Дорогой Яша!
Пишу тебе в великом смятении и трепете. Ты человек образованный, не раз и не два раза занимавшийся с научным поиском, потому прошу тебя: научи меня грамоте, а?
Ты ж знаешь, что в 1270-е от благородного человека требовалось искусно шестоперить проклятых христопродавцев и сарацин и без ошибок произносить «Отче наш». Это вполне хватало, чтоб прослыть достойным потомком благородной фамилии. Ну, к семидесяти пяти годам я, конечно, выучился кое-как по складам читать – надо ж было знать, про чито мине Папа пишет. Понтифик, поди, не дурак, щоб за так пергамент изводить. А холуи все врут. Ты ж сам понимаешь. Дескать, толмачат, ругается святейшество на мои безобразия, а в каких латинских словах конкретно – они произнести не могут, ибо боятся, що я их зашибу в гневе. Все приходится делать самому.
Но все это не то. Невежество застит мои очи и заставляет меня самым скотским образом погрязать в него. Ведь кто на свете всех милее, всех румяней и
толще умнее? – Филологи. Скажешь, нет? Ты помнишь, что говорит народная мудрость:
«Старшина на перекличке:
- Иванов!
- Я!
- Образование?
- Восемь классов.
- Петров!
_..._
-Сидоров!
- МГУ.
- Че мычишь, куча? Читать-то умеешь?»
Народ в своем фольклорном жанре анекдота врать не будет. Он правду говорит, а филологи – те вообще несут истину, как «Булава» боеголовки. А истина, брат мой духовный, проста: не было в Расеи литературщины вплоть до XIX века. Не было и все тут. Я в невежестве своем беру пятнадцать томов «Библиотеки литературы Древней Руси» , а там одних названий толстенная книга. А на первой странице меленькими букваками аккуратно прописано:
«Богатая письменность Древней Руси XI-XVII вв. была вытеснена из культурного обихода в XVIII и XIX вв., в эпоху становления современной русской культуры /…/
В 1957 г. издательство «Художественная литература» выпустило сборник «Литературные памятники Киевской Руси (Художественная проза Киевской Руси XI—XII вв.)», составленный И. П. Ереминым и Д. С. Лихачевым. На следующий год в своем докладе на IV Международном съезде славистов в Москве Д. С. Лихачев изложил основные принципы издания древнерусских текстов, в том числе адресованных широкому кругу читателей (доклад был напечатан: Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. 1958, т. 17, вып. 3). В 1969 г. в серии «Библиотека всемирной литературы» был опубликован «Изборник», объединивший в своем составе наиболее интересные для тогдашнего читателя произведения XI—XVII вв. В нем впервые была найдена форма параллельного (en regard) издания древнерусского текста и его перевода. Этот — традиционный для учебной литературы — способ подачи материала открыл новые возможности постижения древнерусской литературы, в этом процессе читателю предлагалась активная роль ученика и соучастника. Читательский успех «Изборника» позволил приступить к изданию большой книжной серии «Памятники литературы Древней Руси». С 1976 по 1994 гг. издательство «Художественная литература» выпустило двенадцать томов, охвативших в подлинниках и переводах немало произведений древнерусской литературы.
Настоящее издание в большой степени основано на «Памятниках», оно, однако, значительно увеличивает число привлекаемых для публикации древнерусских текстов, некоторые из ранее опубликованных произведений дает в их полном объеме. История освоения древнерусского письменного наследия не знает столь обширных издательских серий. Благодаря своему объему, строгим принципам издания древнерусских текстов, параллельному переводу, комментариям «Библиотека литературы Древней Руси» делает доступным в надежной форме практически все богатство древнерусской литературы.
Главное внимание в «Библиотеке» уделено оригинальной литературе»
Составил все эти тома какой-то цезарианец Д. С. Лихачев.
Но филологи говорят мне, что прочитанное мною по складам есть порождение моего невежества. Ибо мало ли, что на заборе Пушкинского дома написано. Надо ж уметь читать. Образованный человек обладает особой грамотой и чутьем. Он завсегда знает, что единственным русским писателем, не говоря уж о поэтах, был Теофиль Готье. Ну, судьба такая у расейской литературщины: один у нее пейсатель и тот Готье. Какие древние повестушечки знает человек с литературным вкусом и чутьем? Да никаких! «Слово о полку Игореве» - подделка, которую лично Петр Первый заказал Карамзину. Ведь, чтоб «Слово» написать, нужно что? Грамот в Новгороде нарыть. А их колхозники только при Жданове с голодухи откапывать начали. До того вполне грибами обходились, а тут грамот нарыли, сели в кружок – читают.
Я ж по невежеству букваки складываю в кучку и получается у меня, что первая повестушечка у первых томах - «Поучение» некоего монаха Иллариона. И далее по тексту. Ан-нету никакого текста. Нету и не было никогда. Оказывается, букваки нужно уметь в кучку складывать, чтоб филологически правильно читать получалось.
Вот я и прошу тебя слезно: научи мине грамоте. А то я засохну и пропаду во тьме невежества и заблуждений.
Утирая слезы пододеяльником, всегда расположенный к тебе граф.
Был я намедни на литературном игрище, называемом "Живое слово". Разные там были люди. Кто со стихами пришёл, кто с рассказами, а кто и с песней "а-ля капелла". И среди прочих людей был поэт, который сразу сказал, как в воду - сволочи, мол, эти филологи: напридумывали правил русского языка, а только лишь затем, чтобы русского же человека запутать и словом владеть не дасть. Вот, например, грит: собака. Какая, грит, к чёрту, "собака", ежели мы говорим "сабака"? Придумали филологи собаку, грит.
Потом он читать вышел стихи свои. Прочитал пару стареньких, как он сказал, а потом порадовал новинкой: из последнего, мол, моего шешнатцатво сборника, что исчо из типографии не вышел - щас прочитаю, сказал. И, вить, прочитал... не соврал.
Так вот чё я к чему? Верно ты пишешь, графушка - о народе надо думать, о корнях речи и естественности её словоизвержения. И ежели извергаться она будет свободно, безо всякого труда и запора - вот тебе и речь правильная. А правильная, я бы даже не постеснялся сказать "исконне-нутряная" речь - это и есть истинная образованность. А не филология она какая-то есть.
Вот!
А грамоты обязательно рой! Это я только приветствую.
Я.
естественный э..еволюцЫонный процесс))