Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Пожар
Проза без рубрики
Автор: Андрей_Яковлев
То, что этот приземистый домик во Флотском переулке когда-то был двухэтажным и самым высоким в округе, сейчас вряд ли кто помнит. А вот Сергей Владимирович этого не забыл. Как не забыл и маленькую комнатку с кухонькой, которые полвека назад снимала здесь его семья. Не забыл, как сначала катался по переулку на трёхколёсном велосипеде, а потом учился кататься на двухколёсном – папа тогда бежал сзади, придерживая седло, и повторял: «Педали, педали-то крути… и не бойся, не упадёшь, главное быстрее…». Не забыл, как зимой его возили на санках, а летом водили пешком в детский сад. Не забыл походы в баню по субботам – о, какой вкусный лимонад там был! Не забыл, как с огромным букетом гладиолусов пошёл отсюда в первый класс. И пожар он не забыл…

Дом этот, тогда ещё двухэтажный, с каменным первым и деревянным вторым этажом, с большой мансардой и балконом, принадлежал Елизавете Павловне и Петру Андреевичу. За домом был садовый участок, на котором росли две туи, грушевые деревья, яблони и терновник, и где хозяева выращивали свёклу, морковь, огурцы с помидорами, а также цветы. Мама Серёжи тоже сажала там цветы. Особенно ей нравились анютины глазки, петуньи и незабудки. А ещё на участке была высокая угольная куча, которую почему-то называли ямой. В холодное время года Пётр Андреевич огромной совковой лопатой загружал углём старые, со сколотой эмалью, тазы и относил их в подвал, где стоял большой котёл. Пётр Андреевич был жилистым, высоким и резким в движениях мужчиной. Сергей его боялся. Взгляд у Петра Андреевича был колючим, холодным, таким, что казалось, он проникает прямо внутрь Серёжи, всё замечает – и Пётр Андреевич знает про Серёжу больше, чем кто-либо вообще. Даже больше, чем сам Серёжа. А вот Елизавета Павловна страха не вызывала. Она любила погладить Сергея по голове, пригласить в гости и угостить конфетами. Но Сергей не любил бывать у неё в гостях. Окна в хозяйской части дома закрывали тяжёлые бордовые бархатные шторы, по углам комнат стояли кресла с плюшевыми спинками и сидениями, да ещё и покрытые набивными чехлами, стол в центре гостиной закрывала толстая чёрная скатерть с вышитыми розами, а на стенах висели ковры и коврики с оленями на фоне гор и озёр. Всё это давило и вызывало дискомфорт. Но главное, что не нравилось Серёже – это запах, приторно-сладкий, который господствовал во всех комнатах, и приходилось прилагать усилия, чтобы сдерживать тошноту, а при этом ещё и улыбаться, отвечать на вопросы и не показывать хозяйке, насколько тяжело приходится. Хотелось быстрее выйти на улицу – и вдохнуть чистый воздух. Как сладок воздух свободы, Сергей прочувствовал с самого раннего детства.

Однако, несмотря на свой колючий взгляд, Пётр Андреевич был спокойным и, можно даже сказать, тихим человеком. Он не повышал голоса, никогда не ругался и всегда сразу, без малейшего промедления, выполнял всё, о чём его просила Елизавета Павловна. А Елизавета Павловна была властной женщиной! И у Сергея было чувство, что в отношениях этих людей существует какая-то тайна, что есть какая-то давняя история, делающая эти отношения таковыми, какими они были. Но что это за история – Серёжа не знал.

Да, Пётр Андреевич был тихим человеком. Но это было так за исключением одного-единственного дня примерно раз в два месяца. В этот день Пётр Андреевич поднимался на второй этаж дома, запирался там на ключ и начинал пить. Пил он с самого утра. А где-то после обеда, ближе к вечеру, часа в четыре – раздавался крик. Крик был страшным. Было такое ощущение, что кричит не человек, а дикий зверь, который мечется в клетке. Зверь, которого истязают, а он не может вырваться и вот он кричит, рычит, бросается на прутья – и ничего кроме боли не испытывает. Гортанный, нутряной крик разносился по дому, по переулку, то ослабевал, то прекращался, а потом начинался снова. В этом крике рыдания сменяли какие-то невнятные слова, а потом крик становился воем, менял тон – и снова замирал… и снова начинался… Но уже к ночи всё затихало, иногда слышался громкий храп, а на следующий день было уже тихо. Вечером следующего дня Пётр Андреевич, пошатываясь спускался вниз, вынося пустые бутылки из под выпитой водки. Елизавета Павловна ждала его у порога, молча приобнимала мужа и уводила его вглубь дома. А наутро жизнь входила в прежнюю ровную колею.

Когда такое произошло в первый раз на памяти Сергея – он был напуган до смерти. И хорошо запомнил тот день. Никогда до этого он не слышал такого крика, даже когда кричала баба Дуня в деревне, внук которой утонул в пруду. Но мама прижала Сергея к себе и сказала: «Не бойся, сын. Всё нормально. Такое бывает». И такое бывало, и бывало, и бывало… Сергей и потом, почти каждый раз, спрашивал у мамы о причинах этого, совершенно дикого, не укладывающегося ни в какие рамки, крика, но мама не отвечала и только говорила: «Так бывает. Так иногда плачут мужчины». И только через полтора года, когда крики уже стали совсем привычными, когда Сергей слегка подрос, мама внимательно посмотрела на него, задавшего свой вопрос в очередной раз, помолчала и сказала: «Пётр Андреевич с тридцать седьмого года, а потом во время войны, да и после – работал в охране лагерей для заключённых. То, что ты слышишь, сын – это кричит совесть». Сергей тогда ничего не понял из этого ответа, за исключением того, что Пётр Андреевич где-то перед кем-то провинился и теперь об этом жалеет. «Наверное, перед Елизаветой Павловной провинился…», – так он думал. И вопросов больше не задавал.

А пожар случился летом, в год перед школой. Когда Сергей с мамой возвращались из детского сада, их обогнали три пожарные машины. Впереди начал вырастать столб чёрного дыма… Мама посмотрела через заборы и сказала: «Ух ты, двухэтажный дом горит!». А потом вдруг побледнела и сказала: «Бежим!». Когда Сергей с мамой добежали до дома, то пожар уже почти потушили. Второй этаж дома сильно пострадал и от огня, и от воды – и его потом снесли, подведя первый этаж под крышу. Так и появился в переулке этот низенький одноэтажный домик.

В том пожаре сгорел Пётр Андреевич. От него пожар и начался. «Непотушенная папироса», – так тогда сказали пожарные. Это был «тот самый» день, день плача.

Елизавета Павловна пережила мужа на двадцать лет. Она сразу тогда потеряла всю свою властность и выглядела так, словно изменилось что-то большее, чем её жизнь, так, словно помимо её собственной жизни изменился весь мир вокруг неё. Причём места в этом мире она для себя не видит. С тех пор она стала часто сидеть на лавочке перед домом и молча смотреть на людей, проходящих мимо. И Сергея в гости приглашать она перестала.

Сейчас Сергею Владимировичу стало многое понятно в той давней истории, в том, что он видел и не понимал тогда. Он понял слова мамы, которые запомнил, несмотря на свой тогда малый возраст. И в жизни своей Сергей редко, но не раз потом слышал этот гортанный дикий крик взрослых мужчин.

Иногда, вспоминая свою жизнь, перебирая её события и оценивая свои поступки, Сергею тоже хочется закричать… но он пока ещё может кричать молча.

«Так кричит совесть!», – сказала тогда мама. И не только совесть – понимает Сергей Владимирович сейчас.
Опубликовано: 11/03/20, 00:42 | Последнее редактирование: Black_programmer 02/10/20, 13:10 | Просмотров: 893 | Комментариев: 34
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Синий_кот  (30/12/20 19:32)    


Спасибо, кот. Спасибо дедушке Морозу. Ну и сражённой Торопыжке, конечно, тоже (надеюсь, сражённой не насмерть). )
И - ах, какой красивый дипломчик! ))
Андрей_Яковлев  (30/12/20 20:50)    


Андрей, рассказ твой обжёг... Тема для меня режущая. Мой дед по отцу служил в ЧК у железного Феликса. В 37-ом году был арестован. Неимоверными усилиями бабушки (стенографистки Феликса Дзержинского), благодаря её личному обращению к Молотову и ходатайству высоких чинов, деда выпустили. Но вышел не дед - тень его. Он был сломлен физически и морально и очень скоро умер. А полностью реабилитирован он был только в 70-ые годы.
Мой двоюродный дед - Косарев Александр Васильевич - первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1929—1938), любимец Сталина, основатель ДСО "Спартак" - был расстрелян в 1939 году, репрессирована его семья.
Второй мой двоюродный дед был главным инженером завода "Салют", выпускающего моторы для самолётов. Моя бабушка рассказывала мне, как в 30-е годы он входил в "тройки" (ты-то знаешь, что это такое) и был обязан подписывать "троечные" приговоры. В такие дни он приходил домой чернее тучи, бабушка уже всё понимала, наливала ему стакан водки, дед молча выпивал стакан... потом другой... а потом почти так же, как герой твоего рассказа стонал горлом до хрипа...
Это сегодня легко сказать: "Почему молчали, почему не отказывались"... Отказаться - погубить не только себя, но и свою семью, и ещё многих-многих людей. Когда этот мой дед состарился, он днями сидел в дачном саду на скамейке - недвижимо и молча, глаза были повёрнуты в прошлое...
Жгучая тема, Андрей. Но говорить об этом необходимо, помнить надо.
Имум_Коэли  (29/09/20 11:54)    


Те годы коснулись всех. Нашу семью тоже "не обошло". Спасибо тебе, Наташ, за твоё восприятие. Я когда писал - был не уверен, что крик, о котором у меня написано, будет знаком многим. Но коли знаком - то это очень и очень печально. (( Спасибо.
Андрей_Яковлев  (29/09/20 12:30)    


Ты знаешь, Андрей... Я думаю, печальны сами события. Но то, что люди кричат от ужаса, вспоминая их, это хорошо. Было бы гораздо хуже, если бы люди, которым приходилось это делать, забыли бы об этом или, неДайБо, вспоминали бы со смехом.
Имум_Коэли  (29/09/20 15:22)    


Да... А ведь такое умудряются забыть! ((( Диву даёшься порой, насколько люди беспамятны... (((
Андрей_Яковлев  (29/09/20 15:36)    


Сильно. Так хочется верить, что были и есть такие люди, как этот Пётр Андреевич... А то сколько ни натыкаешься на них в жизни, сколько ни читаешь про реальных таких вот петрандреичей - сплошное "сталинанаваснет" sad
Игрок  (27/09/20 19:51)    


Всякие люди есть, Игрок... Каких только нет!
Спасибо Вам! )
Андрей_Яковлев  (29/09/20 11:17)    


Мощно, Андрей!
Иногда мне кажется, что человек это вселенная, а совесть его - обитаемая планета среди камней и черной материи
Ирина_Суворова  (25/09/20 11:19)    


Спасибо, Ирина! )
Андрей_Яковлев  (25/09/20 14:03)    


Страшный рассказ. Я тоже слышала, как кричала совесть - у близкого мне человека. Но это было в церкви. Спасибо Вам большое!
Ольга_Альтовская  (25/09/20 09:51)    


Спасибо, Ольга! )
Андрей_Яковлев  (25/09/20 14:04)    


Хорошо. Со временем причешете я думаю.
Мира_Ирис  (25/09/20 09:42)    


Спасибо, Мира! )
Андрей_Яковлев  (25/09/20 14:04)    


Рассказ хорош, бесспорно. Пётр Андреевич – человек со сломанной судьбой. Оценивать те события, в которых он принимал участие, можно по-разному, но несомненно одно – отпечаток на их участников они накладывали сильнейший. Нам, как и автору, не дано знать, что было в жизни у Петра Андреевича, но понятно одно – человек страдает.
Как читатель, могу сказать, что я проникся этим страданием, почувствовал его, значит, автор не зря старался, и рассказ получился!
Что можно отметить, как блошки:
Злоупотребление «былью». Вот характерный пример: «Пётр Андреевич был спокойным и, можно даже сказать, тихим человеком. Он не повышал голоса, никогда не ругался и всегда сразу, без малейшего промедления, выполнял всё, о чём его просила Елизавета Павловна. А Елизавета Павловна была властной женщиной! И у Сергея было чувство» - 3 раза «был»! И таких примеров по тексту много.
«Елизавета Павловна ждала его у порога, молча приобнимала мужа и уводила его вглубь дома» - по-моему, не совсем удачная конструкция: ждала его, потом приобнимала мужа, затем уводила его. Я бы написал эту фразу так: «Елизавета Павловна ждала мужа у порога, молча приобнимала его и уводила вглубь дома», но это на Ваше усмотрение.
«Мама посмотрела через заборы и сказала: «Ух ты, двухэтажный дом горит!». А потом вдруг побледнела и сказала: «Бежим!»» -- Здесь по логике выходит, что Сергей с семьёй уже не жили в этом доме, но когда они успели съехать, не упомню. Или не было этого в тексте, или я невнимательно прочитал. Если не было, лучше этот штрих добавить.
В последних абзацах Вы написали «Когда Сергей с мамой возвращались…» и тут же, через полторы строчки эта конструкция повторяется «Когда Сергей с мамой добежали». По-моему, нужно немного поразнообразить!
По запятым ничего сказать не могу, я в этом откровенно слаб.
Не претендую на истину в последней инстанции, это чисто моё КМК.
Александр_Сороковик  (26/03/20 21:14)    


Александр, спасибо!
Замечания принимаются. За исключением одного - "по логике выходит, что Сергей с семьёй уже не жили в этом доме". Нет, не выходит. ) Они жили там же, просто мама сразу не поняла, что горит именно её дом (несмотря на то, что он был единственный такой, двухэтажный, в своём окружении). Но это понимание к ней пришло быстро - и вот тогда она и побледнела. Возможно, Вас смутили заборы, "через которые" мама посмотрела на пожар. Это был не один забор. И герои ещё не дошли до дома, а смотрели издалека. Я подумаю, не стоит ли вставить это "издалека" в текст.
И над остальными замечаниями я подумаю. Возможно исправлю, возможно нет, но в любом случае буду в дальнейшем следить за отмеченными моментами.
И ещё раз - огромное Вам спасибо! )
Андрей_Яковлев  (26/03/20 21:39)    


Андрей, смотрите. Логика насчёт пожара у меня была такая. Мать Сергея восклицает: "О, двухэтажный дом горит". А дом этот был самым высоким в округе (так написано в рассказе!)То есть, она сразу поняла, где пожар. Выходит, что она забыла, что она тоже живёт в этом доме?
Ну, мне так показалось)
Разумеется, принимать или не принимать мои замечания - Ваше абсолютное право, я просто высказал своё мнение, и я не профессиональный критик, а просто автор.
Рад, если мой труд будет Вам полезен!
Александр_Сороковик  (26/03/20 22:03)    


Я понял логику Ваших рассуждений, Александр. Но, какова бы она ни была, - это то и так, как было на самом деле. Не буду скрывать - этот пожар был в действительности. И до дома нам было тогда идти ещё минут пятнадцать. Добежали мы за десять. А мама смотрела через много заборов. Если бы дом был одноэтажный - она бы ничего не увидела. Но он был двухэтажным... И связать двухэтажность с нашим жильём получилось не сразу. Но секунды через две она поняла...
Андрей_Яковлев  (26/03/20 22:31)    


Ну, каждый читатель видит по-своему) Мне показалось, что нужно было сразу понять, чей дом горит. Но Вы очевидец, и автор, Вам виднее, а я просто принимаю Ваш взгляд на события.
Александр_Сороковик  (27/03/20 09:27)    


Тяжелое произведение(
Но достоверное и реалистичное, и чувствуется, что написано с натуры - очень убедительные детали (куча, которую называли ямой, взгляд, проникающий внутрь, описание крика).
Koterina  (12/03/20 05:48)    


Спасибо Вам, Катя. Ну, что-то я, конечно, придумал, но да, "с натуры" писано. (
Спасибо Вам! )
Андрей_Яковлев  (12/03/20 11:38)    


Страшно... Знаю, что многие палачи сходили с ума и жили не так долго.
Николь_Аверина  (11/03/20 19:28)    


Спасибо, Николь. Не был он палачом, полагаю, в обычном смысле. Но насмотрелся, видать... да и поучаствовал во всём том, что было.
Андрей_Яковлев  (11/03/20 19:44)    


Не участвующим было много тяжелей - совесть... А палачи они и есть палачи. Меня смутил запах - читала, что один из таких палачей признавался, что после расстрелов они мылись одеколоном до пояса - настолько был стоек запах крови. Страшно, Андрей... на них даже собаки не лаяли.
Николь_Аверина  (12/03/20 20:30)    


Оль, ну, я же про другой запах здесь.
А насчёт собак... Это он Найду привёл, лелеял её, можно сказать. Любил её. И мы все её любили. Но и щенков её он топил, никуда не деться было.
Андрей_Яковлев  (12/03/20 20:36)    


Приторно-сладким может быть и запах одеколона. Заставил перечитать - думала, что пропустила про собаку. Может, стоит добавить - более подробная характеристика не помешает.
Николь_Аверина  (12/03/20 20:49)    


Про собаку нет, это будет перебор. А запах... какие-то благовония это были, думаю.
Андрей_Яковлев  (12/03/20 20:54)    


Чувствуется, что не выдумано - веришь беспрекословно, а это самое главное.
Николь_Аверина  (12/03/20 21:01)    


)
Андрей_Яковлев  (12/03/20 21:05)    


Хорошо написано, Андрей, и очень подробно. Вот только непонятно, с каким все же событием связаны эти дни плача. Ведь если они повторяются с определенной периодичностью, значит, что-то произошло конкретное в такие-то, допустим, числа месяца. По-моему, так.

одного единственного = одного-единственного (прошу прощения, на глаз попало)
Марго  (11/03/20 19:04)    


Марго, спасибо за корректуру. Пропустил (хотя вроде и вычитывал...). Сейчас поправлю.
Что касается привязки событий, то просто за два месяца у Петра Андреевича "накипало", видимо. Какие уж там даты...
Андрей_Яковлев  (11/03/20 19:42)    


Ну, может, и так, без привязки к датам... О лагерях тех времен, конечно, нам судить невозможно. Складывается впечатление, что абсолютно все в них были безвинными. А это, по-видимому, все же не стопроцентная истина.

А в отношении лагерных охранников более позднего времени, конечно, уже можно кое-что понять из довлатовской "Зоны". Тоже судьба незавидная, хотя совести кричать там уже нет повода.
Марго  (11/03/20 21:29)    


Думаю, Вы правы. И были те, кто сидел там не зря. Были те, кто сидел зря, но в том смысле, что вменялось им в вину не те преступления, которые они действительно совершили. Вариантов много...
А насчёт совести... Это дело каждого. Здесь можно только предполагать что и как.
Я ведь здесь свои детские воспоминания описал. Имена только поменял на созвучные... а переулок назывался Армейским. )
Андрей_Яковлев  (11/03/20 21:45)    


Я так и подумала, что это у Вас не на пустом месте выросло. )
Марго  (11/03/20 22:13)    

Рубрики
Рассказы [1127]
Миниатюры [1108]
Обзоры [1450]
Статьи [458]
Эссе [208]
Критика [98]
Сказки [245]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [157]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [79]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2372]
Тесты [26]
Диспуты и опросы [114]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [487]
Проза пользователей [195]