ЛЕЙДА ЦЕХИЕВА Доброго времени суток!
Конкурсных работ немного, поэтому решила кратко прокомментировать все. Я думаю, что многим авторам хочется услышать хоть пару слов о своих детищах, пусть даже мнение будет нелестным. Пристрастность оправдана единственной целью: помочь авторам ещё раз увидеть свое произведение чужими глазами. Прошу учесть, что чужой взгляд слишком субъективный и не всегда технически подкован. Если что-то не так, простите великодушно и забудьте. Всем спасибо! 1. Просто время пришло Ровное, стандартное стихотворение. Смутил обвал листопада, по аналогии: обвал камнепада. «Трепло» при заданном стиле покоробило. Во второй строфе две последние строки показались фальшиво-приторными.
2. На зеленых островах... В короткое стихотворение вместилась целая жизнь. Вернее, две трети). Нева впадает в детство – многозначительный и красивый образ! Трава по соседству с небом – тоже щемяще красиво. Смутило «зачем-то», бывает у меня бзик: неопределённости такого типа кажутся втычками.
3. С небес на землю Прочитала несколько раз, пыталась глубже проникнуться) «Дождь ёжиковатый» – интересный образ, но фонетически тяжеловат. Сквернословить матом – резанула тавтология, впрочем, для других читателей может послужить усилением экспрессии вкупе с «впопыхах». Хотя не понятно, почему вороны сквернословят, да ещё впопыхах. «В четвёртом этаже» – наверное, правильней будет «на четвёртом этаже». «Шальной зайчишка в солнечном ударе» – красивый, остроумный образ. После слова «запылал» пропущена запятая. Леденящая сталь – понравилось.
4. Октябрь уж Настоящие заботы настоящей женщины) Стихотворение уютное и умиротворяющее. Замечу только, что после потрошеной корюшки сразу следуют округлости манящего бедра, которые ассоциативно представились окороком. И укрыть завесой – мне кажется, здесь логичнее будет «закрыть», хотя по смыслу «укрыть» , конечно, богаче.
5. Думая о Тайной вечере Пафосно и несколько мудрёно. Мне кажется, что в предложении, растянутом на две строфы, нарушена конструкция, а смысл оборота «претворяя в сущем божественные дары» для меня вообще не понятен.
«Мы предали…» Кто мы? Смелое обобщение, но не совсем оправданное. «кто как мог» – из того же ряда.
Кульминационное восклицание «Но чёрт нас возьми…» предполагает соответственно нестандартную развязку, но, к моему сожалению, шарик разлетелся на обрывки разочарования.
Вот такой вывод сделал неподготовленный читатель. Потом я просмотрела комментарии к стихотворению, и кое-что прояснилось. Но, поскольку книгу я не читала, мои позиции остались прежними. Сожалею.
6. Квартира .Вот она – тараканья правда жизни!))) Читаешь, вникаешь в образность, по-человечески сопереживаешь, а в конце тебя «Пыльным тапком по башке – без причины» и сразу «утратили значение буквы, числа, символы, цвета, величины». Хотя нет, «межкомнатно-нелепые дороги» значение сохранили, ведь все дороги ведут на карниз.) Стихотворение, богатое образной иронией, но рядом с серьёзными работами проигрывает из-за шуточности.
7. Маленькая ода избушке Гармоничное стихотворение. Ш-ш-ш – легко вписывается в лесную тишину. Тишина крадёт время – тонко замечено. Единственное, что смущает – это разногласие между названием и текстом стихотворения. Оды избушке не увидела)
8. Свитер Эмоционально леденящая работа, даже похолодело всё внутри. Выразительно донесено отчаяние героини и болезненный всепроникающий холод – холод, от которого невозможно избавиться, хоть сто свитеров надеть. Интригующий сюжет, и, насколько можно судить по тексту, суть в следующем: больная девочка (озноб, кашель, отсутствие вкусовых ощущений) пребывает в отчаянии. Побег, порванный свитер – это эмоциональный взрыв, как следствие длительного нервного напряжения. У меня прочиталось так.
Длинновато, может быть. Лаконизм сконцентрировал бы суть противостояния, на мой взгляд. Но рассмотрим ближе некоторые места в тексте:
«сон летаргично-снежен» – летаргия по своим характеристикам близка ко сну. Почти тот же сон, поэтому летаргично-снежный сон для меня звучит неубедительно.
«Осипшая псина» сбивает сюжетную линию (подсознательно ждёшь от текста продолжения о псине).
Голанка – это печь? Тогда – голландка.
«Кипятит самовар запивать затяжной кашель» – здесь с пунктуацией разобраться бы.
«Убегает Варвара, содрав ненавистный свитер,
Разрывает на части и топчет его, топчет…» В этих строках нарушен порядок действий. Сначала Варвара сдирает свитер. Потом убегает, разрывает и топчет – перечисленные действия происходят одновременно, что в принципе невозможно. Вероятно, так получилось из-за того, что весь текст написан в настоящем времени.
Сходу разорвать вязаный свитер довольно проблематично, а если представить, что героиня с ним долго возится, то экспрессия падает в разы.
Если стихотворение доработать, получится классная вещь.
9. Был скверный день Убедительно. Выразить чувства с подобной экспрессией не каждому дано. «Коньяк в отсутствии чернил» – оптимальный и красивый выход, но «полный бак» сбил мне эйфорию. Всё шло чинно, благородно и вдруг этакий инородец выскочил. На мой взгляд, не вписывается «бак» в стилевую структуру стихотворения.
«А как? А так!» – может, станет лучше звучать, если исправить: «А как? Да так!»
10. Достучаться до небес Зажигательная бравада. Интересна игра слов.
«висеть висеть» – здесь либо дефиса не хватает, либо запятой.
Жаль, что работа в шорт не вместилась. Остаюсь с раной на сердце)
11. зонт Это та золотая рыбка, которая обязательно попадает в сеть, но, чтобы до неё добраться, надо перебрать не один десяток стихотворений.
«вернётся в дом и мокрый, и прохладный» – здесь не сразу становится понятно, что речь не о доме. Смею предложить, как вариант: домой вернётся мокрым и прохладным.
12. Ида Сюжет: осень + сирота + злая тётка + добрый ангел (или Бог, судя по искажённым именам) = всем счастье. Чем банальнее сюжет, тем богаче должна быть форма. Текст мне показался неоправданно затянутым, строки предсказуемы и затёрты. Слишком навязчиво осуждается плохая тётя: "Добродетельная", «Захрапела сердечная». Я бы предпочла пару строк, показывающих её сущность в динамике. В целом не хватило каких-нибудь штрихов, делающих работу в некоторой степени уникальной. Запоминающейся.
13. Modus ponens*. Для меня эта работа – образец стихотворного кубизма. Отдельные фрагменты вижу и понимаю, а основную идею затмевает нагромождение. И Modus ponens не помогает.)
«Замурован сюжет былинный
Под вопросом: — А был ли мальчик? – остроумно, понравилось.
Строка «Ну не руками — так хотя б в медитации» резко сбила с ритма.
«Попрямее» – коварное слово) Что может быть прямее прямого? И почему с дефисом? Или здесь подтекст есть?
14. Покрова на Нерли «Погребальной ладьей белокаменный храм» – сочный образ.
«И покрыла лицо его серая пыль» – эта строка – пустая, словно притянута для рифмы. И почему пыль легла только на лицо?
«В Нерль и Клязьму» – тяжело выговорить, к тому же «Нерль» сливается с предлогом. Попутчицы – наверное, подразумеваются притоки? Не очень здесь понятно.
«Заливая весь луг с болтовней лягушат» – здесь или предлог лишний, или неверно оформлена мысль.
15. lilichka Круто. Футуристичней, чем у самого Владимира Владимировича. Неоднозначная работа: жонглирование цинизмом плюс хорошо сбитый текст плюс впечатляющие заключительные части. Это объективно. Субъективно: автор заставляет читателя подглядывать в замочную скважину. Не для каждого это приемлемо.
16. мой милый звереныш Стихотворение перенасыщено эпитетами, что придаёт ему некоторую занудность. Жара и жаба находятся так далеко друг от друга, что не сразу сообразишь, что к чему относится, тем более при отсутствии знаков препинания. «Желанная сыть», «желанный товарищ» плохо воспринимаются из-за близкого повтора.
Образы в стихотворении интересны. От «АПЧХИ» даже вздрогнула) Но « тревожится поле танцовщицей юной» – не поняла. И что подразумевается под лёгкой сытью жары?
В целом, работа самобытна. У автора своеобразный стиль. Но тщательно причесать текст было бы не лишним.
17. Ассоль Хорошее стихотворение: сюжет простенький, но оформлен оригинально.
18. Друг мой Кольша Удаётся автору проникновенная острая тематика. Эта к тому же и актуальная. Завидная композиция: каждая строфа несёт своеобразно обособленную информацию, а в итоге проявляется скрытая суть. Одно дело – иметь гражданскую позицию, другое – из-за неё не только лезть под пули, но и пережить все мерзости, сопровождающие войны. Психика бойцов остаётся искалеченной, а это чьи-то отцы, сыновья, мужья. Ну вот, дочиталась до слёз)
Про бельмо ещё скажу, которое незрячее: мне кажется словосочетание нелогичным.
19. Служитель муз Гармония, которую легко нарушить лишними словами)
20. За снегом Женственная лирика. Молитвы только о хлебе насущном, как и спутанные заснеженные волосы – чем не мерило тягот жизни многих женщин? А ведь взлетали за светом.
Хороша эхообразующая фонетика.
21. Эта долгая тёплая осень... Правдивый пейзаж, достоверно выписаны нюансы долгой тёплой осени. Ровное стихотворение, разве что «распушившейся» слух побеспокоил.
22. Арифметика среднего возраста Если пишутся стихи, то безнадёжной прострации не должно быть.) Декадентам сочувствую, но направление не воспринимаю. Оно представляется мне сливом психического негатива на чужие головы.
23. В кофемолке судьбы Стихотворение насыщенно образами, но восприятие не перегружает. Кипящая тьма, созвездие малой Бессонницы, невод отчаяния, глазницы двустволки – богато звучит. Выпить гляссе с Господом – славная жизнеутверждающая задумка)
24. Осенний сонет Стихотворение насквозь пронизано осенью (и в прямом, и в переносном смысле) вплоть до провокации ностальгии у читателя (в хорошем смысле). Красива первая строфа, но «льёт… соло» резануло слух необычностью.
ШОРТ
2. На зеленых островах... +6
6. Квартира +6
8. Свитер +4
9. Был скверный день +5
11. зонт +7
17. Ассоль +5
18. Друг мой Кольша +6
23. В кофемолке судьбы +6
АНТИШОРТ
5. Думая о Тайной вечере – 4
14. Покрова на Нерли – 5
АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ ШОРТ 1. Ольга_Альтовская Просто время пришло Оценка: 5
Очень добротная классическая меланхолия. В таком стихотворении малейшая фальш отчетливо видна. Но на сие не наткнулся, поэтому и включил в шорт – за искренность, за умение автора не сорваться на слезно-описательные интонации. К тому же платить по счетам – это правильно, а бегать от кредиторов стыдно.
5. Маргарита_Шмерлинг Думая о Тайной вечере Оценка: 3
Жить без греха, к сожалению, нельзя. Замолить, откупиться можно, не более. Видимо, эту нетленную мысль хотел донести до нас автор, и это у него получилось очень неплохо, ровно, посредством легких, ненавязчивых метафор. Отдельный респект за рифмы во втором катрене, обычно тризну упорно рифмуют с жизнью, а тут нетривиально и звучит хорошо.
7. Маргарита_Шмерлинг Маленькая ода избушке Оценка: 7
Восхитительно уместное применение шипящих звуков, плавный ритм. Слова текут лесным ручьем, и картинка рисуется чудесная. Можно не договаривать, объясняя финал. Сказано достаточно, чтобы каждый подумал о чем-то своем.
9. Аполло Был скверный день Оценка: 6
Он нес какую-то фигню,
Сучил ногами, выйти рвался,
Но я скомандовала «Ню!»,
И он заткнулся и остался.
И, как говорится, на здоровье. Красивый рассказ, сочный такой.
16. ИванНевиноватый мой милый звереныш Оценка: 3
За финал включил в шорт. «Мозжит не смолкая» – здорово сказано! И еще много интересных выражений, но, на мой взгляд, с ними случился перебор, поэтому оценка невысока.
17. Лола_Ува Ассоль Оценка: 4
Несправедливо так к тихоням относиться. У него и квартира, и машина, и еще много чего, и еще любовница, которую он раздражает своей тихостью. Ну и шла бы от него лесом! Черта с два… Но это философский момент, а вот настроение схвачено верно до дрожи, до коликов, до кончиков ногтей
18. Люся_Мокко Друг мой Кольша Оценка: 7
Тут сложно что-то сказать. От таких стихов сердце жмет. И здесь нет спекуляции на чувствах, давления на жалость. Наоборот, очень взвешенная, даже скупая подача материала. Сюжета фактически нет, событий тоже, а так много сказано!
22. Аэль Арифметика среднего возраста Оценка: 6
И был кураж, и был полет,
И страсть была неутолимая…
Все в прошлом, я уже не тот.
Мне двадцать два. Прости, любимая…
Мне и вправду было весело это читать, а «нелепый фрукт» меня откровенно рассмешил. Черный юмор – моя небольшая слабость, и автор этой слабости очень талантливо поддакнул, выбрав верный ритм, замечательные метафоры и даже некий гротеск. Пошел делить зеро на ноль… адью, господа!
АНТИШОРТ 15. Андрей_Бычков lilichka Оценка: -3
Поначалу (вернее, в начале чтения) хотел даже в шорт включить, но с дальнейшим чтением это желание медленно исчезало, а после упоминания имени классика сделалось с обратным знаком. Все слова вроде на своих местах, а стих ни о чем, да еще такой длинный. Современная Лиличка? И чем она отличается от прочих Эллочек, Леночек и тд? Ах, ее Маяковский любил… Где тогда Маяковский? Короче, салат «оливье».
ДЕНИС Шорт: 2. На зеленых островах... Простое по средствам выражения, но в то же время глубокое по смыслу и лёгкое по восприятию стихотворение. Автору удалось сделать так, что его настроение передаётся читателю. Запоминается работа с первого раза.
Я бы немного поспорил с автором по поводу того, можно ли прикасаться охрой, но так ему показалось. Что тут поделаешь?
Оценка: +6
9. Был скверный день Прочитал это стихотворение и потом целый день бубнил себе под нос: «…Деревья были ню – дешёвые натурщицы в мансарде художника, входящего в запой». Они ведь правда ню, деревья-то. Написано мазками – вглядываясь в каждый из них по отдельности, не понимаешь ссмысла их нахождения здесь, а когда отойдёшь немного назад – предстаёт замечательная картина. Ну и финал, разумеется. А вообще – мастерская работа.
Оценка: +7
11. зонт Это стихотворение мне понравилось больше других. Очень технично и красиво написано. Все образы чёткие, понятные. Ипостаси зонта тоже производят впечатление. Особенно хорош зонт в финале проявлением своих чувств.
Оценка: +7
Антишорт: 15. lilichka Честно дочитал до конца. Положение обязывает – член жюри всё-таки). Читал и маялся от избытка натурализма, площадной брани и отсутствия даже слабого ощущения поэзии.
Оценка: - 7
22. Арифметика среднего возраста Боюсь повториться, но, как видно, придётся. То существо (или сущность?), которое вдохновило автора на это творение, вряд ли можно назвать музой…
Оценка: - 7
10. Достучаться до небес Не достучаться так до небес. Там, говорят, благостно всё, кущи всякие райские, птицы тоже райские. Тяга к жизни мне понятна, но арсенал средств… Если отправлять на, и лаяться всячески, то не до небес так достучаться можно, а до преисподней)
Оценка: -3
честный, по возможности объективный и уж точно не хуже других)) во всяком случае, о своих впечатлениях вы написали хорошо и понятно.
и спасибо за мнение по поводу моего стихотворения, и за понимание, и за улыбку, не раз замечала наш с вами резонанс))
Я старалась быть честной, а уж получилось то, что получилось)
Да, резонанс есть. Наверное, на одной волне гуляем))
Лейда, я знаю про незрячее бельмо, да ) не вполне корректное словоупотребление, но приличной замены подобрать так и не смогла, увы...
Спасибо вам!
Лейда, покажите, будьте добры, пафос в стихе Маргариты.
А стих Ольги Королёвой вы разбираете как в первом классе: тут предлог, тут сливается, тут сложно читается. Смешно.
Вы в целом пробовали воспринимать композиционную вещь? Вы пробовали понять, что хотел сказать всем этим поэт, или вы думаете, что, копаясь в предлогах, можно что-то увидеть?
Мне не понравилась ваша работа, она некомпетентна.
Здравствуй, Валера.
Я тебя прощаю.)
Чего обмусоливать то, что я уже сказала?
Кратко, языком Эзопа: болен гриппом - сиди дома.
Остановлюсь на этом.
Прошу прощения за тон, если вдруг кому ...и прочее бла-бла.
Лис - удивили вы меня, за какие-такие грехи стих Ольги отправили в антишорт?
Или я чего-то не понимаю?
А вот теперь поспорь со мной веткой выше.)
А пост Лиса оказывается не здесь находится, а там где основной конкурс и результаты) так, что не там вопрос задал)