Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Конкурс «Спектр» (1.1). Хаки (Стивен Стравински)
Критика
Автор: Анонимный_Конкурсант
Конкурсное произведение:

***

Лето будет ярким и коротким,
Словно долгожданный выходной.
Солнце, прокатив меня на лодке,
Скинет на сентябрьское дно -
В логово дождей, в паучьи сети,
В гущу корневищ трухлявых пней,
Пряную жару остудит ветер,
Дуя с каждым выдохом сильней…
Думать мне об этом слишком рано.
Прочь прогнав ненужную печаль,
Лодка показалась из тумана
И в моём окне нашла причал.




Оценка "Техника": 5     Оценка "Содержание/Эмоциональный резонанс": 3

Мнение:

Здравствуйте, ведущие конкурса. Не знаю, сочтёте ли вы, сделанный мной анализ, конструктивной критикой, но тем не менее попробую. Сомнения по этому поводу возникли из очень простых соображений. Достаточно сложно в вопросах стихосложения однозначно сказать, что является конструктивным, а что деструктивным. Так как практически любые высказывания в этой области несут на себе отпечаток приверженности критика к определённым принципам, которые не всегда являются однозначными. Более того, во многих аспектах процесса присутствует сугубо индивидуальное восприятие критика, отличное от восприятия другого человека, что обусловлено множеством причин. Начиная от социально-этических норм, заканчивая уровнем образованности в данном вопросе. И всё же попытаю удачу, возможно критерии, которые призваны повлиять на оценку работы, находятся у нас в одной системе координат.

Лето будет ярким и коротким,
Словно долгожданный выходной.
Солнце, прокатив меня на лодке,
Скинет на сентябрьское дно -
В логово дождей, в паучьи сети,
В гущу корневищ трухлявых пней,
Пряную жару остудит ветер,
Дуя с каждым выдохом сильней…
Думать мне об этом слишком рано.
Прочь прогнав ненужную печаль,
Лодка показалась из тумана
И в моём окне нашла причал.

Ах, лирика, лирика. Извечная область непознанного, и извечная манера повествования всех времён и народов. Как правило, композиция лирического произведения имеет в своей основе метасюжет, который трансформирует художественные образы и переносит их значение в область переживании, и чувств литературного героя.

В данном стихотворении лирическая композиция имеет хроникальную структуру. Все образы выстроены согласно временным отрезкам. Первые строки повествуют о быстротечности летнего периода и его угасании. Далее идёт погружение в осеннюю пору. А последние четыре строки снова возвращают в начало повествования, обозначая, что все рассуждения связаны лишь с мыслями литературного героя. Таким образом, хроникальное строение имеет инверсивную кольцевую структуру.

Ритмическая организация стихотворения очень устойчива. Более того, я бы сказал, что ритмическая организация пятистопного хорея имеет определённые закономерности. Эта форма до середины девятнадцатого века была практически невостребованной. Например, А.С. Пушкин вообще не писал данным размером. А Лермонтовым было написано всего четыре стихотворения в период с 1831 года по 1841 год. Однако в XX веке лирическая форма пятистопного хорея становится востребованной. И довольно часто встречается в творчестве Блока, Ахматовой, Гумилёва, Волошина, Есенина и множества других поэтов.

Чтобы проследить закономерности ритмической организации, стоит более подробно рассмотреть метрическую схему стихотворения.

1) 10\10\10\10\10

2) 10\00\10\00\1

3) 10\00\10\10\10

4) 10\10\10\00\1

5) 10\00\10\10\10

6) 10\00\10\10\1

7) 10\00\10\10\10

8) 10\10\10\00\1

9) 10\10\10\10\10

10) 10\10\10\00\1

11) 10\00\10\10\10

12) 10\10\10\10\1

Из схемы видно, что в стихотворных строках встречаются ослабленные вторые и четвёртые стопы. Пиррихии имеют место быть в 50% строк во второй стопе и 35 % строк в четвёртой стопе. А три строки вообще не содержат пиррихиев. Первые и третьи стопы во всех строках не имеют пропуска ударений. Из чего следует, что каркасом ритмической организации служат первая, третья и пятая стопа. Такая чёткая структура выказывает мастерство и опыт автора в этом вопросе.

Классический способ рифмовки (АВАВ), с применением альтернанса, лишь укрепляет стройность формы. А вот отсутствие строфической разбивки выглядит минусом. Разбивка стихотворного текста на строфы является важным моментом в организации ритма стихотворения. Синтаксическая структура вполне позволяет разбить стихотворение без ущерба смысловой оставляющей. Оно прекрасно делится на три четверостишия. И момент, подтолкнувший автора, выстроить текст сплошным массивом, остался неясен.

В четвёртой строке содержится так называемый “согласный слог”. “Скинет на сентябрьское дно” На мой взгляд, считывается всё очень гармонично. Споров на эту тему велось множество. Кто-то придерживается мнения, что такие моменты имеют технические недостатки, а кто-то, что это вполне обосновано. Я придерживаюсь мнения, что слоги, образованные согласными звуками, стоит учитывать, как безударную единицу в метрической организации стиха. Достаточно по этому поводу вспомнить Квятковского, который был первым, кто обратил на это внимание и описал этот момент в своём словаре. Так же стоит обратиться к творчеству классиков, вспомнить Некрасова с его (театор), А. Белого с рифмами, содержащими такие моменты и т.д.

Следующим не менее важным моментом в ритмической организации стиха является рифма. Особенно изысканных рифм в данном стихотворении я не встретил. Но рифмы вполне соответствуют приемлемой для меня форме. Проще говоря, вполне обычные фонетические созвучия без особых изысков. Глубокие рифмы отсутствуют (с предударным созвучием), но имеют место богатые рифмы (с созвучием согласного звука, предшествующего ударному гласному).

(коротким – на лодке) - рифма является женской, разнородной, акустической (тк-дк), обособленной, усечённой.

(выходной – дно) – рифма является мужской, богатой, однородной, йотированной.

(сети – ветер) – рифма является женской, однородной, надстроечной.

(пней – сильней) – рифма является мужской, богатой, разнородной, графической.

(рано – тумана) – рифма является женской, разнородной, акустической.

(печаль – причал) – рифма является мужской, однородной, богатой, твердо-мягкой.

Лексическая стилистика в стихотворении выдержана достаточно хорошо. Нет слов не соответствующих данной теме и противоречащих друг другу. Слог ровный, без инверсий и резких контрастов синтаксической структуры. Образы считываются довольно легко, отсутствует двоякое восприятие и логические провисания.

В стихотворении содержится достаточное количество художественных приёмов. “Словно долгожданный выходной.” – В этой строке присутствует сравнение. Сравнительный оборот выстроен хорошо, перенося быстротечность выходного дня на время года.

Солнце, прокатив меня на лодке,
Скинет на сентябрьское дно -
В логово дождей, в паучьи сети,
В гущу корневищ трухлявых пней,

А в этих строках присутствует олицетворение и развернутая метафора, передающая настроение литературного героя по окончании лета.

Пряную жару остудит ветер,
Дуя с каждым выдохом сильней…

И следом происходит олицетворение ветера, наделяя его способностями живого существа (с выдохом).

Прочь прогнав ненужную печаль,
Лодка показалась из тумана
И в моём окне нашла причал.

Вышерасположенные строки представляют собой продолжение первой метафоры. Появляется лодка с солнцем, солнце светит в окно, тем самым побуждая изменить настроение литературного героя, вызванное мыслями об осени.

Отталкиваясь от стиля повествования и построения художественных приёмов, стихотворение можно отнести к направлению символизм. Автор посредством описания смены времен, передал смену настроения лирического героя. Его чувства прямо пропорциональны смене времён. Ощущается тревога, выраженная унынием облика природы в осеннюю пору и обратное чувство, связанное с летним периодом.

Технически стихотворение написано хорошо. Но мне не хватило в нём глубины мысли, новизны в подаче образов и запоминающегося финала. Работа больше похожа на пробу пера, вполне сформировавшегося автора. Воспринимается оно зарисовкой к чему-то большему, или работой специально написанной по случаю конкурса критики. После прочтения не оставляют мысли о фрагментарности и незаконченности данного стихотворения.
Опубликовано: 25/10/17, 13:04 | Просмотров: 874
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]