Чувствовать себя лишней и ненужной, Ёжиться, боясь взгляда пустоты, Словом невпопад расцарапать душу, Слушать снегопад колкостей витых. Это раз и два, это три и восемь, Белых у зимы много одеял, Чёрные пальто неуклюже носим, Память воду пьёт. В памяти - провал. У крещёных рук просим мы прощенья, От холодных губ ждём прощальных слов, И живёт тоска под иглой Кощея, В белой скорлупе - ледяной покров.
Кто я без тебя? Путник непутёвый. Что я здесь могу, если нет тебя? Дикий водопад ошарашит рёвом, Страха лёд сожмёт с головы до пят. Нет тебя со мной, нет тебя не с нами. Что я без любви? Эхо пустоты. Жди меня, к тебе я приду, мой странник, Только помоги убедить святых.
Что мы узнаём из этого стихотворения? То, что ЛГ пребывает в состоянии душевного истощения. Сюжет размыт метафорами. И всё же предполагаю из текста, что ЛГ потеряла возлюбленного и скорбит, призывая смерть, предполагая, что «там» они встретятся.
Стихотворение разделено визуально и логически на две части.
В первой — ряд метафор, задача которых — описать вышеуказанное душевное состояние. Причём — описать, не называя. Есть общий, объединяющий образ: холод, зима. Картинка монохромная, при максимальном контрасте— присутствуют только два цвета — чёрный и белый, с явным преимуществом белого. На белом-многослойном, ибо «Это раз и два, это три и восемь, Белых у зимы много одеял,» выделены силуэты «неуклюже» носимых чёрных пальто, но не резко; то ли потому, что слоёв много, и пальто попадают между ними и «пропадают» , теряя качества контраста, то ли ещё потому, как мне показалось, что здесь чёрный равен белому, и одинаково «не слышен». Так не слышны ухом слишком низкие и слишком высокие частоты. Пожалуй, этот эффект отнесу к «плюсам», в копилку мастерства автора, ибо название стихотворения «эхо пустоты», и, видимо, пустота в видении автора обладает свойством нивелировать восприятие внешних контрастов, сохраняя их как данность. Ещё одно качество «пустоты» - острота, в значении «колкость», и колкость ранящая, агрессивная: там ЛГ достаётся «расцарапать душу», «Слушать снегопад колкостей витых.», «под иглой Кощея». Вот это «под иглой Кощея» в контексте очень ярко играет: с одной стороны кощей бессмертен, с другой — он «немножко неживой», а кончик иглы вызывает аллюзии к медицине, хирургии. У «пустоты» есть «взгляд», и он ловит возникающие и исчезающие образы: белые одеяла,, вода, руки, губы. Снова возникает образ больничной белизны.
«Это раз и два, это три и восемь,» этот счёт представляется связанным со временем, ожиданием, причём — длительным, когда времени счёт теряется.
Интересно, что вся картина 1 части видится не ЛГ непосредственно, а «взглядом пустоты», т и это придаёт объём и некую «сюрреальную» объективность картине мира, в котором находит (или теряет) себя ЛГ.
Вода в образном строе 1 части — тоже признак одновременно времени и пространства «Память воду пьёт. В памяти — провал.» Пространство и время в описываемой «пустоте» суть — одно (как чёрное и белое). Во второй части тоже будет вода: «Дикий водопад», и это — к образному единству стихотворения. Есть сосуществование Воды во разных состояниях: снег, лёд, водопад,пить воду. Нет только тёплых свойств у этой воды. Она либо застыла, либо больно ранит, либо безразлично течёт и пугает. Даже когда её пьёт память, вода её не питает — летит в провал. Здесь перекличка с водопадом — хорошо работает на образ.
«Жизнь» и «не жизнь» тоже смыкаются, их грани несколько (насколько это возможно представить) размываются, потому что жить остаётся только тоске, и то — под иглой, а вокруг — ледяная скорлупа. «И живёт тоска под иглой Кощея, В белой скорлупе - ледяной покров.»
В 1 части запомнилось сочетание: « слушать снегопад колкостей витых». Витые колкости — это само по себе уже — огромный образ: нечто,имеющее витиеватость, и, вследствие - способность ввинтиться, проникнуть внутрь, глубоко, болезненно... а если ещё снегопад из таких колкостей... А если ещё этот снегопад слушать...
Стихотворение своеобразно организовано. Внутренняя рифма в 1 части почти везде выдержана, за исключением 5-6 и 11-12 строк Но даже более важным, нежели рифма, «делителем» является ритмическая цезура, возникающая в результате преобладания мужских окончаний над женскими:
Ритмическая фигура/---/ является ритмическим ядром композиции. Её «женская» вариация /---/- стоит на второй позиции, завершая нечётные строки. Третья и четвёртая повторяют первую, и организуют собой чётные строки. Наверное, такую ритмическую структуру можно отнести к логаэдам. (сомнения присутствуют, потому что ритм не выдержан с начала до конца чётко.) Некоторая «растрёпанность ритмики даёт возможность видеть признаки дольника. Что тоже спорно, поскольку на всё стихотворение не распространяется. Предполагаю некий промежуточный вариант.
Чётко выдержанное количество долей в строке и периодически возвращающаяся основная ритмическая фигура позволяет организовать ткань стиха достаточно чётко. Я осмелюсь образно назвать этот ритм «коротким дыханием». И это свойство, в противовес размытости образного ряда, структурирует форму. Кроме того, «короткое дыхание» способствует созданию (воссозданию) ритма дыхания человека в подобном состоянии. И даже смещение ударной доли «не сбоят» образ, видимо, потому, что для «короткого дыхания» подобные перебои свойственны.
Во второй части внутренней рифмы больше нет. И в целом 2 часть более «внешняя» по отношению к первой. Во второй части ЛГ говорит сама, она «проявляется», воспринимается живо и плотно — с она выражает свою волю, в противовес аморфности «глядящей пустоты» 1 части.
Во 2 части написано обращение к человеку, о котором сказано: «нет тебя не с нами.» Считаю этот оборот весьма неудачным, потому что в нём нет согласования слов, и хотя по содержанию можно догадаться, что человека нет среди живых, но, думаю, можно оформить эту мысль более последовательно.
Так же не глянулся оборот из 1 части: «Чёрные пальто неуклюже носим,», особенно в русле некого обобщения Носим - кто? - Мы. - Кто здесь в тексте «мы»? Готов ли читатель к этой причастности? Но фраза без спросу «зачерпнула» читателя и «присовокупила»... Это «мы» - опасная штука.
«У крещёных рук просим мы прощенья» - тоже не принимаю, поскольку не понимаю, что есть отдельно взятые крещёные руки. Думаю, что эту мысль можно изложить внятнее.
Пафос второй части мне не близок. Однако гипербола этих строк: «Дикий водопад ошарашит рёвом, Страха лёд сожмёт с головы до пят.» - ощутилась достоверной.
А вот концовка «выстрелила наоборот» - в минус. Тема непростая, не считаю её темой для дискуссии, просто выражаю своё впечатление.
В целом стихотворение скорее ощущается, нежели понимается. Мне-исследователю понадобилось целую неделю примериваться для возможности понять и принять, чтобы не критиковать поверхностно по первому впечатлению, которое было бы значительно ниже по оценке. В стихотворении много на первый взгляд несуразностей, несовместимых образов. И только отойдя от логики, «забыв» общеизвестные значения» удалось войти в созданный поэтом мир, где другие свойства пространства и материи имеют место, и в основном согласиться с уместностью и сообразностью выразительных средств и содержания.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Вот этот обзор я читала и перечитывала... Да, Ореховый, Вы самый «глубококопатель», Вы достигли и поняли много больше других, но то, что Вам пришлось так долго копать - в этом виноват автор стиха, и никуда мне от этого не деться. (
Особенно прошу прощения за финал. Правда в том, что этот стих был ещё сырым эмоциональным наброском, но вдохновение куда-то пропало, вот и воспользовалась удобным случаем. Обещаю Вам попытаться сделать из этой работы что-нибудь путное. После такого разбора мне расхотелось её выбрасывать )) Спасибо Вам большое за участие )
Подробности отдельным файлом на странице конкурса.
Здравствуйте, Hellin. Мне было интересно "копать", потому что там, "во глубине" Вы спрятали клад: Ваши метафоры стоят потраченного времени. Зацепило.
Вам винить себя за трудности критиков не надо - это стихи, им не обязательно быть понятными всем подряд с беглого взгляда. Но и самосовершенствование никому не вредило. ) Спасибо за высокую оценку.
Особенно прошу прощения за финал. Правда в том, что этот стих был ещё сырым эмоциональным наброском, но вдохновение куда-то пропало, вот и воспользовалась удобным случаем. Обещаю Вам попытаться сделать из этой работы что-нибудь путное. После такого разбора мне расхотелось её выбрасывать )) Спасибо Вам большое за участие )
Подробности отдельным файлом на странице конкурса.
Мне было интересно "копать", потому что там, "во глубине" Вы спрятали клад: Ваши метафоры стоят потраченного времени. Зацепило.
Вам винить себя за трудности критиков не надо - это стихи, им не обязательно быть понятными всем подряд с беглого взгляда.
Но и самосовершенствование никому не вредило. )
Спасибо за высокую оценку.