Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
«Мамочка разберётся», s01e01: Лирическое письмо
Критика
Автор: motherofthecentury
Здравствуйте, рыбы мои!

Сегодня в мамочкиной студии разборов — стихотворение от автора, не желающего раскрывать свою личность. Поэтому, не мудрствуя лукаво, назовем его А.

А вот и текст:

* * *
Ты тонешь в неба синеве
Случайно зацепившись взглядом
За облака? А в ночи волшебстве?
В тиши алеющих закатов?

Ты падал в бездну высоты
Однажды осознав безмерность
Вселенной? Замирал ли ты
Заметив детства безмятежность

В глазах у озорной девчонки?
Верно. Можно просто жить
Потухнув в бесконечной гонке
Работа - дом. И по теченью плыть

А можно... впрочем нет, не стоит…


-------

Перед нами, яхонтовые мои, представитель условного поэтический жанра, который я назвала бы «лирическое письмо» (по аналогии с «автописьмом»). Этот жанр подразумевает движение поэтической мысли без определённого направления. Или, проще говоря, свободный мыслительный процесс вроде того, что происходит в голове человека, вышедшего покурить у подъезда, замершего с чашкой чая в руке или глазеющего в окно автобуса.

Конечно, я могла бы поправить очки на носу и тоном Кролика из «Винни-Пуха» заметить, что по некоторым признакам (как то: подбор эпитетов, блуждающий размер, грамматическая рифма, тавтологии, инверсии, и т. п.) стихотворение принадлежит перу начинающего автора. Но, рыбы мои! Мы с вами не на семинаре поэзии! Да и вряд ли я хочу занимать назидательную позицию по отношению к А.

Так что, не откладывая на завтра то, что можно вообще не делать, давайте сразу обратимся к вещам более интересным. А именно — к содержанию.

Что первым бросается здесь в глаза? У лирического героя есть собеседник. И не важно, сам это лирический герой, его визави или голубь на карнизе за окном. Важно то, какие вопросы наш герой перед этим собеседником ставит:

«Ты тонешь в неба синеве
Случайно зацепившись взглядом
За облака? А в ночи волшебстве?
В тиши алеющих закатов?»

На подобные темы время от времени стоит задумываться каждому. Давно ли вы гуляли по парку? Дурачились с друзьями? Танцевали, будто никто не видит? Жгли чучело Масленицы? Ходили босиком по воде? Лежали в траве и смотрели на небо? Ловили бабочек? Уезжали от мамочки с багажником, забитым банками солёных груздей и маринованных помидоров? То-то же!

Но читаем дальше:

«Ты падал в бездну высоты
Однажды осознав безмерность
Вселенной?»


Не приходит ли вам, котики мои, на ум изречение известного в философских кругах Н.? Сама по себе коннотация с бездной, которая однажды посмотрит в тебя, конечно, интересна. Но в разы интереснее она в соседстве со следующими строками:

«Замирал ли ты
Заметив детства безмятежность
В глазах у озорной девчонки?»


Проводя траекторию мысли лирического героя от бездонной высоты к глазам озорной девчонки, А. как бы уравнивает их. Ведь эта траектория построена на ассоциациях: герой подумал о бездне, и тут же в памяти возник образ прекрасной (не)знакомки. И, вслед за бездной высоты, глаза озорной девчонки тоже становятся бездонными.

Не странно ли, что поток вопросов прерывается именно здесь? Возможно герой вспомнил, о первой, ещё детской (и потому особенно прекрасной) влюблённости. Он словно наткнулся на печальное воспоминание, которое перенесло его от тонких материй к обыденным. Кривая размышлений вывела героя к суровой действительности, в которой нет ни озорной девчонки, ни сини неба над головой, ни тишины алеющих закатов — ничего. К действительности, в которой «Mожно просто жить / Потухнув в бесконечной гонке / Работа - дом. И по теченью плыть».

В финальной строке стихотворения А. даёт надежду — герою, читателю, и, возможно, самому себе. Но тут же её и отбирает. Не случайно она остаётся нерифмованной и неритмованной:

«А можно... впрочем нет, не стоит…»

Человек как бы очнулся, говоря себе: ой, что это я тут задумался-стою? Надо бежать на работу, а потом домой, проживая день сурка снова и снова!

Хотя стихотворение уже содержит в себе готовый ответ, но — стоит или не стоит — это решение каждый принимает самостоятельно. А я отвечу лирическому герою от всего мамочкиного сердца:

Конечно, стоит, дорогой! Конечно, стоит! Ведь если долго всматриваться в глаза озорной девчонки, то озорная девчонка тоже начнет всматриваться в тебя.

---------

Вот так, рыбы мои! А вы говорите — грамматическая рифма.
Опубликовано: 25/05/22, 07:08 | Последнее редактирование: motherofthecentury 25/05/22, 10:14 | Просмотров: 669 | Комментариев: 6
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Мамочка плохого не посоветует:)))
smile
Кот-Неучёный  (25/05/22 16:02)    


Правы как никто, господин хороший)))
motherofthecentury  (25/05/22 22:50)    


Интересные наблюдения. Мамуля, спасибо! smile
Лилу_Амбер  (25/05/22 12:42)    


Благодарю! smile smile
motherofthecentury  (25/05/22 22:50)    


Так вот оно что ) Я, оказывается, всю жизнь говорил прозой писала в жанре "лирическое письмо" ))

А почему последняя строка неритмованная? Вроде в ритме всего стихотворения.

По стихотворению - ИМХО, штампованное от первого до последнего слова. И грамматические рифмы тут, действительно, не главное sad
Эризн  (25/05/22 10:45)    


Цитата
Так вот оно что ) Я, оказывается, всю жизнь говорил прозой писала в жанре "лирическое письмо" ))

Вот так сюрприз))

Цитата
А почему последняя строка неритмованная? Вроде в ритме всего стихотворения.

Вообще да, но не совсем. В этом стихотворении ритм более или менее условный. Ну, и пауза после "А может" ломает строку, усиливая это ощущение.
motherofthecentury  (25/05/22 22:54)    

Рубрики
Рассказы [1128]
Миниатюры [1108]
Обзоры [1450]
Статьи [458]
Эссе [208]
Критика [98]
Сказки [246]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [158]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [80]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2372]
Тесты [27]
Диспуты и опросы [114]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [195]