Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Время собирать камни
Критика
Автор: Галина_Пиастро
Галина Пиастро

РЕЦЕНЗИЯ
на поэму « Автопортрет в четырех проекциях и в сборке». Автор: Семен Губницкий
http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=372591&pid=0

Время собирать камни

………………Готовил автор к пиру это:
………………Мозгопрыжки и пируэты.
………………Эквилибрист. В повадках – ирбис.
………………Свой стиль и слог – его экслибрис


Некоторые общие размышления

Меня пригласили на пир.
Вот какой подзаголовок дал Семен Г. своему произведению: «поэма-пир языковой свободы автора».
Съедобно ли представленное? По мне – да. Вкусно ли всё это? Сейчас, сейчас…
Семен Г. явный лирик. Напомню общеизвестное из Словаря литературоведческих терминов:
«Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами».

Вот ещё
https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/l/chto-takoe-lirika
«Смысл лирической литературы в том, чтобы отразить жизнь посредством чувств, впечатлений, переживаний и мыслей отдельного персонажа – лирического героя. В центре художественного внимания – образ-переживание, и все события, происходящие с героем, описываются через призму этого переживания».
Иначе говоря, мы везде можем увидеть (и здесь я это увидела) отношение автора к тому или иному событию.

Наш автор не скрывает, что он и есть лирический герой (ЛГ) – что ж, неплохой, даже достойный выбор. Охват времени – от школьной поры до текущего времени, практически. Приметы личности ЛГ вырисовываются на фоне и с помощью примет проходящего (прошедшего) времени, которое очень взрослые читатели сами пережили, помнят, а более молодые хотя бы в школе проходили.
Хочу привести ещё одну цитату из… (ссылка выше):
«Лирика – слово, довольно сложно поддающееся определению. Согласно словарям, лирика в повседневном смысле – это такое настроение человека, когда эмоциональные элементы преобладают над разумными».
Вот он,

ПЕРВЫЙ камень преткновения,
который, как я полагаю, побуждает ряд читателей, а также критиков отторгать стихотворчество Семена Г.: мол, душу (сердце) не задевает, эмоции не пробуждает.
Да, это неоднозначно: чтО именно (здесь: из литературного произведения) может вызвать ощущение полученного удовольствия, всплеск радости, восторга, даже слёзки умиления и др. и пр.

Вот буквально парочка фраз из статьи «Мозг и эмоции» (если читающие эти мои строки не захотят простить меня за пространность – пусть не прощают))
http://stimullife.ru/psixosomatika-cheloveka/
«В настоящее время установлено, какие отделы головного мозга ответственны за формирование эмоций».
«У человека появились эмоции высшего порядка — это его чувства, вызванные социальной средой, воспитанием, /добавлю: образованием – Г.П./, они имеют решающее значение в возникновении эмоций у человека».

Я только о том, что эмоциональное впечатление, так или иначе, есть результат переработки информации головным мозгом. Иначе говоря, это работа разума, не обязательно напрямую осознаваемая нами.
И тут важнейшую роль играет система накопленных знаний («база знаний»).
Прошлые впечатления это такие же знания.
И потому кого-то радует только любовная или пейзажная лирика, а кому-то интересны и игры со словами, и аллюзии на научно-техническое сопровождение нашего прошлого и настоящего бытия, на политические коллизии, на…
Ещё раз: кого-то умиляют, бередят, тревожат описания… панно с русалками (ничего зазорного в этом не вижу, кстати), кого-то сдобренное большим количеством ярких эпитетов отражение впечатлений от компонентов флоры, а другие получают удовольствие от игр ума автора, разнообразной лексики, словотворчества, юмора на грани гротеска, да и просто оригинальных дурачеств со словесами.
Безусловно важно, как это всё опоэтизировано.
Есть и другие «камни преткновения», но их коснусь позже, по ходу («…из точки «А» в точку «Б» и дальше в Я))).
Вот лозунг, который я давненько применяю к своим стишкам и «тащу» по своим отзывам и рецензиям:
«Каждому произведению – свой круг читателей и почитателей!»
(Круг… кружочек… даже одна «Точка в N-мерном пространстве эмоций» – Г.П. )).

Структура поэмы

Пять частей именованы так:
• Вид снизу
• Вид справа
• Вид слева
• Вид сверху
• Вид в сборке.

Инженерно достаточно грамотно, но где же «Вид спереди», главный? Что ж, попробуем его воспроизвести, только это будет не об авторе, а о его творении. Иначе говоря, «Иду на ВЫ».

Вид снизу
Конечно, нестандартно. Весьма отвязненько, даже немного разгильдяйски (подстать образу ЛГ здесь).
Не скажу, что эта часть меня особо впечатлила. Да, хороши отдельные штрихи отдельных школьных предметов, которые врезались в память ЛГ. Как и обещано, «По паре слов про каждый из шести уроков».
Хороша «каша», которая бывает в головах школяров (в наполняемых знаниями сосудах)):
«Индийский океан разлился на равнине,
которой в Альпах (под Тянь-Шанем) нет в помине».
И это
«Представь себя... синицей,
а также мухой, птеродактилем, жар-птицей».
Оказалось, что я не в курсе музыкально-звуковых пристрастий Гаврилы Принципа, а также его миролюбивых призывов к коронованным особам. Вроде бы он с детства мечтал о свержении австро-венгерского гнёта в Боснии и Сербии. И вот тут ностальгическая слёзка у меня капнула: вспомнился мой школьный стишок:
«Жил некогда Гаврило Принцип.
Хоть не был тот Гаврило принцем,
Он послужил войны началом,
Убив эрцгерцога Фернана
».
Эх, как я мучилась, что имя Фердинанд у меня урезалось до Фернана)).
Это я к тому, что мне не показалась в этой части требовательность автора ко всем образам очень высокой. Да и к рифмам, пожалуй.
А что это за «прыжки ввысь над волейбольными кружками»? Мне на высоте кружки для другой игры видятся)).
Оно конечно, если СЕБЯ!! автор именует Семен Г., то уж какого-то там)) цитируемого поэта можно назвать и Иосиф Б. Ну, и на ТЫ его, на ТЫ.
Скромняга, однако, автор наш.

Цитируя, он при этом использует очень уж подробную стилизацию (скажу так) под Иосифа Б. из «Пятой годовщины»:

Иосиф Б.
«Я вырос в тех краях. Я говорил "закурим"
их лучшему певцу. Был содержимым тюрем.
Привык к свинцу небес и к айвазовским бурям».

Семен Г.
«Я вырос в тех краях». И выжил. Веря бурям,
случайно избежал своих убийц и тюрем.
Давай на брудершафт, Иосиф Б., закурим?!»

Мол, и мы не хуже, и мы так можем, и мы из таких же почти, только «случайность» помешала…
Ну-ну!

Вид справа

Тут я вся расплываюсь в улыбке, смахивая скупую женскую слезу: это же такая родная мне лексика, это же из недр моей памяти бегут навстречу читаемым строчкам образы использованного, потроганного руками или хотя бы виденного, слышанного харда и софта!
Ну, киноленту в качестве носителя информации не знавала, но для СМ-1420 разрабатывала…, а на ЕС-ке (Ряд) обсчитывались мои-наши комплексы программ, а… И «ЭВМ» произносила на лекциях по поколениям выч. машин.
А уж всякие там С++… И многое-многое нынешнее…
Тут предвижу скептические ухмылки: мол, а если мы не компьютерщики, а… механики, строители, швеи, зубные врачи…
Да, согласна: тут терминология специфичная. Тут словечки играют и флиртуют друг с дружкой. Согласна: хорошо бы про это знать-понимать.
А если нет… ну, хоть немного-то понятно ведь из текста!
Вот и

ВТОРОЙ камень преткновения:
имеет ли место (право) быть во поэзии-лирике отражение профессиональной деятельности ЛГ. Никто и не усомнится, если речь о служителях искусства. Но не инженера же. Не воспевать же прокатный стан – тоже мне, лирика, мол.
Ох, не столь это однозначно, если по мне. Не нужно крайностей, если по мне.

А вот и не испугался Семен Г., а вот и выдал он стихи, где спецпонятия работают, играют и веселятся, где они органичны для автора (для ЛГ, конечно))). Нам же не справочники цитируют, а художественно вплетают в текст термины из естественного для ЛГ языка повседневного общения даже вне работы-службы.

Кстати, вот сколько профи-терминов при описании техпроцесса в главной малышовой сказке – и ничего, читаем это деткам:
«Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён…
»

Итак, «Вид справа». Герой попутно отмечает несколько важнейших политических, социальных и культурных явлений.
Ах, хороши строчки:
«Нефтедоллар любезно наполнил Союз наш «Рядами». …/ «любезно»!!/
«Руководство обкомов в обойме менялось местами»…/зло и иронично, но верно же!/
«Уточнялось родство, в эмиграцию полнились списки»…/ага: нет ли дяди в Канаде)); оттепель…/.
«И внедрились в сознанье все прелести бизнес формата»…/не достроив коммунизм, резво брякнулись в строительство капитализма; «прелести…»/.
«Петербург создавал сериал о бандитских законах».../новое время – новые песни/.
«Сколько файлов и вод утекло по течению Стикса...» …/!!! Однако «утекло по течению» не есть отл./
«Плод ошибки: Харон сушит весла в вигваме Твин Пикса»…/кто отлаживал программы, тот горестно вздохнёт/.

Эта часть, кстати, написана вполне приличным анапестом – умеет его автор (как и много гитик))).

Вид слева

Нехорошее слово «рифмоплёт» автор заменяет вполне симпатичным и очень ёмким «словатор», вменяя последнему в обязанность и смыслы блюсти, и ассоциативность прилаживать, и аллюзии привязывать, и шутки шутить, и интеллектом бры… ой! (Эх, а инфинитив-то глагола «брызжет» есть «брызгать», что с интеллектом как-то не сочетаемо – посему фразу оборвала))).
Короче: словатор и интеллектом брызжет.
Вот уж здесь точно: «Всякая всячина рифмой охвачена». Мыслепоток оформлен качественно, есть симпатичные ассоциативные цепочки: «Фаберже, яйцеклеточка», есть отличная звукопись: «Крабы Ла-Манш запугали демаршами» и др. и пр.

«Грешную крутит любовь с ИНТЕЛЛЕКТАМИ,
Переплетая арго с диалектами:
«Борхеса функция, Кафки индукция.
Вышла из Джойса «Улисса» продукция».
По этим четырём строчкам можно долго-долго ходить, вытягивая всё новые и новые связки, вспоминая, сравнивая, сопоставляя…
Приведу вычитанное из одного литературного исследования:
«Тайное желание Борхеса – заблудиться в возведенном им самим лабиринте, чему мешает интеллектуальная нарочитость его прозы и уникальная эрудиция ее автора».
Мне показалось это вполне соотносимым с нашим автором, с Семеном Г.
Можно сказать, что мы вышли на

ТРЕТИЙ камень преткновения:
что делать автору с его широкой (возможно, и глубокой)) общей образованностью, с его интеллектом. Нужно ли приспосабливаться к некому «среднему читателю»? И кто этот «средний»? Кто определит его уровень?

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
(здесь – риторический).
Как должно принимать рецензенту массу ссылочных пометок в частях «Вид снизу», « Вид слева», «Вид сверху», ежели сами ссылочные сведения не приведены. По кр. мере, под текстом поэмы их нет.
Случайно)), я увидела их уже отдельным постом на страничке с поэмой.
И скажу честно, что их не читала… совсем не читала до написания этой рецензии (а зачем?) и бегло просмотрела уже к концу своей работы.
Стоило ли, даже в таком виде, лить потоки поясняющих словес?

ВЫГОВОР С ЗАНЕСЕНИЕМ, № 1… Семену Г. за плохое оформление работы, заявленной в «Платон…».

Учитывая моё мнение, что автор пишет для себя (надеюсь, что рамки этой сентенции понятны), повторюсь:
««Каждому произведению – свой круг читателей и почитателей!»

Раз я призналась, что вступила в этот круг, то тем паче имею право)) на некоторое недовольство:
- почему так красиво прописанный первый катрен (с внутренней рифмой) не нашёл продолжения по форме?
- «Оси Декартовы, рельсы трамвайные» – ни смысловой, ни полной графической аналогии не увидела (рельсы под прямыми углами не стыкуются как-то),
- столько упомянуто медицинских терминов, что так и хочется запросить подробности анамнеза и диагноза ЛГ)),
- девочка Феня дружила не с Чуком, а с Володькой, а уж с этими… разноцветными… Или здесь имеется в виду «феня»))…
- мозжечок – это (справочное): «отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса», где уж ему с пословицами совладать…
- с чего это автор стал капсить в тексте присущие ему достоинства?

Итак.
В части «Вид справа» были сведения:
«Программист, шахматист, литератор, носитель харизмы,
Без машины всю жизнь, дочка есть, 200 евро наличность.
Проявляет в стихах интеллект, эталон оптимизма»
В этой части:
«ЮМОР поэту присущ самобытнейший», «САМОИРОНИЕЙ брызжет он щедрою», «Грешную крутит любовь с ИНТЕЛЛЕКТАМИ», «Невероятные взлеты ФАНТАЗИИ».
Оно и понятно: бедный ЛГ)) так и не получил, похоже, признания народа, достойные его достижений, вот и вбрасывает подобные самооценки.
Думаете, издеваюсь? Ни в коем разе. Грустно это, однако.

Тут определю

ЧЕТВЁРТЫЙ камень преткновения:
можно ли, прилично ли тем или иным способом самому оценивать свои произведения, особенно, если так и живёшь непризнанным-непонятым.

Вид сверху

Ретро политпросвет по внешней и внутренней политике страны во второй половины прошлого века. По два четверостишия на десятилетие. Парная схема рифмовки.
Зацеплены некоторые показательные моменты. В бочечки дёгтя добавлены ложечки мёда. Например: «Плюс фестиваль с африканскими язвами»,
«Космоса жертвы...».
То есть, каждому плюсику по огромному минусу, а чтоб неповадно…)).
Образы часто афористичны. Хлёстко.
Отмечу:
- «Ворох идей... Травопольными сказками
Он загибает колхозы салазками».
- «Точим устои кухонными лясами».
- «Гоев исход — через Вену (с обманами)».
- «БАМом гордимся, а спирт хлещем флягами.
И накрываем АЭС саркофагами».
- «Запад от счастья исходит экстазами.
Русь отвечает военными базами».

Правда, не всегда точны отдельные факты. Короче, мои придиры:
- Пятидесятые годы (авторское именование… 1950-е). «Сталин коварный заведует массами...». Ну, уж! С конца 1952-го Сталин уже практически не управлял страной, потом «ушли» Берию, да и 20-й съезд был в 1956-м…
- «Врач — отравитель (с семитскими пассами)». Ну, пассами отравить нельзя.
Тут бы уж с семитскими пейсами, но рифма диктовала своё)).

- «Пылкий Никита заведует массами...
Кризис Карибский взрастил Арзамасами».
Арзамас (наверное, Арзамас-16) тут может быть упомянут. Но всё же для «взрастил Карибский кризис» правильнее… Джон Фицджеральд… и Лос-Аламос)).

Итак, про ЛГ можно сказать, что он всегда занимал активную – наблюдательную делом и активную словом – гражданскую позицию. Увы, есть авторы, критики, даже сайты, считающие, что политике нет места в поэзии. Семен Г. показывает, что жизнь любого человека во многом и многом определяется этой самой политикой. А уж реальные политические коллизии в мире при их достойном литературно-поэтическом оформлении способны вызвать бурю разнообразных эмоций у читателя.
Ну, буря не буря, но свежим ветерком на меня повеяло.

Вид в сборке

Вот ещё одна грань «словаторства»: своеобразная фигурность структур стихотворений, здесь – строк-стихов в два столбца. Левый столбец – посыл, правый – резюме-завершение.
Оригинальная смесь раёшного стиха и эксцентрики. Автор так определяет эту стезю своего ЛГ:
«Он — мениппей покровитель…» (как известно, мениппе́я – вид серьёзно-смехового жанра, начало её до н.э.)
Очень яркие, сочные, точные по огранке строки-характеристики ЛГ (автора! автора!) Пожалуй – а финал-сборка к этому обязывает – эта часть поэмы наиболее удачна и по смысловому наполнению, и по художественности исполнения. Сочетание философичности и ёрничества выполнено с тем вкусом, который я вполне приемлю.
Многое вызвало у меня восторженную реакцию, к примеру:
- «Он — литератор особый: __________ рифм сколиоз»,
- «и режиссер-постановщик __________ точек над «И»
- «жуткий фигляр, разрушитель ______ шатких основ», и др.

ПЯТЫЙ камень преткновения
Новаторство того или иного рода в поэзии. Формотворчество и словотворчество – трюкачество или…
Силлабо-тоническое стихосложение и место интонационного и свободного стилей в поэзии.

Отдельные строки не столь филигранны.
А это от непонимания термина «лирика» – см. выше:
«Лириков же ненавидит… __________ Просто позор!» //ай-я-яй!))
А это – «в мозге его проживает. ____________ Высший Лит. Суд» – если о «самосуде», то похвально.

Заключение

Думаю, что наговорила я достаточно, чтобы автора уморить вконец.
Но ещё чуть-чуть…

Зацеплюсь за последнее, за некоторые дополнения-пояснения, приведенные автором там и сям, его недоумения, обращённые к разным судьям, и определю

ШЕСТОЙ камень преткновения:
Неудовлетворённость судейством, претензии к судьям за непонимание того или иного произведения, к жюри конкурсов за «плохие отметки»)), выставленные участнику.

И тут же объявляю
ВЫГОВОР С ЗАНЕСЕНИЕМ, № 2, Семену Г. за то, что в заявке на рецензирование своего произведения привел отзывы на его опусы членов жюри неких конкурсов, а кое-где ссылался на АВТОРИТЕТЫ с их хвалебными откликами, надеясь, вероятно, что «Платон…» просто зальётся слезами всех мастей: от гневных до почтительных)).
Смею заверить Семена Г. и других авторов, что «Платон…» принимает заявки только на рецензирование произведений авторов, невзирая на… не дрожа перед…)), и он не присвоил себе права Верховного Суда над Судьями.

А следом объявляю
БЛАГОДАРНОСТЬ С ЗАНЕСЕНИЕМ, № 1, Семену Г. за то, что в процессе рассмотрения его заявки, содержащей интереснейший материал, у «Платона…» родилась идея организовать в ближайшее время в разделе Приёмная Координаторов проекта /Ваше мнение/ тему для всеобщего обсуждения собранных «Камней преткновения» под названием
«Дерзость художников, или Презумпция невиновности»

Галина Пиастро ,
/член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=537775&project=694
Опубликовано: 17/07/18, 15:10 | Свидетельство о публикации № 980-17/07/18-44828 | Просмотров: 368
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [954]
Миниатюры [638]
Обзоры [1175]
Статьи [312]
Эссе [148]
Критика [40]
Сказки [132]
Байки [42]
Сатира [42]
Фельетоны [12]
Юмористическая проза [256]
Мемуары [55]
Документальная проза [49]
Эпистолы [12]
Новеллы [43]
Подражания [12]
Афоризмы [31]
Фантастика [118]
Мистика [18]
Ужасы [4]
Эротическая проза [4]
Галиматья [268]
Повести [262]
Романы [54]
Пьесы [20]
Прозаические переводы [2]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [20]
Литературные игры [14]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1371]
Тесты [9]
Диспуты и опросы [72]
Анонсы и новости [102]
Объявления [64]
Литературные манифесты [222]
Проза без рубрики [345]
Проза пользователей [118]
Критика 2 [49]