Маня решила развестись с Ваней. И это после десяти лет семейной жизни! Что же послужило яблоком раздора, спросите вы. Да ничего особо нового; к тому же времена такие настали — навалились лихие девяностые.
Ваня с Маней принадлежали к инженерной братии (в те годы половина работоспособного населения страны в инженерах ходила, как сегодня — в менеджерах). Ваня в свой занюханный НИИ продолжал исправно ездить — хотя по полгода зарплаты не получал, но это его не сильно беспокоило. А Маня впряглась в купи-продай-бизнес — кормиться ведь на что-то надо было. Обзавелась она огромными клетчатыми сумками и подрядилась челночить по маршруту Москва — вся Турция, благо граница теперь не на замке. Бизнес её шёл-развивался не так чтобы блестяще, но уже к зиме она смогла прикупить себе в ГУМе шубку из меха «мутон». И хотя это та же овчина, но назвать её какой-то там цигейкой просто язык не повернётся (тем более цена — тогдашних полтора «лимона»): мягонькая, тёпленькая и с эдаким проблеском в шёрстке. Маня в шубке — ну чисто королева! Сама на себя не нарадуется — и осанка горделивая появилась, и даже лицом вроде как ещё красивее стала.
Вот эта шубка, быть может, и сыграла решающую роль в судьбе нашей пары. Потому что, нарядившись в симпатичную овчину, сразила Маня наповал турка Арифа, с которым у неё за полгода только деловые контакты наладились. Восточная кровь горячая, любовь — штука непредсказуемая, а опыта в этом тонком искусстве Арифу было не занимать. И случилось между турком и нашей Машей то самое, что русские классики именуют плотским грехом, — притом на фоне самых возвышенных чувств, будто под аккомпанемент Пятой симфонии Шопена.
Возвратилась Маня в Москву — и к Ване: «Давай прощаться-расставаться, люблю другого, с ним жить хочу». Ваня ей: «Ты что, белены объелась? В чужую страну, в заграницу на жительство подаваться?» А она в ответ: «Курица не птица, а Турция не заграница — у нас, челноков, теперь такая поговорка в ходу. К тому же я не собираюсь туда насовсем уезжать, Арифчик ко мне переедет — квартира-то моя, не забывай об этом». В общем, ссора до небес, аж воздух в комнате сгустился, дышать стало невмоготу. Но делать нечего, любовь — это и для Ивана не пустой звук, это для него святое. Короче, прямо по Довлатову — «дал ей на прощанье в глаз и отвалил» из семейного гнезда (конкретно: однушка, 20 квадратных метров).
Через пару дней телеграммой вызванный приезжает Ариф — да не один, а с тремя жёнами (Манька-то, дурёха, самого главного у него не выведала). Ну, и как тут быть? С одной стороны, конечно, какое-никакое подспорье: одна жена готовит, другая в доме убирается, третья… Но ведь оскорбительно для возвышенных отношений. А о законном браке через три развода (точнее, четыре) и заговаривать нечего: Россия — это вам не Турция, где жену выгнать — всё равно что росу с пальцев стряхнуть.
Помыкалась-помыкалась наша Маша, да и спровадила всю компашку обратно, на её родину. Думала Ваньку снова в дом вернуть — ан нет, он уже соседской Дуняшкой подобранный — обстиранный, обласканный, в своём НИИ посиживает, сдобные пирожки на обед пожёвывает: Дуняшка-то в ресторане официанткой, считай, кормёжка их совсем бесплатная.
Вот и осталась Маняша у разбитого корыта: мужика в доме нет, на челночную работу уже здоровья не хватает, а что такое любовь, она и вовсе забыла. Устроилась дворником, да и рада, что хоть какие-то копейки платят. Правда, соплеменники Арифа норовят её с должности спихнуть — конкуренция среди дворников-мигрантов жесточайшая, но Маня держится за свою метлу крепко — буквально руками и зубами. А любовь… Да что о ней говорить… Была она, есть и всегда будет. Если повезёт, конечно…
Наскребёт Маня на бутылочку портвЭйна, закутается вечером в шубку-мутон и, попивая из хрустального стаканчика, погружается в романтические воспоминания — под ту самую Пятую симфонию Шопена*. Которая, между прочим, называется не абы как, а «Нежность»…
————————————
*
https://www.youtube.com/watch?v=Ey2zpJkvAd4 =================
Написано на конкурс "Прозаическая регата - 2":
http://litset.ru/publ/15-1-0-39435
Опубликовано: 09/11/17, 20:18 | Последнее редактирование: Марго 23/09/23, 22:35
| Просмотров: 779 | Комментариев: 19
А Вы вот ещё одну "банальную историю..." написали и неплохую, с современным сюжетом, но тоже грустную.
На фоне многих конкурсных работ - зачётно! К сожалению, уровень языка в прочих работах - аххххх... ((( Аж, оскомину сбила))). Особенно - грамотность и стиль.
У Вас присела я на запятых пару раз всего))).
"...в заграницу на жительство подаваться?» А она в ответ:..." - перед А, кажись, точечки не хватает, а?
Спасибо, Марго! Отдохнула всей душой и получила удовольствие).
Нет, там точечка не нужна, потому что прямая речь в предыдущем предложении заканчивается вопросительным знаком. И с запятыми все в порядке. Если Вас что-то конкретное в пунктуации смущает, давайте обсудим. ))
Не стану затевать педантичный спор)
Ваша миниатюра хороша, как с точкой, так и без неё))).
Но основа моего предыдущего коммента такая:
Дми́трий Ива́нович Ермоло́вич (род. 19 октября 1952, Москва) — российский лингвист и переводчик, доктор филологических наук.
«В условиях неполной ясности правил я предпочитаю руководствоваться здравым смыслом. Точка ― пунктуационный знак, завершающий повествовательное предложение. Сравним две фразы:
(1) Она спросила меня, хочу ли я есть.
(2) Она спросила меня: «Ты хочешь есть?».
И в том и в другом случае мы имеем дело с повествовательным предложением вида - Она спросила меня (о чём-то), и логично, чтобы это предложение завершалось точкой. Вопросительный знак относится к другой фразе, вставленной в это предложение на правах цитаты, и он не должен влиять на пунктуационное завершение основной конструкции.
Резюмирую: в условиях неразберихи нужно отдать приоритет логике. Отсутствие точки в конце повествовательного предложения, включающего прямую речь или цитату, лишает предложение завершённости. Поэтому я в таких случаях рекомендовал бы точку всё же ставить, а при необходимости обосновать это ― ссылаться на §135 справочника Розенталя, тем более что и текст указаний §119 (если не считать реальной пунктуации примеров в этом параграфе) формально этому не противоречит».
http://yermolovich.ru/board/1-1-0-88
Кажется, мы обе - не неправы))) И особо радует меня, что на сайте есть авторы, для которых и точка - не малость. И в чьих работах уважение к читателю - прежде всего.
Спасибо, Марго)
"Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка после них".
http://www.evartist.narod.ru/text1/52.htm (параграф 119, п. 2).
Вот и всё. )
Ну, и превентивно. Поскольку сейчас лингвистов развелось немерено, безусловно, надо выбрать для себя авторитетного и следовать ему. Для меня это как раз Розенталь. Не Ермолович.
Вот это - ссылка конкретно на П-56:
http://new.gramota.ru/spravka/rules/164-znapr
- ничего нового с тех пор в оформлении прямой речи не появилось.
Так что точка - за закрывающей кавычкой, вопросительный знак - внутри. То и другое вместе не используется.
Позволю себе повториться:
мы обе - не неправы)
"4. Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный или восклицательный знак, то тот же самый знак не повторяется после кавычек; неодинаковые же знаки, если они требуются по условиям контекста, ставятся перед закрывающими кавычками и после них. Например:
Читали ли вы статью в «Известиях» «Куда мы идем?»
Ср.:
Бойцы двинулись в атаку с криком «Вперед!».
Когда был выдвинут лозунг «Вся власть Советам!»?
http://www.evartist.narod.ru/text1/55.htm
А рассказ и мне понравился. И без точки
Рада, что миниатюра Вам понравилась.
Вот ведь, такая маленькая, а такая привлекательная, всё внимание на себя забрала, ЛГ даже ревновать, нервничать чуть не заставила.
Простите меня, Маша, Маня, и Маняша
Удачи в конкурсе!
В Турции бывать не приходилось, но имя Ариф из одного детективчика, который сейчас читаю, позаимствовала. Так что натурально он турок и есть.