Не знаю, нужно ли вновь уточнять, что мое мнение субъективно и обусловлено исключительно собственным пониманием предмета обсуждения. Никого ни к чему не обязывает. Вилка оценок от 3 до 9 (слабо – замечательно).
№1. Город-садист
Вижу город белых, как пух, камней, Солнца, пляжей, чаек и кораблей. Только все мучительней и больней Он упрямую память мою ласкает.
Этот город - изверг, маньяк, садист, Дышит в спину, сколько ни отходи, Я вдыхаю - и он у меня в груди - Чуть придушит, и сразу же отпускает...
Город лижет пятки морским песком, Так пьянящ, так сладок и так знаком, И забыть бы к черту всё, но потом Нет покоя с ним ни душе, ни плоти.
Город твой - бетонный ночной дракон, Пышет светом лампочек из окОн, И когда ты помашешь ему рукой, Он сорвется с цепи и меня проглотит…
При релевантности определения, соседство слов пух и камни вызывает некоторое недоумение (заведомо легчайшее, летящее рядом с тяжелым, давящим). Почти наверняка автор сделал это осознанно, но контраст, противопоставление показались слишком сильными для той идеи, которая была вложена в этот образ, если я ее поняла правильно.
Очень неудобно проговаривать: "Солнца, пляжей, чаек и кораблей" из-за обилия согласных.
Желая найти единый ритм для всех 4-х катренов, тем не менее упираешься в разновеликие строки: предпоследняя строка относительно прочих длинна (кстати, в последнем катрене "твой" и "ты" безотносительны, или у них есть адресат? Если есть, – откуда он взялся? Если нет, слово "ты" там можно и опустить, из контекста понятно, что ты помашешь, а слог лишний, сбивает), 4-я строка в 3-м катрене коротка относительно подобных строк. Вообще, с точки зрения ритма и удобства чтения, 3-й катрен мне кажется самым ровным, но ведь до него еще нужно добраться через первые два. Во всяком случае, мне для этого потребовалось время.
Ударение на окОн – все справочники показывают Окон, иногда упоминая устаревшую форму окОн. В глаза бросается очень.
Понравились – идея и схема рифмовки.
Оценка - 6
============
№2. Тик-так
Тик-так. В твоей голове завёлся воздушный шарик, он звенит от щелчков и давит на барабанные перепонки. Тик-так. Ты не сводишь глаз с бутылки холодной фанты в руке той, которая мучает тебя уже третью (или четвертую) жизнь. Тик. Кап. И за время, пока капля висит в воздухе, ты успеваешь дойти до десятого круга. Так. Тик-так. Тик-так. Сердце наконец ударяется о прутья рёбер и вспоминает, что ты ещё жив. Потолок переворачивается, ты снова чувствуешь под ногами пол, и обрывки нервов от безысходности вступают в случайные связи. Выхода нет. Разве что – вылет, но это уже насовсем. Тик-так. Ты по вечерам глотаешь белый огонь, пытаясь выжечь боль. А утром отрываешь себе голову. Тик-так. И она улетает по ветру – далеко-далеко, пустая, как будущее, и легкая, как Её выдох на твоем лице… Тик. Но все ветры ведут к Ней. Так. По Её воле ты леденеешь и горишь одновременно, ломаешь стены на зефирную крошку с клубничным джемом, режешь пальцы гитарными струнами, умеешь останавливать кровь коньяком и золотом и смотришь, смотришь, смотришь, смотришь… А это самое худшее. Тик. Ты забываешь про солнце, потому что оно не на небе. Так. Ты включаешься и выключаешься по смешку, слову и изгибу плеча. Тик. Ты смотришь в Её глаза – и наступает мировая фибрилляция. Так. Ей даже ничего не надо делать – только смеяться. Она заведет будильник и придумает тебе новую пытку: ей даже интересно, сколько ещё ты сможешь прожить в банке под номером {неразборчиво} в её персональной кунсткамере, пока не рассыплешься на затихающее эхо и осколки старых костей. И она знает об этом с самого начала, и в этом – смысл жизни пятнадцатилетней садистки, потому что жизнь без страданий пресна и называется иначе. Белая кожа, черные лилии, алые лезвия на кончиках пальцев – а глубоко под кожей – так-тик, так-тик, так-тик – блестящие титановые шестерёнки и гравировка по циферблату: «И это пройдёт» – вроде бы для твоего утешения, но от этого ещё больнее. Тик-так. Обратный отсчёт похож на тебя – вы оба когда-то закончитесь. А пока – тебе разрешается только зажмуривать глаза и судорожно думать, чем бы проделать дырочку у себя в груди, чтобы заводить сердце, когда она уйдёт. А она уйдёт. Тик…
Первое впечатление – как длинно… И не осилила, извините. Собственно, если бы не была должна оценить, на этом все и закончилось бы. Позже было бы жаль, если бы я этот текст не прочла.
Второй подход оказался удачней, поскольку решила отнестись к тексту, как к поэтической прозе. Снова извините – стиль располагает к данному заключению. Пусть это называется свободный стих, но читать короткую прозу и длинный стих – психологически разные вещи ) Словом, не суть важно, как называется, а важно – что написано. А написано очень интересно. Вообще, этот "набоковский" стих – очень мужской. С трудом представляю себе, что написан он женщиной, настолько психологически точно описание физического и ментального мужского. Хотя, кто знает )
Оценка – 8
============
№3. Слово о Моське
Смелость города берет. Кто помнит имя слона, на которого лаяла Моська? Никто. А Моську знают все. Виктор Пелевин "Числа"
О доблестной Моське замолвите слово… Нехилое дело – облаять слона. Ханжи удивлялись: мол, что здесь такого? Она соглашалась: «Идите вы на…» Ну что здесь такого? Облаяла матом, бесстыже и гнусно презрев этикет. Помилуйте, слон повернулся к ней задом, ответив игнором на Моськин "привет!" Она отстояла права лилипутов: один на один опустила слона. Об этом не вспомнил никто почему-то, а слава для Моськи ужасно важна. Ах, слон не заметил? Подумаешь, цаца! Подумаешь, фря – хоботатый медведь! Раз нас игнорируют – значит, боятся! А значит, позволено дальше наглеть. Ну что, презиратели, канули в Лету? Слонами – на Север? Достойный уход… За вами ушли канотье и штиблеты, а лай до сих пор искушает народ. И мышцы крепчают, и дух матереет, когда раздуваешь из моськи слона: Чем громче – тем круче, смелее, правее. А кто не согласен, «идите вы на…»
Идея хорошая, написано весело, хлестко. Почти о бедном гусаре ) Вот здесь: "Она соглашалась: «Идите вы на…»" не поняла – соглашаясь, не посылают, вроде. Может, просто, я не пробовала )
Оценка – 7
============
№4. Моськин Слон
Рыжей масти, маленького роста, Неуклюжа, взбалмошна, мила, Девочка со странной кличкой Моська На Залесской улице жила. Пацаны окрестные лупили, А она боялась рассказать. Убегала только что есть силы, Выпучив щенячие глаза. Руки-ноги крестиком - обидно! Раскрасневшись, как вареный рак. Помню, я когда ее увидел - Сразу же влюбился, как дурак.
Обходить её за двести метров Для мальчишек тех теперь закон. Потому, что я - большооой, нелепый, И такой же рыжий моськин Слон.
Вот здесь: “Руки-ноги крестиком - обидно!”
“Раскрасневшись, как вареный рак” – два незаконченных предложения.
Первое: что обидно? (кстати, ноги крестиком – понятно, а руки – это как?)
Второе: по смыслу относится к этому "Убегала только что есть силы, Выпучив щенячие глаза.." (Щенячьи?), но руки-ноги вклинились. Иначе, ни к чему не привязано.
По наитию)) может быть, на основании прошлых голосований)) И главное-то!! А теперь я даже и не знаю, мы были правы или нет?? Ведь сначала-то - "ниасилила"))) загадко..
А оказалось - как непредсказуемо-то))
И главное-то!! А теперь я даже и не знаю, мы были правы или нет?? Ведь сначала-то - "ниасилила"))) загадко..
Потом, читать тонику и верлибр - это разное )
Нет загадки ) Я же написала, - потому что длинно ))