Здравствуйте, уважаемые участники финала! Вот ваши разумы и доигрались до точки…))) Хотя, есть у меня впечатление, что организаторы конкурса решили ещё и судейскими разумами наиграться вдоволь…))) «Жюрить» этот финал неимоверно сложно. Я не знаю тем, а стихи (как я понял) сильно к ним привязаны. Что ж, судить придётся, абстрагируясь от тем вообще. Т.е. воспринимать данные стихотворения так, как будто я зашёл на странички неизвестных мне авторов и просто читаю первые попавшиеся произведения. Как всегда напомню, что мнение моё не является непререкаемой истиной, что фразы «по-моему», «мне кажется», и т.д. пишу редко, но всегда подразумеваю… Приступим.
№1. Город-садист
Вижу город белых, как пух, камней, Солнца, пляжей, чаек и кораблей. Только все мучительней и больней Он упрямую память мою ласкает.
Этот город - изверг, маньяк, садист, Дышит в спину, сколько ни отходи, Я вдыхаю - и он у меня в груди - Чуть придушит, и сразу же отпускает...
Город лижет пятки морским песком, Так пьянящ, так сладок и так знаком, И забыть бы к черту всё, но потом Нет покоя с ним ни душе, ни плоти.
Город твой - бетонный ночной дракон, Пышет светом лампочек из окОн, И когда ты помашешь ему рукой, Он сорвется с цепи и меня проглотит…
Сложный размер. Для того чтобы понять мелодику стихотворения пришлось перечитать его несколько раз. Это я считаю минусом. Такое впечатление, что это песня. Но мотива мне от неё не дали. Я не рисовал схему. На первый взгляд, здесь что-то типа дольника на основе хорея. А может и вообще акцентник – слишком много безударных слов. Посчитал слоги (т.к. сбился в двух местах). И не понял замысла автора. Зачем надо было в двенадцатой и в пятнадцатой строках убирать/добавлять стопы? Что это дало? Впечатление, что это обычная недоработка. Если бы стихотворение было совсем «растрёпанным»… А так… Не понял. Есть слипание «какпух» в первой же строке. Плохо. На мой вкус, слишком много эпитетов. Я люблю, когда в одном образе сконцентрировано множество значений, красок, ракурсов. А когда авторы используют множество эпитетов чтобы нарисовать поточнее картинку, то мне кажется, что они «льют воду». Что сами не знают, что же главное в их картинке. Из плюсов… Любовная лирика, которая до последнего момента таковой не является. Интересно. Схема рифмовки (люблю такую).
============
№2. Тик-так
Тик-так. В твоей голове завёлся воздушный шарик, он звенит от щелчков и давит на барабанные перепонки. Тик-так. Ты не сводишь глаз с бутылки холодной фанты в руке той, которая мучает тебя уже третью (или четвертую) жизнь. Тик. Кап. И за время, пока капля висит в воздухе, ты успеваешь дойти до десятого круга. Так. Тик-так. Тик-так. Сердце наконец ударяется о прутья рёбер и вспоминает, что ты ещё жив. Потолок переворачивается, ты снова чувствуешь под ногами пол, и обрывки нервов от безысходности вступают в случайные связи. Выхода нет. Разве что – вылет, но это уже насовсем. Тик-так. Ты по вечерам глотаешь белый огонь, пытаясь выжечь боль. А утром отрываешь себе голову. Тик-так. И она улетает по ветру – далеко-далеко, пустая, как будущее, и легкая, как Её выдох на твоем лице… Тик. Но все ветры ведут к Ней. Так. По Её воле ты леденеешь и горишь одновременно, ломаешь стены на зефирную крошку с клубничным джемом, режешь пальцы гитарными струнами, умеешь останавливать кровь коньяком и золотом и смотришь, смотришь, смотришь, смотришь… А это самое худшее. Тик. Ты забываешь про солнце, потому что оно не на небе. Так. Ты включаешься и выключаешься по смешку, слову и изгибу плеча. Тик. Ты смотришь в Её глаза – и наступает мировая фибрилляция. Так. Ей даже ничего не надо делать – только смеяться. Она заведет будильник и придумает тебе новую пытку: ей даже интересно, сколько ещё ты сможешь прожить в банке под номером {неразборчиво} в её персональной кунсткамере, пока не рассыплешься на затихающее эхо и осколки старых костей. И она знает об этом с самого начала, и в этом – смысл жизни пятнадцатилетней садистки, потому что жизнь без страданий пресна и называется иначе. Белая кожа, черные лилии, алые лезвия на кончиках пальцев – а глубоко под кожей – так-тик, так-тик, так-тик – блестящие титановые шестерёнки и гравировка по циферблату: «И это пройдёт» – вроде бы для твоего утешения, но от этого ещё больнее. Тик-так. Обратный отсчёт похож на тебя – вы оба когда-то закончитесь. А пока – тебе разрешается только зажмуривать глаза и судорожно думать, чем бы проделать дырочку у себя в груди, чтобы заводить сердце, когда она уйдёт. А она уйдёт. Тик…
Верлибр. Сразу скажу, что с длинными строками надо работать. Дробить на более мелкие. Иначе, автор уходит в поэтизированную прозу. «Тик. Кап.» – советую разбить. Заикание. Ключ «тик-так» применён небрежно (на мой взгляд). Нет чётких логических точек. Есть заполнение пустот. Не везде, но часто. Длинно. Слишком. Даже для верлибра. В принципе, любой поток нашего подсознания можно превратить в верлибр, но это не будет стихами. И ещё… никто не отменял в верлибрах композиционного построения. Никто не отменял «логики управления». Могу предъявить данному стихотворению ту же претензию, что предъявил и первому: слишком много эпитетов (в широком смысле слова). Но нет «подкрепления» данных эпитетов. Они брошены: что хочешь с ними делай. Т.е. стихотворение из разряда «вложите свой смысл в то, что я написал». Это беспроигрышный вариант, но я его не люблю… Понравился финал. Единственное, убрал бы это «судорожно».
============
№3. Слово о Моське
Смелость города берет. Кто помнит имя слона, на которого лаяла Моська? Никто. А Моську знают все. Виктор Пелевин "Числа"
О доблестной Моське замолвите слово… Нехилое дело – облаять слона. Ханжи удивлялись: мол, что здесь такого? Она соглашалась: «Идите вы на…» Ну что здесь такого? Облаяла матом, бесстыже и гнусно презрев этикет. Помилуйте, слон повернулся к ней задом, ответив игнором на Моськин "привет!" Она отстояла права лилипутов: один на один опустила слона. Об этом не вспомнил никто почему-то, а слава для Моськи ужасно важна. Ах, слон не заметил? Подумаешь, цаца! Подумаешь, фря – хоботатый медведь! Раз нас игнорируют – значит, боятся! А значит, позволено дальше наглеть. Ну что, презиратели, канули в Лету? Слонами – на Север? Достойный уход… За вами ушли канотье и штиблеты, а лай до сих пор искушает народ. И мышцы крепчают, и дух матереет, когда раздуваешь из моськи слона: Чем громче – тем круче, смелее, правее. А кто не согласен, «идите вы на…»
Кажется, я догадываюсь кто автор…))) Мне понравилось стихотворение. Я редко разбираю на составляющие понравившиеся стихи. Автор обычно сам знает, что стихотворение ему удалось. Сам знает, что его приёмы сработали (это я об опытных авторах). Композиция, лексика, чёткое осознание «куда веду читателя» – всё говорит о том, что автор именно работал над стихотворением, а не писал только «душой». В этом стихотворении есть гармония. Вот и всё. Одна придирка: мне не понравилась длина строки. Но это можно списать на чистую вкусовщину.
============
№4. Моськин Слон
Рыжей масти, маленького роста, Неуклюжа, взбалмошна, мила, Девочка со странной кличкой Моська На Залесской улице жила. Пацаны окрестные лупили, А она боялась рассказать. Убегала только что есть силы, Выпучив щенячие глаза. Руки-ноги крестиком - обидно! Раскрасневшись, как вареный рак. Помню, я когда ее увидел - Сразу же влюбился, как дурак.
Обходить её за двести метров Для мальчишек тех теперь закон. Потому, что я - большооой, нелепый, И такой же рыжий моськин Слон.
Тоже понравилось…))) Есть неуклюжие моменты, но даже не буду на них останавливаться – если автор начнёт править, то (по-моему) уйдёт всё обаяние стихотворения. «Стихотворение дышит» – так мне сказал однажды Игорь Царёв, когда я сделал какое-то замечание на его строки…)))
Такшта, "какпух" - это не мстя...)))