Сегодня в мамочкиной студии разборов — стихотворение от автора, не желающего раскрывать свою личность. Поэтому, не мудрствуя лукаво, назовем его А.
А вот и текст:
* * * Ты тонешь в неба синеве Случайно зацепившись взглядом За облака? А в ночи волшебстве? В тиши алеющих закатов?
Ты падал в бездну высоты Однажды осознав безмерность Вселенной? Замирал ли ты Заметив детства безмятежность
В глазах у озорной девчонки? Верно. Можно просто жить Потухнув в бесконечной гонке Работа - дом. И по теченью плыть
А можно... впрочем нет, не стоит…
-------
Перед нами, яхонтовые мои, представитель условного поэтический жанра, который я назвала бы «лирическое письмо» (по аналогии с «автописьмом»). Этот жанр подразумевает движение поэтической мысли без определённого направления. Или, проще говоря, свободный мыслительный процесс вроде того, что происходит в голове человека, вышедшего покурить у подъезда, замершего с чашкой чая в руке или глазеющего в окно автобуса.
Конечно, я могла бы поправить очки на носу и тоном Кролика из «Винни-Пуха» заметить, что по некоторым признакам (как то: подбор эпитетов, блуждающий размер, грамматическая рифма, тавтологии, инверсии, и т. п.) стихотворение принадлежит перу начинающего автора. Но, рыбы мои! Мы с вами не на семинаре поэзии! Да и вряд ли я хочу занимать назидательную позицию по отношению к А.
Так что, не откладывая на завтра то, что можно вообще не делать, давайте сразу обратимся к вещам более интересным. А именно — к содержанию.
Что первым бросается здесь в глаза? У лирического героя есть собеседник. И не важно, сам это лирический герой, его визави или голубь на карнизе за окном. Важно то, какие вопросы наш герой перед этим собеседником ставит:
«Ты тонешь в неба синеве Случайно зацепившись взглядом За облака? А в ночи волшебстве? В тиши алеющих закатов?»
На подобные темы время от времени стоит задумываться каждому. Давно ли вы гуляли по парку? Дурачились с друзьями? Танцевали, будто никто не видит? Жгли чучело Масленицы? Ходили босиком по воде? Лежали в траве и смотрели на небо? Ловили бабочек? Уезжали от мамочки с багажником, забитым банками солёных груздей и маринованных помидоров? То-то же!
Но читаем дальше:
«Ты падал в бездну высоты Однажды осознав безмерность Вселенной?»
Не приходит ли вам, котики мои, на ум изречение известного в философских кругах Н.? Сама по себе коннотация с бездной, которая однажды посмотрит в тебя, конечно, интересна. Но в разы интереснее она в соседстве со следующими строками:
«Замирал ли ты Заметив детства безмятежность В глазах у озорной девчонки?»
Проводя траекторию мысли лирического героя от бездонной высоты к глазам озорной девчонки, А. как бы уравнивает их. Ведь эта траектория построена на ассоциациях: герой подумал о бездне, и тут же в памяти возник образ прекрасной (не)знакомки. И, вслед за бездной высоты, глаза озорной девчонки тоже становятся бездонными.
Не странно ли, что поток вопросов прерывается именно здесь? Возможно герой вспомнил, о первой, ещё детской (и потому особенно прекрасной) влюблённости. Он словно наткнулся на печальное воспоминание, которое перенесло его от тонких материй к обыденным. Кривая размышлений вывела героя к суровой действительности, в которой нет ни озорной девчонки, ни сини неба над головой, ни тишины алеющих закатов — ничего. К действительности, в которой «Mожно просто жить / Потухнув в бесконечной гонке / Работа - дом. И по теченью плыть».
В финальной строке стихотворения А. даёт надежду — герою, читателю, и, возможно, самому себе. Но тут же её и отбирает. Не случайно она остаётся нерифмованной и неритмованной:
«А можно... впрочем нет, не стоит…»
Человек как бы очнулся, говоря себе: ой, что это я тут задумался-стою? Надо бежать на работу, а потом домой, проживая день сурка снова и снова!
Хотя стихотворение уже содержит в себе готовый ответ, но — стоит или не стоит — это решение каждый принимает самостоятельно. А я отвечу лирическому герою от всего мамочкиного сердца:
Конечно, стоит, дорогой! Конечно, стоит! Ведь если долго всматриваться в глаза озорной девчонки, то озорная девчонка тоже начнет всматриваться в тебя.
---------
Вот так, рыбы мои! А вы говорите — грамматическая рифма.
говорил прозойписала в жанре "лирическое письмо" ))А почему последняя строка неритмованная? Вроде в ритме всего стихотворения.
По стихотворению - ИМХО, штампованное от первого до последнего слова. И грамматические рифмы тут, действительно, не главное
Вот так сюрприз))
Вообще да, но не совсем. В этом стихотворении ритм более или менее условный. Ну, и пауза после "А может" ломает строку, усиливая это ощущение.