Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Конкурс «Спектр» (2.1). Ореховый (Александра_Одрина)
Критика
Автор: Анонимный_Конкурсант
Конкурсное произведение:

Эхо пустоты


Чувствовать себя лишней и ненужной,
Ёжиться, боясь взгляда пустоты,
Словом невпопад расцарапать душу,
Слушать снегопад колкостей витых.
Это раз и два, это три и восемь,
Белых у зимы много одеял,
Чёрные пальто неуклюже носим,
Память воду пьёт. В памяти - провал.
У крещёных рук просим мы прощенья,
От холодных губ ждём прощальных слов,
И живёт тоска под иглой Кощея,
В белой скорлупе - ледяной покров.

Кто я без тебя? Путник непутёвый.
Что я здесь могу, если нет тебя?
Дикий водопад ошарашит рёвом,
Страха лёд сожмёт с головы до пят.
Нет тебя со мной, нет тебя не с нами.
Что я без любви? Эхо пустоты.
Жди меня, к тебе я приду, мой странник,
Только помоги убедить святых.

Ореховый
Оценка "Техника": 3 Оценка "Содержание/Эмоциональный резонанс": 3

Мнение:


/---/ /---/-
/---/ /---/
/---/ /-/-/-
/---/ /---/
/---/ /---/-
/---/ /---/
/---/ --/-/-
/-/-/ /---/
/-/-/ /-/-/-
/-/-/ /-/-/
/-/-/ - -/-/-
/---/ - -/-/

/---/ /---/-
/---/ --/-/
/---/ --/-/-
/-/-/ --/-/
/-/-/ /-/-/-
/---/ /---/
/---/ /-/-/-
/---/ --/-/
психологическая поэзия.

Что мы узнаём из этого стихотворения?
То, что ЛГ пребывает в состоянии душевного истощения.
Сюжет размыт метафорами.
И всё же предполагаю из текста, что ЛГ потеряла возлюбленного и скорбит, призывая смерть, предполагая, что «там» они встретятся.

Стихотворение разделено визуально и логически на две части.

В первой — ряд метафор, задача которых — описать вышеуказанное душевное состояние.
Причём — описать, не называя. Есть общий, объединяющий образ: холод, зима.
Картинка монохромная, при максимальном контрасте— присутствуют только два цвета — чёрный и белый, с явным преимуществом белого.
На белом-многослойном, ибо «Это раз и два, это три и восемь,
Белых у зимы много одеял,» выделены силуэты «неуклюже» носимых чёрных пальто, но не резко; то ли потому, что слоёв много, и пальто попадают между ними и «пропадают» , теряя качества контраста, то ли ещё потому, как мне показалось, что здесь чёрный равен белому, и одинаково «не слышен». Так не слышны ухом слишком низкие и слишком высокие частоты.
Пожалуй, этот эффект отнесу к «плюсам», в копилку мастерства автора, ибо название стихотворения «эхо пустоты», и, видимо, пустота в видении автора обладает свойством нивелировать восприятие внешних контрастов, сохраняя их как данность.
Ещё одно качество «пустоты» - острота, в значении «колкость», и колкость ранящая, агрессивная: там ЛГ достаётся «расцарапать душу», «Слушать снегопад колкостей витых.», «под иглой Кощея».
Вот это «под иглой Кощея» в контексте очень ярко играет: с одной стороны кощей бессмертен, с другой — он «немножко неживой», а кончик иглы вызывает аллюзии к медицине, хирургии.
У «пустоты» есть «взгляд», и он ловит возникающие и исчезающие образы: белые одеяла,, вода, руки, губы.
Снова возникает образ больничной белизны.

«Это раз и два, это три и восемь,» этот счёт представляется связанным со временем, ожиданием, причём — длительным, когда времени счёт теряется.

Интересно, что вся картина 1 части видится не ЛГ непосредственно, а «взглядом пустоты», т и это придаёт объём и некую «сюрреальную» объективность картине мира, в котором находит (или теряет) себя ЛГ.

Вода в образном строе 1 части — тоже признак одновременно времени и пространства «Память воду пьёт. В памяти — провал.» Пространство и время в описываемой «пустоте» суть — одно (как чёрное и белое). Во второй части тоже будет вода: «Дикий водопад», и это — к образному единству стихотворения.
Есть сосуществование Воды во разных состояниях: снег, лёд, водопад,пить воду.
Нет только тёплых свойств у этой воды. Она либо застыла, либо больно ранит, либо безразлично течёт и пугает. Даже когда её пьёт память, вода её не питает — летит в провал. Здесь перекличка с водопадом — хорошо работает на образ.

«Жизнь» и «не жизнь» тоже смыкаются, их грани несколько (насколько это возможно представить) размываются, потому что жить остаётся только тоске, и то — под иглой, а вокруг — ледяная скорлупа.
«И живёт тоска под иглой Кощея,
В белой скорлупе - ледяной покров.»

В 1 части запомнилось сочетание: « слушать снегопад колкостей витых». Витые колкости — это само по себе уже — огромный образ: нечто,имеющее витиеватость, и, вследствие - способность ввинтиться, проникнуть внутрь, глубоко, болезненно...
а если ещё снегопад из таких колкостей...
А если ещё этот снегопад слушать...

Стихотворение своеобразно организовано.
Внутренняя рифма в 1 части почти везде выдержана, за исключением 5-6 и 11-12 строк
Но даже более важным, нежели рифма, «делителем» является ритмическая цезура, возникающая в результате преобладания мужских окончаний над женскими:

Ритмическая фигура/---/ является ритмическим ядром композиции.
Её «женская» вариация /---/- стоит на второй позиции, завершая нечётные строки.
Третья и четвёртая повторяют первую, и организуют собой чётные строки.
Наверное, такую ритмическую структуру можно отнести к логаэдам. (сомнения присутствуют, потому что ритм не выдержан с начала до конца чётко.)
Некоторая «растрёпанность ритмики даёт возможность видеть признаки дольника. Что тоже спорно, поскольку на всё стихотворение не распространяется.
Предполагаю некий промежуточный вариант.

Чётко выдержанное количество долей в строке и периодически возвращающаяся основная ритмическая фигура позволяет организовать ткань стиха достаточно чётко. Я осмелюсь образно назвать этот ритм «коротким дыханием».
И это свойство, в противовес размытости образного ряда, структурирует форму. Кроме того, «короткое дыхание» способствует созданию (воссозданию) ритма дыхания человека в подобном состоянии. И даже смещение ударной доли «не сбоят» образ, видимо, потому, что для «короткого дыхания» подобные перебои свойственны.

Во второй части внутренней рифмы больше нет.
И в целом 2 часть более «внешняя» по отношению к первой.
Во второй части ЛГ говорит сама, она «проявляется», воспринимается живо и плотно — с она выражает свою волю, в противовес аморфности «глядящей пустоты» 1 части.

Во 2 части написано обращение к человеку, о котором сказано: «нет тебя не с нами.»
Считаю этот оборот весьма неудачным, потому что в нём нет согласования слов, и хотя по содержанию можно догадаться, что человека нет среди живых, но, думаю, можно оформить эту мысль более последовательно.

Так же не глянулся оборот из 1 части: «Чёрные пальто неуклюже носим,», особенно в русле некого обобщения
Носим - кто?
- Мы.
- Кто здесь в тексте «мы»?
Готов ли читатель к этой причастности? Но фраза без спросу «зачерпнула» читателя и «присовокупила»... Это «мы» - опасная штука.

«У крещёных рук просим мы прощенья» - тоже не принимаю, поскольку не понимаю, что есть отдельно взятые крещёные руки. Думаю, что эту мысль можно изложить внятнее.

Пафос второй части мне не близок.
Однако гипербола этих строк:
«Дикий водопад ошарашит рёвом,
Страха лёд сожмёт с головы до пят.» - ощутилась достоверной.

А вот концовка «выстрелила наоборот» - в минус.
Тема непростая, не считаю её темой для дискуссии, просто выражаю своё впечатление.

В целом стихотворение скорее ощущается, нежели понимается.
Мне-исследователю понадобилось целую неделю примериваться для возможности понять и принять, чтобы не критиковать поверхностно по первому впечатлению, которое было бы значительно ниже по оценке.
В стихотворении много на первый взгляд несуразностей, несовместимых образов.
И только отойдя от логики, «забыв» общеизвестные значения» удалось войти в созданный поэтом мир, где другие свойства пространства и материи имеют место, и в основном согласиться с уместностью и сообразностью выразительных средств и содержания.
Опубликовано: 07/12/17, 16:24 | Просмотров: 913 | Комментариев: 3
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Вот этот обзор я читала и перечитывала... Да, Ореховый, Вы самый «глубококопатель», Вы достигли и поняли много больше других, но то, что Вам пришлось так долго копать - в этом виноват автор стиха, и никуда мне от этого не деться. (

Особенно прошу прощения за финал. Правда в том, что этот стих был ещё сырым эмоциональным наброском, но вдохновение куда-то пропало, вот и воспользовалась удобным случаем. Обещаю Вам попытаться сделать из этой работы что-нибудь путное. После такого разбора мне расхотелось её выбрасывать )) Спасибо Вам большое за участие )

Подробности отдельным файлом на странице конкурса. cool
Hellin  (16/12/17 14:51)    


Здравствуйте, Hellin.
Мне было интересно "копать", потому что там, "во глубине" Вы спрятали клад: Ваши метафоры стоят потраченного времени. Зацепило.

Вам винить себя за трудности критиков не надо - это стихи, им не обязательно быть понятными всем подряд с беглого взгляда.
Но и самосовершенствование никому не вредило. )
Спасибо за высокую оценку.
Александра_Одрина  (16/12/17 19:48)    


Ещё раз благодарю Вас cool
Hellin  (18/12/17 09:57)