Сначала стихи. Когда-то он прочитал их в "Иностранке" – и был впечатлён. Он забыл текст, но каков он был – он запомнил накрепко, навсегда. А вот имя того японца, который написал их – он забыл. И название тоже забыл. Но пусть будут три звёздочки.
*** На полу большой комнаты лежит ковёр. На ковре играют дети. А на стене висит картина. На картине нарисован дракон. И в пасти этого дракона – комната. На полу той комнаты тоже лежит ковёр, и на нём также играют дети. А на стене – тоже висит картина. И мы видим, что там тоже нарисован дракон с комнатой в раскрытой пасти. С трудом, но на полу и той комнаты можно разглядеть и ковёр, и играющих детей на нём. И маленький квадратик – картину на стене. И мы знаем – там опять дракон с комнатой, с ковром, с детьми, с картиной…
Но никто не знает сколько драконов одновременно в любой момент могут захлопнуть свои пасти…
Сейчас он сидит за столом перед листом бумаги. Рядом с бумагой лежит долото – потёртая деревянная ручка с тонким, длинным и заострённым на конце четырёхгранным металлическим штырём. Он сидит и думает. Как передать это ощущение полнейшей ненужности, невостребованности, лишности себя в этом мире? Как выразить это чувство правильности ухода? И нужны ли кому эти откровения? Но что-то же написать надо… Что? Написать, что почти все чувства исчезли, а остался только пронизывающий его равнодушный холод? Что нет ни любви, ни надежды на любовь? Что остались только мысли, а души – давно уже нет? Что ему долгие годы была невыносимо скучна обыденность разговоров, бездумность и монотонность жизни окружавших его людей – и что он разочаровался в них, во всех?.. И что никто не виноват, и это он сам отдалялся и отдалялся от людей – а в итоге преуспел в этом? Что ему сейчас не хватает тепла, но он не вправе ни требовать, ни ждать его? Да нужно ли это писать?.. Он размашисто написал на листе бумаги "Простите". Встал. Взял долото, опустился на колени, приложил остриё к груди, слегка нагнулся вперёд, чтобы упасть ничком, и чтобы уж наверняка… чтобы "прижалось"… Мелькнула мысль "…ну прямо сепукку какое-то… " И резко вогнал острый штырь между рёбер – к сердцу.
*** Он ещё раз перечитал набранный на экране текст. – А вот интересно, – подумал он, – что будет, если хотя бы один дракон решит не закрывать свою пасть? Но кто всё-таки написал эти стихи? Надо будет сходить в библиотеку, поднять журналы за восьмидесятые годы, коль уж в сети не нашлось… Потом позвонил дочери. – Не отрываю? – Немного… давай я тебе перезвоню вечером? – сказала дочь. – Давай. Он знал, что дочь не перезвонит. И понимал её. Он и сам был таким, – и месяцами не звонил родителям. С мамой уже не поговорить… Потом он посмотрел на лежащее на столе долото, крутанул его на столешнице. Остриё остановилось, указав на монитор. – Ну что, посмотрим что народ скажет, – как-то обречённо решил он, и потратил две минуты на создание новой публикации. Затем он вышел покурить на балкон. Мысль "…что делать?", давно уже мучившая – не оставляла его. – Но ведь нельзя… пока отец жив – нельзя… он не переживёт. Рассудительность, с которой он обдумывал ситуацию, привычно заставляла его стыдиться себя и ужасаться своим мыслям: – Монстр, – сидело в голове. – Эгоистичный дракон. В висках продолжало стучать: …что делать? …что делать? …что делать?
*** Он снова перечитал текст. Потом встал. Подошёл к шкафу, где лежали инструменты, достал долото – и резко вонзил его себе в грудь. Последней мыслью было: "…и на хрена нам эти драконы?.. мы и сами…"
*** В шкафу, в инструментальном ящике, лежит долото…
Интересно получилось:) Занятно. Какой-то дракон не закрыл таки пасть А это долото... Оно прям как веретено из сказки про Спящую красавицу, сейчас объясню почему. В ходе повествования оно становится аллегоричным, приобретает ауру волшебного предмета, свою мифологичность и философию:))) Эдакое «оно» и вещь в себе
Из этого текста можно вынести ещё одну, абсолютно верную мысль, что мы, к сожалению, сами себе/свои драконы.
А что касается всяких вселенских процессов макро-космоса — так это с нами настолько несопоставимо, что только так, аллегорично, и можно изобразить и представить, как в этой вашей легенде о драконах и комнатах. Но, судя по всему, это все взаимосвязанно, и уходит в микро-реальность:) А это уже несколько лучше представимо во взаимосвязях: Исчез один человек — и куча комнат/миров исчезает в захлопнувшихся пастях драконов, цепочка прерывается, исчезают целые витки спирали микро-вселенной. Именно в этом я вижу преступность войн и других частных случаев чьей-то ничем не оправданной смерти. Извините, увлеклась рассуждениями. Но вот такая вот у вас философская вещица получилась. Похожая на нэцку:) Хочется положить её в отдельную шкатулку и доставать время от времени;)
Только "легенда" не моя. Эти стихи написал какой-то японец и они были опубликованы в "Иностранной литературе". Где-то в конце 80-х, а, может, в начале 90-х.
А долото, кстати, как инструмент, должно быть, очень древняя штука, с ним же по дереву работают. Это хорошо. Мне нравится, как звучит: долото, веретено, колобок... бог... У китайцев, кстати, тоже есть сказка про колобок. Только он рисовый:))))
А, ещё забыла сказать, как мне нравятся тексты с такой необычной логической спирально-кольцевой структурой. Как у Веллера есть, помните? Про колечко!:) Так вот, вашей миниатюрке, с её бесконечной структурой драконов и комнат, (практически, зеркальным лабиринтом), такая структура идеально подходит, повествование уходит в сам бесконечный лабиринт:)
Здорово! Вы заняли меня очень надолго. Где бы почитать, какие ещё бывают структуры построения текста, композиции повествования, (и как там вообще это называется в филологии?!:), случайно не знаете?
Лена, я плохо знаю творчество Веллера. Я что-то читал у него, но сейчас и не вспомню что. Мне, помню, показалось каким-то вторичным то, что читал. Было впечатление, что всё это я уже знаю... ничего нового. Я и читал-то, чтобы впечатление составить. Составил.
Что касается "видов композиции". Это предмет литературоведения, скорее, чем филологии. Но неважно. На мой взгляд, любая типизация классификации ущербна, хотя, конечно, такие классификации имеют место быть. Например: https://obrazovanie.guru/literat....ty.html Но это я сейчас, просто первую попавшуюся статью взял из инета.
Но на композиции могу остановится. Вот Вы говорите о сходстве с "драконами". Это один подход к тексту. А давайте я предложу другие подходы. Например: сидит человек и предметно думает о самоубийстве. Думает не только о нём, но и о себе, думающем о нём. Ужасается себе... И выплёскивает наружу весь кошмар жизни и мыслей. Где цикличность? Её нет, а есть повествовательность и зеркальность. Или: есть попытка описать жизнь человека в максимальной полноте, не сказав о ней ничего конкретного (или минимум конкретного). Это уже интроспекция без кульминации. Трудно классифицировать то, что можно трактовать различным образом.
«...думает о самоубийстве...» - это да, сразу понятно, а вот дальше: «... Думает не только о нём, но и о себе, думающем о нём...» - ещё один контекст, связанный с драконом и комнатой и остальными слоями, уровнями... Да, это интересно. Спасибо. И за ссылку тоже
Ну, Веллера я очень давно читала:) Самые яркие впечатления остались от трёх рассказов. Один про яркое верблюжье пальто, добытое, кажется у фарцовщиков или в валютном магазине. Очень он уж смешно его величает: «...О, Верблюдо!» :)))))) Второй про колоритного старого человека, учившего героя писать рассказы, ну а третий, про колечко, попал в мой шорт за композицию. Интересно, не «зачитали» мою книжку? Пойду, перечитаю:)
Тема, да... Накрывает, и, если с драконовой пастью приучаешь себя смиряться, не обижаешься по-детски на мир, не ищешь с юношеским задором способ убить дракона, не высчитываешь с умным видом вероятность, фатального именно для тебя, закрытия пасти, то долото... неотвязно...
Интересно, тему драконов воображение рисует как мультфильм, а историю с долото - как документалку начала 90-х, причем в реверсе).
И ещё... У меня долото рядом с собачьим поводком лежит - для принудительного выгула в радость бытия - ненадолго, но помогает.
И интересно, когда изменяется одна часть фрактала, как ведут себя остальные? Вот проснулось такое детское дилетантское любопытство. Надо загрузиться )
Да я читаю, но все больше с гаджетов, а там я не авторизована :cool:. А вот заставил меня добраться до компа). Уже и зуд писательский просыпается... Неее, побежала... Нет сил пока, надеюсь, что пока. На грядках спасаюсь всё лето.
В подвале ящик с инструментами, Там среди прочих долото. Пока не ведает никто, О чём я думаю моментами...
Из года в год всё то же тянется, Попытки-пытки – всё не то, На ум приходит долото, Когда грустишь, как бесприданница...
Вопросы целеполагания Когда-то были так остры, А нынче – только часть игры, С итогом, знаемым заранее.
Друзья? Забыты, связи порваны, Раз в год – звонок: «Привет!» – «Привет!» И так уже с десяток лет. Привык, наверно, стало нормою.
Любовь, надежду вместе с верою Искал. И даже находил. Куда девался этот пыл? Всё – как за шторой тёмно-серою.
У долота конец заточенный, Ну что – прижать его к груди? Никто не скажет: «Погоди!» Не отберёт, не даст пощёчину, И не соврёт: «Всё впереди!» И не оттащит от обочины.
Афигееееть... Ой, простите... Нет, правда, что-то такое крутится где-то на краешке сознания, но уловить, а тем более выразить словами, да ещё внятно, не могу. Однозначно, запоминающееся творение. Однозначно, неоднозначное. В общем, я подумаю об этом завтра. То есть, я ещё вернусь...
Такое жуткое послевкусие... Совершено выносит мозг...И не дракон страшен -любой его поступок не зависит от тебя, страшно долото - это твоё собственное решение...
Андрей, ну Вы дали! У меня ум за разум заехал в попытке вникнуть и осознать. Не иначе как раз пять еще перечитать придется, чтобы сообразить, что же я все-таки упускаю, чтоб хотя бы осознать главное: ЛГ жив или нет? Видно, у меня с драконами контакт слабоват. ))
"Но никто не знает сколько драконов долот одновременно в любой момент могут захлопнуть свои пасти… вонзиться в грудь..."
Да и разве это главное - жив он или нет? Важно - можно ли это назвать жизнью, даже если он жив и долото ещё только лежит в ящике с инструментом? И жив ли он - неизвестно ещё и в этом смысле.
А это долото... Оно прям как веретено из сказки про Спящую красавицу, сейчас объясню почему.
В ходе повествования оно становится аллегоричным, приобретает ауру волшебного предмета, свою мифологичность и философию:)))
Эдакое «оно» и вещь в себе
Да, не закрыл... но что изменилось? (
А рассуждения о долоте в контексте мифологии - мне понравились. За что отдельное спасибо. )
Я. )
А что касается всяких вселенских процессов макро-космоса — так это с нами настолько несопоставимо, что только так, аллегорично, и можно изобразить и представить, как в этой вашей легенде о драконах и комнатах. Но, судя по всему, это все взаимосвязанно, и уходит в микро-реальность:)
А это уже несколько лучше представимо во взаимосвязях:
Исчез один человек — и куча комнат/миров исчезает в захлопнувшихся пастях драконов, цепочка прерывается, исчезают целые витки спирали микро-вселенной.
Именно в этом я вижу преступность войн и других частных случаев чьей-то ничем не оправданной смерти.
Извините, увлеклась рассуждениями.
Но вот такая вот у вас философская вещица получилась.
Похожая на нэцку:) Хочется положить её в отдельную шкатулку и доставать время от времени;)
Засомневалась, и хотела об этом спросить:)
Спасибо:)
Это хорошо. Мне нравится, как звучит:
долото, веретено, колобок... бог...
У китайцев, кстати, тоже есть сказка про колобок.
Только он
рисовый:))))
Как у Веллера есть, помните? Про колечко!:)
Так вот, вашей миниатюрке, с её бесконечной структурой драконов и комнат, (практически, зеркальным лабиринтом), такая структура идеально подходит, повествование уходит в сам бесконечный лабиринт:)
Здорово! Вы заняли меня очень надолго.
Где бы почитать, какие ещё бывают структуры построения текста, композиции повествования, (и как там вообще это называется в филологии?!:), случайно не знаете?
Что касается "видов композиции". Это предмет литературоведения, скорее, чем филологии. Но неважно. На мой взгляд, любая типизация классификации ущербна, хотя, конечно, такие классификации имеют место быть. Например: https://obrazovanie.guru/literat....ty.html Но это я сейчас, просто первую попавшуюся статью взял из инета.
Но на композиции могу остановится. Вот Вы говорите о сходстве с "драконами". Это один подход к тексту. А давайте я предложу другие подходы. Например: сидит человек и предметно думает о самоубийстве. Думает не только о нём, но и о себе, думающем о нём. Ужасается себе... И выплёскивает наружу весь кошмар жизни и мыслей. Где цикличность? Её нет, а есть повествовательность и зеркальность. Или: есть попытка описать жизнь человека в максимальной полноте, не сказав о ней ничего конкретного (или минимум конкретного). Это уже интроспекция без кульминации. Трудно классифицировать то, что можно трактовать различным образом.
Да, это интересно. Спасибо.
И за ссылку тоже
Ну, Веллера я очень давно читала:)
Самые яркие впечатления остались от трёх рассказов.
Один про яркое верблюжье пальто, добытое, кажется у фарцовщиков или в валютном магазине. Очень он уж смешно его величает: «...О, Верблюдо!» :))))))
Второй про колоритного старого человека, учившего героя писать рассказы, ну а третий, про колечко, попал в мой шорт за композицию. Интересно, не «зачитали» мою книжку? Пойду, перечитаю:)
Интересно, тему драконов воображение рисует как мультфильм, а историю с долото - как документалку начала 90-х, причем в реверсе).
И ещё... У меня долото рядом с собачьим поводком лежит - для принудительного выгула в радость бытия - ненадолго, но помогает.
И интересно, когда изменяется одна часть фрактала, как ведут себя остальные? Вот проснулось такое детское дилетантское любопытство. Надо загрузиться )
Спасибо, Андрей, за смелую тему.
В подвале ящик с инструментами,
Там среди прочих долото.
Пока не ведает никто,
О чём я думаю моментами...
Из года в год всё то же тянется,
Попытки-пытки – всё не то,
На ум приходит долото,
Когда грустишь, как бесприданница...
Вопросы целеполагания
Когда-то были так остры,
А нынче – только часть игры,
С итогом, знаемым заранее.
Друзья? Забыты, связи порваны,
Раз в год – звонок: «Привет!» – «Привет!»
И так уже с десяток лет.
Привык, наверно, стало нормою.
Любовь, надежду вместе с верою
Искал. И даже находил.
Куда девался этот пыл?
Всё – как за шторой тёмно-серою.
У долота конец заточенный,
Ну что – прижать его к груди?
Никто не скажет: «Погоди!»
Не отберёт, не даст пощёчину,
И не соврёт: «Всё впереди!»
И не оттащит от обочины.
И ты, я смотрю, решил присоединиться и поработать долотом над новой фигуркой к моей матрёшке? А ничё так вышло... неплохо... Спасибо и за это.
В общем... се ля ви... (
Ой, простите...
Нет, правда, что-то такое крутится где-то на краешке сознания, но уловить, а тем более выразить словами, да ещё внятно, не могу. Однозначно, запоминающееся творение. Однозначно, неоднозначное.
В общем, я подумаю об этом завтра. То есть, я ещё вернусь...
трудно его найти там
в темной комнате))
светятся и в темноте
страх отражая
)
ты целого дракона
попробуй найти
суть и начало его
и завершенье
Спасибо Вам за понимание и неравнодушие. Я ведь понял причину шуток... (
утащира твой рассказ
хитрая риса
Мда... придётся смириться... Но как сложно жить!
))
Спасибо! )
"Но никто не знает
сколько
драконовдолотодновременно
в любой момент
могут
захлопнутьвонзиться в грудь..."свои пасти…
Да и разве это главное - жив он или нет? Важно - можно ли это назвать жизнью, даже если он жив и долото ещё только лежит в ящике с инструментом? И жив ли он - неизвестно ещё и в этом смысле.
Пойду поразмышляю...