Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1158]
Миниатюры [1158]
Обзоры [1463]
Статьи [475]
Эссе [212]
Критика [100]
Сказки [257]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [9]
Юмористическая проза [177]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [64]
Подражания [9]
Афоризмы [27]
Фантастика [166]
Мистика [94]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [311]
Повести [212]
Романы [72]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [10]
Литературные игры [41]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2539]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [119]
Анонсы и новости [109]
Объявления [104]
Литературные манифесты [262]
Проза без рубрики [518]
Проза пользователей [147]
Путевые заметки [40]
Так уж всë устроено. Между первой и второй
Проза без рубрики
Автор: Silver_Fox
Когда выходишь ночером на балкон с сигаретой и видишь что там, внизу, прямо по автостоянке между машин бежит лиса, то сначала ждешь вслед за ней пару мамонтов, стайку единорогов, а потом, в финале, для полного апофигея еще обязательно дракона. Да так чтобы по-взрослому - с шелестом крыльев, огнём над городом и сопровождающим его воплями невольных свидетелей, которые стремительно превращаются в потерпевших. Потом вспоминаешь про перезагрузку матрицы с чёрной кошкой в виде атрибута и думаешь что лиса потянет на полноценный релиз новой версии с редизайном и обязательным набором неожиданных багов в самых непредсказуемых и труднодоступных местах в комплекте, причем не всякая зубная или даже сапожная щетка способна долететь до середины этого безарбузия. А потом понимаешь что раз уж действительно лисы по улицам бегают, то это просто такой привет от мироздания с напоминанием что порядок меняется. 

А само понятии "порядок" изрядно затерто пристегиванием его в одну упряжку с красотой, слаженностью и к прочим лоскам да блескам. Порядок это норма, это тот комфортный уклад ежедневности, который каждый принимает для самого себя лично и поэтому даже абсолютный хаос может стать порядком для того, кто привык бороздить океаны хаоса каждый свой день. Порядок это то самое равновесие, к которому стремятся все внутренние весы, и любое его нарушение приводит к неслабой движухе - загораются тревожные кнопки, бригады внутренних спасателей-чипиздейлов скользят куда-то вниз по шестам, усаживаются в ярко-красные машины и с рëвом, рейвом и криками SOS несутся на восстановление порядка. Причем даже несмотря на то, что выражение "не в порядке" с мохнатых годов обросло негативной коннотацией, это всё работает и при нестабильности со знаком плюс - порядок охраняет своё существование словно он действительно та самая матрица с чёрным котом, отсутствием ложки и пилюлями на выбор. Но любая многократно повторяемая последовательность слов ли, действий ли, событий ли постепенно начинает приобретать свойства заклинания, однако каких духов или чертей оно вызывает дать разобраться не торопится. Возможно это просто колыбельная. Или сон жителя планеты, над которой восходит Бетельгейзе и эти картины он после пробуждения сочтет непонятным бредом. Или просто звук камертона, который настраивает другие инструменты для исполнения мелодий, но сам ничего не играет. 

Однако бывают такие моменты, когда порядок меняется и новый ещё не успел сложиться, весы не откалибровали нужную отметку равновесия, а спасатели спокойно спят или режутся в дурака. То есть когда "не в порядке" это нормально и даже дело житейское. И, наверное, именно в такие моменты в город заходят лисы. Чтобы  показать что раз они могут здесь случиться, то дальше может быть вообще всё что угодно. Да и в конце-то концов они же не утки, они не могут взять и улететь в теплые края, прихватив с собой долбанутых ворон, Нильса и Карлсона до кучи (чтобы по чужим крышам не лазил). Лисы просто идут куда-то ещё.  Где всё интересно жутко
___

Первые снегопады это всегда хорошо. Другое и потом еще настанет, где-то месяца через два и ощущения от него будут совсем иными, потому что снега в наших местах слишком... нет, не много, а долго. Именно в такой донельзя несогласованной формулировке эта штуковина лучше всего и выражается - снега слишком долго. Зима вообще плохо знакома с чувством меры, имеет тягу пускаться в крайности и обладает всеми необходимыми навыками образцового захватчика. 

Но это потом действительно когда-нибудь потом, после, в следующих главах и на других страницах, до которых сие повествование ещё должно будет добраться, а перелистывать книгу для того, чтобы подглядеть что там, ближе к финалу всё опять сведется к разнесчастному садовнику, который будет назначен и убийцей, и пропойцей февральских чернил, и вообще мерзким типом - это совсем не комильфо. Тем более если это книга твоей единственной и неповторимой, в этом случае перемотка вперёд вообще противопоказана (а вдруг что интересное пропустишь?). Перемотка назад, кстати, тоже и эти кнопки с парой треугольничков лучше вообще выломать из своего жизненного пульта. Так к примеру едешь наземным метро заснеженным утром на старте зимы, разглядываешь изменившийся за ночь мир через стекло вагона и понимаешь что маршрут твой проложен сразу через несколько мест, в которые ты приезжал годами пять раз в неделю по зову банковской карты, требующей к себе регулярного внимания через входящие перечисления, на которые обменивается время собственной жизни с приобретенными в её процессе умениями. Причем четко в хронологической последовательности туда назад. И от этого тянет представить что это не поезд, а Делориан, в котором ты стремительным Марти Макфлаем движешься назад в... Вот только время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своём бесправии и прямо в середине ассоциирования понимаешь что такого маршрута не могло быть, потому что поезд идет строго по рельсам, а они на этом маршруте в том самом "тому назад" для движения таких поездов не были предназначены, да и сами поезда тоже находились в стадии глубокой разработки или вообще эмбрионами на чертежах. Поэтому никаких альманахов за пазухой, никакого Дока рядом и никакой перемотки - только снег, перелицевавший этот город в бескрайную пепельницу.

Возможно что там, наверху просто много заядлых курильщиков, у которых аккуратность не является ни врождённым, ни приобретённым качеством и они просто периодически вытряхивают накопившийся пепел вниз. И эти первые снегопады (или пеплопады,  или как-то еще) приносят с собой какое-то умиротворение, словно бы маленькие крупицы замерзшей воды там, наверху провели общее собрание и по его итогам единогласно приняли решение что станут тяжелым одеялом для той части мира, в которую они десантируются. Десанту для лучшей маскировки положено высаживаться по ночам, одеяло тоже ночной житель и логично что всё происходит в темное время суток - а, может, это просто у мироздания ежегодно просыпается тяга к такому вот спецэффекту как кардинальная смена декораций за одну шелестящую ночь. Ничего нового или неожиданного, но всякий раз кажется что даже звуки теперь стали глуше, время начало течь медленнее, а вчерашний день и далее в "тому назад" остались где-то там, за границами снегораздела (если есть водораздел, то почему бы не быть своему и именному у другого агрегатного состояния воды? ). Или это просто белый и заснеженный город становится похожим на чистый лист, где теперь можно написать всё что угодно, и от этого кажется что вот-вот весь этот мир качнется вправо, качнувшись влево.

___

А ведь всё это была ещё не зима. Только её трейлер. Типа кинокомпания Эвридэй Пикчерз представляет то ли остросюжетную драму, то ли психологический триллер, то ли хоррор с элементами буффонады и сарказма. Может быть даже и комедию. Они там, наверху, явно ещё не определились что именно нужно снимать, тестируют реакцию на разные жанры и готовятся переписывать сценарий под тот сюжет, который лучше зайдет по рейтингам. Ну или под что-то просто прикольное, для собственного развлечения.

И прям тянет сказать, вначале ещё присвистнув для привлечения внимания - ребят, ну вы там определитесь побыстрее уже, а? И с погодами, и вообще - а то оно всё словно в калейдоскопе, который каждое утро кто-то встряхивает и камешки ложатся совсем не так как вчера. Это уже как-то совсем предсказуемо, я успел понять что завтра будет такая же фигня, да и набор узоров у вас достаточно ограничен. Ну да, я знаю что любая реальность бедна сюжетами, но богата их вариациями, однако хочется  чтобы эти вариации нанизывались на какую-то общую нитку, а не просто укатывались бусинами со стола. Или это просто приближение синдрома окончания года, когда подсознание предлагает как-то осмыслить и заитожить прожитый временной отрезок, постаравшись распутать ту паутину, которая за него сплелась? Я эту обманку знаю, на самом деле в ходе процесса в этой паутине не только больше запутываешься, но поселяешь внутри себя пару пауков-выводов или даже клубок змей-эмоций - тут уж как не повезет. 

Да и сама привычка вязаться к верстовым зарубкам из календаря это всего лишь ещё один шаблон, который множится маркетингом, ибо вера в чудо такая штука, которую очень легко продавать. При правильном пиаре, конечно - и поэтому декабрь становится финишной прямой с итогами и ожиданиями, а потом будут каникулы для сбычи мечт и прочего подобного. Можно ещё Старого Нового Года подождать - а вдруг? А потом китайского, ну не только же ковид и трусы с Алиэкспресса должны от них приходить? А дальше уже всё, февраль - доставай чернил и плакай. Но вот когда не просто догадываешься о том, как бывает когда жизнь может меняться напрочь за одни сутки, а неоднократно пробовал такое на своей собственной шкуре, то маркетинговые уловки мироздания как-то не так уже сильно возбуждают - просто потому что Новый Год имеет возможность случиться в любой момент. И даже с собственным Дедом Морозом для пущего антуража. 

И вот мой личный Пер Ноэль смотрит на меня, а глаза такие хитрющие-хитрющие. Под одним из них фингал, в руках сигарета, а вокруг его лёгкое амбрэ не самого дешевого алкоголя. Смотрит и говорит

- Ну вот чего ты от меня хочешь? Меня же нет. Вот Йоллопуки есть - такому прикольному слову не быть чем-то являлось бы однозначным преступлением. Что он такое никто не знает, но он есть. А меня нет. И подарков не жди - или своими руками их добывай, или они просто с тобой случатся, как обычно. Не за что-то, а просто так. И тогда начнется твой Новый ...очередная кошкина жизнь, что ли - только не забывай правила счета до девяти, это очень полезный навык, он пригодится. Но всё это практически точно не совпадет с праздником оливье и "Иронии... " по ящику - вероятность один к тремстам шестидесяти пяти. А в обозримом будущем даже на один день больше. 

И читая не высказанный вслух вопрос в моих мыслях этот сам ты Клаус добавляет.

 - Зачем приходил? Да это вообще не я - меня ведь нет, не забывай. Это просто там, внутри тебя, твои собственные тараканы тащат к выходу твою кукуху. Тащат и приговаривают "Кукуха, смотри, это выход - теперь ты должна улететь". Потому что долго не лëтанная кукуха может мимикрировать в цаплю, а цапля, как известно, чахнет, сохнет и дохнет. 

И вот если всё это приходит в голову после просмотра только трейлера зимы, то что за шедевр авангардиста готовится выйти в прокат дальше? Ну плюс-минус, потому что "календари врут" (с). Хотя... главное чтобы в зале погасили свет, а киномеханик нажал все верные кнопки и не перепутал с какой стороны пленку крутить - а то с неожиданными титрами я тоже уже знаком.

---
Иногда сложнее всего бывает начать.

Особенно когда вроде уже закончил, отстрелял висящие на стене ружья (освободив от своей ноши те из них, что были с вишневыми косточками, а остальные и так не были заряжены - просто висели реквизитом для пущего форса), а мыслям своим сказал "Спасибо за всё, дорогие мои скакуны, а теперь скачите обратно к Газманову - только не перепутайте Олега с Родионом, а то последний наверняка потеряет вас как собаку". И точку не забыл поставить. Причем так... чуть ли не ритуально, что ли - представил себе воображаемые перо, чернильницу и лист бумаги, после чего воображаемо обмакнул первое во второе и несколько раз с усилием ткнул третьему в одно место. А потом ещё довольно выдохнул, закурил и подумал что теперь пора заняться какими-то другими делами, отложенными на неопределенное время - временами история накидывает хомут на шею тому, кто её придумывает, и тут уж приходится тянуть эту повозку до пункта назначения, чем-то жертвуя или отставляя на потом. И хорошо если только хомут - прогресс до этих существ явно ещё не добрался и про хлыст или элекшокер они не слышали. И слава богу.

Но вот спустя какое-то количество рассветов, закатов и улаженных (или не очень) дел попадаешь под очередной рекордный снегопад (которого не было с тыща девятьсот мохнатого года, но который случается по несколько раз за зиму),  из-за чего окружающая тебя реальность начинает напоминать белый лист, в памяти всплывает тот самый, с ритуальной точкой и, присмотревшись к нему, тихо выдыхаешь "Шарик, ты балбес! " . Потому что ты, похоже, имеешь в своей родословной ту самую басенную мартышку, которая стала слаба глазами, а так как эволюция не дремлет, но пути ее неисповедимы, то добавил к глазам ещё и мозги. Потому что даже в своём воображении умудрился промахнуться, да еще и несколько раз, и вместо жирной точки там красуется вполне себе худосочное многоточие. Причем если бы у многоточия было лицо, то оно стопудово ещё бы и язык показывало - типа это твоих собственных мыслей дело, несколько раз тыкать пером тебя за руку никто не тянул, а за страсть к подобного рода символизму и визуальным эффектам счёт может быть предъявлен в любой момент. Так что давай, мил человек, повозка ждет и ехать нам незнамо куда, естественно, как это в сказках и водится. И вроде бы хочется даже возмутиться с обещанием визуальной демонстрации не просто кузькиной матери, а вообще всего их генеалогического древа, персонажи которого являются опытными проводниками сразу всех популярных эротических маршрутов - но вот только кто меня вообще спросит?

***

- Ну и что дальше?

Отражение вопросительно уставилось на меня, причем и в выражении лица читается, и в интонации слышится какой-то вызов. Вот ведь забавная сущность: неделями молчало и не подавало ставших уже привычными признаков отличия, старательно повторяло за мной все мои жесты, не велось даже на провокационную мимику - а тут вот прям приперло и сразу нужно не просто ждать ответа на вопрос, а просто-таки его требовать. Такое впечатление что там, в его зазеркалье, мерно и неуклонно ведёт обратный отсчет таймер бомбы и только мне известен пароль для дезактивации, но я отчего-то туплю с ответом. И,  как обычно, когда понимаю что попал в турбулентную зону чьей-то торопливой требовательности, начинаю действовать от противного - то есть нарочито неспешно и придавая своему выражению лица бесючий налёт меланхоличности. Медленно подхожу к кухонному шкафчику, открываю его и начинаю выбирать какой жидкостью нужно отпраздновать наступление этого утра - кофе или чаем, при этом чайник даже не включаю, хотя этот процесс мог бы происходить одновременно с жужжащим полётом моих мух выбора. Да и кофе в этом шкафчике не водится, ибо я привык получать его сразу в готовом виде из рук кого-то, кто обучен этой премудрости лучше чем я - поэтому из взаимоисключающих вариантов есть только чай.   Чёрный с виноградом или зелёный с мелиссой. В итоге делаю выбор в пользу первого варианта, подумав о том, что горячий и безалкогольный дальнющий родственник вина по прабабкиной линии будет создавать чуть большую иллюзию тепла в это зимнее утро. При этом вокруг совсем не холодно (если только не смотреть в окно, тогда начинает замерзать взгляд), но лишняя порция тепла зимой ещё никогда и никому не мешала. 

После чего демонстративно прохожу мимо чайника, не касаясь его, открываю посудный шкаф и приступвю к выбору кружки - тут вариантов чуть больше, но утренние критерии выбора никак не соотносятся с эстетикой сосуда, потому что нужно просто совместить собственное желание употребить определённое количество чая с возможностью посуды его в себя вместить. Наконец останавливаюсь на той, что несёт на себе максимально неподходящую к этому моменту надпись "Когда мне грустно, я колдую" - мне вообще не  капельки не грустно, внутри я почти что хохочу,  особенно от того, что всё это время спиной ощущаю буравящий меня взгляд из зазеркалья. Хотя... вот если так специально бесишь кого-нибудь, то это, наверное, можно засчитать за определённую разновидность колдовства.

Наконец я перевожу рычажок на чайнике в положение "Вкл", отчего он загорается изнутри синим светом, поворачиваюсь к отражению и примиряю на себя максимально невинное выражение лица с лёгким налётом удивления.

- Дальше? - переспрашиваю  я - Ну, положим, будет зима. И, заметь, я в этом уверен, вот только настала она в этот раз как-то моментально, безжалостно и несправедливо рано - я уже представляю как будет клинить народонаселение к исходу января и чернила могут оказаться в большом дефиците. Ещё завтра будет воскресенье, а это значит что сегодня суббота - хотя есть версия что и завтра снова будет суббота, и послезавтра тоже. Какая ещё бесполезная информация тебя интересует? А то ведь я её так могу накручивать ... до субботы, то есть практически вечность.

- Издевайся-издеаайся - раздражённый отвечает отражение, после чего берёт свою версию моей чашки, отхлебывпет из неё и морщится - Ещё и пьет не пойми что. Ты ведь прекрасно понимаешь о чём я тебя спрашиваю, поэтому можешь допить свой настой из сушеной травы, поприкалываться вдоволь - ответить все равно придется, я и ждать, и терпеть умею.

- Ладно, ладно - я примирительно машу рукой в сторону зеркала, стараясь тем самым усилить свой посыл - Если бы я ещё сам знал четкий и отражающий суть ответ на твой вопрос... Ну, я узнал что мысли и желания имеют свойство периодически сбываться. Точнее не узнал - знал-то я это всегда, только успел забыть и снова вспомнить. А о принципе "так или иначе" я и не забывал никогда, всё может сохранять какую-то схожую сюжетную канву, но в персонажах, их действиях и деталях напрочь отличаться от задуманного тобой. И, будучи вооружённым такой информацией, начинаешь и думать, и делать чего-то несколько осторожнее - кто знает каких кракозябр тебе в ответ пришлет мироздание? Иногда мне кажется что оно уже несколько оглохло за свою вечность или просто несобранное по жизни и путается и в обращениях к нему, и в их авторах - поэтому  и присылает свои подарки не совсем по адресу. А, может быть, желать это тоже... не то искусство, не то колдовство, не то и то, и другое, причем без хлеба, масла и майонеза. Это тоже нужно делать каким-нибудь специальным образом, отсюда и берётся такое большое количество неисполненных желаний и невоплотившихся мыслей - а у некоторых из них правильность сформировалась только фрагментарно, поэтому они исполняются только частично и ты так смотришь вокруг и  думаешь "Ну ладно, пусть так".Но вот когда понимаешь что у тебя получается, но как это происходит непонятно, то тянет немного отойти в сторону от событий, так, чтобы их течение задевало тебя лишь по касательной и как-то это всё осмыслить, что ли.

Мой монолог прерывает щелчок вскипевшего чайника, я наливаю кипяток в подготовленную к его приему кружку, подхожу к окну и останавливаюсь, с улыбкой повернувшись к зеркалу

- Я ведь чай только что заварил, а ты там его уже давно хлебаешь, но при этом ругаешь мой - попался на такой мелочи, ай-яй-яй, а ещё магическая сущность называется . Мне понятно что ты там что-то задумал, но для этого тебе нужно что-то из меня вытащить, вот и пытаешься насадить меня на булавку своих расспросов, что ту бабочку. Поэтому раз спалили тебя, господин неприсяжный незаседатель, то прекращай юлить и рассказывай что тебе надо. Только чуть позже - я сначала спокойно чаю попью, а уж потом перейдем ко всем действам-злодействам.

После чего открываю балконную дверь и выхожу наружу. Практически на границу зимы. И, глядя на засыпанный снегом и превратившийся в подобие пепельной пустыни город, в очередной раз проговариваю внутри себя что зима меняет практически всё. Остальные времена года относительно гладко перетекают друг в друга, зима же кардинально преображает весь окружающий мир и с неумолимой настойчивостью хирурга-маньяка вгрызается в твой внутренний. И спустя всего несколько недель уже кажется что всё происходившее осенью случилось не только в другом городе (потому что всё то, что видишь сейчас своими глазами, это совсем иное место), а даже в другой реальности и другой жизни. А события прошедшей весны вообще уже относятся к мифам и легендам, которые можно поставить на полку рядом с древними греками и они найдут общие темы для обсуждения и, возможно, даже подружатся. И мир становится иным, и отражение этого мира в тебе что-то меняет внутри,  и начинает казаться что бурые медведи в эволюционной цепочке находятся не так уж далеко от людей - иначе откуда такое желание забраться в берлогу до появления первых проталин, посапывать в ней и временами позыркивать наружу?

А еще декабрями приходит "праздник". Настойчиво, практически из каждого утюга. В третьей декаде уже начинает казаться что вот откроешь  холодильник, а оттуда упряжка с оленями под звон бубенцов вылетит. Причем бубенцами звенеть будет сидящий в этой упряжке, а саркастичная часть моей натуры сразу отметит что Деда Мороза можно ещё и мудозвоном называть - иначе откуда идет этот звук вообще? И после подобного явления "праздника" становится страшновато поднимать крышку унитаза, мало ли какой праздничный житель там обитает?
И при этом прекрасно знаешь что календарный праздник и лучший и счастливый день  - они как как две распятые руки и являются абсолютно разными сущностями  Лучшее практически всегда случается неожиданно, счастье вряд ли можно запланировать в календаре красной датой, обвести кружочком и ещё пару галочек сверху поставить в качестве напоминания. Возможно даже именно неожиданность является необходимой составляющей подобного коктейля и любой демиург при обучении обязательно проходит стажировку на посту бармена, обучаясь правильности пропорций каждого из ингредиентов. А вот наш прогуливал, походу, и поэтому потом долго чесал репу, пытаясь вычесать из неё то, чего туда так и не попало. Попадались только блохи и немножко мистического тумана. Но так как всю вечность на вычесывание идей потратить нельзя, он махнул рукой и решил - а пусть будут праздники. По крайней мере и по теории вероятности у кого-то в них что-то такое произойдет, а уж дальше люди сами допридумывают , потому что сработает ранее заложенная в них вера в то, что завтра будет лучше чем вчера. Только вот праздников нужно побольше создать, чтобы уж совсем наверняка.

И в этой конкуренции Новый Год выбрался в лидеры. Причем даже понимая эту праздничную обманку с конфетти и серпантином в виде атрибутов, всё равно  внутри живёт что-то иррациональное, которое держит в своих руках такую длинную и тонкую иголку и ей периодически колет тебя куда-то в область сердца, но от этого совсем не больно - просто после этого укола мышцы посылают в мозг импульс, который он конвертирует в мысль "А, может быть, в этот раз всё-таки?". Сначала от этих мыслей просто отмахиваешься, посмеиваясь над самим собой что ничто человеческое тебе не чуждо - и даже внушаемый маркетинговый посыл тоже. Потом начинаешь задумываться о том что совпадения, в принципе, возможны и почему бы одному из них не произойти на стыке лет? И в какой-то момент, обычно в самые последние дни года, внутренне сдаешься этому ощущению (только по-тихому, не подавая вида и периодически продолжая упражняться в сарказме , помня что он является штатным альтером романтики),  но вот только в этот момент и незаметно для тебя прибор, предназначенный делать уколы в область сердца берёт в руки уже другая твоя сущность. Это критическое мышление, в руках у него даже не иголка, а полноценный и свежезаточенный кол, а во взгляде сарказма в разы больше, чем на той роже, которую ты надел на своё лицо для маскировки.  Оно тыкает своим колом, потом (как водится) мышцы, импульсы, мозг и в финале мысль "Ну вот чего ты размечтался, ты же это кино смотрел уже не раз - там в финале выяснится что Дед Мороз мудозвон. Вот как-то так".

Тем временем очередной глоток чая даёт мне понять что он уже слишком адаптировался к окружающей минусовой температуре и хорошо бы вернуться в комнату и плеснуть в чашку ещё немного кипятка. Что я и делаю. После чего ставлю свою посудину напротив зеркала, поворачиваю стул спинкой вперёд, для того, чтобы усевшись на него, можно было бы руками облокотиться  на спинку, и с улыбкой говорю отражению, глядя ему прямо в глаза

- Ну что, поехали?

- А ехать некуда - отвечает мне существо из зазеркалья - Улицы замело, интервалы движения увеличены, городские службы не справляются. Просто растормошить тебя немножко хотелось, а то с уходом осени ты действительно стал потихоньку в спячку впадать - а это и мне тоже передаётся и мне такое состояние не нравится. У меня в роду не было бурых медведей - причем здесь, с другой стороны стекла, они могли бы в неё попасть даже технически, но их тут нет, ты еще не догадался притащить в квартиру медведя и я надеюсь что этого никогда не случится. Нет, я тебя уже успел изучить, конечно, и знаю что декабрь для тебя это время усталости - от людей, от событий, от всего. Однако в этот раз оно как-то сильнее обычного

- Видимо событий просто больше было - перебиваю я его и от этого отражение довольно кивает и улыбается, типа "Вот, узнаю брата Колю - раз перебивать продолжает, то не совсем пропал куда-то"

- Да и людей или не совсем тоже - я продолжаю, предварительно отзлебнув чаю - Те, которые не совсем, как-то в последнее время перестали захаживать, а которые прям люди-человеки окончательно и бесповоротно...  На этот счет у меня есть теория - крутится в голове уже несколько дней, зараза такая, а всё то, что таким образом царапает мозг, оно прямо-таки просится выпустить его наружу.  И раз ты уж стал меня тормошить, то садись и вкушай плоды своих трудов. Не имею представления насколько удобоваримым будет это блюдо, но сорян, ты сам напросился.

Зеркальный удивленно приподнимает бровь, но я знаю что там, внутри себя, он доволен - типа наконец-то с этим вновь становится интересно, оно, конечно, временами с явным перебором случается, но совсем без его придури уже как-то скучно. С этой гримасой отражение берёт стул, ставит его точно так же как я, и оседлав его, со взмахом руки произносит

- А вот теперь действительно поехали.

- В общем дело в следующем  - вот есть традиционная пятибалльная оценочная система, которая впитана нами ещё с начальных классов школы, а, может, и раньше - зайчик же выходил погулять под раз-два-три-четыре-пять, а раз по принесению домой оказался он живой, то это была как минимум четверка в дневнике. Мало ли какие у них там в зайчиковых семьях стандарты, может там за тройку принято добивать? Так вот все это раскладывание на пять составляющих по старшинству и успешности уж слишком сильно смахивает на какое-то заклинание, причем даже по окончанию всех учебных заведений люди продолжают придерживаться определённой ролевой модели - то ли это правила социума, то ли муравейника, то ли черт его знает.

Я беру паузу для того чтобы мой собеседник впитал в себя первоначальный посыл. Ну ещё немного понтуюсь, конечно, потому что очень хорошо выучил что точно и уместно взятая пауза может сказать больше любых слов. Однако в ответ отражение смотрит куда-то вглубь себя, вполне возможно что у них там ни оценок, ни учебных заведений нет в принципе - счастливчики, блин. И поэтому мне видимо придется разжевывать дальше.

- Ну вот смотри - произношу я, перегибаясь через спинку стула - начнем с единицы. И очень быстро закончим, потому что её нет. Единица в виде оценки  это что-то уж совсем из ряда вон и у меня есть подозрение что даже если сжечь школу огнеметом во время каникул, то на её пепелище соберется педсовет, для того чтобы обсудить не испортит ли единица в качестве оценки за эти действия показателей, которые отсылаются в районный отдел Министерства образования? И даже такого слова как единичник нет.  Причем вроде бы из человеколюбивых побуждений, для того чтобы не травмировать нежную детскую душу самой низкой оценкой, но в этот момент подмена понятий выходит на сцену, раскланивается и посылает собравшимся воздушные поцелуи - место единицы в детском сознании в виде пугала и семи казней египетских уже давно и прочно заняла двойка.

Однако если единица в оценочной системе является атавизмом, то логично было бы просто-напросто отрубить этот хвост за ненадобностью, оставив четыре оценочных балла от двух до пяти и пользоваться только ими. Но нет - в существовании единицы есть еще одна любопытная штуковина, ибо каждый человек, каждая личность изначально и по сути своей единица. Но вот в наш культурный код с малых лет внедряется что единица как мед у Винни Пуха - она вроде есть, но её сразу нет. И сверху ещё и Маяковским полируем,  вот сколько бы у него не было прекрасных и тормошащих твое живое изнутри текстов, все равно в памяти упрямо торчит что единица вздор, а голос её тоньше писка - а уж мальчикам пубертатного периода (когда они Маяковского проходят) выражение "тоньше писка" навевает конкретно не самые радужные эмоции. И вот таким образом каждой единице навязываются манеры и повадки моего любимого суслика из ДМБ - он по сути своей есть, но видеть и замечать его не принято, равно как и самому суслику не принято себя показывать.

- А сейчас ты ещё и Матрицу вспомнишь, сказав что система охраняет своё существование, да? - перебивает меня отражение и довольно улыбается

- Молодец - я сопровождаю свой ответ щелчком пальцев - Но не попал. Хотя было очень близко, ты чуть поторопился просто, про систему чуть дальше будет. Поэтому с языка не снял, для этого нужны удивительные способности, а мы с тобой уж слишком тесно связаны и являемся разными вариациями одного и того же для возможности так вот  удивлять. Но раз ты уж продвинул эту тему, то перейдем к двойке. Точнее к двоечникам. Вот давай их вспомним - они же не создавали впечатление каких-то забитых существ, правда? Двоечник он до кучи обычно ещё и хулиган, разгильдяй, лодырь и так далее. Слова неприятные, но вообще не убийственные. А еще он не боится такого вселенского зла как двойка - они у него есть, но небо на него не падает, а по пятницам не прилетает дракон для принудительного испепеления. Просто двоечники это отбраковка системы, те, кто уже с малых лет подает признаки , что в неё не вписываются. Нет, среди них достаточно тех, которым не дано обучение, такое тоже бывает, причем нередко - однако система в их число запихивает и прочих, кому просто так не интересно и кто воспринимает  реальность, в которую попал, иначе, однако альтернативного пути им никто не предлагает, потому что его нет. Это те самые единичники, которых спрятали и размыли среди старающихся, но не могущих. На протяжении всего образовательного периода их разными способами пытаются исправить и часто это удаётся (но это не самый лучший выход для такого двоечника), однако свой самый сложный экзамен им предстоит сдавать уже позже всех обучения и по сравнению с ним любое ЕГЭ это всего лишь утренник с шарадами. Это осознание своей внесистемности и возможность существовать с этой системой в мире, заключив взаимный пакт о ненападении. То есть встроиться в социум, но при этом не потерять самого себя. И тут несдавших гораздо больше, и выходя из подобного экзаменационного зала с отметкой "незачёт" двоечник уже превращается в неудачника - а это уже совсем другая ипостась.

Однако мы идем дальше в лес, который сплошь засажен диссонансами и на цифре "три" они оттопталсь всласть. Вот как в оценочной системе именуется тройка?

Отражение на пару секунд морщит лоб, прищуривается и выдает в ответ

- Удовлетворительно, да?

- Бинго! - я довольно улыбаюсь и снова щелкаю пальцами - Именно удовлетворительно. То есть приносящая удовлетворение. Я когда впервые об этом задумался, то вообще капитально завис - это как вообще? Вот вроде бы если ты удовлетворен, то это должно быть как минимум хорошо, ну а вообще-то классно, круто, опупительно. А если ты удовлетворен, когда тебе на троечку, то... это как опять? И в этом "этокаке" я застрял надолго, потому что ни в голове, ни в сознании он никак не помещался. Даже представлял как пирамида Маслоу, тихо шепчет себе под верхний угол "Ну да, ну да, пошла я нахер"и медленно растворяется в тумане. А потом осознал что пытаться понять это не нужно, а нужно просто принять. Просто так бывает. И когда это принимаешь, то в качестве бонуса тебе открывается ещё одно - тот мир, в волнах которого мы с тобой барахтаемся, друг мой, это мир тихих троечников. Мир людей, которые удовлетворяются тем, что у них все на троечку (это же не "плохо", да?), готовы этим довольствоваться  и отказаться от попыток что-то изменить, чтобы добиться хотя бы состояния "хорошо". Не полноценная Матрица, конечно, но тем не менее определенную схожесть найти можно - а всё выходящее за границы этого удовлетворительного восприятия становится как минимум странным и неправильным, и его обязательно нужно втиснуть в привычную систему координат.

- Ты сегодня жесток -  отражение вставляет ремарку в мой монолог и тут же умолкает

- Ну ты же сам говорил что я устаю к декабрю, и от людей в том числе - с улыбкой отвечаю я - А ежедневное соприкосновение с миром тихих троечников это еще та питательная среда для подобной усталости. Знаешь, вот говорят что лучшее это враг хорошего, да? А вот нормальное  (тройку же можно именовать и так) и для хорошего, и для лучшего даже не враг, а вообще киллер.  Он методично изучает повадки и маршрут жертвы, в означенных день занимает выбранную позицию на крыше, выгнав оттуда пинками Карлсона с Малышом и прочих жуликов , достаёт винтовку, ловит мишень в прицел, задерживает дыхание и нажимает на курок. Вот только винтовка его заряжена на пулей, а дротиком со снотворным и выбранная им жертва не утыкается лицом в асфальт, а просто начинает ощущать себя... как все, удовлетворительно. Так что получается что он не киллер, а слипер - о, неологизм придумал, значит день прожит не зря.

И после этих слов я довольно хохочу,  потому что снизить градус излишней серьёзности момента это не самая тривиальная задача, и при решении её ощущаешь себя если не магистром утраченных магических практик, то хотя бы надпись на своей чашке оправдываешь уж точно. Отражение в ответ тоже улыбается, но как-то вежливо и не от души, видимо продолжает считать меня жестоким и предпочитает лишний раз не отсвечивать - а то вдруг на меня нападет навязчивое желание переколотить все зеркала в доме или, как минимум, разукрасить их задорными и мотивирующими матерными надписями. И как потом в таком мире жить?

- А давай сразу к отличникам перескочим? - с веселой интонацией предлагаю я - Они же, если разобраться в значении слов, происходят вовсе не от круглопятерочности в дневнике, а от глагола "отличаться". Ну да, докапываться до значения слов это мой пунктик, я знаю - можно даже не констатировать данный факт, так как я сам его уже отконстатировал до обморочного состояния. Так вот, прикинь, получается что двоечник это тоже отличник - просто потому что он имеет явные отличительные признаки от других. Впрочем любой альтер всегда имеет черты своего первого я, а в каждой из двух крайностей обязательно найдется достаточно общего. Ну да ладно, давай про отличников, вот чем конкретно они отличаются от других? Нельзя же сказать что они сплошь и рядом такие интересные и неординарные личности - нет, такие варианты тоже есть, но в основной своей массе они отлично адаптируются под стандарты системы. Когда можно не понять, а запомнить, не осмыслить, а зазубрить, зная что и когда можно применить и так далее. То есть всё отличие сводится к способности систематизировать информацию и усердию - то есть этого, в принципе, достаточно для того, чтобы выделяться. Однако так как системе нужны определённые ориентиры, к которым следует тянуться остальным, из отличников штампуют такие минииконочки, которые если в красном углу и не стоят, то упоминаются в превосходной степени постоянно. И это то ли сбой, который при тестировании прохлопали все разом, то ли преднамеренная ловушка, с помощью которой стабильность достигается путём принесения в жертву части ранее практически канонизированых, ибо на выход и в другую систему координат регулярно отправляются  личности с синдромом отличника. А там все иначе. Там совсем немного задач из учебника и невозможно заучить правильный ответ, там большинство из наполняющего их головы является прикольной, но абсолютно бесполезной информацией, там совсем не всегда можно что-то сделать по заученному алгоритму и нужно придумывать свои способы  А они привыкли к другому,  к тому что их хвалят за заученное и именно этим они отличаются. И тут снова напрашивается параллель с двоечниками в виде адаптации к реальности как к своему главному экзамену - вот только у отличников в голове совокупояются химеры их отличия и превосходства, от которых для успешной сдачи надо отказаться - а сделать это удаётся далеко не всем и поэтому орды неудачников набираются не только из двоечников. Может быть потому что удача это такая прошаренная рыба, которая не клюет на обычные поплавок и блесну, для того, чтобы её изловить, нужно придумать нечто необычное. При этом внешне отличники могут выглядеть вполне нормально и производить впечатление удовлетвореных жизнью людей, вот только внутри у них бродят террабайты зазубренной и бесполезной информации, которые с настойчивой периодичностью натыкаются на ощущение утраченного превосходства,  в поисках которого проходит их жизнь. А его и не было никогда.

Я замолкаю и начинаю изучать проявившееся дно своей чашки, на котором упокоился влажный труп чайного пакетика. Отражение смотрит в сторону, отстукивая на своей версии кухонного стола какой-то непонятный  ритм, продолжая давать мне выговорится и стараясь не мешать. Но так как пауза имеет тенденцию для того, чтобы стать затяжной, а тишина уже начинает готовиться к переходу в свою звеняшую стадию, оно сдается первым и со вздохом произносит

- Ну давай уже про хорошистов, они ни пока что еще не обилечены твоим мыслеизвержением, но отсидеться тихонько в уголке, как я подозреваю, им не получится.

- А чего про них говорить, не натуральные они какие-то - посмеиваясь произношу я - Сначала вроде кажется что хорошисты это как раз те самые наиболее адекватные ребята - не удовлетворяются малым, но и не бьются за своё фантомное отличие. Но потом, со временем это самое "хорошо" начинает вызывать какое-то недоверие, словно является ширмой, за которой неведомые монстры бродят. Ведь не может же быть человеку постоянно хорошо, а если хорошисту не хорошо, то он уже не совсем и хорошист. Просто если приравнять жизнь к океану, то от волн никуда не деться и именно их постоянное движение, их разная высота и сила придают жизни наполненность и вкус. А у хорошистов вечный штиль и это скучно. И знаешь что? Я даже думаю что именно они и являются целевым продуктом всей этой системы - крайности отбраковываются, остальные образуют продукт для массмаркета, которому удовлетворительно и так, а вот хорошисты являются тем самым, для чего это всё и затевалось. Но у меня они не вызывают доверия и поэтому я отношусь к ним настороженно.

- В общем всех разнес, всех вывел на чистую воду - усмехается в ответ отражение - Никому от твоего карающего меча нет спасения и всех так или иначе поломали. Жестокий ты сегодня, говорю же - как будто Снежная королева подкинула тебе свои кубики с четырьмя буквами и теперь ты поставил перед собой задачу разгадать-таки её шараду, но "а", " п", "о" и "ж" всегда складываются одинаково.

- Снежная королева всех нас кинула, завоевала и поработала, глянь в окно и убедись - с саркастичной улыбкой отвечаю я - А насчет жестокости с кубиками в комплекте... Тут скорее весы. Вся наша жизнь это бесконечные поиски равновесия, причем гирьки на наши чаши сыплятся хаотично и откуда-то сверху, как в тетрисе - зачастую видишь приближение очередной, понимаешь что сейчас ка-ак бабахнет дисбалансом и уже внутренне готовишься к его наступлению. А порой она шарашит  безо всякого предупреждения, оповещения или хотя бы намека, вообще неизвестно откуда, зачем и почему - и тогда начинает плющить и колбасить. А все перечисленные мной производные школьных оценок это всего лишь стартовые площадки, на которых можно как остаться навсегда, так и взлететь к звездам - главное и самое сложное тут это осознать на какой из них ты находишься. Ну и понять что  это не зоопарк ни разу, в котором если ты гиббон и на твоей клетке висит табличка с надписью "Гиббон", то тигром ты не сможешь стать ни при каком раскладе, даже если умудришься спереть чужую табличку. Нет ни клеток, ни вольер, кроме тех что находятся внутри черепной коробки.

Я встаю из-за стола, подхожу к раковине, начинаю мыть чашку и , не оборачиваясь к зеркалу, произношу.

- А вот те моменты, в которые получается уравновесить свои собственные внутренние весы, они, наверное, и называются счастьем - после чего выключаю воду, собираюсь выйти из кухни, но останавливаюсь на пороге и произношу - Вот прям уверен что ты догадаешься какой недавно заученной фразой меня подмывает все это заитожить.

- А-а-а - таким звуком отражение озвучивает свой мыслительный процесс, но это продолжается буквально пару секунд - Так уж всё устроено, да? Но ты погоди, тема еще не до конца раскрыта - ты-то сам к какому подвиду относишься?

Но вопрос меня не останавливает, я передвигаюсь из кухни в сторону одежного шкафа и начинаю переодеваться. Однако вопрос я  полностью не игнорирую и отвечаю на него более громким голосом, отчего в мои интонации неожиданно вторгается Костик из Покровских ворот.

- Я? А меня вообще отчислили. Дали справку что я прослушал курс, временами даже присутствовал, но под оценочную шкалу не попадаю. Этакая аномалия, которая случается в любом процессе и от неё никуда не деться - можешь назвать меня чёрным лебедем или ещё каким-то патетическим сравнением, я не обижусь. Видимо процентная доля таких аномалий крайне невелика и поэтому их проще не замечать, чем придумывать способы борьбы или исправления.

После этих слов я закрываю шкаф и понимаю что повышал голос абсолютно зря - снаружи на его дверце тоже есть зеркало, внутри которого тоже есть зазеркалье. Отражение смотрит на меня с укоризной, а  глазах читается "Тоже мне аномалия нашлась, до таких простых вещей додуматься не может". Я же в ответ изображаю что передо мной стоит микрофонная стойка и пропеваю припев песни Летова.

- "Ведь я ищу таких как я, сумашедших и смешных, сумашедших и больных - а когда я их найду мы уйдем отсюда прочь, мы уйдем отсюда в ночь, мы уйдем из зоопарка-а-а ". А еще я хочу кофе. И собираюсь переместиться туда где специально обученные люди мне смогут его приготовить. И помешать этому не в силах ни Снежная Королева, ни Чупокабра, ни отряды одичалых, материализовавшихся не пойми откуда на моем пути. Вот так.

И не дожидаясь какой-то ответной реакции двигаюсь к двери надеваю куртку, звеню ключами и, наконец, закрываю дверь снаружи на три оборота. Затем прохожу к лифту  и... встречаю около него Билли Новика. Точнее не так - сущность, которая выглядит точь-в-точь как лидер "Billy's band". Потому что вероятность встретить реальную рок-звезду на своей лестничной клетке зимним субботним утром настолько ничтожно мала, что я её даже не рассматриваю, а вот насчет остального у меня уже опыт имеется. И поэтому я приваливаюсь плечом к стене, улыбаюсь и задаю очень простой вопрос.

- Ты кто?

В ответ "Билли" расстегивает свою кожаную куртку, под которой совсем не по сезону только футболка, украшенная надписью "Мироздание это я" Он указывает на неё пальцем, убеждается что я прочитал и хриплым голосом произносит. 

- Ну пойдем прогуляемся, у меня тут к тебе вопросы накопились
Опубликовано: 18/05/25, 19:29 | Просмотров: 86 | Комментариев: 5
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Очень атмосферно, зима здесь такой же участник и одушевлённый персонаж, мне кажется.
И сравнения зимы с хирургом-маньяком и захватчиком неожиданные и точные:
Зима вообще плохо знакома с чувством меры, имеет тягу пускаться в крайности и обладает всеми необходимыми навыками образцового захватчика.

Остальные времена года относительно гладко перетекают друг в друга, зима же кардинально преображает весь окружающий мир и с неумолимой настойчивостью хирурга-маньяка вгрызается в твой внутренний.


Мысли тоже небанальные. И изложенная двойнику теория. Хорошо у вас получается "докапываться до значения слов"... Много выразительных, легко и красиво сформулированных фраз.
И очень образный стиль изложения.
И есть какое-то ощущение ирреальности происходящего, как будто все привычные вещи исчезли в засыпанном снежным пеплом городе.

Вся наша жизнь это бесконечные поиски равновесия, причем гирьки на наши чаши сыплятся хаотично и откуда-то сверху, как в тетрисе - зачастую видишь приближение очередной, понимаешь что сейчас ка-ак бабахнет дисбалансом и уже внутренне готовишься к его наступлению.

Для нашего города лисы – уже нормальное явление) И ещё в жилом районе возле лесопарка постоянно пасётся стайка кабанчиков.
Koterina  (20/05/25 22:26)    


Ну докапываться до значения слов это мое хобби :)) К примеру (это не вошло в этот сериал) слово "наладилось" происходит от слова "лад", а "налаживается" от слова "лажа" - поэтому и значения у них рвзные :))

А ощущение ирреальности... Просто раз однозначности в этом мире практически не существует, то и реальность может развиваться сразу в нескольких направлениях, каждый вправе выбрать для себя наиболее близкую и это нк всегда наиболее предсказуемый ход вещей.

Зима же еще и очень интересная декорация, в которую можно вписать историю, но я сейчас не стану рассуждать про экспозицию, колористику и т. д. - для этой истории зима случилась сама собой. Вернее она сначала случилась, а потом история стала развиваться.

Ну а для меня лисы около подьезда это редкость - они во время предзимья выбегают из парка в поисках пропитания, а в остальное время где-то в нем тусуются. Вот белки это обыденность, а лисы нет.
Silver_Fox  (21/05/25 00:20)    


ых, Фокси серебристый, напомнили нащот лис - как то вечером, просто до изумления отдохнувший на работе, заполз в кантин и, глядя на ассортимент блюдов, решил сварганить take away, на предмет поужинать в своей каморке - ну, чо - сказано-сделано - очнувшись ужо в берлоге, оценил ситуацию - туесок со вкусняшками в наличии, лапоть ужо загружается для показа фильмохитов и осталась самая малость - покурить на ужин грядущий - откинув окно в третью позицию и сняв длямоскитную сетку, выглядываю наружу на предмет рекогносцировки - и - в полуметре от своего взгляда встречаю взгляд тощенького корсака, размышляющий на предмет - укусить или сбежать от непонятного и малобритого греха? - голод пересилил и животинка заинтересованно высунула язык и зубы - корми, типа, скатина недогадливая - со вздохом потянулся за лукошком и начал кидать в корсака мясные вкусняшки - первую он презрительно обнюхал на земле, помыслил и, сделав одолжение, употребил - остальные были перехвачены в полёте и проглочены без траты калорий на жевание - когда мясное закончилось, попробовал скормить овощную нарезку (ну, кроме лука - я и сам его люблю) и сыр - от четвертинки красной помидорины корсак в испуге отпрыгнул, затем долго думал и, всё-таки, пожевав, употребил - остальное, включая сыр, тощенький глотал в полёте, не раздумывая - когда, кроме лука, содержимое ужина закончилось, я задумчиво глянул на голодающего - тот, поняв, что с этого двуногого оброк ужо не взять, благодарно развернулся тощей жопой и потрусил куда-то в сторону барханов на горизонте - мне же зачем то голодать не хотелось и, на последних калориях, побрёл в противоположную барханам сторону, за второй порцией тогожесамого
Потерявшийся_в_Литсети  (21/05/25 05:52)    


Вот это ощущение ирреальности есть и во многих ваших стихотворениях, на мой взгляд.
Да, интересно выстроены композиция и сценарий)
Ну и просто нравится ваше чувство слова. К нам в последнее время приходили некоторые авторы, и было бы очень сложно объяснить, что не так с их прозой. Всё было не так) А у вас наоборот.

У нас лисы начали переселяться в город после 22 года, в области стало слишком шумно. И не только лисы стали приходить, еще и некоторые другие дикие животные. А белки в лесопарке всегда были ручными, у нас их там все подкармливают.
Koterina  (21/05/25 07:58)    


Не могу сказать за остальных, но у меня краеугольным моментом становится собственный интерес к самому процессу написания - не к тому, как текст будет выглядеть в итоге, а непосредствено как он пишется! Может это и на результат как-то влияет.

Причем со сценарностью в этом сериале вышло весьма забавно: и первый, и второй сезоны были изначально отдельными заметками без общей сюжетной канвы и уж точно без понимания того чем всë зто может закончиться. Дальше эти заметки начинали выстраиваться в сюжет, потом в голову приходил финал и с этого момента начиналось придумывание в обе стороны - от начала записывалось, а от конца крутилось в голове, обрастая новыми подробностями. И наконец, когда движение сюжета от конца остановилось, понадобился транзитный этап, с помощью которого нужно было провести его из точки А в точку Б, а дальше уже записыаать придуманное ранее (в первом сезоне этим транзитным этапом является "Капли, волны и ключи".
Silver_Fox  (21/05/25 13:25)