лишняя фраза, в таком маленьком произведение лучше уделить внимание герою, а не смене дня и ночи.
Кроме того, у меня осталось пара вопросов. В каком отделение находится герой? В ожоговом? В реанимации? Ещё где-то? Что случилось с Михал Митричем? Почему Марка видит не только герой? Он ведь ангел-хранитель.
И, думаю, надо обратить внимание на оформление диалогов.
Надеюсь, моё мнение Вам поможет.
Саша_Ёжик_Хорунжий  (23/08/15 20:53)    


Саша, в том, что Вы сказали, есть и рациональное зерно, но оно маленькое...
Ваша критика порой не выдержитвает критики))) Ну вот хоть самое начало:

Теперь более детально: "...словно рыба, выброшенная на берег шальной волной, задыхаюсь и жадно ловлю перекошенным ртом прогорклый больничный воздух." Автор, рыба на берегу так себя и ведёт - задыхается и жадно ловит воздух. Тавтология получается.

И что Вам не нравится? Сравнение правомерно. Вот если бы автор сказал, что ЛГ ловит губами воздух, как упавший с дерева лист - это было бы нелепо. Именно аналогичные явления и запараллеливают, и нет в этом никакой тавтологии.

"...солёные ручьи потоками устремляются по щекам", Чем не понравилась фраза "слёзы бегут из глаз, смывая..." В результате тавтология - ручей, это сам по себе поток воды.

Вы предлагаете автору прибегнуть к банальности (которую, вроде бы, сами же ниже осуждаете). Мне, как читателю, гораздо интереснее метафора "солёные ручьи", чем лобовое "слёзы".
Насчёт "потоков" можно спорить. Да, это слово можно было и пропустить. Но автор им захотел усилить впечатление, чтобы мы поняли, что слёзы ЛГ - не тоненькие едва живые ручейки, а мощные ручьищи. Почему нет?
Какая тавтология? Такое ощущение, что Вам понравилось слово, и Вы его применяете по делу и без дела.

Извините, конечно. Но не смогла смолчать, читая такой... отзыв.
Юлия_Мигита  (29/08/15 09:50)    


Спасибо за отклик! Не смотря на всё, что я написал в своей рецензии, я не профессиональный критик, а лишь любитель, мне самому нужны критики и редакторы.
Пожалуй, надо пояснить моё мнение.
Если бы писал я, то фраза бы выглядела так:" "...словно рыба, выброшенная на берег." И всё. Больше ничего не надо. Картинка возникнет сама собой, так как это если и не банальность, то явно клише.
Про слёзы. Я люблю подсказывать, а не переделывать. Автор хотел усилить впечатление? Пусть бы усиливал, а не делал ошибку. Есть же слово "река", реки из глаз менее избитая вещь. С водой вообще очень много слов связано. Ливень из глаз, смерч, торнадо, цунами. Суть та же, обёртка разная.
Ещё раз спасибо за отклик, повторю, что это моё субъективное мнение, жду рецензий от жюри.
Саша_Ёжик_Хорунжий  (29/08/15 10:37)    


Критики и редакторы нужны всем - кто не сильно зазнался)))

Я поняла Вас) Можно было, конечно, ограничиться коротким:
"словно рыба, выброшенная на берег." Но уж так это банально, тысячекратно до нас юзано...
И только подробности могут как-то украсить это расхожее сравнение. И автор это понял, и написал "задыхаюсь и жадно ловлю перекошенным ртом прогорклый больничный воздух". Сразу в глазах картинка. И про внешнее неудобство (духота), и про внутренне страдание (не просто же так у ЛГ перекошен рот).

Ливень из глаз, река из глаз, цунами из глаз... Я бы смеялась над такими утрированными образами. В зашкаливающем пафосе есть нечто, вызывающее недоверие и отторжение. Если, конечно, это не юмористическая проза.

Спасибо за доброжелательный диалог, Ёжик)
Юлия_Мигита  (29/08/15 12:07)    


Насчёт смешных метафор - тут просто подать правильно надо, и они не будут казаться смешными. В работе соперника есть парочка таких, хотя, думаю, там они тоже не совсем правильно поданы. Ну, это предмет отдельных дискуссий. wink
Саша_Ёжик_Хорунжий  (29/08/15 12:17)    


А интересно получилось! Правда, не все "ходы" поняла (или может просто невнимательно и невдумчиво читала), но было интересно.
Спасибо.
Еленка  (20/08/15 22:52)    


Сорь. Чуть позж дочитаю и отпишу.
Shah-ahmat  (20/08/15 10:21)