Здравствуйте:) Сочинение (составление) центона – дело сложное, поэтому позвольте высказать признание в моём искреннем уважении тем авторам, которые рискнули и поучаствовали в конкурсе:)
Хороший центон, на мой взгляд, должен обладать двумя абсолютно необходимыми качествами – органичностью (используемые цитаты не "выпячиваются", не заставляют думать во время прочтения – "а это откуда и к чему оно здесь?") и смыслом. Т.е. несмотря на использование различных "деталей" и сложность процесса "стыковки", должен получиться "самолёт", а не "паровоз" с припиской в инструкции – "после сборки обработать напильником...";) При оценивании работ я использовал два этих критерия, как основные.
Ну и как обычно, добавлю, что это личное субъективное мнение, не претендующее на роль абсолютной истины:) Вполне возможно, что кому-то понравится то, что не понравилось мне, или наоборот. Я не являюсь "всегдаправкой", "всезнайкой" или "всепонимайкой". Конструктивный диалог в рецензиях приветствуется. Добрые слова, конечно, приятны. А аргументированная критика полезна;) На неконструктивные же перепалки и выяснения отношений у меня просто нет времени.
1. Какая темная зима
Какая темная зима Встает за садом и прудом. И снова ночь, и снова тьма. Бело, безжизненно кругом.
Голодный ветер злей и злей. Не смеет двигнуться луна – Виновница тоски моей – Весну послышала она.
На мой взгляд, получилось довольно неплохо. Понравились два перехода: - с "И снова ночь, и снова тьма" на "Бело, безжизненно кругом"; - с "Не смеет двигнуться луна –" на "Виновница тоски моей".
А не понравилась концовка "Весну послышала она". Т.е. верится в то, что "не смеет двигнуться луна", картинка рисуется... но абсолютно непонятна причина этого в виде – "весну послышала она". Да и как это связано с "виновница тоски моей" тоже не очень понятно (мне). Конечно, я могу предположить, что луна замерла, прислушиваясь к чему-то, а это оказывается весна там где-то, но... это уже слишком большой "наворот", по-моему. Другими словами, о последней строке я советовал бы автору подумать.  
2. Элегия
Казалось мне, что песня спета: (А.А.Ахматова) Короче становился день, (А.С.Пушкин) И солнца свет сменяет тень, (М.А. Кузмин) А не квадратики паркета. (А.А. Ахматова)
И вот уж о невозвратимом (А.А.Ахматова) Играют ветры, струны рвут… (С.М.Городецкий) Неволи призрачный уют – (С.М. Городецкий) Все унеслось прозрачным дымом. (А.А.Ахматова)
К сожалению, я не вижу в этом стихотворении ни органичности, ни смысла (выдержанного смысла, сюжета). Отдельные строки, как мне кажется, так и остались "отдельными". Если в самом начале произведения шло неплохо: "Казалось мне, что песня спета: / Короче становился день..." дальше вдруг: "И солнца свет сменяет тень..." – ну, более-менее, но уже слегка дисгармонирует "сменяет" (а не "сменяла") и тут появляется: "А не квадратики паркета…" – в смысле?.. значит, тень сменяет свет солнца... ну, хорошо... "а не квадратики паркета"... т.е. не квадратики паркета сменяют свет солнца, а тень – это как?
дальше: "И вот уж о невозвратимом / Играют ветры, струны рвут…" – нормально... но вдруг: "Неволи призрачный уют – / Все унеслось прозрачным дымом..." – я не могу это всё связать в "один текст", это распадается на "кусочки", цельной "картинки" не возникает.
С моей точки зрения, центон не получился.  
3. Хармс и Заболоцкий
Вода в реке журчит, прохладна, восходит солнце над Москвой, и тень от гор ложится в поле, старухи бегают с тоской...
Младенец выхолен и крупен, луна и солнце побледнели, прекрасный поп поет, как бубен, созвездья форму изменили, и время двинулось быстрее, движенье сделалось тягучим, явилась ночь, ушла обратно, и время стало, как песок...
И председатель на отвале, и дворник с черными усами - сидят и чешут волоса... стоят года под воротами...
Картошкой дым под небеса...
Опять-таки, как и в предыдущем, в произведении есть отдельные интересные элементы и переходы... к примеру, мне очень понравился кусочек: и время двинулось быстрее, движенье сделалось тягучим, явилась ночь, ушла обратно, и время стало, как песок...
но вот в целом… получилась какая-то бессмыслица – одно скачет в другое, а затем – в третье... Такое у меня сложилось впечатление.
Ещё отмечу неудачный выбор строки "созвездья форму изменили", которая не рифмуется с "луна и солнце побледнели" (ну о "диссонансной рифме" не будем говорить, здесь она совсем не оправдана, на мой взгляд), да и перечисление получается очень странным... а дальше пошло совсем без рифмы.
Перечитывал произведение несколько раз... Ну, как вариант этакого "театра абсурда", может, и сойдёт... Но ведь цель была – написать осмысленный центон;) или я ошибаюсь?  
4. Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая, (Ф.И. Тютчев) В тумане моря голубом… (М.Ю. Лермонтов) Нет, ничего не вспоминаю, (Г.В. Адамович) Шумит и гаснет дюжий гром. (В.И. Нарбут)
Не страшен нам раскат пустынный, (М.А. Зенкевич) Из окон рокот ровных гамм. (М.А. Кузмин) Как робко нитью паутинной (М.А. Зенкевич) Все вторит весело громам! ( Ф.И. Тютчев)
Ну что-то в этом есть... Две строки, на мой взгляд, выбраны не совсем удачно, это: - "Нет, ничего не вспоминаю…" – очень так неожиданно звучит в "ткани" произведения... органичность вплетения строк здесь нарушается, по-моему; - "Как робко нитью паутинной...", которая завершается строкой "Все вторит весело громам!" – здесь я не понимаю смысла строк... "всё вторит громам нитью паутинной", да к тому же "робко" – о чём это? какое такое "всё"? как оно "вторит" паутинной нитью?
Вот если бы вместо этих двух строк было что-то иное, что-то более подходящее по контексту (на мой взгляд)... А так... Центон не получился, как мне кажется.  
5. Гимн-центон вождю пролетариата
Пусть много гимнов не допето, но он и вечность бы затмил...
А может, лучшая победа - избытком страсти, буйством сил - всю жизнь толпы многоголовой в свой необузданный поток?.. Назвать, узнать, сорвать покровы - горя единственной мечтой?.. В те дни, в таинственных долинах, всё время рваться вверх и вдаль?..
...А здесь на согнутые спины взвалили уголь, шлак и сталь. Крестят нас огненной купелью, нам проба - голод, холод, тьма... И вот - в железной колыбели - чтоб разум наш живой смыкать, повёл он всех к истокам новым... Мы не вернёмся, видит Бог!
Его кулак навек закован. Воспеть его ... кто лучше мог?
Очень интересное произведение получилось:) Даже и не скажешь, что центон, оно выглядит "авторским произведением":)
Отмечу: - начало, т.е. первые шесть строк – изумительно:) красиво, интересно, со смыслом... опять-таки удивляюсь, как это всё можно было так классно собрать:) - вторая половина стихотворения, начиная со строки "...А здесь на согнутые спины..." – очень хорошо:)
Теперь придирочки: - первый раз слегка запнулся во время прочтения на строке "горя единственной мечтой?.." – ну, "поток-мечтой" резануло как не рифма, а жаль... - второй раз запнулся, пытаясь осмыслить строки: "В те дни, в таинственных долинах, всё время рваться вверх и вдаль?.." "Долины", на мой взгляд, как-то вписались в "ткань" не очень уж органично.
Но в целом... очень понравилась эта работа. Пока для меня это безусловный победитель (я ещё не прочитал все произведения).
С удовольствием перечитал несколько раз:) А интересно было бы голосом, т.е. декламацией... на мой взгляд, хорошо бы получилось, звучное:)  
6. Вопиющий случай
Повар делает компоты, ...... словно бог Дионис. Лётчик водит самолёты, .......он таращится вниз:
зайку бросила хозяйка ........над одною шестой, под дождём остался зайка, ........двухголовый святой...
по строчкам: Михалков-Бродский-Михалков-Бродский- Барто-Бродский-Барто-Бродский
Любопытный пример центона в жанре "театр абсурда", но... в отличии от произведения "3. Хармс и Заболоцкий", данное произведение очень интересное, на мой взгляд:) Меня особенно поразила концовка "двухголовый святой":) Кроме того, здесь ещё и пример использования разноразмерных строк (четырехстопный ямб и двухстопный анапест), т.е. этакий центон-логаэд:) А сочинить (составить) такой центон – далеко не просто...
(Петр Вяземский, А.С Пушкин, А. Барто, А.С. Пушкин)
На мой взгляд, это скорее упражнение в виде центона, нежели самостоятельное произведение:) Ну, "маловато будет";) И с последней строкой, на мой взгляд, есть проблемка... она так стремится прозвучать как "Средь неведомых равнинь", чтобы срифмоваться точнее;) А вот сама тема интересная, её можно было бы развить... подумать над более точной четвёртой строкой и продолжением...  
8. Курортный сонет
(из архивов актёра N)
Она – нездешних нив жилица! Свой первый кофе пьёт уже на набережной в неглиже, подняв пытливые зеницы на мой прославленный портрет. А я стою, как пред причастьем, неподражаемая странность: красавица в осьмнадцать лет. Что это – временный, но выход? (За невозможное прости, за чёрте-что в конце пути, помимо матерьяльных выгод)... Хочу в глаза ей посмотреть и никогда не умереть.
Ух-ты... ещё один пример очень органичного центона, который воспринимается "авторским произведением", а не слепкой из строк-цитат:) Автор – молодец, хорошо поработал:)
М-да... я думал, что выбрать стихотворения в свой шорт-лист (а ещё и по местам расставить) будет легко, а ведь нет... всё больше и больше претендентов;)
Особо отмечу строку "Что это – временный, но выход?" и то, что за ней в скобках... очень интересно получилось:)
Из придирочек… "причастьем-странность" – не рифма, но здесь попадает на "внутреннюю пару рифм" (вторая-третья), поэтому не вызывает ощущение ошибки (ну, "холостая рифмовка" в одном четверостишии). Ну и "сонетом" это произведение можно назвать довольно условно (слишком много правил классического сонета нарушается).  
9. Расставание с прошлым
Теперь любовь моя не та, лежит щекой на волнорезе. В забвенье канули года из алюминиевых кресел.
По голубеющей воде: какие-то квадраты, даты, разнообразные не те, как чувства или же закаты...
по строчкам: Есенин-Бродский-Есенин-Бродский- Есенин-Бродский-Евтушенко-Вознесенский
На мой взгляд, получился неплохой центон... Но на одной строке я всё-таки очень сильно запнулся: - (В забвенье канули года ) "из алюминиевых кресел..." – не смог понять о чём-то... или к чему...
А наиболее поразило меня вплетение строки "разнообразные не те":) Красиво:)
Перечитывал... Ну, можно додумать, что "года... из алюминиевых кресел" – это о каких-то годах, проведённых среди довольно убогой мебели, дешёвой, неудобной... А вот строка "(любовь моя) лежит щекой на волнорезе" меня стала смущать после перечитывания... сложный образ получается...  
10. Блок и Белый
Ночь, улица, фонарь, аптека, кладбищенский убогий сад - живи еще хоть четверть века - над памятниками дрожат... Умрешь - начнешь опять сначала над зарослями из дерев... Ночь, ледяная рябь канала, храм яснится оцепенев...
И повторится все, как встарь: сожженные в полдневном зное - аптека, улица, фонарь... Ты погружаешься в родное...
Ещё когда конкурс только начинался, я заключил пари сам с собой, что строка "Ночь, улица, фонарь, аптека" где-нибудь будет использована... Выиграл;)
Но давайте всё же про стихотворение поговорим...
Сначала отмечу неудачность подбора строки "над памятниками дрожат..." (с моей точки зрения) Во-первых, она выбивается по ритму (её хочется прочитать как "[над ПАмят(ть).никаМИ... дроЖАТ]). Во-вторых, я не считаю, что она очень уж органично вписывается в смысл (связана с предыдущими). Что "дрожит" над памятниками? Неужели всё это перечисление – "ночь, улица, фонарь, аптека, кладбищенский убогий сад"?
Далее... Не совсем понятно мне и следующее: "Умрешь - начнешь опять сначала над зарослями из дерев..."
Это про реинкарнацию? Но к чему здесь "над зарослями из дерев"? С обрывом строки... Это вызывает лишь вопрос – что начнёшь сначала над зарослями?
Далее, после обрыва предыдущей мысли, продолжается пейзажная "картинка": "Ночь, ледяная рябь канала, храм яснится оцепенев..."
Скажем так, это уже не очень интересно после начала стихотворения, когда пейзажная "картинка" была создана... Развития нет, понимаете?
Ну и концовка... честно говоря, меня она не впечатлила... Особенно фраза "Ты погружаешься в родное..." мне кажется "притянутой за уши". И "сожженные в полдневном зное - аптека, улица, фонарь" как-то смущают...
На мой взгляд, идея в стихотворении есть... и можно было бы в этом направлении поработать... но в таком виде меня результат не устроил.
Ну что ж... вот и дошли до выбора произведений в шорт-лист:) Три произведения, которые меня наиболее поразили из десяти конкурсных, я уже знаю... Плюс ещё пара, которые могли бы попасть в шорт, если бы немножко поредактировать, додумать... Добавим к этому вкусовые пристрастия и субъективность взгляда, которые никто не отменит... Перечитал ещё раз... Нет, всё же эти три и остаются.
1 место: 8. Курортный сонет
2 место: 5. Гимн-центон вождю пролетариата
3 место: 6. Вопиющий случай
Спасибо всем участникам конкурса. Было очень интересно:)
При оценке конкурсных работ я руководствовался рядом критериев, одни из которых – обязательные, на мой взгляд, а другие – дополнительные. Что можно отнести к обязательным критериям? Во-первых, соблюдение требований синтаксиса, стилистики, логики построения стихотворений. Проще говоря, не должно получаться каши или полной галиматьи, каждая строчка (и строфа) должна логично вытекать из другой, не обрывая мысль, не нарушая образ. Правила русского языка надо уважать! Чтобы не получилось что-то вроде:
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека – Во глубине сибирских руд. Живи ещё хоть четверть века, И братья меч вам отдадут…»
С одной стороны – забавно (ибо потеха над классикой), с другой – полная ахинея, да ещё и путаница с единственным и множественным числом при обращении. Ещё одна распространённая ошибка – неоправданное произвольное смешение временных глагольных форм, вроде:
«Расцветали яблони и груши, Сквозь туман кремнистый путь блестит. Выходила на берег Катюша, И звезда с звездою говорит.»
Ещё одно обязательное требование носит общепоэтический характер: стихотворение должно быть законченным, целостным, самостоятельным, иметь художественную ценность. Важное (но всё-таки думаю, что не обязательное, а очень-очень желательное) требование – используемые для написания центонов стихи должны быть у всех на слуху. Тогда и достигается максимальный эффект от комбинирования строчек. Конечно, это требование весьма условно и во многом зависит от уровня образованности читателя, но, в любом случае, очевидно, что строки Фета:
«Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало…»
гораздо известнее, чем:
«И целомудренно и смело, До чресл сияя наготой…»
На мой взгляд, авторами – участниками конкурса в большей степени использовались любимые стихи или стихи, широко известные в узких кругах, и гораздо меньше – стихи, которые у всех на слуху. И наконец, дополнительное, но важное требование: высшим пилотажем при написании центонов я считаю, если автор использует для комбинации два (максимум три) известных стихотворения. А дербанить построчно всю хрестоматию… думаю, это слишком просто и вообще неспортивно. J Но это требование, к сожалению, учёл только Николай Агальцов (правда, тут же (и поэтому) возникли проблемы со связностью повествования, но, тем не менее, лёгких путей он не стал искать). Работ на конкурс прислано не так много (лето, лето…), но, выбирая из них, я, пожалуй, остановлюсь в своём выборе на двух (или трёх? :): серьёзной и юмористической (юмористических), которые, на мой взгляд, больше всего соответствуют тем требованиям, о которых я говорил. Остальные центоны тоже неплохи, но… немного не дотягивают из-за тех или иных недочётов. В любом случае, спасибо всем авторам, принявшим участие в конкурсе!
1. хорошее, но угадываемых, что ли, культовых строчек – мало… тем не менее, стихо получилось.
2. Элегический посыл удался, особенно впечатлили квадратики паркета, неожиданно и интересно… но! Из 8 строчек - четыре ахматовские, это не совсем конструктивно для оригинального центона… моё имхо)
3. Ну, хороший получился «Хармс и Заболоцкий», но (см. выше) двух поэтов для центона, лично мне, недостаточно…
4. «Гроза»: увлекательно и узнаваемо, но здесь мне мало поворотов сюжетных))
5. Количество классиков, безвозмездно подаривших «вождю пролетариата…» строчки, поражает! В шорт!
6. Ну, забавно, но не более( строчки из одного стиха + очень туманный смысел… мне, кажется, автор пытался нас развлечь, у него это получилось, но, на мой взгляд, качественного центона не получилось…
7. Это смешно…. Тот случай, когда краткость – в горле не застревает… В общем, потешно, подумаю…
8. Понравился математический расклад)) хорошая работа, автор поработал неплохо)
9. Вот это понравилось очень! Возможная причина попадания: два моих любимых поэта любезно «подарили» автору свои рифмованные словесы…
10. Тоже работа, заслуживающая внимания… мало авторов), но понравилось и, значит, нельзя проходить мимо…
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Спасибо жюри за работу и интересный конкурс. Мне кажется некоторое разочарование Александра Коковихина объясняется усталостью от такой скрупулёзной работы и жарой. А я вижу этот процесс так: берёшь лоскутки дорогих материалов и пытаешься сшить из них интересный костюм...
Алексей, Макс, Олег, спасибо за добрые комментарии! Писать центоны забавно, мне сперва показалось. Но, сделав одну попытку, вторую, третью, я понял, что, несмотря на все старанья, результаты не стоят потраченного времени и усилий))
здравствуй, Александр:) да, это дело не такое простое, как кажется на первый взгляд;) ну а результаты... мне кажется, иногда получаются очень интересные вещи:) радости тебе:) Лис
Большое спасибо за обзор! Я первый раз столкнулась с идеей центонов, поначалу даже не поняла, как это составляется - подбирала просто любимые стихи с подходящим ритмом, пытаясь как-то связать содержание... И уже во время голосования поняла, как надо))) Еще раз спасибо, буду ждать новых центонов.
спасибо:)
да, интересный взгляд на процесс;) и ведь получилось:)
радости Вам:)
Лис
"Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!"
Писала по памяти, поэтому и появился неожиданный мягкий знак)))
Каюсь...
да, это дело не такое простое, как кажется на первый взгляд;)
ну а результаты... мне кажется, иногда получаются очень интересные вещи:)
радости тебе:)
Лис
И уже во время голосования поняла, как надо)))
Еще раз спасибо, буду ждать новых центонов.
спасибо:)
ну, когда-нибудь и на ШПМ будет конкурс центонов, как мне кажется:) правда, очень нескоро:)
радости тебе:)
Лис
радости тебе:)
Лис