«Истину произнес великий визирь! Это штаны, которые ведут на Русь!» (с известная сказка про Илью Муромца)
Мы поговорили об истине серьезно (
здесь), а теперь немного погрустим
Начну я с цитаты самого себя:
«-Ооооой, помираю. Что ж мне так плохо?
- Вы упали с лошади, сир.
-Я? Я упал с лошади? Что я там делал, на лошади?
- Вы выкушали своей любимой мухоморовки и пытались заниматься на лошади йогой. Поза внемлющего журавля вам определенно не удалась» Вот примерно к таким диалогам и текстам сводится представление информации широкой общественности на большинстве ресурсов.
Давайте пройдемся по некоторым – избранным – страницам.
Шаг первый
Нищие монголы в рубище и малахаях толпятся у столовой Великого князя Московского в надежде получить тарелку супа и место дворника. Ага.
Шаг второй
В общем, оказывается, монголы сильно отличаются от бомжей в тюбетейках, рубищах и с дрючками. Как автор и Одмен ресурса объясняет такие повороты своей лошади?
«Концепция нашего ресурса - вдохновлять историей, часто - развлекать, иногда шутить и иронизировать, но никакой "истины в последней инстанции" в интернетах быть не может.
Искать правду нужно самостоятельно, в монографиях и научных работах»(с)
Здесь прекрасно все. От стебного «интернеты» до софистического кредо, которое способно оправдать что угодно.
Начнем с конца. Мы уже говорили, что понятие «правды» и понятие «истины» в философии совершенно не тождественны друг другу. Правда субъективна и у каждого в самом деле своя. А истина объективна, поскольку проверяема. (см. часть 1).
Монографии являются «научными работами», нельзя разделить «монографии и (отдельно) научные работы». Данный факт свидетельствует о том, что автор высказывания не злоупотребляет ни тем, ни другим и не очень представляет себе, что есть что. Поиски истины начинаются с учебника: школьного, вузовского. Потом уже идут академические научные труды, а за ними уже частные исследования, которые обычно излагаются в монографиях. В монографии вполне может содержаться не истина, а гипотеза, никем и ничем не подтвержденная. Монография только тогда поможет в поиске истины, когда у человека уже есть изрядная сумма знаний по вопросу.
Что мы имеем в сухом остатке?
Монголы XiV-XVI века, точнее их наследники - это добрейшей души Тохтамыш, Тамерлан (Тимур, Железный Хромец), семейство Гиреев, которые огнем и мечом прокатывались по всей Азии и Восточной Европе и прозывались исчадиями ада, ниспосланными христианам за прежние грехи.
Вот так выглядели доспехи монголов времен Батыевых:
А это доспех восточного, в том числе монгольского, воина XIV в:
Это куяк - бригантный доспех, который входит в оборот именно в это время. В это время он только входит, а не исчезает, как написано в посте, на минуточку, исторического ресурса.
Научные труды говорят нам, что короткорукавная кольчуга как раз выходит из обращения совсем. На ее место в Степи и Восточной Европе приходят почти исключительно длиннорукавные кольчуги. Причем, они собираются из мелких тонких колец, так что получается исключительно дорогой и плотный доспех. Такой могут позволить себе только состоятельные люди. Все прочие носят кольчатые доспехи других типов - юшманы, зерцала. Оно и надежней.
Да, в Орде идет гражданская война, да, она распадается на части, но от этого ее воины не превращаются в голодранцев. Да их защитное вооружение становится легче, но это общая тенденция во всем мире. Совсем скоро артиллерия, а потом и мушкетеры вовсе сведут тяжелую кавалерию к дорогостоящему инструменту прорыва прореженных артоогнем пехотных линий.
Ну и на сладенькое. Нойоны - это князья на наши деньги. Их всегда было немного, и таранным боем они занимались только в свободное от командования собственными дружинами время. Но, конечно, нойоны могли кого-нибудь протаранить, особенно если этот кто-то загораживал им серебрушки или баранину с кумысом.
Шаг третий
Помните Михаила Николаевича Задорнова? У него была патологическая ненависть к учителям. Подумать только! Училка, с достатком меньше его папы, ставила сыну известного писателя двойки. Вот теперь мы видим, что школа и вуз, оказывается, должны научить зарабатывать. Особенно школа. Не базовые знания о мире, которые позволяют найти себе профессию. Нет. Она должна научить зарабатывать.
Так вот, почтенные литсетяне, есть школа, которая учит именно зарабатывать - это средневековое цеховое обучение.
Ты сын рыцаря? Отец, старший брат, дядя, дед, сюзерен вашей семьи, если все остальные родственники мужскаго пола уже умерли, обучит тебя держаться в седле, двум-трем молитвам, приемам конного и пешего боя, танцам, умению слагать короткие стихи и добывать себе мечом заработок везде, где живут люди. Ты будешь жить с копья и умрешь от копья, как положено сыну рыцаря.
Ты сын золотаря? Ты в совершенстве будешь различать виды гуано и с него получать заработок.
Про женщин я умолчу из скромности.
"Воздадим хвалу Господу и алебарде!"(с Крыс)
Зарабатывать нужно уметь - не вопрос. Вопрос в том, что теперь под заработком понимается то, что раньше называлось мошенничеством. Как, не делая ничего, иметь все. Именно этому, по мнению современников, должна учить школа.
Спасибо М.Н. Задорнову и углубившему процесс некоему П.Воле с его требованием оградить родителей от детей - я родил, в школу отдал, выдайте мне готовое изделие с сертификатом. Результаты мы воочию наблюдали выше.
И на этой грустной ноте...