Что творится на планете… Скачут кони, плачут дети… Расположенные в ряд, Избы красные горят…
Я сижу и подмечаю: Сильно слабости крепчают, Между прочих и своих Ослабеют за двоих,
Воздыхая утончённо: «Как же много обречённых!..» Подпевает скоростям Всё летящее к чертям!
Где мораль?! А… нет морали – Пронесётся по спирали, Заметая сор в избу, Сажей вылетит в трубу…
Про коней я не сказала. Напоила, отвязала, Наказала: «Слушай, кнут! Пусть хоть кони отдохнут!»
…Ой вы, кони мои, кони! Кто теперь у нас в законе? Светит кто над головой? – Месяц, в будке часовой…
Эризн: Частушечный такой стиль, лексика соответствующая. Много отсылок к крылатым фразам, это понравилось. Но общей идеи как-то не видно. Ощущение, как будто разные люди писали, каждый по четверостишию добавлял к уже сказанному, импровизировал. Никакой единой логической цепочки, никакой внятной идеи. Момент, где слабости «ослабеют за двоих», совсем не поняла. И «подпевает скоростям» как-то не по-русски. Финала ясного нет — впрочем, на общем фоне стихотворения как набора разрозненных частушек он и не просится. Про месяц — не то аллюзия, которую я не считала, не то просто к слову пришлось...
Логиня: Трудно комментировать стихи, когда непонятно, что же хотел сказать автор. Отдельные образы вроде бы и считываются – но в целом остаётся ощущение каши в бодреньком частушечном ритме. Впрочем, и сам автор чистосердечно признаётся: «Где мораль?! А… нет морали...»
Виктория Дворецкая: Невнятное ощущение. Есть вещи, которые мне понравились (подпевает скоростям Всё летящее к чертям - !!! Заметая сор в избу) Но понравились отдельные образы, а все вместе невнятное. И затянутое.
Ответ автора Месяца комментаторам жюри. 1. «Невнятное ощущение». «Трудно комментировать, когда непонятно, что хотел сказать автор». «Общей идеи как-то не видно». Общая идея: «Что творится на планете: скачут кони, плачут дети, избы горят.» Непорядок на планете. Сразу скажу, что прообразом стихотворения были всем известные строчки «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт» и «А кони всё скачут и скачут, А избы горят и горят» - цитирую по памяти, если что. Так вот: на планете непорядок и чем он вызван, излагается дальше, а сейчас главная мысль - вечно кто-то должен спасать, и он это делает в меру сил - останавливает коней и входит в избы горящие… Однако, даже коням нужен отдых, как и тому, кто трудится над спасение мира, нужна передышка ( «Про коней я не сказала – напоила, отвязала…» и т.д.) 2. Причина непорядка на планете в том, что «сильно слабости крепчают», т.е. пороки замещают собой понятия о настоящих ценностях, о природе вещей (месяц «в будке часовой» наблюдает сверху за всем происходящим на планете, природа, породившая человека как часть себя, наблюдает процесс разрушения живого - чем? Пороками, излишествами их - «ослабеет за двоих»). 3. Наблюдает и человек - автор, предположим, потому что рассказ идёт от первого лица. Он фиксирует происходящее «падение нравов», разделение общей массы на порочных-«утончённых» и «обречённых» первыми падать под копыта тех самых «коней» и «гореть в избах». Такое положение вещей получает оценку как отсутствие морали. Более того, автор даёт образ «развития по спирали» (все помнят постулаты обществоведения?), но в данном случае «спираль» развёрнута в обратную сторону, и она не выметает сор из избы, а заметает в избу и сажей вылетит в трубу – избы ведь горят! 4. Последнее замечание касается формы и объёмов. Я не согласна с определением «частушечности» в принципе - короткая строка не всегда равняется частушке, иначе любой афоризм, зарифмованный с другими, вы назовёте «частушкой». У частушки другие жанровые признаки по сути, и философских частушек в фольклоре в чистом виде не встречается, это другой род словесности. Стихотворение Месяцу ближе к эпической сфере, а игровая сторона ( короткая строка и обилие пословиц) есть внешнее коммуникативное средство, предложенный автором уровень разговора на заданную тему. Противоречия содержания форме я в этом случае не вижу, это приём авторской стилистики. 5. «И затянутое» - ? Напротив, насколько возможно краткое, точное, цельное. 6. Расхождения в прочтении я отношу к области стереотипов представления о том, что такое хорошо и всё остальное, не входящее в рамки этого представления, что не гарантирует непременного «а что такое плохо». У каждого читателя и редактора свой опыт оценки субъективной и претендующей на объективность в сфере работы обзорных оценочных практик, кроме того что существует и внутрипортальная политика направленности и предпочтений. Вот поэтому оценки могут быть разными до противоположности), а у меня как у автора с многолетним опытом творческой работы нет потребности в непременном совпадении оценок своих и тех, кто оценивает работы на конкурсах. Часто бывает так, что мы оцениваем разные аспекты текста, разные его составляющие. Не нашли ошибок ученических, спасибо и на том). 7. И вообще спасибо за то, что нашли время прочесть мой текст «Месяцу».