Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Конкурс «Спектр» (2.1). Сиреневый (Елена_Шилова)
Критика
Автор: Анонимный_Конкурсант
Конкурсное произведение:

Эхо пустоты


Чувствовать себя лишней и ненужной,
Ёжиться, боясь взгляда пустоты,
Словом невпопад расцарапать душу,
Слушать снегопад колкостей витых.
Это раз и два, это три и восемь,
Белых у зимы много одеял,
Чёрные пальто неуклюже носим,
Память воду пьёт. В памяти - провал.
У крещёных рук просим мы прощенья,
От холодных губ ждём прощальных слов,
И живёт тоска под иглой Кощея,
В белой скорлупе - ледяной покров.

Кто я без тебя? Путник непутёвый.
Что я здесь могу, если нет тебя?
Дикий водопад ошарашит рёвом,
Страха лёд сожмёт с головы до пят.
Нет тебя со мной, нет тебя не с нами.
Что я без любви? Эхо пустоты.
Жди меня, к тебе я приду, мой странник,
Только помоги убедить святых.

Сиреневый
Оценка "Техника": 2 Оценка "Содержание/Эмоциональный резонанс": 1

Мнение:


К этому стихотворению я возвращалась несколько раз, пытаясь отсечь субъективные факторы восприятия вроде "критик устал", "критик встал не с той ноги", "замылился глаз", "не то настроение" и т. д. К сожалению, первое впечатление не улучшилось: текст сырой, противоречивый и нелогичный.
Из хорошего (относительно) - форма. Размер необычный и привязчивый, хотя улавливается не сразу: цезуру в середине строки я определила лишь в начале второй части, поскольку там она логически обусловлена. В упрощенном варианте было бы уместней разбить строки пополам и использовать рифмовку ABCD, но из этого получился бы банальный хорей - более четкий, но не такой оригинальный. Если поймать ритм стиха, он читается довольно бойко, хотя пропусков ударения все же многовато, тем более для логаэда. Но поймать непросто, и это минус. Рифмы неплохие, есть даже оригинальные ("прощенья - Кощея").
Куда хуже дело обстоит со смысловой нагрузкой. Здесь придется разбирать построчно.

"Чувствовать себя лишней и ненужной" - "лишней" и "ненужной" - это если не синонимы, то очень близкие по смыслу слова, тем более в данном контексте.

"Невпопад - снегопад" - не знаю, сознательно ли автор использовал такую игрую слов, но вообще это однокоренные, к тому же создающие ненужную внутреннюю рифму.

"Чувствовать, ёжиться, слушать" - несовершенный вид глаголов, "расцарапать" - совершенный. Поскольку это одно предложение (и по расстановке знаков препинания, и по смыслу), налицо рассогласование.

"Слушать снегопад колкостей витых" - на первый взгляд, интересный образ, но противоречивый. Если снегопад, то колкости должны быть похожи на снежинки, которые чисто геометрически состоят из прямых, следовательно, не могут быть витыми. Да и само по себе "витые" - довольно спорный эпитет для "колкостей".

"Это раз и два, это три и восемь" - смысл этой строки остался для меня загадкой, а "восемь", идущее после "раз, два, три", - очевидная подрифмовка.

"Белых у зимы много одеял" - инверсия, портящая всю прелесть образа. Вместо того, чтобы представить зиму с охапкой белых одеял, читатель (во всяком случае, я) задается вопросом, почему много именно белых, и какого еще цвета одеяла есть у зимы.

"Память воду пьёт. В памяти - провал" - первая половина строки заставляет представить память живым существом, вторая же резко отбрасывает к неодушевленной сущности. В принципе, понятно, что память пьет воду, чтобы этот провал заполнить, но образ, опять же, очень противоречивый.

"У крещёных рук просим мы прощенья" - еще одна откровенно непонятная фраза. Могу лишь предположить, что автор имел в виду "скрещённых" рук. Тогда строчка обрела бы смысл, а сейчас перед нами либо очень странный образ, либо ошибка в употреблении слова.

"В белой скорлупе - ледяной покров" - простите, но вспоминается "игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце..." Скорлупа - это, по сути, и есть покров, верхний слой яйца. Если уж яйцо многослойное, то ледяной покров должен быть не В скорлупе, а под или над ней.

"Кто я без тебя? Путник непутёвый.
Что я здесь могу, если нет тебя?"

Во-первых, "без тебя" и "нет тебя" - это повтор. Иногда повторы работают на усиление текста, но это, мне кажется, не тот случай, скорее случайность. Во-вторых, "здесь" во второй строке выглядит втычкой - до сих пор никакого указания на место действия в стихе не было. Где, спрашивается, "здесь"? В-третьих, путник, с которым сравнивает себя ЛГ, должен перемещаться в пространстве, поэтому "здесь" в данном контексте - указание очень расплывчатое. И тут внезапно...

"Дикий водопад ошарашит рёвом" - вот уж, действительно, ошарашил. До сих пор образный ряд укладывался в стандартный зимний пейзаж, разве что с небольшим налетом сказочности, созданной упоминанием Кащея (которому, впрочем, противоречат типично городские черные пальто). И тут внезапно дикий водопад. Откуда, зачем, что он символизирует?

"Страха лёд" - инверсия, из-за которой слова читаются слитно, кроме того, не очень представляю себе, как лед может сжать с головы до пят с точки зрения физики. Если только ЛГ изначально находится в воде (если лед - страх, то что было водой?), а потом она застывает, расширяется и стискивает. Но это уж очень сложное и надуманное допущение, к тому же водопад и лед, пусть метафорический, в соседстве выглядят странно.

"Нет тебя со мной, нет тебя не с нами" - еще одна загадочная для меня строка. Первая половина понятна, но вторая из-за двойного отрицания вводит в ступор. "Нет тебя не с нами" (с кем "нами"?) - "не" и "нет" взаимоуничтожаются, и получается, что "ты с нами"? Опять же, с кем "нами" и как быть с тем, что "нет тебя со мной"?

"Что я без любви? Эхо пустоты." - сам образ "эхо пустоты" мне нравится, но чуть ранее в тексте был "взгляд пустоты". Повтор бросается в глаза не слишком, но при внимательном прочтении все же царапает.

Появляющиеся в последней строчке святые также вызывают вопрос, как и содержание стиха в целом, оставшееся для меня туманным. Если я правильно поняла автора, в основе сюжета здесь тоска по умершему (тогда к месту и (с)крещённые руки, и холодные губы, и черные пальто, и святые (их ЛГ убеждает пропустить ее к любимому), и даже "здесь", обретающее смысл - "здесь, на земле"). Но тогда непонятно, к чему были выслушиваемые колкости и дикий водопад. Святые и сказочный Кащей в одном тесте, на мой взгляд, выглядят эклектично. Да и вообще переходы с одного образа на другой очень уж резкие, нет в тексте логики повествования, все захлестывают эмоции.

Резюме: стих небезынтересный, но над ним нужно еще очень много работать. Тогда, возможно, получится вполне достойное произведение. Пока же оценки низкие. Для меня логичность и связность образов скорее относятся к содержанию, чем к технике, поэтому первая оценка чуть выше.
Опубликовано: 07/12/17, 16:31 | Просмотров: 1065 | Комментариев: 3
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Благодарю Вас, Сиреневый. Все Ваши замечания аккуратно перешли в выводы. И, причём, выводы верные ) И это только укрепляет во мнении, что «текст сырой, противоречивый и нелогичный».)

«Расцарапать» изменю на «расцарапав», вторую строфу свяжу с первой, изменив знаки препинания. «водопад и лед, пусть метафорический, в соседстве выглядят странно». - Ну почему же? Разве зимний водопад не может облить ЛГ с головы до пят, а мороз заковать его в панцирь льда? Водопад - это реальная жизнь, в которой остался ЛГ беспомощным и беззащитным. Тоска под иглой Кощея лежит в яйце, которое запрятано очень глубоко, и её так запросто не выковыряешь из этого ледяного панциря. Она - почти бессмертна, вот о чём я хотела поведать. А разве покрытие не может быть изнутри? Стены ванной комнаты покрыты кафелем, например, а в морозильнике на стенках - лёд. В любом случае я благодарна Вам за участие, все Ваши замечания приняты и будут продуманы.

Подробности отдельным файлом на странице конкурса. cool
Hellin  (16/12/17 14:55)    


Спасибо за отклик и за разъяснения.) Действительно, теперь многое стало понятней, хотя общую суть мне вроде и так удалось ухватить, что радует.
Все Вами описанное и впрямь возможно, но возможность эта становится очевидна после прозаического объяснения, что, пожалуй, не очень хорошо. Простор для фантазии в стихе, конечно, должен быть, но хорошо бы, чтоб там же находились и указатели, направляющие читателя по цепочке ассоциаций в нужную сторону. Получается, в моем случае выйти к конечной цели - теме, идее произведения - удалось, но несколько окольными путями. )
Удачи Вам в раздумьях над этим стихом и в сочинении новых. )
Елена_Шилова  (17/12/17 22:14)    


Спасибо, я очень много поняла благодаря этим разборам. И Вам всего доброго smile
Hellin  (18/12/17 09:45)    

Рубрики
Рассказы [1126]
Миниатюры [1108]
Обзоры [1450]
Статьи [458]
Эссе [210]
Критика [97]
Сказки [244]
Байки [52]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [157]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [64]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [79]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2370]
Тесты [26]
Диспуты и опросы [114]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [195]