Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Обзор произведений конкурса "4ЛАП-2014: формат А4"
Обзоры
Автор: Ксенон
Законы формата А4 таковы, что делают форму подачи близкой к прозе, а значит - к разговорной естественной речи, поэтому "запись в строчку" должна быть оправданной. Далеко не все стихотворения будут легко читаться и восприниматься в такой записи. Законы прозы оказывают существенное влияние на А4, поэтому естественнее всего смотрятся лирико-эпические произведения, в которых присутствует определённый сюжет, развитие событий; неплохо вписывается в формат философская лирика. А вот поэзию "чистого искусства" лучше оставить для привычной формы подачи "в столбик".
Тем не менее, даже записанные в А4, стихи всё же остаются стихами, обладающими размерностью и ритмом. Не стоит забывать, что ослабление "вертикальных связей", отсутствие формально обозначенных межстрочных пауз могут гораздо с большей лёгкостью сбить читателя с ритма. Особенно важно соблюдение чёткого ритма и размерности в начале стихотворения.
И, разумеется, яркость, оригинальность авторской задумки и подачи, лаконичность и доступность - остаются неизменными требованиями и пожеланиями, вне зависимости от формата.

Елена Бородина. "Погружение"



Интересный образец медитативной лирики, присутствует последовательность смены образов, описательность.
Но очень сбивают бесконечные переносы, начинающиеся с первых строк. Это бы ещё куда ни шло, но длинные строки усугубляют ситуацию. Значительное расстояние между рифмами в совокупности с переносами «ломают» ритм так, что стихотворение начинает если и не рассыпаться, то здорово "спотыкать" читателя.

Аполло. "Река"



Стихотворение тематически похоже на предыдущее. Но здесь автор в самом начале задаёт чёткий ритм. Даже чередование трёх и четырёхстопного амфибрахия работает на разнообразие ритма, ничуть не сбивая. Последующие переносы воспринимаются легко, формат А4 "скрадывает" эти недочёты.
С другой стороны, далеко не уверен, что и это стихотворение, и предыдущее, много приобрело от записи в А4. Но если в первом случае запись в привычном формате "столбика" кажется мне необходимой, то во втором - не очень-то обязательной, как если бы автор нарочно поставил перед собой задачу написать стихотворение в А4, соблюдая необходимые требования записи. Но возможно, это моё личное субъективное восприятие.

Николай Яковлев. "Как под дождь июньский спится!"



Больше всего мне понравилось вступление: зримое, светлое, мажорное.
Затем автор начинает резко менять стили изложения, как будто экспериментирует, и это сильно сбивает. Восторженное вступление резко переходит в стадию философского и психологического раздумья: "Я - не он. И ты - не та" (это, кстати, к чему и о ком? Опять-таки, логичнее было бы "Я - не он. Ты - не она" или "Я - не тот. И ты - не та". Да и фонетически запросто может произойти слияние "я - неон и тынета"). Далее идут рассуждения о детях, горстях земли… и снова - изменение стиля философской лирики на жёсткий постмодернизм ("палтус, махито, заломы, Лобачевский - говно"). Всё это по инерции ещё читается на бодрой мажорной интонации. Её автор задаёт не только через сам текст во вступлении, она во многом определяется ещё и размерностью, ритмом.
Абзац даёт передышку, и снова начинается старая добрая классическая лирика. Вот только сбился немного: парки прядут пряжу, спицы в руках героини. Первая мысль - она тоже парка? И лишь потом понимаешь, что автор скорее всего имел в виду, что героиня сама "прядёт" свою судьбу.
Формат А4 смотрится , но строчные переносы сбивают.
В целом - очень неплохо, но нужно приводить стихотворение к общему знаменателю, на худой конец - обозначить абзацами резкие изменения стиля, чтобы дать читателю прочухаться и не лететь вперёд на одной волне.:)

Юрьевская. "Старая история"



Да, понравилось стихотворение. Интересная игра с подменой персонажей. Несколько наивно, "так это чёрт с ним", сказка всё-таки.:)
И формат А4 здесь, на мой взгляд, смотрится очень естественно, он как нельзя лучше подходит именно для повествования.

Галия. "Когда начнёшь"



Сбивает перенос в первом же колоне, дальше ритм более-менее выравнивается. Но психологическая лирика, построенная сплошь на образах и аллегориях, переживаниях героини, на формат А4 ложится плохо, затрудняет восприятие.

Александра Одрина. "Кошка города"



Саша, задумка мне понравилась, но есть несколько "но". Во-первых, "свободно блуждающий размер" плохо ложится на А4, ритм постоянно рвётся. Во-вторых, ты читателю даёшь много "лишней" информации, всё разжёвываешь, к тому же, создаёшь этим лишний объём. Поэтому нет ощущения "сжатой пружины", которое так характерно для поэтической формы.
Опять же, в контексте произведения кошка выступает скорее в роли наблюдателя и созерцателя, нежели хранителя, её роль не прописана.

Александр Коковихин. "Моська"



Я вижу, стихотворение готовилось для конкурса "Игры разума"?:)
Но на формат А4 не очень ложится, думаю, здесь лучше будет привычная запись "в столбик", обозначающая паузы и границы: рвут ритм "блуждающая размерность" вкупе со строчными переносами.
Сама история выглядит реалистично и жизненно, да. Но само сравнение "Слон и Моська" с ветеранами Великой Отечественной с морально-этической точки зрения кажется мне не самой лучшей идеей. Хотя эта история и вполне могла быть.

Аглая Алёшина. "Колодезное"



Ну что же, интересное ироничное стихотворение получилось, "осовремененное" жаргонизмами, рассказывающее о сложности межличностных отношений.
Стиль изложения довольно вольный, сочетающий классическую образность и разговорную просторечивость. Ну что же, запишем в качестве авторской фишки и мульки.:)
Ритм задан чёткий, не сбоит, читается достаточно легко. Хотя, мне показалось, что от формата А4 стихотворение не слишком много выиграло, пропадают междустрочные паузы, ускоряя темп изложения, что несколько затрудняет восприятие: одна мысль теснит другую.

Светлана Пешкова. "Июньские сны и немного математики"



Интересная фантазия на летнюю тему!:)
Образы лёгкие и ясные, ритм чёткий, последовательность изложения с меняющимся действием вполне укладываются, на мой взгляд, в концепцию А4.

Алексей Абашин (Леший). "Почва"



Интересная философская работа с элементами суггестивки и словотворчества.
Правда "поплыл" на фразе "У неба цвет холодного родства. Уродства цвет. Юродивый оттенок", ассоциативка не сработала.
Ну, ещё необходимость сноски под словом "июнь" сбивает с волны.

Люся Мокко. "Девочка, послушная ветру"



Стихотворение трогательное, хотя мне кажется, несколько нарочито сентиментальное, когда драматизм нагнетается слишком сильно, чтобы вызвать более глубокий эмоциональный отклик.
Хотя в общем и целом хорошо, формат оправдан, на мой взгляд, переносы легко воспринимаются, не ломая ритмический рисунок.
В конце, правда, немного запутался в хронологии событий: "утром ей скажут..." (будущее время), тут же: "ветер гудел..." (прошедшее время); "мама рыдала" (прошедшее время).
И последние строки меня тоже несколько сбили с толку: мама рыдала, а доктор диагностировал затяжной психоз, поскольку не видел, что ветер унёс девочку. Хм... а если бы видел? Диагностировал бы психоз у себя? А мама разве видела? Для неё девочка просто умерла. Поэтому слова "он же не видел" не вяжутся по смыслу с текстом.

Елена Тютина. "Последнее письмо"



Не хочу быть ханжой, ворчащим о том, что в типично "мужские темы" женщинам лучше не лезть.:) Дело не в этом. Увидеть женский взгляд было бы даже весьма интересно, но думаю, что описывать ситуацию гибели АПЛ от имени героя - невероятно трудно, даже мужчине, если он не служил на подлодке. Мягкие женская лирика и образность - здесь плохой помощник. Разумеется, я сужу придирчиво. Но стихотворения на подобные темы не могу судить иначе, Вы уж извините. Ведь аварию на АПЛ нельзя сравнить даже с короткими минутами отдыха после боя. Передышки не будет, да и дышать-то нечем... Если борьба за живучесть АПЛ идёт сутки - это уже что-то за гранью, когда невероятная усталость с минуты на минуту перейдёт в смерть. Тут уже не до долгих прощаний и элегической грусти о жизни и девушке, оставленной на берегу. Можно успеть сказать самое главное, сухо, лаконично, но так, что пробирает до костей и таит в себе такую глубину невысказанных чувств, которая наверное только и бывает у человека, понимающего, что доживает последние минуты. Такими были последние письма Колесникова и Борисова с "Курска".
Поэтому, думаю, что стоит всё-таки немного перекроить сюжет и показать ситуацию со стороны героини.
Как бы то ни было, очень рад, что Вы остаётесь неравнодушной к теме гибели наших ребят на АПЛ. От себя лично осмелюсь порекомендовать книгу адмирала Рязанцева "Курск. В кильватерном строю за смертью" (она легко находится через поисковики), а также сайт "Хрупкие дети души" моего давнего доброго знакомого - капитана первого ранга Андрея Чернышева, командовавшего АПЛ: http://and-rey.ucoz.ru/
У него много интересных "солёных" историй и баек из жизни подводников, которые помогут «окунуться» в тему и прочувствовать атмосферу.

Олег Юшкевичъ. "only time"



Очень убедительно, Олег. Искренне надеюсь, что ЛГ - это всего лишь ЛГ, ну, или у тебя просто была хандра. Формат оправдан, на мой взгляд. А вот текста, мне кажется, многовато, за ним немного теряются ключевые опорные фразы, сжатые, подобно пружине. "Фиеста" и "сиеста" несколько резанули слух, эти слова какие-то... не слишком эндемичные, что ли?:) Ну, ещё инверсия "инкогнито терра" зацепила слух (кстати, а разве не "инкогнита"?)
А в целом... в целом, да, зримо и, самое главное, ощущаемо, практически тактильно.
Ну что же, надо подводить итоги. К сожалению, не всех, кого хотелось бы, включаю в шорт-лист, но игра - есть игра!




Первое место: Юрьевская. "Старая история".
Первое место: Олег Юшкевичъ. "only time"

Второе место: Алексей Абашин (Леший). "Почва".
Второе место: Светлана Пешкова. "Июньские сны и немного математики".

Третье место: Люся Мокко. "Девочка, послушная ветру".
Опубликовано: 12/08/14, 07:37 | Просмотров: 1341 | Комментариев: 16
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Максим, спасибо за разбор!
Николай_Яковлев  (21/08/14 11:45)    


Пожалуйста, Николай!
Конечно, это только моё мнение.
Ксенон  (21/08/14 11:51)    


Макс, пришёл бы ко мне на эту "кошку" и критикнул от души!
(приглашаю!)
Искала я там длинноты - но ничего сокращать не решилась.
Я вот "пересохшие губы" после твоего визита поправила - сама довольна. Умеешь доброе делать. Ценю. cool
Александра_Одрина  (21/08/14 10:07)    


Спасибо, Саш!
Хорошо, "на кошку" приду, если приглашаешь! biggrin
Только чуть попозже, ладно? Нужно закончить несколько плановых дел, которые уже слишком затянулись...

Удачи и вдохновения!
Ксенон  (21/08/14 11:53)    


Макс, спасибо)
1. хандра + всё до кучи))
2. инкогниту проверю.. ))
Олег_Юшкевичъ  (20/08/14 23:20)    


Пожалуйста, Олег! Действительно очень объёмно получилось, и зримо, и осязаемо.
Ксенон  (21/08/14 09:27)    


Спасибо, Макс.
Расскажу тебе немного (благо ты знаешь, что у меня проходных слов бывает очень мало)...
"У неба цвет холодного родства. Уродства цвет. Юродивый оттенок"...
Всё из-за игры слов. Первое предложение (надеюсь, понятно) - небо всегда далеко, синий цвет - холодный. Оно, вроде, всегда рядом (родное)... но так далеко, что не дотянешься... дотянешься только когда умрёшь...
Уродство - "рядом с родством"... Цвет родства. Юродивый... Юный, род, только родился... оттенок возрождения... начало...
"Июнь июль (с глаголом "июнь")... Превращай жизнь в нормальное, постоянное детство...))) Начало лета... но с обязательным концом (августом)...
Меня от метаметафизики в последнее время конкретно плющит...))) Могу пример тебе показать из несостоявшегося стихотворения: "Окно - в Москве. Москва - в окне"...))))
Я долго думал. Хотел назвать стихотворение "Колесо". Но решил всё-таки "Почва".
Может это и МГТ... Но как-то написалось легко и быстро... Хотя, не мой формат (правы другие жюристы)... Скорее всего, переделаю потом в нормальный "столбик".
Леший  (18/08/14 23:47)    


Здравствуй, Алексей!
Да, это понятно в принципе, я немного по другому поводу "споткнулся".
"У неба цвет холодного родства" - почему синий (или голубой) назван цветом родства? (а почему холодного - да, вполне понятно). Ну, разве что подвести под то, что зелёный (росток) по цветовой гамме тоже находится в холодном спектре.
Глагол "июнь" сбивает в том плане, что автоматически считывается как месяц июнь. Приходится читать сноску, возвращаться и перечитывать, что сбивает с волны. Скажем, если бы было написано "июль июнит" - вопроса бы не возникло.

"Меня от метаметафизики в последнее время конкретно плющит...))) Могу пример тебе показать из несостоявшегося стихотворения: "Окно - в Москве. Москва - в окне"...))))"
Интересная игра слов.
Ищешь начала начал и стремишься зрить в корень? Да, со мной такое тоже частенько бывает. smile
Ксенон  (19/08/14 08:30)    


Про Москву - забавно. smile
Алексей, вот когда привычные значения слов и "новообретённые" в тексте начинают спорить- диссонировать - может, лучше дать ему полежать?
----
(Это я про урод-юрод-род)
Сейчас много таких слов отыскивается - у которых современное значение ушло в сторону.
Правда, это не читается, или читается не художественно, а "отумово".
Может, оттого, что в сознании автора нечто новое "топорщится" и требует говорения о нём?
---
И ещё (субъективно) - у неба бывает холодный цвет, а бывает тёплый. Хотя и синий тон. Что-то тут неоднозначно.
Александра_Одрина  (21/08/14 10:03)    


Ксенон, огромное спасибо за обзор. Вы абсолютно правы, стихотворение у меня получилось девичье. Но... это урок и Ваши замечания обязательно запомню.
Елена_Тютина  (18/08/14 21:43)    


Только не сердитесь, Елена!
Я очень придирчиво отношусь к таким темам. И сам пробовал написать... получилось плохо.
Ксенон  (18/08/14 22:27)    


Максим, спасибо большое за обзор! )) Есть над чем подумать, вы довольно строгий жюрист, как мне показалось ))
Во многом согласна с вашими замечаниями к «Девочке». Нагнетала драматизьм, ога )) в след раз буду аккуратнее )) И в хронологии событий понимаю, почему читатель может запутаться. Чтобы облегчить понимание, я дала финальную часть после звездочек, отделила от основного повествования «насильно». Но то, что «ветер гудел» в прошедшем времени – в принципе, косяк, не спорю. Не получилось выправить sad
А финал в здравом уме растолковать не берусь )) алогичен, что поделать )) Но на то и был расчет cool
Люся_Мокко  (18/08/14 19:59)    


Да, Люся, увы мне, увы, придирчив и капризен как старый хрен! sad
Ну, с временами, думаю, разобраться не проблема будет, да и финал... нет, не алогичен, в принципе всё считывается на понятийном уровне: мама плачет, у неё затяжной психоз... Вот только наверно не доктор "не видел, как ветер унёс...", а всё-таки мама. Либо так: мама видела, а доктор думает, что это так проявляется психоз из-за потери ребёнка.
Ксенон  (18/08/14 23:30)    


Ну, я думаю, что придирчивость грамотного критика токо на пользу авторам ))) с капризами, канеш, сложнее wacko но жить можно! ))

А про финал мне уже говорили, что... Подкорректировать, в общем, советовали )) Но пока что-то рука не поднимается его трогать, чесслово. Голова понимает, а вот рука - не поднимается sad
Люся_Мокко  (19/08/14 00:03)    


Вот какое знакомое чувство, Люся, когда рука не поднимается править.
Может, оно и не надыть?
Александра_Одрина  (21/08/14 09:56)    


Саша, я обычно жестоко расправляюсь токо со свежаками )) А если стих уже упорхнул, начал своей жизнью жить, все труднее за него браться sad Ну или побольше времени должно пройти, чтоб совсем от текста отвыкнуть и смотреть как на чужой )) думаю, это тебе тож знакомо )
Люся_Мокко  (21/08/14 13:08)    

Рубрики
Рассказы [1126]
Миниатюры [1108]
Обзоры [1450]
Статьи [458]
Эссе [210]
Критика [97]
Сказки [244]
Байки [52]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [157]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [64]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [79]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2370]
Тесты [26]
Диспуты и опросы [114]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [195]