Весною жизнь гораздо лакомей. По всем оттаявшим углам Бомжи с бродячими собаками Свободу делят пополам.
В зеркальных окнах город множится. Калейдоскопье лиц и спин. Бредут бездомные двуножества В компании безродных псин.
Луч золотой с лазурной скатерти Упав, мне выдал невзначай Их путь от свалки и до паперти – От входа в ад до входа в рай.
По шкуре блохи растасованы. Давно пропит нательный крест... Живут бомжовые и псовые Меж этих двух библейских мест.
Там денно, нощно, не набегами, Раб божий твари божьей рад. А та – породе человековой, Хвостом виляет: «Как ты, брат?»
Компания по лужам хлюпает, Пропойца стольник мой берёт. Смеётся сука желтозубая, А я грущу на кой-то чёрт.
* По исполнению нет замечаний (без базовых ошибок). Симпатично уместное использование авторских неологизмов (калейдоскопье, двуножие,человековой, бомжовые). Сказать, что зацепила тема не могу - описание факта есть, а позиции, отношения автора не увидела. Хотя... последняя строфа отношение к происходящему все-таки выражает ( " Пропойца стольник мой берёт. смеётся сука желтозубая, а я грущу на кой-то чёрт), но у меня есть ощущение от этих стихов, что они написаны ради поиска яркого поэтического слова, формы, а не потому, что у автора это наболевшее, искренне его взволновавшее. " "Бомжи с бродячими собаками свободу делят пополам". - фраза напрягла, по смыслу здесь "делят на двоих" или "поровну", слово "пополам" здесь неудачно по значению. В целом талантливые стихи.
+++++++++++++++++++++++++++++++ 2.Глядя на старые фотографии
Вечность ломается, словно весенняя льдина, Время-река продолжает размеренный бег. Пасмурный вечер и пламя в камине старинном, Дым папирос поднимается кольцами вверх,
Поздно уже, только мне, как обычно, не спится - Молча сижу у огня и листаю альбом. Старые снимки - вся жизнь в пожелтевших страницах - Тихо шуршат, начиная рассказ о былом.
Снова смотрю, и далёкое кажется близким, Каждый застывший момент - всё как есть, без прикрас. В форменном платье по улице я-гимназистка За руку с мамой степенно иду в первый класс.
Бал выпускной - плавно кружатся пары по залу - Кажется, венскому вальсу не будет конца. Двор лазарета - сестра милосердья устало Слёзы и пот утирает ладонью с лица.
Старая церковь - я только что в ней обвенчалась, Под руку с мужем иду от деревни до дач. Проводы. Женщины машут руками с причала - Снова война. Лазарет. Я уже военврач.
Вдовьи одежды - от чёрного цвета не деться - Кресло, свеча и потрёпанный томик Басё... ... Вдруг незаметно кольнуло иголкой у сердца - Яркая вспышка, затем темнота... Вот и всё.
* Стихи хорошие, но к сожалению (так уж получилось!) вижу их уже не в первом конкурсе, чего решительно не понимаю (зачем многократно проверять свои заслуги?), но это уже моя проблема. Сюжет хорошо организован, хотя создает ощущение некоторой запланированности - он логично выдуман, - в реальности наши фотоальбомы не так "художественно выстроены" и рождают более живые, но менее причесанные ассоциации. Понравилось начало: " Вечность ломается, словно весенняя льдина, время-река продолжает размеренный бег" - выбранный в первом предложении образ продолжен во втором. Немного напряг разговорный пропуск слова в строке " от чёрного цвета <никуда> не деться".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 3. Когда приходит настоящая беда
Когда приходит настоящая беда, слова, что тени – не являют полной сути. Фальшивость фраз подчас, уводит в никуда, и риск огромен, словно в бездне, утонуть в них.
И – раствориться, приручив пытаясь боль, анестезируясь вакциной пустословья…
Ты, вопреки всему, молчать себе позволь, чтоб тишина свернулась кошкой в изголовье.
Пусть хватит веры изменить свою судьбу, беспрекословный приговор сменив на милость.
Реальность вздрогнет, отменив своё табу, дав тишине налиться мудростью и силой.
* Неудачные по стилю речи и способу изложения темы стихи. Слишком много деепричастий, не всегда нужных(сменив, отменив, приручив, дав), есть просто неудачно построенные конструкции фраз ("И – раствориться, приручив пытаясь боль" (проще - "приручить пытаясь"), а концовка этого предложения совсем портит впечатление:" анестезируясь вакциной пустословья") - вакцина - это не то, что анастезирует! Фраза " Пусть хватит верыизменить свою судьбу" несколько странно звучит, м.б. лучше "хватит воли изменить"?
Всё у неё не так: и одно плечо выше – главнее, значит – плеча другого. Бабкой Таисьей ведется иной отсчёт нового года: не с Рождества Христова, с белой пречистой осени - знай, стучит ветками старых яблонь, как будто вяжет сумрачный день или яблоки-кумачи: падают сами, никто не ворует даже. Сыплется мелкий дождь, похож на кутью. Бабка Таисья мнёт шерстяную нитку, что-то бормочет. Спустила опять петлю, и на одной петле дребезжит калитка Тихо уходит в землю – невидим, плох – старый домишко бывшей соседки Фроси.
В тёмном углу шелестит тараканий бог – мол, сохраню и бабку, и эту осень.
* Талантливо, реалистично и точным по стилю языком. Автор не пересказывает сюжет, а рисует живой образ человека, и картина запоминается. Нравятся строки-образы: " стучит ветками старых яблонь, как будто вяжет сумрачный день", "сыплется мелкий дождь, похож на кутью", " Спустила опять петлю, и на одной петле дребезжит калитка". Умение поэтически точно создавать образ народным стилем речи - редкое умение .
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 5. За дверью
За старой дверью все иначе - Ни тьмы, ни туч. Но многозначный код утрачен, Потерян ключ.
Там вдохновение и радость Всегда с людьми. Там – удивительное рядом И светел мир.
А здесь – удушливые ночи, Тревожно здесь… А там, за скважиной замочной – Весенний лес.
Там бесконечные просторы И щебет птиц. А здесь - чужих невнятный говор, Гримасы лиц.
Там - свежих листьев легкий шорох, Спокойно там. Не слышно города большого Глухой тамтам.
Но не пробраться торопливо - Закрыт портал. А здесь - пожары, войны, взрывы И пустота.
И ни ответов, ни итогов, Ни нужных слов… А там - поля, холмы, дорога И так светло. * Придраться особо не к чему, ни по форме, ни по содержанию, хочется, конечно какого-то авторского вывода, интересного заключения, как соединить эти миры и надо ли, и что хочет сам автор, но нет, так нет...
Который день скулит промозглый март. А снег – нытьё простуженной природы. И солнца нет, чтоб вновь сойти с ума от палевых закатов сумасбродных. Ни шумных ручейков, ни первых стай. Мой город, одичавший от мороза, молчит, но только знаю, он устал от снежных надоедливых психозов, мечтая о тепле и о весне – забором, тротуаром, храмом каждым. И я грущу с собой наедине, замёрзшая, и каждой клеткой жажду душистых трав и ветра перемен, который бы, решимостью ведомый, ворвался в прочный круг потёртых стен, чтоб к жизни нас вернуть от зимней дрёмы.
…Но город оказался не готов, как будто свил тугой незримый кокон, и смотрит, изнывая от снегов, потухшими глазами жёлтых окон. А я, вдохнув пришедшую весну, распахиваю ставни, двери, душу. Прощай, мой дом, иначе я свихнусь! Мне этот вихрь, ты слышишь, очень нужен! Зовёт в дорогу ягодный рассвет, за ним счастливый день щебечет сладко. Тому, кто слишком часто видел смерть вблизи (не за кладбищенской оградкой), до боли, до сердечных аритмий тот ветер важен, словно откровенье. Прости, тоскливый город, и пойми: не хочется с твоей сливаться тенью.
Я верю, что зима была дана, чтоб выжить и понять, как ценно счастье, как реки, пробуждаясь ото сна, вдыхают зыбкий миг, что был во власти бесовских вьюг. Сквозь пасмурную хмарь спешу за вихрем – стужи снять оковы. …Но третий год подряд промозглый март, безумный снег, да то же небо… снова.
* Начало - талантливое описание пейзажа, где много удачных строк: " день скулит промозглый март. А снег – нытьё простуженной природы. И солнца нет, чтоб вновь сойти с ума от палевых закатов сумасбродных", " город, одичавший от мороза, молчит, но только знаю, он устал от снежных надоедливых психозов". Потом описание природы сменяется описанием настроения ЛГ : " Прости, тоскливый город, и пойми: не хочется с твоей сливаться тенью" и " Мне этот вихрь, ты слышишь, очень нужен" - стихи становятся интереснее, обретают смысл. А концовка вообще философская, в ней тема поднимается над конкретной погодой и частным настроением: " зима была дана, чтоб выжить и понять, как ценно счастье" и " Сквозь пасмурную хмарь спешу за вихрем – стужи снять оковы" - браво! - опять упоминается "вихрь", который стал действующим лицом (тем, в чем нуждается ЛГ), стихи окончательно обретают сюжет и законченность. Очень нравится композиция этих стихов, да и поэтический язык их хорош!
++++++++++++++++++++++++++++++++ 7.Дом родной
У дома родного особенный запах: Там комната тёплого света полна, Там сумерки дремлют на пальмовых лапах И ходит по лестнице там тишина.
Текучи, как патока, сладки минуты. В часах потихоньку секунды стучат. В заботе незыблемы тапок уюты, Чаи и душистый берёзовый чад.
Мой дом! Ты всё тот же в любви без упрёка – Спасатель, спаситель от сглазов и порч. Встречаешь, как прежде, меня издалёка: В своём всепрощении – блудную дочь.
Простишь расставанье, обиды, измену, Приветишь, укутаешь, светлый лицом. Я все неприятности – грязную пену Оставлю опять у тебя за крыльцом
И снова вспушусь, как весенняя верба. Янтарный затеплится свет из окна – И всё нипочём мне, и всё без ущерба: Хранима и тылом надёжным сильна.
* Хорошие стихи, где есть одна, но законченная и ясно выраженная тема -"Мой дом! Ты всё тот же в любви без упрёка – Спасатель, спаситель от сглазов и порч". Отличный поэтический язык: " все неприятности – грязную пену оставлю опять у тебя за крыльцом ", "я снова вспушусь, как весенняя верба", " В заботе незыблемы тапок уюты, чаи и душистый берёзовый чад".
Дрожишь людьми, домами, площадями. Частицей на весах, крылом без сил. О тот, кто есть, когда бы он - спросил. Сказала бы: "Живу, как небо в яме".
Сколь часто я, ненужная для жизни, Просила: "Кто-то там, коль - есть, подай. *видимо, лишняя точка? Мне право слова между крайних дат. Прислушайся, - болезненное вызнай".
За час до этого, в шкафу посуда. Звенит. Бренчит оконное стекло. Словам, что крыльям, - ветренно, светло. *ветрено? И боязливо...Пусть меня осудят:
За писчий гон, гримаску многоточий. За то, что не дымит моя свеча. Благодарю того, кто есть за час. За право отдавать междатный прочерк.
Трём бабочкам, чей зуд неодолимый. Любовь, надежду, веру, меж страниц. Моих ничтожных виршей сохранил. И наделил их голосом и силой.
Я не жива до зряшного, до Этого. Мой голос-почерк тоньше волоска. Зудит рука, возможно не писать. Когда - сильна и бабочками ведаешь?
* Содержание стихов интересно, но удивляет и напрягает разбивка на предложения, постановка точки там, где фраза неполна и не закончена, где хочется тире, запятой или вообще продолжения фразы-мысли. . Не поняла, для чего это сделано, но, если это особый прием, то мне он ничего не прибавил для лучшего восприятия текста. Но есть интересные фразы-находки: " Живу, как небо в яме", " подай мне право слова между крайних дат". А многое (в той пунктуации, которая предложена) по смыслу непонятно, сложно, что вряд ли прибавляет стихам...
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 9.Не о политике
Уезжайте из этой страны Поскорей и как можно подальше, Здесь давно никому не нужны Ни таланты, ни гении даже. Ни ребёнок, ни старец, ни шут, Что смешить не желая, пророчит. Все фатально рождённые тут, Все бездарно лишённые отчеств Не нужны, потому что - зачем? Замыкайтесь в себе, интроверты: У столпов вертикальных систем Не растут параллельные ветви. А коль речи наружу текут, Закрывайте сомнения краник: Экстравертам - дубинка и кнут, Всем, кто выбрал не правильный пряник.
Уезжайте из этой страны, Замещённой мирком виртуальным. Не надейтесь достичь тишины И хозяйством прожить натуральным. Тишина - не для сказочных скреп, Уповать на затишье нелепо, Но вжирающий бездну судеб Саундтрек для реального склепа. Здесь - как будто уже и не здесь, Но за гранью реального мира, Замутнённая времени взвесь Проплывает бесчувственно мимо. Только в редкие дни, иногда, По расчисленной ложью орбите, Расступается гниль и вода Под кругами ненужных событий.
Уезжайте из этой страны, Где бесчисленны мёртвые души, Где от карликов тени длинны, Словно в полночь ослиные уши, Арифметикой жжёт шапито Избира-завирально-воскресной: Если в списках не вычеркнут кто - Значит, жив для статистики местной. А статистика - подлая вещь, Что царит над работой и бытом: От неё ты не сможешь убечь, Даже будучи трижды убитым. От подсохшей зелёнки пупа До строки погребального шифра Ты - в расчерченном списке графа И в колонках послушная цифра.
Уезжайте из этой страны, О величии не балаболя. Широты, высоты, глубины Не для вас уготована воля. Кто попал мимо граф - тот и граф, Тот и гриф, кто летает без грифа. Разменяв на безнравственность нрав, Вне игры только пиво игриво. И под шоу безбашенных звон, И под звоны старинных соборов Здесь простой человек погружён В маяту - укорачивать норов, Укорачивать, словно петлю, Прикреплённую к низкому своду, Опираясь на слово "Люблю", На последнюю в жизни свободу.
Уезжайте из этой страны, Где по душным речам пропаганды Все вы дочери или сыны, Но едва ли - для правящей банды. Для чего здесь герой и поэт, Для чего здесь учёный и пахарь? Здесь повсюду пахана портрет Невесёлостью плесени пахнет. Здесь безлично считают народ Только цифрами электората. Здесь каприз малахольных господ Исполняет на лире Эрата*, На литсайтах священный обряд - Отфутболить гражданственность в урны: "О политике" не говорят В околичностях литературных.
Уезжайте из этой страны, Изменить её косность не в силах. Здесь ударят по вам - со спины, Всё живое утопят в распилах. По периметру липких тенёт Расставляют атлантами катов**. Если где-то душа и сверкнёт, Всё святое оценят в откатах. Посмотри: не случайно, не вдруг Там, где собраны двое и трое, Замыкают дубинками круг "Боевые" эрзацы героя. Велика ли для нас "благодать": Подсыхая над ранами коркой, Ты не можешь тому сострадать, Кто унижен, раздавлен и попран.
Уезжайте из этой страны, На колёсах надежд уезжайте. Бесконечность тюремной стены По привычке ладонью не жальте. Налегке, без оглядки назад, Под собою мосты запалите. Я лишь старый усталый солдат, И нисколько, увы, не политик. Не в пивной утыкаясь ларёк, Не о птичках поя, на литсайте, Я ведь этой страны не нарёк. Посмотрите вокруг и узнайте. Видит Бог, чемодан и вокзал И осклабленно-наглые каты - Я об этой стране рассказал Не вблизи политической карты.
Если ж вам дорога та земля, Где могилу себе присмотрели, Где готовы сойти до нуля И в молитве, и в песне, и в теле, Где мерзавцев несытая тля - Горло, чуждое рукопожатий, Воля ваша - тогда вы, как я, Ждите лучшего, не уезжайте. ____________________________________ * Эрата - муза лирической поэзии у древних греков. ** Кат - кто не знает, палач.
* Несколько затянуто (лаконичность всегда более выйгрышна для восприятия стихов), но работа прекрасная - в ней есть авторский взгляд, чувство, сопричастность теме, есть пережитое и передуманное (а не выдуманное ради формы), и потому стихи трогают и заставляют перечитать. И хотя лозунг "уезжайте из этой страны" - не моя позиция, но стихи сильные и честные. Понимаю, что политика портит отношения и уменьшает число участников конкурсов, но я люблю стихи, идущие из сердца, а не выдуманные к теме или конкурсу. " На литсайтах священный обряд - отфутболить гражданственность в урны: "О политике" не говорят в околичностях литературных". Увы, это так...Есть очень много метких и удачных по выбору слов и стилю речи фраз, например: " Кто попал мимо граф - тот и граф, /Тот и гриф, кто летает без грифа. /Разменяв на безнравственность нрав/, Вне игры только пиво игриво". Из неудачного выбора слова отмечу " По расчисленной (?), ложью" и возможные, но не нужные формы речи "убечь" и "поя".
++++++++++++++++++++++++++++++ 10. не"Прогулка" с неШагалом
Шотландский плед и мартини Бьянко, мольберт и кисти… Прищурив очи, она – мазок за мазком – пророчит себе – бессмертье, а мне – по пьянке судьбы простынку поганить соло, таращить тщетно глаза до глюков – а вдруг и третий разжмурю в муках и с нею вместе траву лиловой, а солнце синим увижу тоже?.. Шесть лап кузнечик на грудь ей ляпнул, подол с коленей срывает рьяно бесстыжий ветер. До грешной дрожи корёжит зависть мой южный полюс. Она ж рифмует с бутылью длинной мою унылость в чудной картине – почти «Прогулка» – Шагала отблеск. Ей слышен времени голос вещий, взлетает смело над миром бледным! А я запутался в клетках пледа, и лишь синица в руке трепещет… Ну, не Шагал я! Фотограф – годный. Домой шагаю, скелет сутуля, а там тоскуют пустые стулья, да вьются мухи над банкой шпротной…
* Мне это сложно комментировать. Может быть - сочно, талантливо, но не мое. Не моя жизнь, не моя тема, не интересный мне стиль жизни и проблематика. Не по душе стихи. Да простит меня автор.
А нынче кован день из хрусталя: Сосульками украшен и лучами, И весь звенит, восторженно нечаян, Весенней ясной синей нотой "ля"... И сердце вторит звонко в унисон: "Весна, весна! Мне б выпрыгнуть наружу И зайцем золотым купаться в луже!" Смеюсь, лечу, почти что невесом, Над ручейками плачущих снегов, Над кутерьмой синично-воробьиной - Вперёд и вверх - к небесному овину, В котором много сложено снопов - Им поклониться поясно. И я Когда-то лягу срезанным (поспелым), Навечно распростившись с бренным телом - Родное примет матушка-земля. Светло-светло, хрустально. Отпусти. Здесь радость распускается, как верба Пушистая и нежная. Не требуй, Но ощути себя в Его горсти Хотя б на сумасбродный краткий миг - Тот миг, что суетою не стреножен. Весенний ветер ощущаю кожей А глубины, конечно, не постиг. * Стихи-пейзаж, стихи настроение, написано красиво, но по содержанию не насыщено смыслом, а над некоторыми фразами я бы еще поработала: " лягу срезанным (поспелым), навечно распростившись с бренным телом" - лучше "спелым или поспевшим", а сочетание "навечно распростившись" звучит неважно. " Не нравится и " сумасбродный краткий миг" - миг не может быть не кратким, а вот в чем его ...сумасбродность? - есть ощущение, что слова подбирались для заполнения строки, а не для передачи смысла. " А нынче кован день из хрусталя" - зачем тут "кован" (по отношению к хрупкому хрусталю?): * +++++++++++++++++++++++++++++ 12. Старая церковь в Плёсе
На погосте старообрядческом, Гдемогилки идут гуськом, С краю леса карга корячится Над поваленным сушняком.
Церковь в центре погоста старая – Бывший сказочный теремок. Стекла окон черны нагарами. Не подвешен на дверь замок. * ( не повешен) Половицы скрипят неласково. Сделать шаг дальше двери – страх. Словно в доме, обжитом сказками – Нечисть прыснет во всех углах. *прыскает, почему изменилось гл. время?
Запах дров, штукатурки, ладана … (? это в заброшенной церкви???) Потускневшая роспись стен... Под окладами неразгаданным Меркнет сумрак библейских сцен. * (меркнет свет, а не сумрак...)
Свет проходит сквозь окна искоса (?) На горшки и на кочергу. За окном на погостном выкосе Три березки видны в кругу.
Как у карлика – горбик месяца. А под взглядом его вот-вот Валуны-черепа засветятся И болотом в окно пахнет.
С мая месяца печь не топлена. Тронешь – кажется ледяной. Коврик, тысячу раз заштопанный, Постлан, видимо, той каргой.
Вот она и сама с поленьями: « Хочешь голову, что ли, с плеч? Разбираться с тобой нет времени – На лопату тебя, да в печь ».
* Выделила все места, где слова и словосочетания выбраны не продумано, не точно, плохое построение фраз. Комментировать подробно не хочется:- язык стихов в целом слабо проработан. Стихи не впечатлили ни по содержанию, ни по исполнению.
Меня не изменит ни пряник, ни кнут, Не стану со временем стервой косматой, О том, что другой собирался посватать, Сказать не дерзну...
Под вечер не вспомню ни ссор, ни обид. Клянусь, из детей, бесконечно желанных, Не делать ни моцартов, ни перельманов, А просто любить...
Возьми меня в жёны, ответь мне: «Беру!», Ты будешь свободен от сложного быта, А я, как природа, — честна и открыта, Пока не умру.
* Чего-то мне здесь не хватила в этой клятве... Какого-то более полного и внятного раскрытия темы, пока - только этюд... Да и ЛГ обещает несбыточное. )))
++++++++++++++++++++++++++++++++++ 14. И стёклышко, и пёрышко, и фантик
Цвела джида, журчал степной арык – Я помню это место, где зарыт Мой детский клад – секретик мой заветный. Под выпуклым бутылочным стеклом Лежало голубиное перо На смятой золотинке от конфеты.
Земля была покорна и легка, Как гречневая мамина мука. Её так много – всем на свете хватит Лугов, полей и маковых степей. Я знала, что могу доверить ей И стёклышко, и пёрышко, и фантик.
Я помню осень. Сад. Горит листва, Ползёт позёмкой пепел от костра, Ложась на оперенье мёртвой птицы. И хрупкий мир, что не был мной спасён, Послушно лёг в голодный чернозём И в кукольной коробке уместился.
* Здорово. За внешней простотой рассказа - трагедия. Лаконично и языком поэзии.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 15. Над пропастью во лжи
Пусть высохнут целебные ручьи, последний виноградник станет пеплом, есть сотня основательных причин не замечать безветрие и пекло, желать тебя, лелеять миражи, твоё дыханье чувствовать спиною.
Ты думаешь, над пропастью во лжи страшнее, чем над пропастью иною? Нет! Правда хороша, когда она – печатное издание, которым скрывают обнажение окна, пока швея выкраивает шторы. И даже если всё предрешено – мы кружим в архимедовой спирали. И снова будет в амфорах вино, и полная луна в прохладной дали.
* Философские стихи, где у автора есть свой взгляд и оригинальное мнение. Лаконично и очень неглупо по содержанию. Понравился и достаточно спорный аргумент " Правда хороша, когда она – печатное издание, которым скрывают обнажение окна, пока швея выкраивает шторы".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 16. лисье
эй, товарищ из сказки! приближаться не стоит… придержал бы ты ласки - укушу... и до крови… помнить всех, где взять силы, память - лисья неволя… видеть невыносимо мне пшеничное поле... нет давно людям веры, к ним любви... и надежды... ты - по счету сто первый, а желанья все те же: (да… забава такая есть у маленьких принцев) в душу, как бы играя, влезть.... потом раствориться...
мысль бредовую выкинь стать заботливым братцем... я желаю быть диким, я устал приручаться…
* Интересное обращение к теме "Маленького принца" - оригинально и со своими мыслями. Стихи понравились, только запись их не радует - почему без заглавных букв в начале предложений? Эта сознательная некорректность записи разве что-то придала дополнительно стихотворению?
+++++++++++++++++++++++++++++++++ 17. Две Арагви
На дорогах камни, блестя боками, выгибали спины под каблуками. Хорошо, что дождь заставал врасплох нас, барабанным боем тревожа окна - обнимались крепко под чьей-то крышей, и никто не видел нас и не слышал.
Аромат лепешек всех форм и видов щекотал нам ноздри - смотри, завидуй! И сплетались руки, как две Арагви, и хотелось вечной любви ( а разве это так уж глупо - мечтать о вечном?) И бежали улицы нам навстречу.
* Поэтично, лирично, образно написано. Прекрасная зарисовка, где передано больше чувств и настроения, чем в ином объемном произведении. Понравилось: " камни, блестя боками, выгибали спины под каблуками" и " И бежали улицы нам навстречу".
Пишут: стучите, и вам откроют. Верят: кто ищет, всегда обрящет...
— Мам, почитай мне про муми-троллей! — Где же он ходит, козёл гулящий...
Если в моторе свеча истёрта, искра, рождаясь, внезапно тухнет.
— Мама, смотри, у меня пятёрка! — Эй, почему не помыта кухня?!
Веры в себя изнутри не слышно, теплится где-то, едва живая...
— Вовка меня обозвал мартышкой! — Да, не красавица ты. Бывает.
Сколько на сердце смертей-рождений, столько на старенькой чашке сколов.
— Мама, на свадьбу не хватит денег... — Всё потому, что твой папа — сволочь!
Судьбы вершит никакой не случай — строят своими руками люди.
— Доча, клади кирпичи получше!
— Мама, за что ты меня не любишь?..
* Великолепно. Помню эти стихи по какому-то конкурсу (автора не помню) и снова радуюсь: талантливо. Не в прямую, а на конкретных эпизодах из жизни рассказана целая жизнь, судьба, где ничего не нужно пояснять - все на виду.
++++++++++++++++++++++++++++++++ 19. Стихия в городе
Он был безжалостно-жестоким, на город налетевший град - лупил наотмашь стёкла окон, на крышах выбивал набат. Топтал газоны, хулиганил - казалось сотня жеребят, неслась невидимой в тумане, с пути сметая всё подряд. Внезапно обернулся ливнем - промокли разом всё и все, фырча водой, автомобили, китами плыли по шоссе. Мигали жёлтым светофоры, глаза закрыли фонари на то, как длинный поезд скорый свой бег замедлил раза в три.
Я газ нажав, нырнула в темень, молясь безвучно всем богам... А Ной в ковчеге в это время меня по правой обогнал.
* Пейзажная зарисовка. Выразительная картинка, но особого содержания в ней нет, просто яркое описание ливня. Из несущественных придирок: если упомянут Ной (персонаж Библии), то языческое "молилась ВСЕМ БОГАМ" здесь неуместно - разные, даже враждебные друг другу мировоззрения в одном флаконе....
+++++++++++++++++++++++++++ 20. Мундиаль
Весь мир взволнован! И недаром: Москва охвачена кошмаром, Футболу отдана! Повсюду радостные лица, И наша матушка-столица Азартом яростным искрится, Болельщиков полна!
Какая буря! Страсти в клочья! Страна ликует днём и ночью! Живём под крики "ГОЛ"! И как с цепи сорвался город: Забыт и сон, и даже голод, Пенсионер отныне молод, Жизнь - в рубрике "Футбол"!
Пускай в футболе я невежда, Но у меня жива надежда: Ведь случай - верный друг. Мы с каждым матчем всё сильнее, А хорошенько поболеем, Хоть Уругвай не одолели, Но прочих всё же... Вдруг?
* Стихи не для этого конкурса - взята сиюминутная тема (на злобутекущего дня) и ритмика цельно-тянутая из лермонтовского " Бородино" - так называемые "новые слова к чужой песне". Написано чистенько, бодро, но это, на мой взгляд, не годится для конкурса "лучший автор проекта"
++++++++++++++++++++++++++++++++++ 21. Ватерлоо
Пьём водку, пьём компот, микстуру, чай, Общаемся, работаем, скучаем. И вдруг мы вспоминаем невзначай – Проходит жизнь, а мы не замечаем.
Мы – жители окраин и столиц, Весёлые вруны и острословы... Но каждого ждёт свой Аустерлиц, И каждого своё ждёт Ватерлоо.
Живём, как будто вечность впереди, Не думаем что послезавтра будет, И Бог уже, наверно, не стыдит, А думает, - Ну что поделать? Люди!
Но я не призываю падать ниц, И отрекаться от всего былого. Ведь каждого ждёт свой Аустерлиц, И каждого своё ждёт Ватерлоо.
Давайте помнить – мы не навсегда, – И наслаждаться местом и минутой. Банально – утекает, как вода, Всё прочное и вечное, как будто.
Так мало в мире просветлённых лиц, Так много в нём холодного и злого, У каждого есть свой Аустерлиц, У каждого своё есть Ватерлоо.
Нет-нет, конечно, я не пессимист, Но грустно иногда бывает всё же: Летишь куда-то, как осенний лист, И задержать полёт никак не можешь.
У этого полёта нет границ, Но он один, и не дано второго... У каждого был свой Аустерлиц, И непременно будет Ватерлоо.
* В стихах есть достоинства и недостатки. Достоинство - мудрые и убедительные мысли о важном, и удачное - с продуманном обращением к истории) рефренное украшение " У каждого есть свой Аустерлиц, у каждого своё есть Ватерлоо". Недостаток - назидательная форма обращения к читателю "мы, давайте помнить и т.п." - куда убедительнее звучали бы эти мысли от первого лица единственного числа! В целом, - стихи симпатичные.
+++++++++++++++++++++++++++++++++ 22. Sos!
Этот мрачный город-горемыка На меня глядит как злобный пёс, В голове роятся осы-мысли... Sos!
Сердце - в сонме туч, а небо - в шрамах; Нигилизм-сорняк в душе пророс. Скоро Бог в Раю откроет краны... Sos!
Ветер-хейтер нервы листьям трепет; Кухня - тесный ад семейных ссор, Жрутся ржавью... быта наши скрепы... Sos!
Булка с маком, неокрепший мокко, Терпкий вкус дешёвых папирос... Мне сейчас промозгло-одиноко. Sos!
Выпил водки, нет уже надежды: Я целую суку-боль взасос И иду... Иду ко дну. Ну, где ты? - Sos!
* Увы, стихи не в моем вкусе как по содержанию, так и по стилю речи и комментировать их не хочется.
Добрый день, Алкора! С интересом и удовольствием прочел Ваши лаконичные, но достаточно четкие характеристики конкурсных произведений. Если я правильно понял, то синим цветом выделены слова и словосочетания, являющиеся, по Вашему мнению, синтаксическими или риторическими ошибками. Относительно синтаксических ошибок вопросов не возникает, так как нарушение языковых норм сомнений не вызывает. Другое дело – риторические ошибки. Насколько мне известно, теории риторических ошибок до настоящего времени нет. Существуют только разрозненные рекомендации по предупреждению таких. Буду признателен, если поделитесь знаниями на примере двух произведений: «Дом родной» и «За дверью». В произведении «Дом родной» Вами выделена синтаксическая анафора «там», как риторическая ошибка: У дома родного особенный запах: Там комната тёплого света полна, Там сумерки дремлют на пальмовых лапах И ходит по лестнице там тишина. А в произведении «За дверью» строфико-синтаксическая анафора «Там» получила Вашу одобрительную характеристику «Придраться особо не к чему, ни по форме, ни по содержанию,». Справедливо, за исключением (на мой непросвещенный взгляд) одной строфы: Там - свежих листьев легкий шорох, Спокойно там. Не слышно города большого Глухой тамтам. Следуя риторическому правилу краткости, во второй строке этого катрена «там» явно избыточное. Бросается в глаза его появление для создания рифменной пары «там -тамтам». Возможно, это мое восприятие текста. Мне кажется, весьма сложно отличить усиленную, интенсивную анафору от избыточной. К примеру, эпанафора со словом «клянусь» в клятве Демона в поэме М. Ю. Лермонтова: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством, Клянусь паденья горькой мукой, и т. д. И избыточную анафору у Кузьмы Пруткова: Шея девы – наслажденье! Шея – снег, змея, нарцисс; Шея – ввысь порой стремленье; Шея – склон порою вниз. Шея – лебедь, шея пава, Шея – нежный стебелек; Шея - радость, гордость, слава; Шея мрамора кусок!.. С уважением, Валерий.
Спасибо за отзыв. Согласна, что тема достаточно мелкая, но злободневная. Но вот использование лермонтовской парафразы - бородинской строфы - усиливает эмоциональный накал, это не новые слова к чужой песне. А как же тогда задание "Вольным стрелкам" - онегинская строфа?
Здравствуйте, Алла, помня Вашу работу в МПК, первым делом я сегодня помчалась читать Ваш обзор, чтобы сравнить впечатления:)) Приятно было обнаружить совпадения - как высказанные почти идентично, так и те, о которых я тоже думала, но опустила
Если я правильно понял, то синим цветом выделены слова и словосочетания, являющиеся, по Вашему мнению, синтаксическими или риторическими ошибками.
Относительно синтаксических ошибок вопросов не возникает, так как нарушение языковых норм сомнений не вызывает. Другое дело – риторические ошибки. Насколько мне известно, теории риторических ошибок до настоящего времени нет. Существуют только разрозненные рекомендации по предупреждению таких.
Буду признателен, если поделитесь знаниями на примере двух произведений: «Дом родной» и «За дверью».
В произведении «Дом родной» Вами выделена синтаксическая анафора «там», как риторическая ошибка:
У дома родного особенный запах:
Там комната тёплого света полна,
Там сумерки дремлют на пальмовых лапах
И ходит по лестнице там тишина.
А в произведении «За дверью» строфико-синтаксическая анафора «Там» получила Вашу одобрительную характеристику «Придраться особо не к чему, ни по форме, ни по содержанию,».
Справедливо, за исключением (на мой непросвещенный взгляд) одной строфы:
Там - свежих листьев легкий шорох,
Спокойно там.
Не слышно города большого
Глухой тамтам.
Следуя риторическому правилу краткости, во второй строке этого катрена «там» явно избыточное. Бросается в глаза его появление для создания рифменной пары «там -тамтам».
Возможно, это мое восприятие текста. Мне кажется, весьма сложно отличить усиленную, интенсивную анафору от избыточной. К примеру, эпанафора со словом «клянусь» в клятве Демона в поэме М. Ю. Лермонтова:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством,
Клянусь паденья горькой мукой,
и т. д.
И избыточную анафору у Кузьмы Пруткова:
Шея девы – наслажденье!
Шея – снег, змея, нарцисс;
Шея – ввысь порой стремленье;
Шея – склон порою вниз.
Шея – лебедь, шея пава,
Шея – нежный стебелек;
Шея - радость, гордость, слава;
Шея мрамора кусок!..
С уважением, Валерий.
Но вот использование лермонтовской парафразы - бородинской строфы - усиливает эмоциональный накал, это не новые слова к чужой песне.
А как же тогда задание "Вольным стрелкам" - онегинская строфа?