Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1158]
Миниатюры [1158]
Обзоры [1463]
Статьи [475]
Эссе [212]
Критика [100]
Сказки [257]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [9]
Юмористическая проза [177]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [64]
Подражания [9]
Афоризмы [27]
Фантастика [166]
Мистика [94]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [311]
Повести [212]
Романы [72]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [10]
Литературные игры [41]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2538]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [119]
Анонсы и новости [109]
Объявления [104]
Литературные манифесты [262]
Проза без рубрики [518]
Проза пользователей [147]
Путевые заметки [40]
Так уж всë устроено. Начало
Проза без рубрики
Автор: Silver_Fox
Когда начинает казаться что все происходящее с тобой и вокруг тебя упрямо напоминает бессмыслицу с уклоном то ли в ересь, то ли в абсурд, то ли ещё во что-то подобное не лишним будет вспомнить о том, что разжевывать смыслы и раскладывать по полочкам события тебе никто не обещал. "Никто-никто, вообще никто" © Кортнев. Он, этот смысл, есть, наверное... возможно...в где-нибудь. А уж в когда-нибудь он есть обязательно, потому что в нём обычно сюжетные линии связываются, висящие на стенах ружья исторгают из себя залежалые пули, вишневые косточки прорастают из оленьих голов и даже сны расталкивая друг друга торопятся стать явью. Вот только точных временных координат этого когда-нибудь... да-да, их тоже никто не обещал. И тогда все становится просто, как у Мураками в Дэнсе "Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся." Пусть даже немного нервно и временами не в такт, но танцуй - все то, что ритмически оформлено, кажется уже не бессмысленным.

И вот ещё что... Инструкция по эксплуатации себя и инструкция по применению себя это просто два разных нормативных документа - первый свод правил определяет твое ежедневное фунциклирование, а второй может быть просто короткой пояснительной запиской, которая предназначена для того чтобы в нескольких словах увязать это калейдоскопическое движение камешков дней в единую и понятную картину, вот только её.... ну естественно никто не обещал тебе зачитать. Мироздание это крайне хитрая субстанция со склонностью к естествоиспытаниям, антропологическим наблюдениям и кукловодству. И поэтому, вне зависимости от его очередных причуд имеет смысл ноги в кроссы, музыку в уши и левой-правой - если танцам не обучен, то уж хотя бы иди куда-нибудь, пожалуйста. Куда-нибудь дойдешь - рано или поздно, так или иначе. Быть может туда, где "и колокольчики, и яблочный смех, и тихий ноябрь на улице, и медленный свет на лицах".(с) Екатерина Голенко. Или нет. Куда-нибудь все-таки дойдешь. Но это не точно.

---

- Порой происходят вещи, которые ты крутишь в голове, они практически там поселяются, но ты всё равно не можешь разобраться как к ним относиться - говорю я своему двойнику в зеркале - Ну вот представь себе что ты смотришь кино. Раньше такого не видел... Точнее не так - сюжет похож на что-то виденное когда-то давно, но ты даже не хочешь вспоминать, сопоставлять и проводить параллели. Потому что интересно. Конкретно так интересно, всерьез. И вот миновала экспозиция, идет завязка сюжета, ты уже начинаешь ждать что там, за следующим поворотом и тут раз - и по экрану поползли титры. А ты так смотришь на них с некоторой оторопью даже и в голове проносится "Нет, я не понял - это как так-то? Это что вообще означает - кина не будет, что ли? Или я чего-то не догоняю? ". И ещё какое-то количество подобных отрывистых и не полностью связанных между собой мыслей, которые обычно настигают человека в состоянии офигевания, когда он ловит ощущение что у него отобрали что-то такое, чего у него никогда и не было. Титры же тем временем отползли свой путь, перед тобой только чёрный экран с надписью "to be continued or not to be" и где-то на заднем фоне играет Ne me quitte pas Бреля, а ты сам смотришь на все это словно тень всей четы Гамлетов вплоть до прабабкинова колена. И все равно не понимаешь как это, зачем, почему и что со всем этим делать?

Мой вечный оппонент по ту сторону зеркала начинает ржать. Ну правильно - можно подумать что я ему какой-то стендап зачитываю. Он вообще такое специальное существо, которое держит в себе стратегический запас иронии и сарказма для того, чтобы при необходимости впрыснуть их в меня и сейчас, похоже, как раз такой момент.

- Ну ты еще тот принц датский, конечно.- отсиеявшись произносит он - Что-то там под ударами судьбы и прочие страдания молодого Вертера, ага? Между прочим я тебе уже не первый раз напоминаю что ты хронически перебираешь с аллегоричностью - к финалу уже плохо помнишь с чего начал. Ну значится так- считай что это такая артхаусная короткометражка, например, или черновые наброски фон Триера. Или просто расширенный трейлер, а сам фильм еще не вышел в прокат - хорошая версия, кстати, провоцирует веру в светлое будущее, будь оно не ладно. С Мирозданием посоветуйся: не факт что оно не подсунет что-то высокопарное типа #чудесноерядом или попросту обманет - но при этом подарит определенный налёт осмысленности. Короче придумай что-нибудь сам, хорошо? Просто есть штуки посильнее данного Фауста, вот представь - смотришь ты в себя. Это не то чтобы можно, а даже нужно, важно и необходимо время от времени делать. А там титры. Меленькие такие, беленькие. Без очков фиг прочитаешь вообще. Какие-то имена, фамилии, факты, обрывки впечатлений и воспоминаний и прочее, тянущееся мелким столбиком сверху вниз. Причем это не означает ничего фатального - внутренние титры могут тянуться практически бесконечно и не приносят носителю оболочки для них никаких особенных неудобств даже в виде банальной икоты или приступов дежавю. Просто все монотонно, размеренно и можно даже сказать предрешено. А ты смотришь на них внутри себя и... просто смотришь. Ничего не ощущаешь, не видишь в содержании не то чтобы скрытого, но даже и очевидного смысла. Смотришь - и все. Как на рябь на воде - медитативное, завораживающее и фатальное зрелище.

Он чуть замолкает, но лишь для того чтобы закончить твою тираду полу шепотом

- А потом, когда ты снова извлекаешь свой взгляд изнутри наружу, ты всё равно помнишь что они, титры эти, как тот суслик, которого не видишь, а он есть. И временами замечаешь в углах своей зоны зрения водяную рябь.

Красиво, блин. Ни хрена не понятно, но и заслушаться можно, и закачаться. Лучше бы пальцем показал, а не про зюйд-зюйд-весты внутренние рассказывал.

- И чего с этим делать-то? - спрашиваю я.

- Да, собственно, ничего - говорит мой зеркальный двойник, отводя от меня взгляд - Просто живи и старайся в такое не вляпываться. Тогда и кино может покажут.

---

... - Дождливый город это один из самых надежных способов спрятаться - утвердительно произношу я

Зеркальный другой я смотрит в сторону, попутно совершая круговые движения кистью руки - мол давай, развивай тему дальше, одной голой декларацией тут не обойдешься. Чай не заповеди пишем: не убий, не укради, не попади, не сотвори твари, не возжелай невозжелаемое и будет тебе за это в награду банка и корзинка с рандомным содержимым.

- Ну, положим, дождь прореживает поголовье праздношатающейся публики. - продолжаю я - Сразу отсекаем хороших хозяев с питомцами, которые по взаимному согласию в такую погоду из дому не выгоняются, добавим к ним тех, для кого зонт это сатанинская приспособа, которая при раскрытии способна извлечь душу из тела и оставить её лежать где-то в мокрой траве, а также тех, для кого намочить кроссы страшнее семи казней египетских. Ну и самая большая прослойка это те, для кого пасмурная и дождливая погода уже сам по себе повод никуда не высовывать свой нос - как будто для подобного убивания дней своей жизни в наших широтах не придумали долгую и холодную зиму.

- Электросамокатчиков забыл - дополняет меня зеркальный - Эти твари должны бояться что их любимое средство передвижения под воздействием капель дождя вспомнит что всегда мечтало стать электрическим стулом.

- Не-е-е-е, - рассмеявшись произношу я - Этих никакая разновидность магии не берёт - что им банальный дождик? Некоторым из них настолько сомнительно впечатывать свои шаги в асфальт, что даже в самый сильный ливень они предпочитают вымокнуть до нитки, но сэкономить пару десятков минут своей жизни в пути до точки Б. Ну да ладно, о них потом скажу - то, что город малолюден, мы вписали в это уравнение и когда город малолюден это всегда хорошо. Хотя бы потому что он на рискнувших топтать его мостовые в такую погоду обращает больше внимания. Едем дальше - вооружившись зонтом ты получаешь более осязаемое личное пространство чем без него. Мало того что встречному под зонт как-то не принято заглядывать, из-за чего ты и сам глазами реже встречаешься с идущими навстречу, и они по твоему лицу не мажут случайным взглядом (такие вот всадники без головы и мустангеры городских прерий, перемещаюшиеся по мокрым улицам), так еще создаётся впечатление что спицы зонта имеют продолжение в виде каких-то силовых лучей, которые незаметны, но ощутимы. И ты как будто внутри защитного поля, границы которого снаружи пересекать не стоит во избежании случайной аннигиляции.

Я замолкаю на несколько секунд потому что моей истории нужна монтажная склейка. Так уж все устроено - столовая ложка тишины являются самой лучшей подводкой к тому чтобы начать развивать тему иначе.

- И вот так выходишь в дождливый город мысли привести в порядок. Потому что в последнее время их много, они разные и, что самое главное, они скачут. Толкаются в голове, перебивают друг друга и практически устраивают внутри черепной коробки вагон метро в Выхино в час пик. Мне порой даже кажется что если бы их материализовать и выпустить в живую природу, то блохи нервно курили бы в углу, а кенгуру подходили бы с вежливой просьбой преподать им мастер-класс. А тут дождь, мокрый город, силовое поле зонта и все что с этим связано - прям все как нужно для того чтобы из этого сумбура попробовать сложить что-то... более понятное самому себе, что ли. Потому что тебе никто не мешает, ты спрятался, ты в каком-то произвольном месте города и не знаешь куда повернешь в следующую минуту. Просто следуешь за зелёным человечком: это когда маршрут выбирается на каждом новом перекрёстке - в какую сторону раньше загорелся зелёный, туда и идешь. И вот так делаешь шаг за шагом, внешне никуда не торопишься, а внутри отщелкиваешь лишнее, отшелушиваешь его от себя: так, об этом я вообще думать не хочу - в понедельник и не раньше, а тут и вообще думать не о чем, а об этом я уже пытался думать неоднократно, но всегда сбивался... У роя в голове начинает стихать интенсивность звучания, а потом... Не знаю, может быть это магия дождливого города или еще что-то, но потом вдруг понимаешь что прямо сейчас тебе не хочется думать вообще ни о чем, это можно отложить куда-то на... или даже дальше (и в этот момент где-то в пространстве довольно улыбается Скарлетт О'Хара - адепт её ордена "Подумаю завтра" все еще стоек в своих убеждениях) и просто идти по этим мокрым улицам, вдыхать напитавшийся влагой воздух и смотреть по сторонам.

И тогда ты начинаешь видеть.

Видишь промокшие выносные кресла в кафе на Покровке и их завсегдатаев, попрятавшихся внутрь, ощущаешь интенсивность дождя на Лесной даже взглядом (потому что окончание улицы не просматривается в перспективе), а на Арбате самопроизвольно включаются фонари, отчего становится непонятно не только который сейчас час, но и день, и время года, и даже место, в котором на данный момент находишься смело можно ставить под сомнение. Но при этом четко отличаешь среди прохожих таких же странников дождя, как и ты - может быть по неспешной и расслабленной походке в сочетании с наушниками, ибо саундтрек подобной прогулке просто необходим. Вы не встречаетесь глазами, но все равно чуть заметно улыбаетесь друг другу, словно знаете один и тот же секрет - что это имеено вы прямо сейчас удерживаете этот город от всемирного потопа своими шагами по мостовой. И поэтому вам дозволено многое - и даже зайти на дорожку для электросамокатчиков, шепча под нос "Ау, ну вы где, упыри? ". И от всего этого становится хорошо, и эту практику хочется и запомнить, и повторить при удобном случае, потому что ты смог в какой-то момент ощутить что сам стал этим дождем. Спрятался в нём. Стал невидимым. И был, и не был одновременно - но при этом все чувствовал. Таким вот человеком Шрёдингера вдруг оказался . Ну или котом, если по классике - черт его знает во что ты там превращался в этом мокром городе.

Повисает пауза. И эта тишина уже другая - это её густая разновидность, возникающая в конце истории, когда все слова отвзвучали и каждую секунду которой можно не только на хлеб намазывать, но и нарезать ломтями.

- А еще - произносит другой я - зонтики похожи на грустные смайлики, если смотреть на них сверху. Представляешь в каком ахуе боги - они льют на землю живительную влагу, а в них в ответ грустными смайлами тычат.

- Не-а.- отвечаю ему я - Тучи же. Ничего не видно. Включая зонтики. Поэтому свою влагу они льют в лежащий внизу туман не видя куда конкретно - на кого бог пошлет, как говорится. Впрочем и в ясные дни они особо не присматриваются к происходящему, предпочитая дать возможность разбираться с нашими радостями и горестями нам самим.

---

- Давай я расскажу как ты встретил дьявола? - предлагаю я

Не скажу что в ответ сильно расчитываю на то что мой зеркальный двойник опешит, поперхнется новым вдохом и замрет во внимании, словно настороженный кот - но какие-то нормы приличия надо соблюдать? Однако вместо ожидаеых мной реакций он сначала щурится, словно ему предложили посмотреть на сварку, а потом закатывает глаза к небу.

- Какая банальность, боже ж ты ж мой!- с раздражением произносит отражение - Ну естественно, кого мы еще можем встретить - то висящего на суку в парке Одина, что стал хипстером и вместо Фенрира у него электросамокат, то на кассе супермаркета Медузу-Горгону, которая заставляет окаменеть любого не заинтересовавшегося товаром дня и не собирающего фишки, то таксист тебе начнет настойчиво советовать изменить маршрут и двинуться на другую сторону реки потому что там много интересного, а стоимость проезда увеличится всего лишь на пару монет. Ну а теперь вот и до дьявола добрались. Ну и как я его встретил? Заказал доставку еды, в дверь постучал чувак с рюкзаком, открываю и здрасьте, это я - Акакий Акакиевич Адский?

- Потому что городская мистика это наше всë-ë-ë - смеюсь я в ответ, растягивая последнее слово - Не, ну правда - а почему нет? Не про каждодневную суетню же тебе рассказывать? Я понимаю, что ты её видишь мельком, когда отражаешься от стёкол витрин, машин и прочих способных на это поверхностей - однако мне в этом вареве приходится бултыхаться каждый божий день и придумывать про него банальные истории хочется крайне редко. Да и если возникает желание, то оно обязательно со специфическим привкусом какого-то едва заметного чуда, стоящего в сторонке и посматривающего на тебя с ироничной усмешкой - от этого у варева вкус становится деликатный. А тут целый дьявол - история качественная, без пробега и у неё пока что только один хозяин был.

По выражению лица другого я можно легко читать мысли и сейчас там, внутри его явственно звучит следующее : "Этот не отстанет ведь, ему опять приспичило поделиться своей фантазией и даже если его начать игнорировать, то он будет заводить этот разговор и снова, и снова, и снова... Вот ведь угораздило отражать такого упертого временами до занудности типа". После чего машет рукой словно флагом на старте автогонок - ну давай уже, запускай свои болиды на трассу.

- Ну поехали тогда, - довольно произношу я - давай переместимся в осень, ибо это самое время для рождения таких историй: яркие и долгие закаты, которые только что очистились от летней пыли в воздухе и соревнуются друг с другом в буйстве красок, холодный ветер, заставляющий тебя ещё не кутаться в сто одежек подобно капусте, но напоминает о куртках, плащах и лёгких пальто, мокрый асфальт под ногами и особенное прозрачное ощущение внутри. В такое время уже после заката так и тянет зайти в какой-нибудь бар - ненадолго, на часок, просто для того чтобы лучше ощутить происходящее около тебя, с тобой и внутри тебя. Ну и добавить топлива туда, внутрь, естественно. И вот в в один из этих вечеров ты случайно замечаешь вывеску...

- Стоп. - останавливает меня отражение - Давай ты придумаешь какой-то не существующий в реальности бар, а не будешь натягивать свою фантазию на реальные заведения или воспоминания о них. А то возьмешь и напророчишь - потом реально там дьявола встретишь, он утащит тебя в свою преисподнюю и кого я потом буду отражать?

- Ладно, придумаю. - бурчу я себе под нос - Можно подумать что выдуманное место является какой-то железной гарантией и оно после этого рассказа не захочет где-то появиться? ОК, будь по-твоему - заходишь в какое-то случайное место, о котором не думал раньше и даже не представлял что оно вообще здесь существует. Там полумрак, тёплый свет ламп на столиках, минимальное разнообразие по кухне, однако в качестве компенсации хорошо наполненное барное меню - в общем вроде ничего особенного, но атмосфера классная. И вот ты сидишь за столиком, проникаешься окружающим тебя вечером и тут замечаешь за соседним столиком человека, который очень похож на этого... ну который демона играл в Благих знамениях...

Повисает пауза, во время которой я щелкаю пальцами, слловно этот ритуал поможет мне вспомнить как зовут актёра, а тот, кто с другой стороны зеркала, с ироничной гримасой за этим наблюдает. Наконец ему надоедает эта пантомима и он подсказывает

- Девид Теннант.

- Ну да, он. - я закрепляю эту информацию утвердительным взмахом указательного пальца -Ты смотришь на него и думаешь " Во, прикольно - и дьявол тоже здесь. Забавно бы было пообщаться, но знакомиться в барах с мужиками это вовсе не моя стратегия на оставшуюся жизнь". Дальше ты собираешья закурить, обнаруживаешь что у тебя закончился газ в зажигалке...

- И на этом твоя история тоже заканчивается, потому что у нас уже давно в заведениях общепита курить нельзя - прерывает меня отражение и заливается смехом - А из-за того что ты нарушил их самую страшную заповедь "Занимайтесь любыми безобразиями, жгите, гуляйте, сношайте гусей - но не курите" тебя выгоняют нафиг из бара и ты в оборванном настроении идешь домой для того чтобы добить этот вечер. Всë, финита.

- Ну вот что ты за человек такой? - с укоризной произношу я - Как обычно вместо того чтобы воспринимать радующую тебя картину целиком начинаешь докапываться к каким-то деталям для того чтобы понять что тебя в них не устраивает, а разобравшись понимаешь что теперь эти детали все портят и прежнего общего , радующего и глаз, и нутро восприятия уже не будет. Мы ведь придумываем бар, да? Ну пусть он будет таким - со внутренним двориком, в котором стоит летняя веранда и барной стойкой где-то около стены под крышей, с несколькими столиками под открытым воздухом, но с обогревателями около каждого из них. Кстати заметь что мы сейчас попутно наставили кучу ограничений на пути этого места сбыться в этом городе - так устроит?

Отражение молча кивает головой и позволяет мне продолжить.

- В общем у тебя закончился газ в зажигалке. Причем ты привык носить с собой сразу две, для того чтобы не попадать в состояние подобной мелкой пакости - но тут и вторую забыл, и первая скоропостижно скончалась. Ты начинаешь болтать ей воздухе, постукивать о стол, словно бы у тебя может получиться состучать газ с её стенок - в общем выполняешь все типичные ритуалы попавшего в беду курильщика. И тут "Девид Теннант" поднимается из-за соседнего столика, садится напротив тебя, щелкает пальцами и в промежутке между большим и указательным у него загорается огонь.

- Что, вот так, просто - без изысков и прелюдий?

- А зачем они нужны если можно просто показать и тогда все станет понятно?

***

- Спасибо - ответил я после первой затяжки - А Вы вообще как здесь? Зачем здесь? Каким... образом, что ли?

Это странно, но при этом я не испытываю практически никакого внутреннего трепета, священного оцепенения или страха от встречи с потусторонним и мистическим, словно этих дьяволов привык покупать пучками на ближайшем рынке по выходным. Настороженность есть, это да - тут отпираться бесполезно. Однако бытие мое играет в царя горы с сознанием даже ситуативно и пребывание в таком месте с такой аурой делают диалог с предводителем той силы что вечно хочет одного, а совершает всякий раз другое, явлением, которое вполне может происходить в закоулках собственного мира

- Ну хоть что ты есть такое не спрашиваешь - и то хорошо - улыбается в ответ мой собеседник - А у меня вот нет ответа на подобные вопросы. Я просто здесь - а о причинах давным-давно думать перестал. Причины обычно бессмысленны, знаешь ли, ибо любое событие это обычно коктейль из множества причин и все дело только в дозировке его составляющих. Ром будешь?

Я киваю головой и даже не сомневаюсь что это будет за ром - семилетний тёмным Legendario, естественно. Этот парень наверняка знает каким именно напитком можно расположить меня к себе наилучшим образом, раз уж сразу про ром заикнулся.

- Ты, это, не напрягайся только - доверительно подмигивая мне говорит Дьявол - Я тут не ради покупки твоей бессмертной души, сотворения Апокалипсиса из подручных материалов и прочих клише, которые мне принято приписывать. Просто там, внизу, процессы отлажены и могут происходить без моего участия и поэтому я временами просто шатаюсь по мирам, убивая вечность, которая почему-то никак не убивается.

- А это? - я начинаю рисовать пальцем круги в воздухе, намекая на внешнюю схожесть, которая изначально привлекла мое внимание.

- Это? - переспрашиаает он меня, зависает на секунду, после чего довольно улыбается - Ну кто же лучше сыграет демона, чем его реальный руководитель, который этих демонов пестовал? Может поэтому сериал и удался настолько... Вообще-то изначально меня сам Терри попросил об этом, а дальше уже мне самому стало интересно узнать как это изнутри происходит. И за Теннанта не переживай, я ради подобного экспириенса не сожрал его с потрохами - просто отправлял на несколько месяцев на острова, где он чилил в своё удовольствие, при этом думал что реально в чем-то снимается. Хотя от последней серии второго сезона я отвлекся и пришлось выпускать оригинал.

Вот вроде говорит спокойным, даже умиротворяющим голосом - но то ли у меня в голове продолжают работать клише восприятия, то ли двойное дно этого собеседника неумолимо прорывается через любую оболочку - как бы то ни было настороженности у меня меньше не становится. А в таких случаях всегда лучше закидывать вопросами того, с кем ведешь беседу - пока он отвечает у тебя появляется время и с самим собой разобраться.

- Терри? Так Пратчетт у вас? Там? -я выплевываю из себя очередную очередь вопросов, в финале которой указываю пальцем вниз. Дьявол в ответ молча кивает, отводит взгляд в сторону и говорит с нотками меланхолии в голосе

- Ну вот, опять так резко и мрачно... Боюсь что у тебя сложилось немного привратное мнение и обо мне, и о всей нашей... ну так скажем корпорации. Не, ничего страшного, я все понимаю - такое шаблонное восприятие это вполне нормально, а уж после стольких сотен лет конкретной пропаганды оно впиталось в тебя на уровне хромосом. Типа космонавт - Гагарин, поэт - Пушкин, дьявол - абсолютное зло. Ну да, я зло. Но такое, относительное - смотря с какой точки зрения посмотреть, ведь дьяволы не всегда то, чем они кажутся. В общем тут и фишка немного в другой банке, и реальность тоже в иной таре плещется. И поэтому боюсь, но я вынужден обьяснится.

Вот в чем и прелесть, и беда одновременно в беседе со сверхестественными существами так это в том что они заранее знают тебя и о тебе гораздо больше, чем ты их и о них - поневоле начинаешь думать что напротив тебя шулер который точно знает какой набор карт у тебя в руках и думает как этим лучше воспользоваться. Вот как-то так и сейчас, фраза про вынужденность объяснений одна из моих любимых, я уже не помню откуда именно я ее извлёк и сколько лет уже использую - а тут меня ей кроют как шестёрку козырем. Дьявол же тем временем перегнулся через стол, вытащил из моей пачки сигарету, прикурил (без зажигалки, естественно) и продолжил.

- Начнем с того что изначально никакого ада не было, концепция была такая - либо сдал экзамен и проходишь в рай, либо отправляешься на пересдачу жить ещё раз. Знакомо, правда? И да - вот так просто, некоторые даже просекали это во время экзамена и нарочно его заваливали, но большинство действительно стремилось в рай. И большинство этого большинства туда не попадало. Само собой со временем таких вот вечных студентов становилось всё больше и больше, и никакие войны с эпидемиями с прореживанием человечества справиться полностью не могли, а инфраструктура к такому поголовью ещё не была готова. Надо было что-то придумать. И одновременно с этим некоторым личностям вроде меня пришло в голову что и сами критерии райского экзамена далеко не самые корректные, да и в принципе концепция рая нуждается в модернизации. Ничего что я пытаюсь излагать так, чтобы тебе понятнее было?

- Ничего,- киваю я в ответ - но канцеляризмов можно и поменьше, а то каким-то отчетным собранием повеяло.

- Ладно, понял - хмыкает Дьявол - Давай иначе. Вот зашел я как-то в рай, посмотрел вокруг и понял - скучно. И атмосфера слишком ванильная, и сами души... Вот они туда как попали? Правильно - всячески себя ограничивали в земной жизни ради царствия небесного: не возжелали, почитали и все такое. И чем, как ты думаешь, они стали заниматься в раю? Естественно тем же самым, чем и раньше - ограничивают себя, не возжелают и почитают. Ничего не изменилось кроме антуража. Потом я зашел в чистилище и увидел как обратно отправляются вполне достойные души, сделавшие в своей жизни много хорошего, но не по канону. Если ты мыслишь и поступаешь иначе, если действуешь неординарно, то проход в рай тебе заказан и даже на контрамарку или приставной стул не надейся. Ибо в земной жизни плюнуть некуда - обязательно в грех попадешь. Но при этом большую часть прогресса и развития человечества творили именно те, кого потом в чистилище признавали грешниками. Тогда я подумал " То ли я фишку не рублю, то ли мы где-то косячим" и предложил создать альтернативный рай. Да-да, ад изначально задумывался как "рай, версия 2.0" - неожиданно, правда?

- Ты серьезно считаешь что именно эта информация для меня является неожиданной, а все то, что я услышал ранее, в порядке вещей?- отвечаю я, даже не замечая что перешёл с Дьяволом на "ты" - У меня другой вопрос - почему ты всё это рассказываешь именно мне?

- Ну а кому ещё как не случайному собеседнику в баре - улыбается в ответ Дьявол - Для того эти самые заведения и придуманы - чтобы поздними вечерами их посетители могли излить своё нутро кому-то незнакомому, кого (как они надеются) больше никогда в жизни не встретят и поэтому практически как с вечностью разговаривают. Так что считай что у меня сегодня просто приступ ностальгии и тебе повезло. Или нет.

И вроде бы мне после этих слов следует испугаться до состояния соляного столба, но оно как-то не пугается внутри - то ли это ром действует, то ли прощальный привет от отьезжающей крыши такой вот.

- Мало того, я еще изменил сам путь попадания в обновленный рай,- между тем продолжил дьявол - точнее расширил его рамки и на земную жизнь. Во всей этой аскезе для лучшего устройства себя в загробной жизни я видел что-то неправильное, а если мы можем дать людям то, чего они желают ещё здесь, так почему бы это не сделать? Не всем, конечно - у людей очень часто бывают взаимоисключающие желания. Хотя бы тем, кто не сидит сиднем в ожидании что чудеса с богатствами начнут сыпаться на него с небес сами по себе, а хоть что-то для этого делает, причем чуть больше чем покупка лотерейного билетика - действия, как и желания, для их сбычи должны быть осознанными.

- Так ты получается просто подвижник и меценат какой-то - говорю я с иронией и понимаю что это уже точно действует ром, потому что я начал язвить Дьяволу.

- Да идеалист я и романтик в транскрипции Довлатова - машет в ответ рукой Дьявол - То есть "Нуйм удак". Обновлённая версия рая продержалась где-то сотню лет, потом он был признан ошибкой и из него решили сделать ад, блага раздаваемые при жизни выдали за скупку душ, а раз я эту кашу заварил, то и расхлебывать её было поручено тоже мне. Оказалось что я в своей прекрасной концепции не учел одну маленькую деталь - сущность веры как таковой. И вера в то, что завтра будет лучше чем вчера работает, а уж в то, что в раю тебе воздастся за все тяготы земной жизни тем паче. И наоборот - если ты даешь человеку подобие рая прямо сейчас, он считает что это нормально, ждет от тебя ещё больше и перестает сам что-то делать. И получилось что я думал принести человечеству развитие и прогресс, а по факту принёс упадок и застой. Такая вот загогулина получилась.

Дьявол отхлебнул ром откинулся на спинку кресла и стал задумчиво изучать расцветку ночного неба. А у меня внутри было какое-то двойственное ощущение: вроде и жалко мужика как любого другого, кого мироздание обломало в его лучших чаяния, но с другой стороны это все-таки Дьявол со всей его репутацией в комплекте.

- Слушай, я вот чего не пойму - я почему-то начинаю говорить вкрадчивым тоном - Вот всë это: рай, ад, этих сюда, других туда и вся движуха, которая вокруг этого - вам-то она зачем?

- А никто не знает. - моментально ответил Дьявол, вытащил из моей пачки ещё одну сигарету, прикурил и выпуская дым продолжил - И не задумывается никто. Оно просто так есть. Мало того - если начинаешь об этом задумываться, то приходишь к тому что это надо забыть и больше не думать. Потому что если мы начнем понимать что все это какая-то суета, никому особо не нужная, то нас может попросту не стать. За ненадобностью.

***

- Давай-ка притормозим - мое отражение судя по всему уже какое-то время пыталось привлечь мое внимание выразительным взглядом и поняв безуспешность подобных попыток перешло к более решительным действиям - Сюжет получается такой... прямой как палка и простой как детская вилка о трёх зубцах. И дальнейших вариантов развития у него тоже три, как и зубцов у помянутой вилки. Номер раз - Дьявол действительно окажется хорошим парнем, которого когда-то просто не поняли, а тебя привлекут за оскорбление чувств верующих. Номер два - это такая хитромудрая дьявольская игра для того чтобы ты его посчитал хорошим парнем, а потом, в нужный момент где-то на заднем плане заиграет Хвостенко и выяснится что твой новый знакомый совсем не Орландина. Ну и номером три, которым обычно в комплексных обедах идет компот в этот раз будет кисель - то есть открытый финал с какими-то многозначительными фразами для дальнейшего домысливания. Или такими же образами - типа волчка у Нолана в Начале. И вот какая пидерсия получается - любой из трёх вариантов это банальщина, которой сто лет в обед и которая была уже сотни раз кем-то придумана

Хороший диагноз. Главное четкий и не содержащий вариабельности - больной реанимации не подлежит , патологоанатом, ФИО и место для подписи. Но мы, создатели многословных банальностей, не сдаемя даже когда наши фантазии практически упакованы в чёрный пакет.

- Волчок это хорошо - произношу я задумчиво - Волчок это тотем, это практически заклинание - но оно не для этой истории. Потому что этот сюжет... Ну если перейти на сравнения с кухонной утварью, то он больше не вилку напоминает, а половник - и мы его даже наполнять супом ещё не стали, а просто в кастрюле что-то помешали. Да и подстраховался я, ибо он не обо мне, а о тебе. Ну да, мое отражение гуляет по барам и беседует с засидевшимися в них дьяволами, а сам я в домике. Поэтому слушай дальше.

***

Дьявол продолжает делать вид что изучает карту созвездий на ночном небе Москвы, но судя по нему мыслями он где-то далеко о этого мира. А я подсматриваю за ним, прихлебываю ром и думаю что по-хорошему надо отсюда валить по-тихому и всю следующую неделю убеждать себя что ничего этого не было. И ещё нужно забыть дорогу в этот район, вычеркнуть его из своих маршрутов, будто бы в нескольких кварталах введён круглосуточный комендантский час или случилось радиоактивное заражение. Однако рациональная часть моего сознания уже немного повреждена алкоголем и в таком состоянии гораздо легче ввязываться в разнообразные авантюры.

- Так значит ад - он реально есть? - прерываю я повисшую паузу. Дьявол почесывает подбородок и немного морщится, словно бы этот вопрос имеет четкий и осязаемый вкус лимона

- Реально только то, во что ты веришь . Но ты это и так уже знаешь. А так да - и он вполне достойно себе функционирует.

- И вот котлы, сера, кипящие грешники и прочие вечные муки (большие и маленькие) это и есть ад? - не унимаюсь я

- Не-а, это маркетинг - меланхолично отвечает дьявол - Причём довольно топорный, нацеленный исключительно на инстинкты и, наверное, от этого работающий. Вот давай вооружимся критическим мышлением хотя бы в мнинимальной степени и прокачаем ситуацию.: мы говорим про рай и ад, то есть о тех местах, куда попадают души после смерти, после которой телесная оболочка не имеет уже прежнего значения - её закопали , или сожгли, или пожертвовали эскулапам для опытов. Однако в рай возносятся бестелесные души, а в аду они же испытывают физические страдания. То есть телесные. Души. Где сбилась логика, а?

- Не знаю, я как-то раньше в таком ракурсе не думал - начинаю я заполнять словами паузу. Дьявол же начинает широко улыбаться и тыкать пальцем вверх

- Потому что маркетинг - для того чтобы было ещё больше желания попасть туда надо максимально напугать тем что может быть при другом варианте, а лучше чем воздействовать на инстинкты в данном случае способа нет. Да и простейшая эмоциональная подмена тоже прекрасно работает - тело после смерти закапывают в землю, ад тоже под землёй и поэтому такой трюк вполне себе работает. Так что когда говорят что маркетологи готовы душу продать это совсем не соответствует реальному положению вещей, потому что они по сути своей практически ангелы.

И начинает реально хохотать - то ли от показавшейся ему удачной шутки, то ли от рома, то ли от сочетания этих факторов.

- Так, я не понял - прерываю я его хохот - Ад есть. Котлов нет. Грешники не варены, получается. Чем они тогда занимаются?

- Не, ну я сначала хотел там ночной клуб открыть... - продолжает веселиться дьявол. Но видя что я не поддерживаю его приколы он успокаивается и продолжает уже серьезно - Страдают, естественно. Но душевно - как ещё душам возможно страдать?

Он пристально смотрит на меня, видит что отправленная мне информация в меня не укладывается, вздыхает и сам задает мне наводящий вопрос.

- Тебе наверное какие-то примеры нужны, чтобы лучше понять? Ну хорошо, я тогда сразу с козырей зайду, ладно? Вот представь - человек умер и не помнит об этом. Точнее после того как его распределили к нам мы подкорректировали его воспоминания и он продолжает считать что жизнь продолжается. Вот только никаких ярких моментов в ней больше не случается - мы оставляем ему только заботы, мелкие дела, ежедневную рутину. В общем все то, что можно обозвать одним словом - каждодня. И вот живёт он в этой самой каждодне ещё очень долго, и хронически ждет что скоро все изменится. А потом в один... даже у меня язык не повернется применить выражение "прекрасный день"... Так вот однажды мы ему снимаем эту пелену с глаз и он вспоминает и понимает все - он уже умер, он в рай не попал и теперь эта каждодня для него будет длиться вечно. И именно в этот момент начинается ад.

***

- Ну да - задумчиво произносит мой зеркальный двойник - тут конечно и " Ад это повторение", и "Мне холодно или только кажется", Робин Уильямс, Куда приводят мечты.. . Но это уже интересней - при таком варианте даже развоплощение может показаться выходом. Да и сюжет обрёл направление - его герою дальше явно предстоит быть замучанным мыслью не в аду ли он сам? Ладно, что дальше было? Ты чего ржешь-то?

А я действительно ржу. Потому что всегда приятно наблюдать когда ставивший капкан сам в него и попался - ибо нечего животных мучить. Поэтому я натягиваю на лицо самую довольно из своих гримас и отвечаю

- А дальше ничего. Я тебе какую историю обещал? Про то как ты встретил дьявола? Ну вот и получи. А вот про то что было дальше и даже как ты попрощался с дьяволом тем вечером я тебе рассказывать не обещал - может быть ты с ним так и не попрощался, ваш разговор идет уже не первый год, а я просто подсматриваю за тобой из зеркала . Так что вот тебе половник, можешь черпать самостоятельно - хочешь отправляй себя и Дьявола спиной к спине аки голубей преисподней устраивать революцию на небесах, хочешь пробуди его рукой официанта, который попросит уйти, так как заведение закрывается. Но неопределенность настоящего ты правильно уловил, ага - в любой момент теперь можно ожидать что кто-то не слышно подойдет сзади и снимет с глаз эту полупрозрачную повязку.

Отражение в зеркале обиженно смотрит в сторону и я понимаю что несколько переборщил с сарказмом

- Ладно, вот тебе финал истории - примирительно говорю я - герой истории не ты, а граф Тулузы Раймон VII, который в аду аж с 13 века. При этом время вокруг него меняется - он вялотякуще прожил и средневековье, и времена революций и войн, после чего пошел с воображаемой войной воображаемого Наполеона в воображаемую Россию и осел в ней. Прожил в своей каждодне два века нашей истории и только потом его обнаружил Дьявол, потому что про Раймона VII попросту тупо и банально забыли, а теперь надо как-то этот косяк разруливать, ибо снимать пелену с глаз, помещая потерянного графа в полноценный ад уже как-то не комильфо. Граф Тулузы тем временем где-то живёт в этом закольцованном городе, кем-то работает, у него есть СНИЛС, СПИЛС и СКУРИЛС, загранпаспорт, при помощи которого он мог бы посетить Бургундию, Нормандию, Шампань или Прованс, если бы помнил что где-то там его родина , аккаунты в соцсетях и прочие атрибуты городского жителя двадцатых годов. И вот однажды он заходит в случайную дверь, садится за столик и у него заканчивается газ в зажигалке... И в итоге Дьявол предлагает Раймону VII два варианта - либо закольцевать его историю в 13 веке где-то между Тулузой и Каркассоном, в борьбе с Монфорами, интригами с Людовиком и прочим, наполнявшим его реальную жизнь, сделав так чтобы он каждый раз заново рождался в том же самом времени (ну или считал что рождался), либо полностью реинкарнироваться , ибо смежники из других конфессий немного задолжали Дьяволу. И вот как раз тут и пригодится третий зубец помянутой тобой детской вилки - сюжет уходит в затемнение и выбор главного героя остаётся уже за скобками.

- А зачем это Дьяволу?

- А черт его знает. Может быть просто потому что дьяволы это не совсем то, что нам кажется. Как и люди. Как и всë вокруг.
Опубликовано: 03/05/25, 12:40 | Последнее редактирование: Silver_Fox 04/05/25, 22:09 | Просмотров: 165 | Комментариев: 4
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Здравствуйте!
Как обычно - интересно и ассоциативно. Очень глубокие мысли о кинематографичности всего вокруг, о законах, по которым все происходит, о некоторой магии происходящего, о личном пространстве.
Такой разговор с собственным чёрным человеком.
Особенно близки вот эти мысли:
"Он, этот смысл, есть, наверное... возможно...в где-нибудь. А уж в когда-нибудь он есть обязательно, потому что в нём обычно сюжетные линии связываются, висящие на стенах ружья исторгают из себя залежалые пули, вишневые косточки прорастают из оленьих голов и даже сны расталкивая друг друга торопятся стать явью.

...выходишь в дождливый город мысли привести в порядок. Потому что в последнее время их много, они разные и, что самое главное, они скачут. Толкаются в голове, перебивают друг друга и практически устраивают внутри черепной коробки вагон метро в Выхино в час пик. Мне порой даже кажется что если бы их материализовать и выпустить в живую природу, то блохи нервно курили бы в углу, а кенгуру подходили бы с вежливой просьбой преподать им мастер-класс.

Ну да, я зло. Но такое, относительное - смотря с какой точки зрения посмотреть, ведь дьяволы не всегда то, чем они кажутся. В общем тут и фишка немного в другой банке, и реальность тоже в иной таре плещется.

Оно просто так есть. Мало того - если начинаешь об этом задумываться, то приходишь к тому что это надо забыть и больше не думать. Потому что если мы начнем понимать что все это какая-то суета, никому особо не нужная, то нас может попросту не стать. За ненадобностью.

Но неопределенность настоящего ты правильно уловил, ага - в любой момент теперь можно ожидать что кто-то не слышно подойдет сзади и снимет с глаз эту полупрозрачную повязку."


Очень много метафор и аллюзий. Нравится неоднозначность, подход к происходящему вокруг как к собственному сценарию: "Реально только то, во что ты веришь".

"И тогда ты начинаешь видеть." напомнило фразу из одного фильма: "Вокруг столько красоты".

Рада вас видеть на сайте, и читать вашу прозу.
Koterina  (04/05/25 10:12)    


Катя, приветствую!

Это такие заметки в блокноте, из которых родилась история... лоскутная такая, которая скорее похожа на сериал: есть арочный сюжет, но каждый эпизод это своя смысловая линия и между ними есть и временные, и сюжетные разрывы. Тут только наяало, предисловие с завязкой (вообще уже 2 сезона набралось), может быть продолжу дальше выкладывать.

Было очень приятно прочитать отклик, спасибо большое
Silver_Fox  (04/05/25 11:24)    


Конечно, приносите продолжение)
Хотелось бы, чтобы на сайте было больше классной прозы.
Koterina  (04/05/25 13:22)    


Хорошо, постараюсь ленту одним собой не замусоривать:)
Silver_Fox  (04/05/25 20:38)