Наш специальный корреспондент, оказавшись проездом в Херсоне, побывал в гостях у художника Михаила Толстых.  
Краткая биографическая справка: Толстых Михаил Борисович родился 1 февраля 1951 года в Херсоне.
После окончания средней школы работает художником-оформителем и учится в изостудии города Херсона. В 1980 году оканчивает художественно-графический факультет Одесского пединститута и начинает преподавательскую деятельность в Александрийском педагогическом училище Кировоградской области.
В 1981 году Михаил возвращается в Херсон и с тех пор не покидает его, занимаясь преподавательской деятельностью и увлеченно работая над поиском своего пути в изобразительном искусстве. В эти годы Михаил принимает активное участие в самых разных выставках, как в Херсоне, так и в других городах Украины. Его работы, выполненные в классическом живописном стиле, обращают на себя внимание отточенной техникой и изысканностью композиции, а цветовая палитра радует глаз чистотой и неизменной элегантностью, напоминая полотна мастеров эпохи Возрождения.
С начала 90-х годов Михаил Толстых начинает писать картины сложного философско-религиозного содержания. За более чем 20-летний период создано множество полотен, в которых художник размышляет над загадками нашей Цивилизации и путями развития Человечества. Наличие в произведениях нескольких сюжетных линий и множества ассоциативных образов приглашают зрителя к глубокому и вдумчивому общению с творчеством Мастера, а филигранная техника кисти приводит в восторг.
 
И вот мы беседуем с Мастером.
Михаил, как бы вы охарактеризовали стиль, в котором выполнены ваши картины? Мне сложно давать такую характеристику своему творчеству, обычно этим грешат искусствоведы. Они, чаще всего, привязываются к известным направлениям и уже тогда загоняют художника в Прокрустово ложе своего понимания его творчества. Скажу так: начав работать в направлении сюжетной живописи, я четко вышел на линию Дали – Босха и тогда начали формироваться мои первые довольно мрачные картины, такие как «Аннигилятор», «Бычий глаз», «Виридоновый пейзаж». А потом я потерял всякий ориентир и начал писать так, как чувствую, решая каждую конкретную задачу. Ведь чтобы сохранить себя, свою индивидуальность, нужно оторваться от потока, отбросить стереотипы. На данный момент я бы сказал, что мои последние работы выполнены в стиле символического сюрреализма. Впрочем, это определение тоже довольно условно.
Откуда вы берете свои сюжеты? Как появляются на картинах различные формы существ и строений? Ведь в окружающем нас мире они, как правило, отсутствуют. Видите ли, каждая картина не есть отдельный фрагмент, а изображение определенного Мира, уловленного мной. Оттуда же берутся и формы, которые я стараюсь изображать в реальных символах, поскольку если я буду передавать их такими, как открываются они мне, картина будет понятна только самому художнику и нескольким людям, обладающих таким же видением. В общем-то, я позволяю зрителю попытаться заглянуть в мир непроявленных образов.
Один из ваших предшественников, Сальвадор Дали, прославился не только своими картинами, но и весьма экстравагантными выходками. А вы эпатажны? Судя по моим картинам, да. Но это творческий эпатаж. А в жизни я – монах, можно даже сказать аскет, и внешний эпатаж мне не присущ. По большому счету, я и так все время нахожусь в противоречии с социумом, зачем же это еще усугублять!
А кроме Дали и Босха, кто еще повлиял на ваше становление как художника? В разные периоды у меня были разные симпатии. В молодости я очень любил Вермеера и Коро, хотя они не «мои» художники. Коро ближе к импрессионизму, великолепный колорист. А у меня на колорит вообще нет никакой ставки. Я не стремлюсь составлять красивые цветовые сочетания, эффектные мазки, меня прежде всего волнует смысл, а смыслу подчинена форма.
В какой технике вы преимущественно работаете? Как правило, пишу маслом на холсте. Редко на картоне.
Какие ваши любимые образы? Это те образы, с которыми я сейчас конкретно работаю. Когда я подключаюсь к миру картины и вхожу в режим её форм и идей, то начинаю зависеть от той гармонии, и тогда становлюсь несвободным, подчиняясь общему звучанию творения.
Какие сюжеты вы предпочитаете? А у меня все картины примерно на один сюжет, я могу менять форму, а суть остается та же – поиск смысла жизни. Это может быть исследованием цивилизационных процессов на фоне религиозно-исторических событий, может быть переосмысление каких-нибудь этических истин. Но все это подчиняется одному вопросу: в чём суть всего сущего, и роль человека в этом сущем?
Вы – философ? Назовите меня так, если хотите. Впрочем, по большому счету, вся наша жизнь – это философия, но многие просто этого не замечают.
 
Михаил Толстых и поэт Юрий Топунов  
Какую картину вы считаете лучшей? Трудно сказать. Точно также можно спросить у матери, какого ребенка вы больше любите. Каждая картина является частью меня самого и лучшая эта часть либо худшая – решать не мне.
Тогда какая из картин, на ваш взгляд, наиболее дорогая? Это другой вопрос. Здесь играет роль размеры картины, время работы над ней, степень проработки деталей. Например, за картину «Храм» я много запросил бы. Она напоминает картины Босха, которые удивляют, восхищают. Более того, многие художники пытались писать «под Босха», но безуспешно.
А у вас получилось? Боюсь показаться нескромным, но думаю, получилось.
У вас есть мечта? Конечно есть. Я мечтаю о самореализации, о зрителе, эквивалентном моим картинам. Я уже не в том возрасте, чтобы тешить себя иллюзиями об известности, славе…
А вдруг случится? А я и не сомневаюсь! Просто когда это произойдет – посмотрим…
Трудно ли жить современному художнику? Современный художник?! А что такое «современный художник»? Художник живет вне времени и пространства, так сказать, на своей волне, в своем изобразительном мире. И все, мешающее этому состоянию, воспринимается с досадой, так как отвлекает от процесса творчества. И так было во все времена.
Все ли гениальное просто в живописи? Вы знаете, это «просто» находится на такой вершине, что ох как не просто!..
Где Вы чувствуете себя счастливым? В моей мастерской. Она для меня, как бочка для Диогена. Это место, где я уединяюсь, ухожу от мира и остаюсь наедине с собой, то есть я близок к самому высшему процессу, который может происходить в человеке – к процессу творчества, который, на мой взгляд, сродни Акту Творения. Здесь очень редко бывают люди. За последние несколько месяцев меня посетили всего лишь несколько моих близких друзей, а это очень ограниченный круг людей.
Вы могли бы прокомментировать несколько картин, чтобы дать возможность нашим читателям понять те идеи, которые художник Михаил Толстых вкладывает в свой изобразительный язык? Хорошо, попробую.
 
«Анигилятор»  
Вот например,
«Анигилятор». В этой картине я хотел сказать, что всякая власть греховна в своей основе. Она использует для своих сугубо эгоистичных целей великие истины, заложенные в религии, культуре, науке, цинично искажает и попирает их, а в конечном итоге, и уничтожает. Все это происходит циклично – из эпохи в эпоху, из эпохи в эпоху…
 
«Виридоновый пейзаж»  
Или
«Виридоновый пейзаж». В центре полотна ракообразная сущность порождает летающие объекты иллюзий, заполняющих наше мироздание. Это торжество земной цивилизации в материальном мире, разъедаемом земными страстями и невежеством. Все порождаемое в нем разрушается. Вдалеке, как надежда, сверкает холодная звезда духовного мира.
 
«Саркофаг»  
А вот картина под названием
«Саркофаг». Саркофаг – это субъективный мир человека, в котором он движется сквозь социальное пространство, заполненное земными институтами власти, религии, церкви, науки, производства, изображенных на картине в виде символических строений, возведенных вдоль улицы, по которой проходит человеческая жизнь. Но у человека всегда есть выбор, это два пути, показанные на картине – внизу изображен человек перед входом в небытие, вверху – перед светлыми вратами в в мир божественный.
 
«Храм»  
Не могу обойти вниманием картину, которая имеет символическое название
«Храм». Картина рассказывает, что Мир – это храм, и человек, как часть этого мира, есть храм, вместилище Духа. Однако каждый живет в мире своих представлений, часто отличающихся от истинных. На картине показаны рождение множества форм в этом мире-храме, разнообразие человеческих существ и их деятельности, а также возможность осознания божественной сущности индивида для приложения усилий своей духовной реализации. Помните фразу из гениального фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» - «К чему дорога, если она не приводит к храму?»
Уже прощаясь с Художником, я подумал: А действительно, для чего нужно творчество, если оно не ведет к Храму…  
Для сведения. Познакомиться с творчеством Михаила Толстых вы можете на интернет-рессурсах:
http://artkavun.kherson.ua/tolstyh_mihail_borisovich.htm http://solaris.do.am/photo/ Для более детального знакомства с личностью и творчеством Художника, созданы два документальных фильма:
https://www.youtube.com/watch?v=ibcdXZGHxB0 https://www.youtube.com/watch?v=DQiYWS6jYmg Специально для Литсети
Н.К.
Замечательный художник, интересный диалог. Картины впечатлили. Спасибо спецкору и автору публикации)
спасибо:)
радости тебе:)
Лис