Как всегда как всегда Запятые ерунда. Главное чтоб точки Разделяли строчки.
Да, они имеют место быть, как и любые этапы в "отношениях" абсолютно любого мужчины. Проходят ли их все пишущие стихи авторы, примерно так, как проходил я? Не знаю. Однако подозреваю, что в общем и целом - да. Во всяком случае материал для сравнения я предоставлю, дальше решать тем, кто с ним ознакомится. Разумеется, последний этап будет чисто теоретическим, так как я до него ещё не дописался. Строить предположения могу только суммарно исходя из своих предположений, а так же опыта общения с авторами с относительно большим стажем поэтических упражнений и преклонного возраста.
Этап первый. Восхитительный.
Он всегда неожиданный. Ну почти всегда. Слабо представляю себе индивида, который, в один прекрасный день, пожелав доброго утра своему зеркалу, вдруг твёрдо и беспрекословно заявляет ему, что с сегодняшнего дня - он начинающий поэт. Также трудно представить индивида, который приходит к такому решению путём долгих и трудных размышлений о смысле своего существования. Итак, примем за данность, что желание писать стихи, собственно желанием не является. Это настигает/накрывает/ обрушивается на человека совершенно неожиданно, хотя и не всегда бесповоротно.
В самом начале у начинающего автора может возникнуть впечатление, что это явление может быть одномоментным. Как головокружение. Стоит только опереться рукой на ближайшую стену, немного постоять, подождать и всё пройдёт. Может быть и так, а может быть и нет. В этот процесс вмешиваются некие силы, уже не человеческого порядка. Назвать их Богом, дудящим в дудку или Музой - это уже дело вкуса. Признак вмешательства этих сил один - ты начинаешь писать против своей воли. Вернее не совсем так. Первый шар может быть пробным. Один-два недоразвитых стишка, назойливо жужжащих в голове. Два-три недоношенных уродца, вымученных на первый попавшийся под руку, образец бумажной продукции. Потом повисает в воздухе короткая пауза и....тут кем-то, где-то там кидаются кости. Бросок не в твою пользу и... начинается процесс очаровывания будущего автора.
Тут надо решить для себя - с кем ты всё-таки имеешь дело. Даже если ты признаёшь для себя существование Бога Абсолютного, Всеведущего и Вездесущего - решить, что диктующим является он - чревато по нескольким причинам. Углубляться в них не буду. Они известны и религиозным людям, и психиатрам - с разных точек зрения. К получающим сигнал к старту из Космоса, отношусь скептически. Из космоса, в основном приходят магнитные бури, приливы с отливами и всякие вредные метерориты. Динозавры не дали бы соврать. Проще решить, что ты имеешь дело с Музой. Опять же по нескольким причинам. Муза не Отец Небесный. С ней можно поспорить, её дары можно отвергнуть. На любом этапе. И спор и отвержение не предполагают особых проблем, ни в этой жизни, ни в следующей. Притча о зарытом таланте, в таком аспекте, не видится такой уж принципиальной. Но с Музой тоже не всё просто. Муза - это такая Наина. Та самая, пушкинская. Ты у неё уже не первый и она уже далеко не молода. Очень не первый и очень далеко. Перед тобой у неё два преимущества.
Первое - поэтическая ограниченность начинающего автора. Для каждого "неожиданно начинающего" писать стихи, в этот самый момент никаких авторитетов не существует. Ни в настоящем, ни в прошлом. Даже если он знаком с ними и их творчеством. Причина проста - для того, чтобы они были авторитетами, надо изначально хотеть идти по их пути. Но именно изначального, волевого желания, в данном случае нет. Это значит, что на первом этапе твой поэтический мирок - отдельная планета. Все авторитеты на одной планете, а ты на другой. Друг для друга вы недосягаемы. В контексте этого понимания, искушённой и уставшей от забав, циничной любовницей, она для тебя не является. Поэтому включается её второе преимущество - возрастное переволощение - и она предстаёт перед автором невинной, но очень страстной девицей. Второе преимущество для обольщения. Первое, для того, чтобы опыт помог ей терпеть неумелые и нетерпеливые ласки неопытного любовника. Того самого, для которого количество свиданий важнее качества.
На данном этапе стихи пишутся 24/7 любой длины, любого содержания, в тех ритмах и размерах, которые возникают в голове и удерживаются прочнее других. Грамотность - постольку, поскольку автор ею владеет. Техника стихосложения...Собственно её нет. Тут уже всё зависит от приобретённого когда-то читательского опыта, чувства ритма и хоть какой-то способности рифмовать. Впрочем, последнее присуще почти любому человеку в рамках "хоть какой-то". Это период - период абсолютно рабского подчинения своей первой любовнице. Одна владеет, довлеет и доминирует. Демонстрирует желание "больше и больше, не важно как". Вобщем целенаправленно истощает авторский организм, очевидно предвидя неизбежное наступление второго этапа.
Этап второй. Прогулочный.
Для перехода на второй этап необходимо лишь одно действие со стороны автора - перестать быть для себя единственным читателем. Совершить такой переход в реальном мире удаётся не каждому. Маловероятно, что множество начинающих авторов имеет в своём окружении любителей поэзии, а паче того, пишущих стихи, а ещё паче того, хоть каким-то боком условно признанных авторов. Поэтому, в наше время, виртуал - наше поэтическое всё.
У поэтических сайтов есть свои плюсы и минусы. Плюсы - в том, что начинающий автор единовременно попадает в среду поэтов, читателей и критиков. Правда, третьи почти всегда состоят из первых и вторых. По преимуществу из первых. Во всяком случае, случается одномоментное знакомство с коллегами- производителями, потребителями и оценщиками качества поэтического товара начинающего поэта.
С плюсами всё. Дальше сплошные минусы. Сложно разобраться чей товар качественный, а чей нет. Особенно не имея солидного опыта читателя "до того как..." Чем определяется качество на сайтах вообще не понятно. Количеством положительных отзывов? Резюме автора с указанием ряда побед на разных конкурсах? Его послужным списком поэтических заслуг в реале? Базы для сравнения пока нет. Собственное творчество другими ещё не взвешенно, не измеренно и не признано...вообще никак. Разумеется, какое-никакое самокритичное отношение к своим творениям изначально имеется. Как правило, первоначальный заход на сайт с условно "самых сильных" своих стихов. Они и могут стать материалом для сравнения. Что опять же опасно. Количество стихов других авторов, расцененное в качестве более слабых, если оно набирает критическую массу, может создать у новичка неверное представление о своём собственном творчестве. Впрочем это не надолго, ибо сообщество на сайте очень скоро выключит в себе коллективного, снисходительного " среднетемпературногопопалате" кукушко-петуха и включит индивидуальных критиков.
Это очень ответственный момент в сетературной жизни автора - как можно быстрее разобраться в сортах критиков и критики. Если этого не сделать и не отделить пшеницу от плевел, а их вместе, от конопли - дальнейшее присутствие автора на сайте будет, мягко говоря, сплошным дискомфортом. Условно критиков можно разделить на следующие категории (условно потому, что эти категории могут совмещаться в одном и том же критике, в разных количествах): Критики содержания, критики грамотности, критики стихосложения, критики обиженные на критику автора, критики - тролли, критики - новаторы и неопытные критики. Отдельно остановиться, имеет смысл на последних четырёх категориях.
Критики обиженные на критику, в силу своей опытности могут оказаться и полезными. Однако частота их критики столь назойлива и подаётся столь обидными словами и их сочетаниями, что в скором времени может быть сочтена автором неконструктивной, не столько исходя из её содержания, сколько из намерений критикующего. Это, обычно, слегка нервирует и мешает воспринимать конструктивную критику от других, не имеющих к автору претензий, лиц. Пусть не надолго, но мешает. Иногда чревата и кратковременным негативом в сторону этих лиц, что не добавляет нормальной атмосферы на сайте. То же и критики-тролли, только без вышеуказанной причины. Просто ради спорта. Положительным моментом, в данном случае, служит то, что они могут вовремя остановиться и сказать что "просто пошутили, давай дальше будем дружить". Хотя бывают исключения - несогласие тролля с позицией автора по, разного рода, жизненно важным вопросам (в стихах или комментариях). В этом случае, окончательно критик-тролль от автора скорее всего не отстанет пока один из них не покинет сайт. Критики-новаторы явление редкое. Это представители т.н. "новой поэзии" изобличающие стилизаторов и подражателей прошедших "поэтических веков". То что они сами косят под Хлебникова и Маяковского, их не смущает. Свои периодические закосы умело камуфлируют под кучей рэпчика. Неопытные критики - такие же начинающие авторы. Это интересный психотип. Есть такие люди, которые бьют первыми, потому что им страшно. Получая критические замечания в адрес своих стихов и не отвечая этим же в адрес чужих, очевидно чувствуют себя неполноценными, как авторы. Эдакими лохами.
Выключив коллективного кукушко-петуха, сайт может включить и индивидуальных. Может и включает по полной. Бороться с ними легче, но дольше. Среди них могут быть и сильные авторы, чрезмерно увлечённые своими рейтингами и количеством положительных лайко-отзывов. В таком случае, из категории хороших птичек можно исключить тех, кто не критикует твои нетленки. Ибо какая тогда от них польза? Остальные отсекаются безболезненно и без сожалений. Отсутствие христианских, жалости и милосердия к таковым, являются единственным способом не закукарекать и не закуковать самому.
Аха! А про Музу то мы и забыли... А она не забыла. На данном этапе ей уже чуть сложнее. Но не критично. Первая сложность заключается в том, что автор делает для себя открытие - она не единственная Муза. Есть куча других. С разного цвета волосами, размерами груди, бёдер, а главное, разнообразным умением удерживать в поле своего влияния, своих любовников. Это не критично. Поэт свою Музу не променяет на другую. Это невозможно по определению. Но может охладеть к своей, если сочтёт её дары уже несколько пресноватыми. Осознав всё это, Муза начинает прибегать к чисто женским ухищрениям. В ход идёт стильная причёска, маникюр, макияж и навыки Кама-сутры. Не забываем и про модные шмотки. В поэтическом контексте это выглядит так. Поток текстов уже не столь ошеломляюще ошеломляющ. Автору даётся право на несколько более, чем короткие передышки. На более выверенные тексты. На сюжетное разнообразие (а не только про любовь вообще и к Музе, в частности). Понемногу открывается доступ к самым элементарным навыкам стихосложения. Разрешается сравнивать свои тексты с текстами других авторов и признавать последние более сильными. Ничего страшного для Музы в этом признании нет. Поскольку поэты муз не меняют - среди последних это просто обмен поэтическим опытом, предоставляемым для удержания своих жертв. Пусть тешатся сравнением. Вернувшись в реал собственного творчества из виртуала чужого, эти обалдуи увидят что их собственная Муза могёт не хуже чужой. Второй этап может длиться очень долго и не очень долго. Всё зависти от времени встречи автора с отдельными представителями из числа других авторов.
Этап третий. Авторитетный.
Когда-нибудь, уже немного неначинающий автор, обживётся на сайте, обсмотрится, обчитается, обкомментируется и обкомментирует других, в результате чего банально объестся чужими стихами и обопьётся чужой критикой, да и своей тоже (надеюсь). В этот период - абсолютного пресыщения первыми двумя блюдами, настаёт ответственный момент поиска десерта.
Как каждый из авторов находит для себя других авторов, которых признаёт, как читатель, более интересными, чем другие - это каждый решает сам для себя. Тем более, каждый решает сам для себя, как находить авторов - авторитетов. Единственное, что эти авторитеты условно делятся на две категории: авторитет-гуру, к уровню творчества которого можно хоть примерно приблизиться и авторитет-горизонт, к которому не приблизиться никогда. Конечно это очень условные и зыбкие авторитеты. У ряда поэтов их возможно и не бывает, а возможно они представляют себе некоторых в таковом качестве, но несколько отстранённо (есть надо мной небо, плывут по нему облака, ну и Бог с ними...) Поэтому коротко и очень условно. Гуру - тот автор, который пишет о том, о чём и ты, но с твоей точки зрения, лучше. Лучше техника, интересней образы, разнообразнее набор синонимов и антонимов, да и вообще словарный запас намного круче, как и словосочетания, и целые предложения. Автор - горизонт, всё тоже самое. Но добавляются ещё те темы и сюжеты, которые тебе интересны как читателю, но как поэт, зарифмовать их ты не можешь по непонятным для тебя самого, причинам. Поэтому и недосягаем.
В чём опасность для Музы. Уже не она крутит тобой, а ты ею, заставляя её ориентировать себя хорошего, на эти самые авторитеты. Правда это происходит не постоянно. И даже не очень часто. Чего греха таить - любой поэт хоть немного, но эгоистичен. Хоть чуточку, но эгоцентричен. В реале, он бы замкнулся на самом себе и заполнял бы своими творениями все предметы домашней мебели. Но в виртуале так не получится. Ну не получается удержаться от чтения чужих стихов, хоть ты тресни! А реал тоже давит проблемами и заботами. В итоге начинаешь читать только тех авторов, которые тебе больше нравятся. А там и пасутся те самые авторитеты.
И Музе приходится с этим мириться. Свидания уже не столь частые и не столь длинные. Правда ласки более изощрённые, но с каким-то садо-мазохистским душком. Иногда с очень странными поэтическими извращениями. Какие-то непонятные "акро", полиндромы, моноримы, верлибры и прочая ненашенская экзотика. И ведь не откажешь. Обидится и вообще уйдёт в прозаический монастырь. Приходится терпеть, ограничивать собственный темперамент, превращаясь на глазах слегка изумлённого любовника, в женщину средних лет, чуть подуставшую, с минимальным набором морщинок на лице и первыми признаками целлюлита в других местах. Спасает только фитнес и ЗОЖ. Это период более плотного допуска поэта к теории стихосложения и ознакомлению с поэтическим разнообразием, в том числе с образцами классической литературы (которая только на бумаге тогда была). Это уже любовь - плавная и спокойная. Иногда с яркими вспышками в виде более удачных стихов. Но, как правило, большинство из них примерно одного уровня качества. Разумеется с точки зрения самого автора. Он же замечает, что они становятся более солидными, но менее пышущими и пылающими. Ну что поделать. Даже врачи рекомендуют - с возрастом острыми и горячими блюдами не увлекаться.
Этап четвёртый (не обязательный). Нарцистический.
Вот тут я, честно говоря, сомневаюсь, от кого на данном этапе в поэте больше - от древнегреческого Нарцисса, или от древнееврейского Онана. Хотя злые языки утверждают, что эти персонажи, так сказать, синонимичны.
Во всяком случае, Музе на этом этапе уже совсем тяжко. Поэт уже не ждёт стихов свыше. Он, о ужос, умеет писать их сам! Правда иногда вспоминает старую любовь и просит вдохновения. И если в этот момент угораздило где-то шляться - всё! Обидится и уйдёт к.... самому себе! Да-да. Он уже почти всё знает и почти всё умеет. Про "нет предела совершенству" уже давно всё понял и свой предел определил. Хотя бы как тыловую базу, ниже которой отступать не намерен. И самое страшное, что он понял "что" нового ничего не напишет, что всё уже не раз написали до него и во время него, и сосредоточился на - "как" писать про это самое "что". А значит Муза уже почти не при чём. При чём учебники стихосложения, чтение других авторов в поиске новых идей, или просто "вдохновляющих вибраций от поэта к поэту", критические страсти и умеренный троллинг других авторов - не корысти ради, а токмо для разжигания здоровой поэтической злости - короче, всё с кем попало, но только не с ней. Колдовская маска Наины окончательно растворилась на её лице. И написанная на нём усталость от бесчисленного количества любовников, неожиданно - ожидаемо приводит к выводу о такой же усталости автора - от неё самой. В смысле автор приходит к такому выводу о своей усталости от неё. Уже умеешь писать, когда хочешь сам и почти умеешь не писать, когда сам не хочешь, а эта старая карга унизительно канючит за твоей спиной. Жалеешь. Что-то чёркаешь для успокоения собственной совести. Но самое лучшее - когда сам, когда не ноет, когда её вообще нет рядом. Тогда тишина и умиротворение порождают хорошие, умные, спокойные и светлые стихи. Или тёмные. Но тоже - хорошие, умные и спокойные. Или неспокойные, но всё равно - умные и хорошие. А если глупые, то исключительно забавы ради, но непременно - хорошие.
И как пример самосовершенствования - появляются стихи короткие. Всего каких-то три-четыре катрена. А то и один промелькнёт в законченном виде. Вот оно - мастерство! Тут можно побаловаться и глагольной рифмой. Да и шибко длинными стихами тоже. Мастеру можно всё!
Этап пятый. Созерцательный.
Тот самый предполагаемый и " со слов". Этап "поэтической старости", который нередко, хотя и не обязательно (наверное), идёт параллельным курсом с этапом старости физиологической. Что поделать...
Кекса уже нет. Ну, или почти нет. Очень-очень редко. Тут остаётся два путя: читать чужие эротические стихотворные романы, или рассказывать начинающим поэтам "ух каким я был молодым любовником!". Если хватает смелости и нервов, можно периодически советовать другим наиболее удачные "позы", не боясь нарваться на здоровый и молодой сарказм по поводу необходимости твоих советов.
Иногда набираешься наглости и выставляешь свои побитые молью и покрытые пылью достижения на "главную", или " афишу". Иногда впадаешь в старческий маразм и нет-нет, да кукукнёшь какого-нибудь, более-менее не топорного автора. Авось зайдёт на страничку и прочитает чё-нить твоё. Пусть просто прочитает. Большего и не надо.
А вот тут-то для злобной колдуньи наступает момент реванша. Писать ты уже не хочешь/не можешь, но привычка-то осталась. Фантомные боли. И ты, как полулежачий больной, начинаешь просить Музу, побыть с тобой в качестве сиделки, хоть иногда. Два старика рядом к взаимной пользе. Она - немного вдохновения, ты - немного послушания, глядишь и что-то ещё родишь на старости лет - себе в утешение... Но ведьма только хохочет, демонстрирует тебе способность перевоплощения в молодую, неопытную, но страстную девицу и сделав ножкой, улетает к какому-нибудь "другому".
Вот тут наступает пресловутый момент истины и ставит перед тобой три вопроса: Что ты научился и можешь делать совсем без неё? Оно тебе надо? Оно тебе надо - демонстрировать это в буйном и вечно молодом мире Сетературы? Это вопрос тяжёлый и неприятный, поэтому кратко.
Каждый "старик" решает для себя сам, как он выглядит в окружении молодых - смешным и нелепым сластолюбцем, или опытным и уважаемым старцем, или даже, старцем-наставником. Именно сам, так как в глаза могут сказать одно, а за глаза... Впрочем, если он настоящий поэт, то эгоизма и эгоцентризма в его пороховницах ещё немного есть, а значит ещё слегка наплевать на мнение молодых недоумков и давних старых завистников. А раз так - поэтическая жизнь в Сетературе продолжается!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Цитата
Кекса уже нет. Ну, или почти нет. Очень-очень редко. Тут остаётся два путя: читать чужие эротические стихотворные романы, или рассказывать начинающим поэтам "ух каким я был молодым любовником!".
Когда "кекса" уже нет, приходит этап философствования, и на этом поприще ещё ого-го как пишется. Кстати, как-то наткнулась на высказывание от одного представителя мужского пола о том, что теперь-то и можно познавать мир, когда стрелка компаса уже не направлена на каждую юбку. Кстати, женщинам в этом отношении проще.
Спорный вопрос. Этап философствования это схема " быть или не быть". А когда уже совсем "не быть", чо уж тут философствовать Ну не знаю, насчёт этого высказывания. Как раз, познание мира по стрелке этого компаса, зачастую неплохой стимул. Но тут у кого как...
Когда "кекса" уже нет, приходит этап философствования, и на этом поприще ещё ого-го как пишется.
Кстати, как-то наткнулась на высказывание от одного представителя мужского пола о том, что теперь-то и можно познавать мир, когда стрелка компаса уже не направлена на каждую юбку. Кстати, женщинам в этом отношении проще.
Ну не знаю, насчёт этого высказывания. Как раз, познание мира по стрелке этого компаса, зачастую неплохой стимул. Но тут у кого как...
О морали, о законах истории, о теории познания, о строении мира. Да мало ли?