Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1156]
Миниатюры [1157]
Обзоры [1463]
Статьи [475]
Эссе [212]
Критика [100]
Сказки [257]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [9]
Юмористическая проза [176]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [64]
Подражания [9]
Афоризмы [27]
Фантастика [166]
Мистика [94]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [311]
Повести [212]
Романы [72]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [11]
Литературные игры [41]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2536]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [119]
Анонсы и новости [109]
Объявления [104]
Литературные манифесты [262]
Проза без рубрики [518]
Проза пользователей [147]
Путевые заметки [40]
"Месяцу" - критика жюри и ответ автора.
Проза без рубрики
Автор: Лаундж
ВЕСНА - 25 - лучшее: обзор жюри.

11. Месяцу

Что творится на планете…
Скачут кони, плачут дети…
Расположенные в ряд,
Избы красные горят…

Я сижу и подмечаю:
Сильно слабости крепчают,
Между прочих и своих
Ослабеют за двоих,

Воздыхая утончённо:
«Как же много обречённых!..»
Подпевает скоростям
Всё летящее к чертям!

Где мораль?! А… нет морали –
Пронесётся по спирали,
Заметая сор в избу,
Сажей вылетит в трубу…

Про коней я не сказала.
Напоила, отвязала,
Наказала: «Слушай, кнут!
Пусть хоть кони отдохнут!»

…Ой вы, кони мои, кони!
Кто теперь у нас в законе?
Светит кто над головой? –
Месяц, в будке часовой…

Эризн:
Частушечный такой стиль, лексика соответствующая. Много отсылок к крылатым фразам, это понравилось. Но общей идеи как-то не видно. Ощущение, как будто разные люди писали, каждый по четверостишию добавлял к уже сказанному, импровизировал. Никакой единой логической цепочки, никакой внятной идеи.
Момент, где слабости «ослабеют за двоих», совсем не поняла. И «подпевает скоростям» как-то не по-русски.
Финала ясного нет — впрочем, на общем фоне стихотворения как набора разрозненных частушек он и не просится.
Про месяц — не то аллюзия, которую я не считала, не то просто к слову пришлось...

Логиня:
Трудно комментировать стихи, когда непонятно, что же хотел сказать автор. Отдельные образы вроде бы и считываются – но в целом остаётся ощущение каши в бодреньком частушечном ритме. Впрочем, и сам автор чистосердечно признаётся: «Где мораль?! А… нет морали...»

Виктория Дворецкая:
Невнятное ощущение. Есть вещи, которые мне понравились (подпевает скоростям Всё летящее к чертям - !!! Заметая сор в избу) Но понравились отдельные образы, а все вместе невнятное. И затянутое.

Ответ автора Месяца комментаторам жюри.
1. «Невнятное ощущение». «Трудно комментировать, когда непонятно, что хотел сказать автор». «Общей идеи как-то не видно».
Общая идея: «Что творится на планете: скачут кони, плачут дети, избы горят.» Непорядок на планете. Сразу скажу, что прообразом стихотворения были всем известные строчки «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт» и «А кони всё скачут и скачут, А избы горят и горят» - цитирую по памяти, если что. Так вот: на планете непорядок и чем он вызван, излагается дальше, а сейчас главная мысль - вечно кто-то должен спасать, и он это делает в меру сил - останавливает коней и входит в избы горящие… Однако, даже коням нужен отдых, как и тому, кто трудится над спасение мира, нужна передышка ( «Про коней я не сказала – напоила, отвязала…» и т.д.)
2. Причина непорядка на планете в том, что «сильно слабости крепчают», т.е. пороки замещают собой понятия о настоящих ценностях, о природе вещей (месяц «в будке часовой» наблюдает сверху за всем происходящим на планете, природа, породившая человека как часть себя, наблюдает процесс разрушения живого - чем? Пороками, излишествами их - «ослабеет за двоих»).
3. Наблюдает и человек - автор, предположим, потому что рассказ идёт от первого лица. Он фиксирует происходящее «падение нравов», разделение общей массы на порочных-«утончённых» и «обречённых» первыми падать под копыта тех самых «коней» и «гореть в избах». Такое положение вещей получает оценку как отсутствие морали. Более того, автор даёт образ «развития по спирали» (все помнят постулаты обществоведения?), но в данном случае «спираль» развёрнута в обратную сторону, и она не выметает сор из избы, а заметает в избу и сажей вылетит в трубу – избы ведь горят!
4. Последнее замечание касается формы и объёмов. Я не согласна с определением «частушечности» в принципе - короткая строка не всегда равняется частушке, иначе любой афоризм, зарифмованный с другими, вы назовёте «частушкой». У частушки другие жанровые признаки по сути, и философских частушек в фольклоре в чистом виде не встречается, это другой род словесности. Стихотворение Месяцу ближе к эпической сфере, а игровая сторона ( короткая строка и обилие пословиц) есть внешнее коммуникативное средство, предложенный автором уровень разговора на заданную тему. Противоречия содержания форме я в этом случае не вижу, это приём авторской стилистики.
5. «И затянутое» - ? Напротив, насколько возможно краткое, точное, цельное.
6. Расхождения в прочтении я отношу к области стереотипов представления о том, что такое хорошо и всё остальное, не входящее в рамки этого представления, что не гарантирует непременного «а что такое плохо». У каждого читателя и редактора свой опыт оценки субъективной и претендующей на объективность в сфере работы обзорных оценочных практик, кроме того что существует и внутрипортальная политика направленности и предпочтений. Вот поэтому оценки могут быть разными до противоположности), а у меня как у автора с многолетним опытом творческой работы нет потребности в непременном совпадении оценок своих и тех, кто оценивает работы на конкурсах. Часто бывает так, что мы оцениваем разные аспекты текста, разные его составляющие. Не нашли ошибок ученических, спасибо и на том).
7. И вообще спасибо за то, что нашли время прочесть мой текст «Месяцу».
Опубликовано: 12/06/25, 23:26 | Последнее редактирование: Лаундж 13/06/25, 08:55 | Просмотров: 19
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]