Здравствуйте, рыбы мои золотые! Не ждали? А я пришла!
Да, давненько мамочка не заглядывала в свою студию. Это всё потому что мамочка на отдыхе! А на отдыхе мамочка – не мамочка вовсе, а свободная независимая женщина. Но мамский долг не отпускает никогда, даже в отпуске (простите, зайчики мои, за невольный каламбур). И это неплохая подводка к сегодняшнему разбору. Ведь у нас в гостях автор, именующий себя Савьюр, и стихотворение про девочку Лизу и её маму:
* * * В каком-то прекрасном городе, где растут цветы на карнизах, где площади как осьминоги, живёт девочка Лиза. С врождённою патологией. Сердце, думает Лиза, похоже на мягкую кису. У сердца затекли лапки, сердце не хочет биться. Котик не хочет бегать за жизнью-ретивой птицей. Время от времени сердце Лизу дерёт коготочками. Тогда Лиза скулит и глотает воздух, слова и точки. Горькие, млечно-белые. Горстями из тонких блистеров. И мама тогда тихо плачет. И кто-то как будто дышит над ухом ей, близко-близко. Но однажды случится синее каракулевое море, где молочно цветут акации. Там больница и санаторий. Котику, думает Лиза, здесь наверняка понравится. А Лизе нужна операция. И мама кусает пальцы, мама, как море, волнуется. Лиза ей говорит про котика, про млечно-цветочные улицы, про то, что врачи хорошие, значит, и не обидят Лизу. Мама её не слушает. Мама заполнена мыслями, Мама полна заботами. Какое ещё сердце с котиком?!.. Провода, трубки, экраны, врачи в млечно-белых халатах, лампы похожи на солнце. Лиза крепко спит и не знает, когда проснётся. И никто не знает, проснётся ли. И мама одна в коридоре, утлой лодочкой в море слёз. Мама хочет обнять свою Лизу, но её обнимает наркоз. Мама думает, что её девочку раскрывают как коробку с подарком, разрезают обёртку-кожу, разворачивают стенки-рёбра, чтобы добраться до миокарда. Мио... мяу... Артерии-ножки... Мио-мяу, вена как хвостик. Сердце — это свернувшийся котик. Так просто. Он лежит мохнатым клубочком, спит под ласковым солнцем на крыше... Дверь откроется. Мама спросит: «Он дышит?!»
Не отвлекаясь на ловлю блох, давайте сразу обратим внимание на одну психологичную деталь прочитанного текста.
Это стихотворение о девочке Лизе и её маме. У девочки Лизы больное сердце. Ей предстоит непростая операция. Чтобы как-то совладать с этой ситуацией и со своей беспомощностью в ней, девочка Лиза придумывает игру-историю о том, что сердце – это котёнок, у которого «затекли лапки», и который «не хочет бегать за жизнью-ретивой птицей».
Но девочка Лиза не просто придумывает эту сказку, она идёт гораздо дальше.
Случалось ли вам, мои дорогие, когда-либо наблюдать, как в сложных жизненных обстоятельствах ребёнок берёт на себя роль взрослого, если чувствует, что взрослые уже не справляются?
Вот так и Лиза, видя, что мама сходит с ума от переживаний, предлагает ей поверить в историю, приносящую облегчение:
«Лиза ей говорит про котика, про млечно-цветочные улицы, про то, что врачи хорошие, значит, и не обидят Лизу».
Лиза делает для мамы ровно то, что делают некоторые психологи для своих клиентов, проводя их через апогей психологического напряжения не напрямую, а при помощи метафоры. В этом смысле девочка Лиза оказывается сильнее, мудрее своей мамы. Она берёт на себя мужество сказать: «Мама, со мной всё будет хорошо! Возьми меня за руку, мы пройдём через это вместе!»
Но, рыбы мои, невозможно успокоить женщину, переживающую за своего ребёнка! Это я вам как мать говорю. Поэтому всё, что видит мама Лизы, это «провода, трубки, экраны, врачи в млечно-белых халатах» – простой и понятный вещественный мир. Мир, в котором она привыкла жить. Мир, в котором подобные операции иногда заканчиваются трагически:
«Лиза крепко спит и не знает, когда проснётся. И никто не знает, проснётся ли»
Но пока Лиза лежит на операционном столе, мама тонет в переживаниях «утлой лодочкой в море слёз» и постепенно соглашается верить в Лизину сказу. А что ещё остаётся бедной женщине? Ведь действительность невыносима:
«Мама думает, что её девочку раскрывают как коробку с подарком, разрезают обёртку-кожу, разворачивают стенки-рёбра, чтобы добраться до миокарда».
Она постепенно погружается в сказочный мир, созданный Лизой подобно тому, как сильно уставший человек постепенно погружается в дрёму, оказываясь на границе между реальностью и сном. И кажется, что только – «мио-мяу» – то ли это тонюсенькое мяуканье больного котёнка, то ли писк кардиомонитора удерживает её на плаву.
Но мы с вами, рыбы мои, знаем, что писк котёнка тут ни при чем. Это материнская любовь удерживает её. Мама даже в этой новой сказочной реальности остаётся мамой:
«Дверь откроется. Мама спросит: «Он дышит?!»»
---------------
Вот так, мои дорогие. Сегодняшний разбор получился едва ли длиннее, чем само стихотворение. Но что тут скажешь, когда твой ребёнок лежит на операционном столе и может умереть каждую секунду? Вот именно.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Автор прокомментировал стихо, показал своё видение. Очевидно, что у него была в этом потребность, ибо стихо цепляет, конечно. Лично мне любые разборы читать интересно. Возможно, стоит поменять рубрику на "Обзоры", чтобы снять все вопросы к содержанию. Но я не очень понимаю, зачем бить автора по рукам за его позицию. Хотите убить всякое желание высказывать своё мнение, коллеги? Никто не мешает просто пройти мимо. Или дать добрососедский совет, а не читать нотации.
Благодарю всех кто прочитал и высказал своё мнение! Да, критика, это ещё и ловля блох, но эту ступень я прошла, и возвращаться к ней мне пока не интересно. Сейчас мне интереснее сосредоточиться на смысловых планах. Именно в этом ключе я планирую продолжать.
Поэтому высказывайтесь, пожалуйста (свободный критик против ограничений ). Но выбирать для работы я буду те замечания которые послужат моим целям (то есть более глубокому пониманию смыслов).
Ну, и отсылаю вас к манифесту свободного критика, согласно которому, критик сам выбирает, что я является критикой, и на каких принципах ему строить разбор.
Резонно. Мне идея обсуждения идеи тоже по вкусу, но вы как-то мелко копнули, на мой взгляд А можно «критиковать» местных? Они таки ближе во всех смыслах
Надеюсь, в следующий раз будет глубжЕе. Впрочем, поживём – увидим.
У меня собралось несколько текстов, авторы которых хотели получить разбор. Как только закончу с ними, можем переключиться на местных. Если, конечно, местные не против. А то, знаете ли, на каждом литресурсе – своя атмосфера)
Согласна с Марусей — это трудно назвать критикой. Это объяснение стихотворения, в котором и без того всё понятно. Стихотворение, кстати, очень понравилось.
Спасибо за интересный разбор. Вот я интуитивно понимала, что происходит, но что девочка через метафору помогает маме справиться с психологической травмой, создавая иллюзорный мир, в котором им было бы обеим комфортно, я не поняла. Ещё не поняла символику звуков "мио-мяу" сначала.
"Случалось ли вам, мои дорогие, когда-либо наблюдать, как в сложных жизненных обстоятельствах ребёнок берёт на себя роль взрослого, если чувствует, что взрослые уже не справляются?"
- да, это есть, хотя я не думала об этом с такой точки зрения. Вообще вопрос очень интересный и многогранный. Теперь есть повод задуматься. Хорошо ли это? Взрослый - умнеее и старше, но тоже живой человек.
Соглашусь с Марусей. Мало понимаю в поэзии, потому зашла, чтобы узнать нечто новое, но увидела лишь пересказ того, что с первого прочтения поняла сама... Внутри возник вопрос: пересказ текста это есть критика...? Это я о заявленном разделе. А произведение навело на воспоминания о фильмах с подобной ситуацией, другими словами увидела за словами больше, чем прочитала. Спасибо за стихотворение
Автор разобрал психологический аспект текста, немного затронув и морально-этический. Ведь критика - это не только техника. Мне было интересно читать. Автор подталкивает к размышлению других, вы тоже можете написать, что думаете.
Мама, спасибо за знакомство с интересным автором и стихотворением. Да, дети иногда помогают родителям пережить травимрующие события с помощью простых, но очень действенных метафор. Стихо потрясающее. Меня вот оно зацепило ещё и тем, что для мамы болезнь девочки - жуткая трагедия и испытание. А для девочки - это повседневность, органика, она с этим живёт, принимая свою судьбу. Это очень сильно - именно этот контраст. и в этом большая мудрость наших детей.
Понимаете, ответы очень похожи на вежливые посылы: - Шла бы ты, дурочка, дальше. Видишь, здесь умные тёти разговаривают.
Да, мне тоже жаль, что моя рецка не полыхает восторгом. Но я на самом деле не поняла зачем было пересказывать стих. Как-то так. Но то, что автору разбора это не нужно, я поняла прекрасно. Простите, больше не потревожу.
Мне жаль, что вас задели мои комментарии. Я не стремилась к этому. Вопрос не был задан, так что отвечать не на что. А высказать своё мнение волен каждый (что вы и сделали в самом первом компентарии).
Не знаю, вот у меня самой параллель пикания кардиомонитора и мяуканья этого в жизни бы не провелась, а прочитала в разборе - и верно же! Мне он не был лишним )
Лично мне любые разборы читать интересно. Возможно, стоит поменять рубрику на "Обзоры", чтобы снять все вопросы к содержанию.
Но я не очень понимаю, зачем бить автора по рукам за его позицию. Хотите убить всякое желание высказывать своё мнение, коллеги? Никто не мешает просто пройти мимо. Или дать добрососедский совет, а не читать нотации.
Поэтому высказывайтесь, пожалуйста (свободный критик против ограничений ). Но выбирать для работы я буду те замечания которые послужат моим целям (то есть более глубокому пониманию смыслов).
Ну, и отсылаю вас к манифесту свободного критика, согласно которому, критик сам выбирает, что я является критикой, и на каких принципах ему строить разбор.
А можно «критиковать» местных? Они таки ближе во всех смыслах
У меня собралось несколько текстов, авторы которых хотели получить разбор. Как только закончу с ними, можем переключиться на местных. Если, конечно, местные не против. А то, знаете ли, на каждом литресурсе – своя атмосфера)
Я думаю, на этом ресурсе правильная атмосфера. Мазохистов масса
Ещё не поняла символику звуков "мио-мяу" сначала.
"Случалось ли вам, мои дорогие, когда-либо наблюдать, как в сложных жизненных обстоятельствах ребёнок берёт на себя роль взрослого, если чувствует, что взрослые уже не справляются?"
- да, это есть, хотя я не думала об этом с такой точки зрения. Вообще вопрос очень интересный и многогранный. Теперь есть повод задуматься. Хорошо ли это? Взрослый - умнеее и старше, но тоже живой человек.
Внутри возник вопрос: пересказ текста это есть критика...? Это я о заявленном разделе.
А произведение навело на воспоминания о фильмах с подобной ситуацией, другими словами увидела за словами больше, чем прочитала. Спасибо за стихотворение
Но и техника тоже)
Стихо потрясающее. Меня вот оно зацепило ещё и тем, что для мамы болезнь девочки - жуткая трагедия и испытание. А для девочки - это повседневность, органика, она с этим живёт, принимая свою судьбу. Это очень сильно - именно этот контраст. и в этом большая мудрость наших детей.
В стихотворение всё понятно и без пояснений.
- Шла бы ты, дурочка, дальше. Видишь, здесь умные тёти разговаривают.
Да, мне тоже жаль, что моя рецка не полыхает восторгом. Но я на самом деле не поняла зачем было пересказывать стих.
Как-то так.
Но то, что автору разбора это не нужно, я поняла прекрасно. Простите, больше не потревожу.