Вижу город белых, как пух, камней, Солнца, пляжей, чаек и кораблей. Только все мучительней и больней Он упрямую память мою ласкает.
Этот город - изверг, маньяк, садист, Дышит в спину, сколько ни отходи, Я вдыхаю - и он у меня в груди - Чуть придушит, и сразу же отпускает...
Город лижет пятки морским песком, Так пьянящ, так сладок и так знаком, И забыть бы к черту всё, но потом Нет покоя с ним ни душе, ни плоти.
Город твой - бетонный ночной дракон, Пышет светом лампочек из окОн, И когда ты помашешь ему рукой, Он сорвется с цепи и меня проглотит…
5 баллов
«Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки?
Кровь-строительница хлещет Горлом из земных вещей, Захребетник лишь трепещет На пороге новых дней.»
Традиции городской поэзии в русской литературе – одни из самых сильных. Если бы можно было сравнить поэзию города и поэзию деревни, то, пожалуй, по количеству и разнообразию победила бы городская поэзия. Даже без мощного пласта городского фольклора и бардовской поэзии. Почти весь ХХ век – век городской поэзии. Поэтому написать действительно сильное поэтическое произведение в рамках этой жанровой тематики – очень сложно. Это понятно. И все же… Сильное и явно неслучайное сходство с мандельштамовским произведением подчеркивает неудачность конкурсной работы. Я не буду вдаваться в подробности и пройдусь достаточно поверхностно, поскольку даже первый взгляд на работу выявляет громадное количество… неувязок.
Вижу город белых, как пух, камней, Солнца, пляжей, чаек и кораблей. Только все мучительней и больней Он упрямую память мою ласкает.
Я опять и опять задаюсь вопросом: строфическое членение текста основано на чем? Ощущение, что поэты коллективно решили: не важна суть, пусть первые 4 строки будут строфой. И побоку синтаксис с его заморочками! Почему первое предложение не связано со вторым? Откуда противопоставление «только»? Разве здесь есть антагонизм? Использование бессодержательных слов для поддержания ритма – распространенный прием авторов, но его никак нельзя назвать удачной находкой. Начавший формироваться образ портового города – красавца, спотыкается и разрушается неуместным противоречием. Разумнее было бы закончить строфу описанием, а противоречие построить в следующей строфе, четко выписав, что город – денди жесток при приятной наружности.
Этот город - изверг, маньяк, садист, Дышит в спину, сколько ни отходи, Я вдыхаю - и он у меня в груди - Чуть придушит, и сразу же отпускает...
«Газ - так газ. Город опустелый. Взгляд без глаз, Окна без огня»
Выхлопные газы и выбросы предприятий – большая проблема современных городов. Тут я согласился и скоренько пошел рисовать плакат с умершими цветами и детьми в противогазах.
Мне, например, совершенно непонятна связь первой строфы и второй. Замысел прослеживается, но слова будто втыкались случайно, как кубики лего: разъемы подходят и ладно, скажем, что «абстракционизьм». Вот какой смысл у слова «отходи»? Отдаляйся от города? Приходи в чувство после знакомства? Отдыхай от взаимодействия? Не поймите меня превратно, уважаемые, но законы языка неизменны: все слова в коммуникативном единстве предложения или целого текста должны иметь общий гиперсмысл. Они не должны «вываливаться», «выпирать» из произведения. Опять адресую читателя к мандельштамовским строкам. Взгляд фиксируется только на ключевых моментах, связанных, оправданных, композиционно выверенных. Каждое слово имеет не свой абстрактный лексический смысл, а все слова связаны общей семантикой, живут общей жизнью произведения.
Город твой - бетонный ночной дракон, Пышет светом лампочек из окОн, И когда ты помашешь ему рукой, Он сорвется с цепи и меня проглотит…
Последняя фраза – убила. Это надо так понимать, что ЛГ находится у некоего камня. На камне написано: «Город». Дальше идет черта, обозначающая, где именно город находится. И вот если от камня помахать, то все пойдет, как в сказке про нежданчиков: «Зачем ты меня звала, старуха? Я – Ох, великий и бесполезный». Вообщем, логика произведения – «сильная Кастанеда с проявлениями Фолкнера». Отсюда, кстати, и проблемы с композицией. У стихотворения нет ни выраженного начала, ни конца. Просто необработанный фрагмент ассоциаций. Ну, вот, уже изругал работу, и это еще не все, что можно было бы сказать. Положительный момент – замысел интересен. Объективно, придать этому форму не поэтического, а прозаического произведения, расширить и обработать, и выйдет хороший рассказ – ассоциация. Но к поэзии, в том виде как это представлено, написанное имеет лишь формальное отношение.
============
№2. Тик-так
Тик-так. В твоей голове завёлся воздушный шарик, он звенит от щелчков и давит на барабанные перепонки. Тик-так. Ты не сводишь глаз с бутылки холодной фанты в руке той, которая мучает тебя уже третью (или четвертую) жизнь. Тик. Кап. И за время, пока капля висит в воздухе, ты успеваешь дойти до десятого круга. Так. Тик-так. Тик-так. Сердце наконец ударяется о прутья рёбер и вспоминает, что ты ещё жив. Потолок переворачивается, ты снова чувствуешь под ногами пол, и обрывки нервов от безысходности вступают в случайные связи. Выхода нет. Разве что – вылет, но это уже насовсем. Тик-так. Ты по вечерам глотаешь белый огонь, пытаясь выжечь боль. А утром отрываешь себе голову. Тик-так. И она улетает по ветру – далеко-далеко, пустая, как будущее, и легкая, как Её выдох на твоем лице… Тик. Но все ветры ведут к Ней. Так. По Её воле ты леденеешь и горишь одновременно, ломаешь стены на зефирную крошку с клубничным джемом, режешь пальцы гитарными струнами, умеешь останавливать кровь коньяком и золотом и смотришь, смотришь, смотришь, смотришь… А это самое худшее. Тик. Ты забываешь про солнце, потому что оно не на небе. Так. Ты включаешься и выключаешься по смешку, слову и изгибу плеча. Тик. Ты смотришь в Её глаза – и наступает мировая фибрилляция. Так. Ей даже ничего не надо делать – только смеяться. Она заведет будильник и придумает тебе новую пытку: ей даже интересно, сколько ещё ты сможешь прожить в банке под номером {неразборчиво} в её персональной кунсткамере, пока не рассыплешься на затихающее эхо и осколки старых костей. И она знает об этом с самого начала, и в этом – смысл жизни пятнадцатилетней садистки, потому что жизнь без страданий пресна и называется иначе. Белая кожа, черные лилии, алые лезвия на кончиках пальцев – а глубоко под кожей – так-тик, так-тик, так-тик – блестящие титановые шестерёнки и гравировка по циферблату: «И это пройдёт» – вроде бы для твоего утешения, но от этого ещё больнее. Тик-так. Обратный отсчёт похож на тебя – вы оба когда-то закончитесь. А пока – тебе разрешается только зажмуривать глаза и судорожно думать, чем бы проделать дырочку у себя в груди, чтобы заводить сердце, когда она уйдёт. А она уйдёт. Тик…
7
В жизни я человек очень добрый, поэтому ставлю баллы повыше. Добрый, но желчный. И тупой. При включении в розетку. Скажу, что так повеяло родными «Диамондом», «ФиФ» и «Дримом» в лучшие его годы… Эх, где мои 15 лет?! Где все эти восторженные, полные энтузиазма и таланта… Увы. Оцивилился даже мой самый яркий, самый упорный и необузданный друг. Одеревенел, перестал понимать другую сторону бытия и поплыл по течению. Крокодил канцелярита. Вот в память о былом и в надежде на будущее «7». А так, сердце, вспоминающее, что жив организм-носитель… Это круто!
============
№3. Слово о Моське
Смелость города берет. Кто помнит имя слона, на которого лаяла Моська? Никто. А Моську знают все. Виктор Пелевин "Числа"
О доблестной Моське замолвите слово… Нехилое дело – облаять слона. Ханжи удивлялись: мол, что здесь такого? Она соглашалась: «Идите вы на…» Ну что здесь такого? Облаяла матом, бесстыже и гнусно презрев этикет. Помилуйте, слон повернулся к ней задом, ответив игнором на Моськин "привет!" Она отстояла права лилипутов: один на один опустила слона. Об этом не вспомнил никто почему-то, а слава для Моськи ужасно важна. Ах, слон не заметил? Подумаешь, цаца! Подумаешь, фря – хоботатый медведь! Раз нас игнорируют – значит, боятся! А значит, позволено дальше наглеть. Ну что, презиратели, канули в Лету? Слонами – на Север? Достойный уход… За вами ушли канотье и штиблеты, а лай до сих пор искушает народ. И мышцы крепчают, и дух матереет, когда раздуваешь из моськи слона: Чем громче – тем круче, смелее, правее. А кто не согласен, «идите вы на…»
3
Я воздержусь, ладно? Только в прошлое воскресенье, я дискутировал с несколькими заинтересованными личностями на тему: «Искусство, ремесло и кича. Конституирующие принципы». Вот кича просматривается весьма живо, а в целом… «Север» пишется с заглавной буквы, только если подразумевает имя собственное, а не географическое понятие, как в сием произведении аля- Глеб Капустин. Мне, в берцах и грязном «комке», до канотье и штиблетов, вполне живым и поныне, далече. Мозги у меня простые, как кирпич, и до прав лилипутских не дотягивают. Все хочется по-старинке, по-гоголевски: «Слово, написанное, тверже камня и ценнее золота».
============
№4. Моськин Слон
Рыжей масти, маленького роста, Неуклюжа, взбалмошна, мила, Девочка со странной кличкой Моська На Залесской улице жила. Пацаны окрестные лупили, А она боялась рассказать. Убегала только что есть силы, Выпучив щенячие глаза. Руки-ноги крестиком - обидно! Раскрасневшись, как вареный рак. Помню, я когда ее увидел - Сразу же влюбился, как дурак.
Обходить её за двести метров Для мальчишек тех теперь закон. Потому, что я - большооой, нелепый, И такой же рыжий моськин Слон.
7
Забавно. А слоны рыжие? Стишок весьма милый. На этом плюсы заканчиваются.
Рыжей масти, маленького роста, Неуклюжа, взбалмошна, мила, Девочка, со странной кличкой Моська, На Залесской улице жила.
Эх, приложения…
Пацаны окрестные лупили, А она боялась рассказать.
Неправильные пацаны. Может, не пацаны? Помню, в мое детство девок задирать считалось признаком… принадлежности к мировому сообществу меньшинств. Хотя у блатных, кажется, без разницы? Там социо-культурные отношения термитов? Кому рассказать -то боялась?
Убегала только, что есть силы, Выпучив щенячие глаза.
А прочесть-то можно по-разному….
Руки-ноги крестиком - обидно!
Крестообразное положение руко-ног – признак обиды существ женского пола. Надо запомнить.
Раскрасневшись, как вареный рак. Помню, я, когда ее увидел, Сразу же влюбился, как дурак.
Обходить её за двести метров - Для мальчишек тех теперь закон. Потому, что я - большооой, нелепый, И такой же рыжий моськин Слон.
Прими совет, родной поэт, - Надежнее «Бизона» - нет. И пулемет, и пистолет В одном флаконе! А «Слон» – тяжел и неуклюж Он лишь для снайпера, к тому ж. От пыли как сберечь? Да луж… «Бизон» - и враг твой в коме!
(Для Лиса. "Слон" – крупнокалиберная амеровская снайперка. "Бизон" – дым отечества нам сладок и приятен, а пистолеты-пулеметы на базе "калаша" надежны и неприхотливы.)
У меня возникли такие же ассоциации. И на фоне других работ с претензией на серьезность, эта "подростковая" выигрывает именно своею непосредственностью, апелляцией к внутренней сущности человека, а не его бытийному опыту. Впрочем, "по-чесноку", как говорят иные мои знакомцы, все работы не произвели впечатления находки. Просто более или менее добротно сделанные стихи.