Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Berg. "Игра разумов". ФИНАЛ. Комментарии и оценки
Обзоры
Автор: Колизей-Архив
№1. Город-садист


5 баллов

«Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.»

Традиции городской поэзии в русской литературе – одни из самых сильных. Если бы можно было сравнить поэзию города и поэзию деревни, то, пожалуй, по количеству и разнообразию победила бы городская поэзия. Даже без мощного пласта городского фольклора и бардовской поэзии. Почти весь ХХ век – век городской поэзии. Поэтому написать действительно сильное поэтическое произведение в рамках этой жанровой тематики – очень сложно. Это понятно. И все же…
Сильное и явно неслучайное сходство с мандельштамовским произведением подчеркивает неудачность конкурсной работы.
Я не буду вдаваться в подробности и пройдусь достаточно поверхностно, поскольку даже первый взгляд на работу выявляет громадное количество… неувязок.

Вижу город белых, как пух, камней,
Солнца, пляжей, чаек и кораблей.
Только все мучительней и больней
Он упрямую память мою ласкает.


Я опять и опять задаюсь вопросом: строфическое членение текста основано на чем? Ощущение, что поэты коллективно решили: не важна суть, пусть первые 4 строки будут строфой. И побоку синтаксис с его заморочками! Почему первое предложение не связано со вторым? Откуда противопоставление «только»? Разве здесь есть антагонизм? Использование бессодержательных слов для поддержания ритма – распространенный прием авторов, но его никак нельзя назвать удачной находкой. Начавший формироваться образ портового города – красавца, спотыкается и разрушается неуместным противоречием. Разумнее было бы закончить строфу описанием, а противоречие построить в следующей строфе, четко выписав, что город – денди жесток при приятной наружности.

Этот город - изверг, маньяк, садист,
Дышит в спину, сколько ни отходи,
Я вдыхаю - и он у меня в груди -
Чуть придушит, и сразу же отпускает...


«Газ - так газ. Город опустелый.
Взгляд без глаз,
Окна без огня»

Выхлопные газы и выбросы предприятий – большая проблема современных городов. Тут я согласился и скоренько пошел рисовать плакат с умершими цветами и детьми в противогазах.

Мне, например, совершенно непонятна связь первой строфы и второй. Замысел прослеживается, но слова будто втыкались случайно, как кубики лего: разъемы подходят и ладно, скажем, что «абстракционизьм».
Вот какой смысл у слова «отходи»? Отдаляйся от города? Приходи в чувство после знакомства? Отдыхай от взаимодействия?
Не поймите меня превратно, уважаемые, но законы языка неизменны: все слова в коммуникативном единстве предложения или целого текста должны иметь общий гиперсмысл. Они не должны «вываливаться», «выпирать» из произведения. Опять адресую читателя к мандельштамовским строкам. Взгляд фиксируется только на ключевых моментах, связанных, оправданных, композиционно выверенных. Каждое слово имеет не свой абстрактный лексический смысл, а все слова связаны общей семантикой, живут общей жизнью произведения.

Город твой - бетонный ночной дракон,
Пышет светом лампочек из окОн,
И когда ты помашешь ему рукой,
Он сорвется с цепи и меня проглотит…


Последняя фраза – убила. Это надо так понимать, что ЛГ находится у некоего камня. На камне написано: «Город». Дальше идет черта, обозначающая, где именно город находится. И вот если от камня помахать, то все пойдет, как в сказке про нежданчиков: «Зачем ты меня звала, старуха? Я – Ох, великий и бесполезный».
Вообщем, логика произведения – «сильная Кастанеда с проявлениями Фолкнера».
Отсюда, кстати, и проблемы с композицией. У стихотворения нет ни выраженного начала, ни конца. Просто необработанный фрагмент ассоциаций.
Ну, вот, уже изругал работу, и это еще не все, что можно было бы сказать.
Положительный момент – замысел интересен. Объективно, придать этому форму не поэтического, а прозаического произведения, расширить и обработать, и выйдет хороший рассказ – ассоциация. Но к поэзии, в том виде как это представлено, написанное имеет лишь формальное отношение.

============

№2. Тик-так


7

В жизни я человек очень добрый, поэтому ставлю баллы повыше. Добрый, но желчный. И тупой. При включении в розетку. Скажу, что так повеяло родными «Диамондом», «ФиФ» и «Дримом» в лучшие его годы… Эх, где мои 15 лет?! Где все эти восторженные, полные энтузиазма и таланта… Увы. Оцивилился даже мой самый яркий, самый упорный и необузданный друг. Одеревенел, перестал понимать другую сторону бытия и поплыл по течению. Крокодил канцелярита.
Вот в память о былом и в надежде на будущее «7». А так, сердце, вспоминающее, что жив организм-носитель… Это круто!

============

№3. Слово о Моське


3

Я воздержусь, ладно? Только в прошлое воскресенье, я дискутировал с несколькими заинтересованными личностями на тему: «Искусство, ремесло и кича. Конституирующие принципы». Вот кича просматривается весьма живо, а в целом… «Север» пишется с заглавной буквы, только если подразумевает имя собственное, а не географическое понятие, как в сием произведении аля- Глеб Капустин. Мне, в берцах и грязном «комке», до канотье и штиблетов, вполне живым и поныне, далече. Мозги у меня простые, как кирпич, и до прав лилипутских не дотягивают. Все хочется по-старинке, по-гоголевски: «Слово, написанное, тверже камня и ценнее золота».

============

№4. Моськин Слон


7

Забавно. А слоны рыжие? Стишок весьма милый.
На этом плюсы заканчиваются.

Рыжей масти, маленького роста,
Неуклюжа, взбалмошна, мила,
Девочка, со странной кличкой Моська,
На Залесской улице жила.


Эх, приложения…

Пацаны окрестные лупили,
А она боялась рассказать.


Неправильные пацаны. Может, не пацаны? Помню, в мое детство девок задирать считалось признаком… принадлежности к мировому сообществу меньшинств. Хотя у блатных, кажется, без разницы? Там социо-культурные отношения термитов?
Кому рассказать -то боялась?

Убегала только, что есть силы,
Выпучив щенячие глаза.


А прочесть-то можно по-разному….

Руки-ноги крестиком - обидно!

Крестообразное положение руко-ног – признак обиды существ женского пола. Надо запомнить.

Раскрасневшись, как вареный рак.
Помню, я, когда ее увидел,
Сразу же влюбился, как дурак.

Обходить её за двести метров -
Для мальчишек тех теперь закон.
Потому, что я - большооой, нелепый,
И такой же рыжий моськин Слон.


Прими совет, родной поэт, -
Надежнее «Бизона» - нет.
И пулемет, и пистолет
В одном флаконе!
А «Слон» – тяжел и неуклюж
Он лишь для снайпера, к тому ж.
От пыли как сберечь? Да луж…
«Бизон» - и враг твой в коме!

(Для Лиса. "Слон" – крупнокалиберная амеровская снайперка. "Бизон" – дым отечества нам сладок и приятен, а пистолеты-пулеметы на базе "калаша" надежны и неприхотливы.)

============
Опубликовано: 19/06/14, 04:37 | Свидетельство о публикации № 202-19/06/14-11108 | Просмотров: 548 | Комментариев: 2
Загрузка...
Все комментарии:

Ага))) Знакомый верлибрист оценил опус номер 2 как очень простенькую подростковую рефлексию)))
Алекс_Фо  (19/06/14 20:21)    



У меня возникли такие же ассоциации. И на фоне других работ с претензией на серьезность, эта "подростковая" выигрывает именно своею непосредственностью, апелляцией к внутренней сущности человека, а не его бытийному опыту. Впрочем, "по-чесноку", как говорят иные мои знакомцы, все работы не произвели впечатления находки. Просто более или менее добротно сделанные стихи.
Berg  (19/06/14 21:37)    


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [946]
Миниатюры [620]
Обзоры [1167]
Статьи [303]
Эссе [145]
Критика [40]
Сказки [132]
Байки [42]
Сатира [42]
Фельетоны [12]
Юмористическая проза [255]
Мемуары [55]
Документальная проза [48]
Эпистолы [12]
Новеллы [42]
Подражания [12]
Афоризмы [31]
Фантастика [119]
Мистика [19]
Ужасы [4]
Эротическая проза [4]
Галиматья [268]
Повести [262]
Романы [54]
Пьесы [19]
Прозаические переводы [2]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [22]
Литературные игры [14]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1345]
Тесты [8]
Диспуты и опросы [72]
Анонсы и новости [101]
Объявления [64]
Литературные манифесты [219]
Проза без рубрики [343]
Проза пользователей [123]
Критика 2 [49]