Чувствовать себя лишней и ненужной, Ёжиться, боясь взгляда пустоты, Словом невпопад расцарапать душу, Слушать снегопад колкостей витых. Это раз и два, это три и восемь, Белых у зимы много одеял, Чёрные пальто неуклюже носим, Память воду пьёт. В памяти - провал. У крещёных рук просим мы прощенья, От холодных губ ждём прощальных слов, И живёт тоска под иглой Кощея, В белой скорлупе - ледяной покров.
Кто я без тебя? Путник непутёвый. Что я здесь могу, если нет тебя? Дикий водопад ошарашит рёвом, Страха лёд сожмёт с головы до пят. Нет тебя со мной, нет тебя не с нами. Что я без любви? Эхо пустоты. Жди меня, к тебе я приду, мой странник, Только помоги убедить святых.
Я прошу прощения, критика такого личного стихотворения может показаться недружественной, но спешу заверить, что никаких злобных замыслов не вынашиваю. Постараюсь говорить прямо, без экивоков. Чувствовать себя лишней и ненужной
вопрос: может ли быть лишнее нужным и наоборот? Возможно, в некоторых ситуациях, да. Но мы пока ничего не знаем о ситуации и перечисление семантически близких понятий через союз "и" напоминает тавтологию. Через запятую - можно признать усилением(градацией). Для примера, через "и" пишется "необходимо и достаточно", а градацию возьму у Пастернака:
"Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших, и сердца не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай"
Далее...
Словом невпопад расцарапать душу,
Слово невпопад, или расцарапать невпопад?
Слушать снегопад колкостей витых.
Слушать снегопад... Снегопад сам по себе явление достаточно тихое и завораживающее, его можно слушать, как музыку. Ощущение похожее.
Слушать колкости, которые как снег на голову? При этом они ещё и "витые", т.е. завуалированные?
Это раз и два, это три и восемь, Белых у зимы много одеял, Чёрные пальто неуклюже носим, Память воду пьёт. В памяти - провал.
По прочтении начального отрывка у меня прорисовался немного комичный образ ЛГ, страдающей от насмешек и дикого похмелья.
Вторая половина стихотворения ситуацию проясняет, но впечатление, куда его денешь?..
И я не могу удержаться от замечаний, раз уж начал.
У крещёных рук просим мы прощенья,
У скрещенных?
От холодных губ ждём прощальных слов,
Пастернак в помощь:
"Когда бы, человек,— я был пустым собраньем Висков и губ и глаз, ладоней, плеч и щек!"
Губы не существуют отдельно от остального. "Из холодных губ", но тоже не айс. "С холодных губ сорвётся слово".
И живёт тоска под иглой Кощея,
Образ хорош, но я не могу интерпретировать его однозначно. Понял вот так:
Ниточкой тоска за иглой Кощея В белой скорлупе - ледяной покров.
Если собрать вместе иглу и скорлупу, то аллюзия на смерть Кощея очевидна, но как это вяжется с остальным, и почему "покров" внутри? Покров потому и покров, что сверху. Или лёд покрывает внутреннюю поверхность скорлупы? Яйцо разбито, а внутри лёд и тоска под иглой Кощея? Тоска по Кощею? Сложно всё.
Кто я без тебя? Путник непутёвый. Что я здесь могу, если нет тебя? Дикий водопад ошарашит рёвом,
Что-то меня смущает в этом сожмёт с головы до пят, возможно с головы до пят страх может охватить, но сжать, сдавить он может лишь грудь. А то расплющенный ЛГ получается. Комичные интонации здесь не уместны, нмв.
Нет тебя со мной, нет тебя не с нами.
Обращу внимание на фразу "...нет тебя не с нами" Как то очень по-нерусски звучит
Что я без любви? Эхо пустоты. Жди меня, к тебе я приду, мой странник, Только помоги убедить святых.
Убедить = умолить. Убедить - победить или умолить - помолиться, что к святым больше подходит?
Ещё раз прошу прощения за столь суровый разбор. В стихотворении есть ось, но вращаются вокруг неё, большей частью, случайные слова.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Что Вы, что Вы, Серый, какой такой «суровый разбор»? Вы были предельно корректны, и касались только содержания работы. А в этом каждый волен высказывать своё мнение, На том стоим! )
"необходимо и достаточно» - математическое понятие, а математика лишних слов не любит. Каждое из этих определений имеет свою характеристику. Необходимый минимум, и но НЕ достаточный. В словах «лишний и ненужный» мне тоже видится различие эмоционального наполнения. Ненужный может не быть лишним, то есть, то, что в хозяйстве пригодиться не может, то - не нужное, но не лишнее, в том плане, что украшает и не мешает. Но я могу ошибаться )
Про скрещенные - крещённые руки Вы верно поняли. Я пока не смогла подобрать размер для «скрещенных», но картина отпевания покойника, кажется, предполагает освящение крестом, нет? Но я согласна, что это надо менять, вопросов много. А вот про
"Когда бы, человек,— я был пустым собраньем Висков и губ и глаз, ладоней, плеч и щек!" - увы, после смерти мы этим самым «пустым собранием» и становимся. Лежащий в гробу открыт нам только скрещенными руками (и то не всегда), и лицом. Глаза закрыты, и поэтому взгляд прощающего направлен именно на уста покойного. Они уже ничего не произнесут, но нам-то всё не верится...
Спасибо за участие )
Подробности отдельным файлом на странице конкурса.
Спасибо, Галина:) Просто я кое-что подсократил и перефразировал))) Ни к чему лишняя ирония. Мне очень близок разбор Елены Шиловой, просто совпадение мыслей, но она сказала лучше. Если бы меня спросили, я бы посоветовал прислушаться именно к нему. Но автор видит всё иначе, Вам просто нужно постараться своё виденье передать читателю, насколько возможно. Удачных находок Вам, пусть всё получится:)
"необходимо и достаточно» - математическое понятие, а математика лишних слов не любит. Каждое из этих определений имеет свою характеристику. Необходимый минимум, и но НЕ достаточный.
В словах «лишний и ненужный» мне тоже видится различие эмоционального наполнения. Ненужный может не быть лишним, то есть, то, что в хозяйстве пригодиться не может, то - не нужное, но не лишнее, в том плане, что украшает и не мешает. Но я могу ошибаться )
Про скрещенные - крещённые руки Вы верно поняли. Я пока не смогла подобрать размер для «скрещенных», но картина отпевания покойника, кажется, предполагает освящение крестом, нет? Но я согласна, что это надо менять, вопросов много. А вот про
"Когда бы, человек,— я был пустым собраньем Висков и губ и глаз, ладоней, плеч и щек!" - увы, после смерти мы этим самым «пустым собранием» и становимся. Лежащий в гробу открыт нам только скрещенными руками (и то не всегда), и лицом. Глаза закрыты, и поэтому взгляд прощающего направлен именно на уста покойного. Они уже ничего не произнесут, но нам-то всё не верится...
Спасибо за участие )
Подробности отдельным файлом на странице конкурса.
Спасибо )